Файл: Роль педагога в формировании учебной деятельности младшего школьника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Часто такие импровизированные рассказы получаются достаточно смешными.

Урок в игровой форме пробудит интерес у учеников к изучению литературы. Кроме того, импровизация способствует развитию фантазии.

Игровая деятельность и игровые технологии на уроках математики. Математика – это предмет, целью которого является обучение учащихся не только счету, но и логическому мышлению.

Интересный урок математики может включать, например, в себя следующие игры:

- «Лишний предмет». На магнитной доске учитель выставляет ряд предметов, один из которых отличается по форме, цвету или значению. Учащиеся должны определить, какой предмет лишний и обосновать свою точку зрения.

- «Веселый трамвай». Учитель раздает учащимся карточки с цифрами от 1 до 10. Далее вызывается трамвай под номером 10. В него должны сесть пассажиры с номерами с общей суммой 10 (к примеру, 3 и 7 или 2, 3 и 5 и т. д.). Так же учитель поступает и с остальными цифрами.

Игра помогает детям в первом классе запоминать составы чисел.

- «Назови следующее число». Все учащиеся стоят в кругу.

В центре находится учитель, который бросает мячик выбранному ученику и называет число от 1 до 9. Школьник должен назвать следующее число и вернуть мяч педагогу.

- «Назови фигуры». На белом полотне (это может быть магнитная доска) с помощью различных геометрических фигур составлен сказочный персонаж.

Учащиеся должны назвать, какие виды фигур используются, подсчитать сколько их.

В дальнейшем из полученных фигур каждый может составить другое изображение (домик, собачку, цветок и т. д.)

- «Ворота». Игра также направлена на изучение состава чисел. К доске

приглашаются двое учеников, которые с помощью рук создают ворота. Им дается определенное число от 2 до 10.

Остальным учащимся также раздаются карточки с числами. Каждый должен найти себе пару, чтобы пройти через ворота. К примеру, чтобы пройти через число 8, необходимо иметь карточки 6 и 2.

Существуют и другие примеры игровых технологий в начальной школе, которые могут использоваться на уроках математики. Все они направлены на закрепления материала, который дети получают на традиционных уроках.

Игровая деятельность и игровые технологии на уроках окружающего мира. Согласно ФГОС уроки по окружающему миру должны начинаться у учащихся уже в первом классе. С интересом к предмету обычно проблем не возникает. Даже в сухой форме учащиеся хотят узнавать, почему земля круглая и зачем поют птицы. Но игровая технология в начальной школе по ФГОС целью имеет не только пробуждение интереса к предмету.


Важно также развивать фантазию учащихся, их физические данные.

Поэтому часто педагоги прибегают к проведению уроков по природоведению на свежем воздухе. Здесь учащиеся активно проводят время, получают заряд бодрости и параллельно изучают местную флору и фауну.

Наиболее актуально проводить занятия такого рода в сентябре и мае, когда погодные условия располагают к обучению.

Начиная со второго полугодия в первом классе, когда учащиеся уже владеют определенным багажом знаний, можно, например, проводить уроки в форме следующих игр:

- «Четвертый лишний». Урок может проводиться с использованием проектора или магнитной доски и заранее подготовленных материалов. Учащимся предлагаются четыре представителя флоры или фауны.

Необходимо определить, кто является лишним. К примеру, лошадь, кошка, собака, таракан. Последний относится к группе насекомых, поэтому лишний.

- «Паутина». Учитель задает вопрос школьнику. При правильном ответе ученик получает клубочек шерстяных ниток.

Далее ученик сам задает вопрос и перелает клубочек следующему. В конце игры получается паутина, которая показывает тесную взаимосвязь между отдельными компонентами природы.

Игровая деятельность и игровые технологии на уроках иностранного языка. Уроки английского языка или любого другого иностранного изначально являются наиболее сложными для учащихся в первом классе. Учащиеся привыкли описывать предмет знакомыми словами.

Методика игровых технологий в начальной школе позволяет сделать процесс изучения иностранного языка ярким и запоминающимся.

Выучить конкретные слова быстро поможет игра под названием «Вопрос». Учитель должен загадать слово, касающееся изучаемой темы. Учащиеся по очереди задают вопросы, чтобы выяснить, что это за слово.

В первом классе беседа может вестись на русском языке, в дальнейшем вопросы желательно задавать на иностранном. Учитель может отвечать только «да» или «нет».

Практика показывает, что такая игра помогает запомнить иностранные слова гораздо лучше привычного заучивания.

Как и в случае с литературой, хорошие результаты дают постановочные пьесы.

Единственное отличие - все персонажи должны разговаривать на иностранном языке.

Поэтому приглашать родителей и администрацию школы на нестандартные уроки английского языка нецелесообразно.

Разыграть пьесу или сценку можно во время урока без заучивания текста. Все что нужно учащимся, это читать реплики по представленному сценарию.


Помогает тренировать письмо на иностранном языке составление ребусов и кроссвордов, как и в случае с предметом «Русский язык».

При этом учащиеся уже должны иметь определенные знания. Поэтому уроки английского языка с использованием такой технологии следует проводить, начиная со второго класса.

Игровая деятельность и игровые технологии на уроках физкультуры. Физическая подготовка играет важную роль в планировании образовательного процесса. Качественно выполнять упражнения, которые будут положительно влиять на состояние здоровья, захочет не каждый учащийся. Как и в случае с другими предметами, необходима мотивация.

Актуальность игровых технологий в начальной школе касается также и физической подготовки.

Различные эстафеты и другие соревнования стимулируют учащихся к физической активности. Целесообразно занятия проводить на свежем воздухе не только в теплое время года, но и зимой.

Обязательно должны быть включены в образовательную программу обучение катанию на лыжах и коньках.

Хорошие результаты дают командные игры, которые учат учащихся работать на результат совместными усилиями. На уроках физической подготовки школьники могут играть в футбол, баскетбол, волейбол.

Итак, внедрение игровой деятельности и игровых технологий в процесс обучения в начальной школе нацелено на положительные результаты.

У учащихся появляется интерес к изучению даже скучных предметов, они стремятся стать лучше, получить похвалу.

Кроме того, игра позволяет раскрыть личность ребенка, убрать комплексы, которые были заложены в семье.

В процессе соревнований и ролевых игр учащиеся показывают свои способности одноклассникам, тем самым поднимаясь в их глазах.

Игра и учеба – два разных вида деятельности. Между ними существуют качественные различия.

Особенности игровых технологий в начальной школе заключаются в их тесной взаимосвязи с процессом изучения предмета. Учитель должен сделать все, чтобы заинтересовать учащихся.

При этом игра будет частью урока. Вовлекать в такую деятельность необходимо всех учащихся без исключения. Тогда педагогу удастся достичь хороших результатов. Продумывать проведение игр необходимо еще на этапе разработки учебного плана в начале года. Это должны быть ролевые игры и различного рода соревнования. Такая деятельность должна занимать не менее 20% всего учебного времени. Результатом станет прочное усвоение знаний и формирование мотивации к дальнейшему обучению в школе.


Специфическими требованиями к организации игровой деятельности младших школьников, являются:

1) высокая степень компетентности педагога в рассматриваемой проблеме;

2) выработка новых взглядов на окружающую действительность, общественное поведение;

3) высокий уровень прогнозирования педагогом типичных ситуаций затруднений школьников, путей и средств их преодоления благодаря методической и профессиональной вооруженности.

Обучение учащихся младшего школьного возраста легко организовать

на произвольной основе, так как условия реального общения легко моделируются в игре, которая остается одним из ведущих видов их деятельности. При использовании игр на уроках, у учащихся начальной школы развивается позитивное отношение к обучению, сообразительность, внимание, выдержка, вырабатывается умение к быстрому ориентированию и нахождению правильных решений. Происходит резкое возрастание интереса к учебной деятельности у учащихся начальной школы, при занятии игровой деятельностью и учебными игровыми ситуациями. В игре на ребенка действует не принуждение, а внутреннее побуждение. Цель игры и игровой деятельности – помощь в превращении серьезного, напряженного труда учебной деятельности в занимательный и интересный для учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате данного исследования нами была изучена роль педагога в формировании учебной деятельности младшего школьника. На теоретическом материале и практической работе исследования выявлено, что у младших школьников ведущий вид деятельности – учебная, но игра продолжает сильно влиять на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности учащихся, поэтому игра – одна из эффективных методов обучения в начальных классах.

Суть игры, заключается в том, что в ней отражаются всевозможные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняются знания об окружающем мире. Игры являются средством познания действительности. Различные игровые приемы, с помощью которых решаются те или иные логические задачи, способствуют поддержанию и усилению интереса учеников к школьному предмету. Игры рассматриваются как важнейший стимул умственного развития школьников, как вид деятельности, осуществляемый в ходе обучения для достижения целей развития познавательного интереса.

Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.


Путь к этому лежит через организацию игровой деятельности на уроках в начальной школе, которая наиболее полно соответствует возрастным особенностям детей.

Нами выявлено в практической деятельности, что использование игровой деятельности на уроках позволяет провести эффективное формирование познавательного интереса младших школьников к учению и непосредственно к изучению самого предмета. Использования игры в обучении и воспитании младших школьников может быть эффективным только при положительном отношении к занятием с ними – положительное у учителя и учащихся.

Поэтому для выявления отношения учителей и учащихся к игре и игровой деятельности в учебном процессе было проведено анкетирование учителей и учащихся.

Нами сделан вывод, что у учителей – положительное отношение к играм и игровой деятельности в учебном процессе. Ими достаточно активно они используются в педагогической деятельности, хотя при этом нельзя не отметить наличие объективных трудностей проведения занятий на основе игр. Но для того, чтобы внедрение дидактических игр стало активно проводиться при организации учебного процесса, необходимо обеспечение школы (особенно начальной), различными техническими средствами обучения и пособиями, позволяющими проводить данную деятельность с использованием игр.

В результате проведенного исследования использования игровой деятельности на уроках в начальной школе и последующем анкетировании учащихся, нами сделан вывод о том, что им нравятся уроки с использованием дидактических игр, отмечено положительное отношение к внедрению игровой деятельности в учебный процесс. Поставив себя на место учителей, более 50% учащихся предположили использование на своих уроках игр. Основной массой учащихся отмечена большая польза от использования игр на уроках и собственное удовольствие от участия в таком учебном процессе.

Таким образом, можно говорить о необходимости включения в каждый урок игровых моментов, но не для разрядки обстановки, а чтобы активизировать знания детей, развивать познавательный интерес и мотивацию к учебе.

СПИСОК использованных источников

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли" / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2011. – 67 с.
  2. Беляева, Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный ресурс] / Т.П. Беляева. – http://festival.1september.ru/articles/563542/
  3. Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий // Педагогические технологии. – №1. – 2006.
  4. Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Педагогический поиск, 2010.
    1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование / Л.И. Божович – М.: Просвещение, 2008. – 180с.
    2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций// Собр. соч.: В6 т. М.: Педагогика, 2010. - Т. 1. – 656 с.
    3. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
    4. Гришанова, И.А. Коммуникативная успешность младших школьников: теоретический и практический аспекты: монография / И.А. Гришанова. – Москва – Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2006. – 136 с.
  5. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К.М. Гуревич – М.: Высшая школа, 2008.
    1. Демидова, Ю.В. Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников (УМК "Начальная школа XXI века): Учитель года // Педагогическая мастерская / Ю.В. Демидова – 2010. – № 1.
    2. Ерохина Л. Ю. Целеполагание как процесс самостоятельного и осознанного выдвижения целей деятельности учащихся // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - № 1. - С.32-36.
    3. Зайнуллина, Г. М. Игровые технологии на начальном этапе обучения // Альманах школы № 142.– 2008. – С. 68 - 69.
    4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.– М.: Просвещение, 2012. – 204 с.
  6. Карабанова, О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А. Карабанова // Управление начальной школой . – 2009. – № 12. – С. 9 - 11.
  7. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – № 2. – С. 11 - 12.
  8. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2011. - 416 с.
  9. Корчагина Г. А. Использование алгоритмов при решении примеров, уравнений и задач. Сценарий урока математики для 4 класса. Сценарий урока письма для 1 класса // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 4. - С.28-34.
  10. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 328 с.
    1. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2011. – 344 с.
    2. Лернер И.Я. Об учебных умениях и их отражении в учебниках // Проблемы школьного учебника. – Вып. 12. – М.: 1983. – С. 228 – 234.
    3. Литвиненко, Т.А. Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка / Т.А. Литвиненко – Новороссийск, 2012. – 38с.
    4. Неткасова, И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. Студенческий научный форум [Электронный ресурс] / И.А. Неткасова. – http://www.rae.ru/forum2011/137/1070
  11. Нибиуллина, Э.Р. Психолого-педагогические аспекты формирования и оценки коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников: Школьная психологическая служба / Э.Р. Нибиуллина – М., 2013. – 78с.
  12. Осипова, Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н.В. Осипова, И.А. Головинская, С.В. Брюханова // Управление начальной школой. – 2010. – № 10. – С.26 - 33.
  13. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М., Когито-центр, 2002. – 140 с.
  14. Резапкина Г. В. Самооценка и уровень притязаний учащихся в условиях введения ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. - 2013. - № 3. - С.17-25.
  15. Романова Н.Н. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в 1 классе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2013. - № 6.
  16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 2008. - 688 с.
    1. Савкуева В.Ю. Формирование общеучебных умений и навыков // Начальная школа: плюс-минус. - 2009. - № 4. - С. 29.
    2. Сборник программ: Работаем по новым стандартам. Авт.-состав.