ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 2068
Скачиваний: 1
Ад таго, як размешчаны пытанні ў апросным лісце таксама многае залежыць. Пачынаць трэба з лёгкіх пынанняў і паступова “весці” чытача да больш складаных. У сярэдзіне анкеты раюць даць чытачу трошкі “адпачыць”, задаўшы некалькі лёгкіх пытанняў. Затым ідуць самыя складаныя пытанні, і ў канцы – зноў лёгкія. Усе пытанні нумаруюцца. Трэба пазбягаць вялікіх анкет. Адказ павінен займаць не больш поўгадзіны.
Закачваецца анкета “паспартычкай”. Гэта пытанні аб сацыяльным становішчы і бібліяграфічных звестках рэспандэнта. Распаўсюджанай памылка бібліяграфічных апытанняў з’яўляецца знаходжанне такіх пытанняў у пачатку анкеты. Лічыцца, што такая тактыка адштурхоўвае чытача ад апытання і не спрыяе яг поспеху. “Паспартычка” павінна быць як мага больш кароткай, уключаць толькі самыя неабходны пытанні.
У канцы анкеты абавязкова падзякаваць чытача за ўдзел у апытанні. Можна папрасіць выказаць свае заўвагі і меркаванні.
33. Арганізацыя даследвання і падвядзенне яго вынікаў.
Организация исследования - это система регламентов, нормативов и инструкций, определяющих порядок его проведения. Это распределение функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение работ, их распределение ресурсов и комбинация во времени, пространстве, в кадрах по видам работ.
Виды организации.
-
Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательского типа. Система контрольных мероприятии, координации действий, консультирования и пр.
-
Создание специализированных групп для организация их работы (ВТК).
-
Приглашение консалтинговых фирм. Оплата их труда, предоставление организационных возможностей проведения исследования.
В управлении исследованиями часто возникает проблема полномочий, обеспечение условий, административное вмешательство в рабочий процесс исследуемого объекта, которое должно быть минимальным и пр.
Эффективность исследования во многом определяется коллективной деятельностью. Не все проблемы модно решить индивидуально. Это определяется и трудоемкостью, и методологией, которая требует разнообразия интеллекта, образования, психологии исследователей. Независимое мышление плохо сочетается с особенностями конформного интеллекта, точно также как мобильность, эвристичность или креативность мышления с качествами, требуемыми для нетворческой научной работы. Мало на земле людей, психика которых соединяла бы в себе исключающие друг друга способности.
Слабое место интеллекта индивида. - саморефлексия. Неспособность к самооценке (определению характеристик собственного интеллекта (самоанализу) слежению за процессом творчества), самоконтролю (определению значимости собственных результатов исследовательской деятельности, неспособность объективизировать себя).
Но коллективный интеллект только тогда состоится, когда коллектив составлен по принципам научного формирования коллективного интеллекта, когда существует система соединения способностей и качества индивидов по определенный правилам.
Принципы формирования ВТК (КМ)
1. Принцип гетеррогенности (неоднородности). Объединение в коллектив одинаковых по способностям и характеристикам людей не обеспечит успех их деятельности. Но наивно полагать, что стихийное формирование коллектива, как правило это неоднородные элементы, так же даст успех.
Главное - специфика задач и проблем, для исследования которых формируется коллектив - Объединение личностей. необходимое для решения проблем данного типа.
-
Принцип срабатываемости предписывает привлекать в КИ исследователей, склонных и способных работать вместе даже с теми людьми, которые им не импонируют. Это не совместимость. Совместимость предполагает изначально данную и лишь частично специализированную способность человека к совместной деятельности с другими людьми. Срабатываемость - это следствие умения управлять собой, своими отношениями к людям ради определенных целей; Это высшая степень развития совместимости, свойство, в значительной мере регулируемое и поэтому, более предпочтительное для организации КИ.
-
Принцип совпадения формальной структур коллектива с его неформальной организацией, на основе приоритета неформального соподчинения требует, чтобы формальная организация коллектива совпадала с фактической субординацией исследователей. А это значит, что формирование коллектива должно начинаться с установления фактической структуры соподчинения исследователей" а не наоборот. Реальные возможности для этого имеются. Изучение неформального лидерства, исследовательских интересов, способностей, научного потенциала, организационных способностей и пр. Система управления мягкого типа.
-
Принцип перманентности, /непрерывности/ формирования его состава. Это показатель жизненной силы КИ. Ротация исследователей. Потенциал творческий активности.
-
Принцип имитации, способность обладать специальными средствами имитации, воспроизводства решений других членов коллектива.
Принципы организации деятельности КИ
-
Принцип научного равенства - свободное высказание идей, мнений, оценок. Значимость, ценность, применимость и наконец ценность идей оцениваются независимо от того, как и при каких обстоятельствах она высказана. Идея приобретает значение независимо от научной степени, звания или должности. Запрет связывать ценность идей с их источником
-
Принцип превосходства. Способность исследователя, включенного в коллектив, должна быть развита до такой степени, чтобы работа, соответствующая этой способности, выполнялась наилучшим из возможных способов. Каждый человек коллектива должен превосходить любого другого в своем деле, быть консультантом в сфере своей компетенции.
-
Право на творчество. Не исполнители заданий, а реализаторы своих интересов в рамках общей идеи, задачи, концепции.
-
Единство цели. Научиться работать коллективно.
-
Право на ошибку.
-
Право на критику. Существует целый ряд этических и организационных требований, соблюдение которых существенно снижает психологическое сопротивление критике: тактичность, умение видеть положительные стороны не очень совершенных результатов, верное изложение позиций критикуемого, четкая квалификация сути ошибок /принципиальные, частичная, большая или нет, ошибка корректности или концепции/, указание путей исправления ошибок, умение найти извиняющий обстоятельства, не затрагивать способности личности, быть выше своего самолюбия в ответ на критику.
-
Принцип "подогрева". Психологический комфорт исследователя.
-
Принцип минимального контроля. Возможности оркестра богаче возможностей самой совершенной скрипки. Необозримость и потребность в управлении исследованиями, /КИ/.
После того как вся содержательная работа проделана, можно приступать к составлению отчета. Структура отчета выглядит так: программа исследования; характеристика выборочной совокупности респондентов (кого опрашивали, в каком количестве, сведения о социально-демографических «паспортных» характеристиках респондентов, связи между ними и т.д.); представление, анализ и интерпретация полученных данных, результатов исследования; практические рекомендации; основные выводы; приложения (таблицы, графики, схемы, диаграммы). Соответственно содержанию того или иного конкретного исследования объем отчета может быть различным: от нескольких десятков до нескольких сотен страниц. Характер отчета во многом зависит от типа исследования - проводилось оно в соответствии с научными либо прикладными целями [4, с. 160 – 162].
Требования к отчету:
1) в отчете должны быть отражены все группы проблем в соответствии с логикой научного поиска, что требует обобщения, анализа результатов;
2) в каждой главе отчета необходимо стремиться выделить две части:
а) проблемы и результаты,
б) выводы;
3) для анализа и отчета результаты отдельных анкетных вопросов должны максимально обобщаться;
4) правильное оформление отчета.
Для того чтобы правильно использовать полученные социологические данные, необходимо учитывать важные методологические положения:
• характер оценки и интерпретации социологических данных большей частью уже предопределен на стадии концептуального оформления исследования, когда выяснились качественные характеристики изучаемого явления;
• интерпретация и логическая обработка полученных данных зависят от глубины знания исследователем объекта и предмета;
• большое значение для интерпретации социологических данных имеет социальный опыт исследователя [5, с. 53 – 56].
Грамотно проведенный анализ результатов социологических исследований позволяет эффективно использовать их в управленческой деятельности, планировании, прогнозировании социальных процессов.
Важной формой использования является защита результатов исследования пред соответствующими руководителями предприятий. Еще одной распространенной формой использования результатов является публикация материалов социологических исследований в различных сборниках статей, научных журналах, средствах массовой информации.
Непременным компонентом всякого отчета является подготовка рекомендаций, представляющих собой перечень основных предложений, вытекающих из анализа отчетных данных. Рекомендации носят сугубо утвердительный характер, и в них вносится лишь только то, что подлежит внедрению в научную или практическую деятельность. При этом следует иметь в виду, что в случае сомнения в правильности или необходимости выдвинутых рекомендаций заинтересованные лица должны иметь возможность найти необходимые обоснования в контексте отчета. Если же и в аналитические разделы по каким-то причинам не внесены нужные расчеты и обоснования выдвинутых практических предложений, то должно быть указано, какие дополнительные исследования необходимо провести.
Рекомендации должны быть доведены до сведения коллектива работников изучаемого объекта. При этом могут и должны быть использованы средства массовой информации в показе результатов работы. Более того, в соответствии с рекомендациями желателен выпуск соответствующих распорядительных документов по предприятиям.