Файл: Роль педагога в формировании учебной деятельности младшего школьника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В Федеральном законе «Об образовании» и ФГОС НОО допускается вариативность использования педагогами технологий и методик обучения.

Новый стандарт предполагает, что младший школьник за время обучения в начальной школе не просто получит знания по всем предметам программы, но и будет продвигаться в развитии по сравнению с самим собой за счёт освоения универсальных учебных действий (УУД).

Таким образом, учебно-воспитательный процесс перестаёт быть назидательным со стороны учителя, задающим эталонное выполнение заданий и упражнение по учебным дисциплинам, а обучающийся становится активным участником образовательного процесса. Ученик имеет право на ошибку, учится сам себя контролировать и оценивать, анализировать свои ошибки, выдвигать и обсуждать со сверстниками и педагогом свои предположения, то есть заниматься личностно значимой деятельностью.

Каждый педагог заинтересован в том, чтобы учащиеся показывали хорошие результаты в обучении. Детям 7-10 лет неинтересно изучать сухую теорию. Поэтому многими учителями используется игры и игровая деятельность в начальной школе, которые позволяют сделать уроки яркими и запоминающимися.

Методологическую основу и теоретическую базу исследования данной работы составляют труды таких специалистов, как: О.М. Борисова,  В.М.Григорьев, В.И. Попова, Ф.К. Савина, Ю.И. Куницкая, Н.А. Масюкова, Е.М. Гельфан, С. Миллер и т.д. Они доказали, что педагог, работающий в образовательном учреждении, занимаясь преподавательской деятельностью, обычно является и классным руководителем, который решает определенные задачи, связанные с организацией взаимодействия с семьей. В новом федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) отмечается, что должно осуществляться «развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей». Оказывая педагогическую помощь и поддержку родителям, педагог должен быть готов к принятию их позиций, разрешению возникающих противоречий, коррекции негативных воздействий семьи, установлению продуктивных межличностных отношений. Потому что именно семья и школа должны служить источником морально-нравственных, духовных и практических ориентиров, которые помогут молодым людям занять достойное место в современном мире.

Цель исследования: изучить роль педагога в формировании учебной деятельности младшего школьника.


Задачи исследования:

  1. определить особенности процесса формирования УУД младших школьников.
  2. выявить особенности работы педагога в формировании УУД в начальной школе.
  3. рассмотреть организацию использования дидактической игры педагогами в учебной и воспитательной деятельности младших школьников
  4. выяснить специфику использования дидактической игры в обучении и воспитании младших школьников.
  5. предложить рекомендации по применению дидактической игры в обучении и воспитании младших школьников.

Объект исследования: процесс обучения и воспитания младших школьников.

Предмет исследования: роль педагога в формировании учебной деятельности младшего школьника.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение специальной и методической литературы, наблюдение, анкетирование, беседа.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования в дальнейших исследованиях рассматриваемой проблемы и в практическом использовании на уроке.

Структура работы: работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения и списка литературы.

1. Теоретические основы проблемы обучения и воспитания младших школьников на современном этапе

1.1 Понятие «универсальные учебные действия» в обучении младших школьников

Понятия «универсальные учебные действия» многогранно, поэтому необходимо его дальнейшее глубокое изучение, так как отсутствие единства взглядов на определение данного термина сказывается на возникновении определенных сложностей в практической деятельности. Для обеспечения единства понимания понятия «универсальные учебные действия». Требования к данному понятию представлены в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В ФГОС НОО представлены регулятивные, информационные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.


В докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» отмечается, что современная школа должна «научить ребенка учиться и жить, научиться жить вместе, научиться работать» [4, с. 15]. Это говорит о том, что само усвоение знаний – только часть задачи школы, важно формирование таких качеств и способностей личности, которые позволят гибко использовать их в разных сферах, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Существенным отличием школьных стандартов второго поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования [39].

Процесс учения – это процесс взаимодействия педагога и ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Деятельностный подход является основой концепции современного образования, что отражается в разных системах и учебно-методических пособиях (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, система Л. В. Занкова и т.д.). Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у обучающихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а развитие личности в ходе деятельности ребенка.

Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучения - это деятельность, направленная на активное решение проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой: взаимодействие; процесс решения проблемных (коммуникативных) задач [10]. В отечественной педагогике и психологии теория деятельности раскрывалась в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. Они рассматривали деятельностный подход как такой способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся, при котором последние являются не пассивными получателями информации, а сами активно участвуют в данном процессе.

Таким образом, новый подход в образовании заключается в осуществлении разного вида деятельностей обучающихся для решения проблемных задач, имеющих для него личностно-смысловой характер. При этом важнейшей составляющей является выработка стратегий действования, общеучебных умений, которые определяются как способы решения учебных задач.

В.Ю. Савкуева указывает, что общеучебные умения и навыки – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, являющихся специфическими для той или иной учебной дисциплины [29].


В педагогической и методической литературе общеучебные умения и навыки принято обозначать различными, близкими по смыслу, понятиями: умение учебного труда, умения самостоятельной работы, интеллектуальные или познавательные умения. Так, Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиков под общеучебными умениями и навыками понимают «универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний в отличие от предметных, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины» [36, с. 116]. Исходя из того, что умения и навыки являются частью содержания образования, И.Я.Лернер под учебным умением понимает «способ организации своей деятельности по усвоению предметного содержания знаний и способов деятельности» [20]. А.В.Усова и А.А.Бобров учебные умения определяют как умения, формируемые в процессе изучения основ наук [37].

В общепринятом значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присвоение нового социального опыта [35].

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [27].

К функциям универсальных учебных действий относятся следующие:

  • обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить четкие цели, осуществлять поиск средств и способов реализации данных целей, проводить контроль и оценку результата деятельности;
  • создание условий для всестороннего развития личности и самореализации учащегося на основе готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечение качественного усвоения знаний, формирование компетентностей в разных предметных областях.

На основе целей образования универсальные учебные действия можно классифицировать по следующим блокам: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе (Л.С. Выготский, М.И. Лисина) [6].

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.


Для повышения эффективности процесса освоения младшими школьниками универсальных учебных действий необходимо создание таких педагогических условий, при которых учащийся вынужден занимать активную личностную позицию и наиболее полно раскрываться как субъект учебно-воспитательной деятельности. А именно: организация совместной деятельности школьников на уроке и во внеурочной деятельности, использование проектных форм работы, создание атмосферы сотрудничества, взаимоуважения, творчества.

Направления, осуществляемые в урочной и внеурочной деятельности с младшими дошкольниками: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность [34]. Для реализации в начальном образовании работы по формированию универсальных учебных действий доступны следующие виды деятельности: познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; игровая деятельность; досугово-развлекательная деятельность; художественно-эстетическое творчество; социальное творчество (социально преобразующая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность и т.д. [43].

В младших классах особое значение имеет готовность учеников применять приобретенные знания и универсальные учебные действия в решении реальных ситуаций. Новый ФГОС второго поколения акцентирует внимание на формировании у школьника личностных и творческих качеств, его духовно-нравственное формирование, и предлагает конкретные пути, обеспечивающие этот переход: изменение метода и средств обучения в разной деятельности. Это говорит о важности рассмотрения вопроса о современных и эффективных методах и средствах обучения.

Начальная школа - бесценный, принципиально новый этап в жизни детей: они начинают систематическое обучение в образовательном учреждении, занимают новую социальную позицию, расширяют круг своего общения. В этот период проходит формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление личности ученика. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе.