Файл: Роль педагога в формировании учебной деятельности младшего школьника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

поэтапным изменением.

Ниже, в таблице 1 приведены результаты мониторинга по методике Н.Лускановой в первом классе соответственно в начале года и после использования игровой деятельности по специально разработанной учителем программе, с использованием игр, через полгода.

Таблица 1-Уровень познавательных интересов учащихся

№ реб.

Уровни интереса

К учению

К математике

1 класс, начало года

1 класс, через 6 мес.

1 класс, начало года

1 класс, через 6 мес.

В

В

В

В

В

В

В

В

С

В

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

В

В

В

В

С

В

С

С

С

С

С

В

С

С

С

С

В

В

В

С

% в среднем по классу

В-40%

С – 40%

Н – 20%

В-60%

С – 40%

Н – 0%

В-40%

С – 30%

Н – 30%

В-40%

С – 60%

Н – 0%

Примечание. Уровня интереса: В – высокий, С – средний, Н – низкий.

Итак, после анализа уровня познавательного интереса у учащихся 1-го

класса, можем сделать вывод о том, что познавательный интерес у учащихся

только формируется.

С помощью данных мониторинга произведено выделение индивидуальных проблемных зон относительно каждого ученика, что будет

представлять основу, для того, чтобы вносить коррективы в разработку учебного процесса с применением игр.

Таким образом, результат мониторинга говорит о положительной динамике, в которой развивается познавательный интерес учащихся к учению и непосредственно к математике.

Динамика развития познавательного интереса учащихся наглядно выражена в диаграмме на рисунке 1.

Рисунок 1—Динамика развития познавательного интереса учащихся

Следовательно, использование игровой деятельности и игровых технологий на уроках, у нас – на примере математики, позволяет провести эффективное формирование познавательного интереса младших школьников к учению и непосредственно к изучению самого предмета.


Использования игры в обучении и воспитании младших школьников может быть эффективным только при положительном отношении к занятием с ними – положительное у учителя и учащихся.

Поэтому для выявления отношения учителей и учащихся к игре и игровой деятельности в учебном процессе, в школе было проведено анкетирование учителей и учащихся.

В анкетировании участвовали 14 учителей.

Было предложено два вопроса.

Вопрос №1: «Какое место занимает игра в развитии личности ребёнка».

Вопрос №2: «Вы, в своей педагогической практике, много времени отводите дидактической игре в учебном процессе?»

В процессе опроса были выявлены следующие данные:

Таблица 2- Ответ на вопрос №1

главное

не самое главное

второсте-

пенное

никакого места не занимает

не задумы-

вался над этим

не знаю

8

57%

6

43%

-

-

-

-

Итак, на вопрос №: «Какое место занимает игра в развитии личности ребёнка» 57% опрошенных учителей считает «самое главное», 43% - «не самое главное», представлены показатели в таблице (Таблица 2). Наглядно данные показатели представлены на диаграмме (рисунок 2).

Рисунок 2— Диаграмма ответа учителей на вопрос №1: «Какое место занимает игра в развитии личности ребёнка»

На вопрос №2: «Вы в своей педагогической практике много времени отводите дидактической игре в учебном процессе?»37% учителей ответили

«очень много», а 63% - не очень много, но достаточно (таблица 3.), диаграмма (рис.3.).

Таблица 3 - Ответ на вопрос №2

много

не очень много

только на уроках математики

сегодня это никому не нужно

не задумывался над этим

не знаю

8

57%

6

43%

-

-

-

-

Наглядно данные показатели представлены на диаграмме (рисунок 3).

Рисунок 3—Диаграмма ответа учителей на вопрос №2 Вы в своей педагогической практике много времени отводите дидактической игре в учебном процессе?


В беседе выяснилось, согласно мнению, которое высказывала основная масса учителей (8 чел. – 57%), что главная трудность введения игровой деятельности в учебный процесс и трудности учителей в проведении игр в отсутствии необходимых условий.

По данному результату беседы составлена следующая таблица (таблица 4).

Таблица 4- Главная трудность введения игровой деятельности в учебный процесс

отсутствие в школе необходимых условий

равноду-

шие детей

не задумыва-

лись над этим

не знаю

нет

8

57%

2

14%

-

-

4

29%

-

-

Итак, можем сделать вывод, что у учителей ЧОУ «Школа Путь к успеху» - положительное отношение к играм и игровой деятельности в учебном процессе.

Ими достаточно активно они используются в педагогической деятельности, хотя при этом нельзя не отметить наличие объективных трудностей проведения занятий на основе игр.

Но для того, чтобы внедрение игр и игровой деятельности стало активно проводиться при организации учебного процесса, необходимо обеспечение школы (особенно начальной), различными техническими средствами обучения и пособиями, позволяющими проводить данную деятельность с использованием игр.

В школе также было предложено анкетирование учащимся начальных классов.

В опросе участвовали 32 ученика начальной школы, выбор которых был произвольный.

Поставив себя на место учителей, более 50% учащихся предположили использование на своих уроках игр.

Основной массой учащихся отмечена большая польза от использования игр на уроках и собственное удовольствие от участия в таком учебном процессе.

Таблица (таблица 5) представляет ответы, выбранные учениками.

Таблица 5- Ответы на анкету учащимся начальных классов

Какие уроки ты больше всего любишь?

Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке:

Как часто в вашем классе на уроках бывают игры:

Как ты относишься к игре на уроке?

Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?

люблю все уроки

12

работы с учебником

6

очень часто

8

очень хочется участв.

32

очень большая

12

с использованием схем, таблиц, картин

8

таблиц, схем, картин

2

часто

8

большая

12

с использо-

ванием:

10

различных игр

18

не очень часто

16

не очень большая

4

главное, чтобы на уроке было интересно

2

самостоятельных работ

6

неболь-

шая

4


Итак, в результате данного проведенного анкетирования учащихся, нами сделан вывод о том, что им нравятся уроки с использованием игр, отмечено положительное отношение к внедрению игровой деятельности в учебный процесс.

Таким образом, можно говорить о необходимости включения в каждый урок игровых моментов, но не для разрядки обстановки, а чтобы активизировать знания детей, развивать познавательный интерес и

мотивацию к учебе.

Мотивацию учащихся к обучению можно назвать первоначальной целью игровой деятельности и внедрения игр в учебный процесс в начальной

школе. В процессе развлекательных занятий формируется творческая личность школьника, он учится систематизировать полученные знания, использовать их в решении различных задач в будущем.

Каждая игровая технология в начальной школе по ФГОС должна решать следующие задачи: развить у учащихся способность самостоятельно мыслить, решать без посторонней помощи простейшие задачи. Важно добиться полного усвоения материала по предмету каждым учеником в школьном коллективе, сохранить физическое и психическое здоровье ребят во время учебного процесса.

Поэтому для педагогов игровая деятельность в учебном процессе в начальной школе должна стать приоритетным направлением.

2.3 Рекомендации педагогам по организации обучения и воспитания младших школьников

На основе проведенного исследования предложим отдельные рекомендации по использованию дидактических игр на разных уроках в начальной школе.

Игровая деятельность на уроках русского языка.

Предмет «Русский язык» является одним из наименее любимых у ребят младшего школьного возраста. Если же провести урок в игровой форме, учителю удастся получить отличный результат.

Быстро запомнить новые правила помогают игры-упражнения. Педагог предлагает каждому ученику составить кроссворд или ребус, касающийся основных аспектов русского языка, изученных ранее.

Здесь можно использовать соревновательный момент. Наиболее интересные и сложные ребусы рассматриваются на уроках, автор получает положительную отметку в дневнике.

Такая игровая технология может применяться во втором или третьем классе, когда учащиеся уже владеют определенным багажом знаний. Для первоклассников, которые только начинают учебный процесс, прекрасно подойдут игры-путешествия.


Педагог может заранее продумать сценарий нестандартного урока, на котором учащиеся отправятся в гости в страну Лингвинию или яркий

Алфавитный сад, где на деревьях будут расти не обычные плоды, а буквы. Такое путешествие можно провести на открытом воздухе, пригласить других педагогов и родителей учащихся.

Игры-путешествия помогают развивать фантазию учащихся, закреплять учебный материал.

Учащиеся гораздо быстрее запомнят предмет, если он будет ассоциироваться с положительными эмоциями. Закрепить выученный материал помогут также игры-соревнования.

Педагог разделяет класс на две команды. Далее учащимся предлагается решить поставленные задачи (исправить ошибки в предложениях, вставить пропущенные буквосочетания, исправить пунктуационные ошибки).

За каждое правильно выполненное задание команда получает баллы.

Побеждает та, которая к концу игры имеет больше баллов. В качестве приза учащиеся могут быть освобождены от выполнения домашнего задания.

Использование игровой деятельности на уроках литературы. Любовь к чтению также проявляется далеко не у всех учащихся. Различные виды игровых технологий в начальной школе помогают вызвать интерес к этому предмету. Наиболее эффективными считаются различные сценки и спектакли, посвященные определенному литературному произведению.

Ролевые игры вообще помогают развивать творческие способности учащихся.

Благодаря таким нестандартным урокам многие учащиеся еще в начальной школе решают посвятить свою дальнейшую жизнь театру.

После изучения определенного произведения педагог предлагает учащимся поставить собственный спектакль.

Роли должны получить абсолютно все участники конкретного коллектива. Спектакль по произведению ставится для родителей и администрации школы.

Ученики стараются хорошо запомнить свои слова, чтобы красиво смотреться на сцене.

Использование игровой деятельности в такой форме позволяет развивать память у учащихся, творческие способности. Кроме того, это способствует тому, что учащиеся отлично разбираются в пройденном материале.

Учащиеся буквально проживают жизнью конкретного литературного персонажа.

Хорошие результаты также дает игра-импровизация. На одном из уроков педагог предлагает учащимся сочинить собственную сказку.

Каждый ученик по очереди составляет предложение. Каждое высказывание должно быть продолжением предыдущего. Сказка фиксируется на диктофон.

Затем учащиеся прослушивают свое произведение, анализируют его.