Файл: История (ответы рукописные).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 3075

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственный строй Речи Посполитой на протяжении второй половины XVI-XVII вв. претерпел эволюцию: шляхетская республика сменилась безраздельной властью магнатских родов, соперничавших друг с другом. Эго в совокупности с "золотыми шляхетскими вольностями" привело к дезинтеграции государства и его ослаблению.

Статуты Великого Княжества Литовского – верховные законы Великого Княжества Литовского, составлявшие его правовую основу. Первый Статут был издан в 1529 г. Статут регламентировал вопросы гражданского, уголовного и процессуального права. Второй Статут был издан в 1566 г. и отражал социально-экономические и политические изменения в ВКЛ. Третий Статут был издан в 1588 г. и действовал на территории ВКЛ до полной его отмены в 1840 г.

23. Реформация и Контрреформация на территории Беларуси в XVI - ХVII вв. Кальвинизм. Арианство. Деятели реформации (Николай Радзивилл Черный, С. Будный, В. Тяпинский). Деятельность ордена иезуитов в Беларуси. П. Скарга.

Реформация – широкое общественно-политическое и идеологическое движение, направленное против римско-католической церкви и ее роли в политической системе общества. Идейной основой Реформации был гуманизм эпохи Возрождения. Идеологи Реформации утверждали, что для спасения души верующего не нужен посредник в лице церкви. В связи с этим они выступали за ликвидацию церковной иерархии вместе с папой римским. Реформация началась в 1517 г. с выступления Мартина Лютера против торговли индульгенциями (папскими грамотами, отпускавшими грехи). В результате Реформации образовалось новое течение в христианстве – протестантизм или протестанство. Протестантизм имел свои течения: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство и др. На территории Беларуси первые протестантские общины начали появляться в середине XVI ст.

Кальвинизм. Наибольшее распространение здесь получил кальвинизм – направление протестантизма созданное французским проповедником Жаном Кальвином (1509-1564). Его приверженцы считали Библию единственным источником веры и проповедовали изначальную предначертанность человеческой судьбы. Согласно кальвинистскому учению, Бог заранее избрал

одних людей на спасение, а других – на погибель. Но человек должен верить, что Христос спас именно его, и доказать это своим трудолюбием.

Идеи Реформации в ВКЛ распространились преимущественно в магнатской среде (князья Радзивиллы, Кишки, Сапеги, Ходкевичи, Тышкевичи и др.). Известным представителем реформационного движения в ВКЛ, сторонником кальвинизма был Николай Радзивилл Черный, который оставил большой след в деле реформирования церкви. Н.Р. Черный – один изизвестнейших политических деятелей ВКЛ – канцлер Великого Княжества Литовского, воевода виленский, человек, которого называли некоронованным королем Беларуси и апостолом Реформации. После принятия кальвинизма М.Р. Черным начался массовый переход шляхты ВКЛ в кальвинизм. Переход в кальвинизм большей части политической элиты Великого Княжества обусловил активное распространение Реформации на территории Беларуси. По всей стране началось учреждение реформаторских церквей, из-за границы приглашаются известные своим интеллектом проповедники, при церквях открываются школы, как начальные такой высшие, а Виленская школа, основанная Н.Р. Чёрным, в конце XVI веке претендовала даже на статус академии. Эти школы давали лучшее образование, чем католические, и также способствовали распространению Реформации.


Идеи кальвинизма соответствовали свободолюбивым представлениям магнатов и шляхты. Кальвинизм не допускал государственного контроля над церковью. Принимая протестантское вероучение, магнаты и шляхта таким образом выступали против Люблинской унии, поскольку католическая церковь активно поддержала идею включения ВКЛ в состав Польши. Нужно учитывать и тот фактор, что часть шляхты стремилась обогатиться за счет владений церкви.

Арианство. В 1560-е гг. из кальвинизма выделилось направление Реформации – арианство (антитринитаризм) – радикальное направление, представители которого проповедовали антифеодальные взгляды. Ариане отрицали догмат о триединстве Бога (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух), не признавали крещение младенцев, считали Иисуса Христа только человеком. Наиболее широко арианство распространилось в Новогрудском и Брестском воеводствах. Арианские сборы во второй половине XVI в. действовали в Новогрудке, Клецке, Ивье, Несвиже и других городах Беларуси. Всего насчитывалось около 20 общин.

В арианстве выделяют два течения: умеренное, выступавшее за постепенное изменение феодальных порядков, и радикальное, резко критиковавшее крепостничество, политику государственного насилия, феодальные войны.

Симеон Будный. К умеренному течению антитринитаризма принадлежал Симеон Будный (1530-1593) – белорусский мыслитель и гуманист эпохи Возрождения, реформатор, теолог, филолог, историк, поэт, философ, педагог. В 1558 г. по приглашению Н.Р. Черного С. Будный приехал в Вильно, преподавал на белорусском языке катехизис в протестантской школе. Он основал Несвижскую типографию, где в 1562 г. издал на белорусском языке книги «Катехизис» и «Про оправдание грешного человека перед Богом».

Василий Тяпинский (1530-1590) – гуманист-просветитель, писатель, книгопечатник. Он был сторонником арианства, т.е. выступал против учения о Троице. Главная заслуга В.Тяпинского в том, что он во весь голос заявил о необходимости развития науки, литературы, культуры на родном языке, призвал расширять на нем Слово Божье. В 70 - 80-е гг. XVI в. на собственные средства В. Тяпинский основывал типографию, начал переводить и печатать на белорусском языке «Евангелие».

Контрреформация. Деятельность ордена иезуитов в Беларуси. Со второй половины XVI в. католическая церковь начала борьбу за восстановление позиций католичества. Это движение получило название контрреформация. Одним из главных орудий борьбы с Реформацией стал орден иезуитов. В столице Великого Княжества Литовского Вильне иезуиты появились на следующий год после Люблинской унии. Орден иезуитов занимался прежде всего проповеднической деятельностью. Иезуиты выступали на городских площадях с проповедями, преподавали основы католической веры, проводили благотворительные акции (создавали бесплатные аптеки, ухаживали за больными, помогали голодавшим крестьянам). Главная задача иезуитов – борьба с реформацией. Они закрывали протестантские и православные школы и типографии, сжигали «вредные» книги. С помощью налаженной системы образования (коллегиумы) на их сторону примкнуло молодое поколение. Воздействовали иезуиты на широкие народные массы и с помощью монастырей и костелов. Начался усиленный процесс вытеснения протестантизма католицизмом. Шляхта и магнаты из протестантизма возвратились в католичество. И в конце XVII века Реформация была побеждена.


Петр Скарга. Главным идеологом Контрреформации был иезуит Петр Скарга. Он своим красноречием восхищал людей. Блестящие проповеди П. Скарги привлекали толпы слушателей всех исповеданий и имели огромный успех. Горячая проповедь, пышное богослужение, благолепие церкви, торжественные процессии – все это сильнее и сильнее привлекало народ к иезуитам. В 1577 г. П. Скарга издал на польском языке сочинение "О единстве церкви Божией...". В своем сочинении П. Скарга старался доказать, что единая церковь Христова, вне которой нельзя спастись, есть церковь римская; затем во второй части книги он рассматривал подробно ряд мнимых отступлений греческой церкви от римской и, наконец, в третьей части указывал меры к соединению православных с римскою церковью.

24. Брестская церковная уния. Брестский церковный собор 1596 г. и его значение. И. Кунцевич. Расширение униатства среди сельского населения и городских низов.

После раскола христианства в 1054 г. на белорусско-литовских землях делались неоднократные попытки объединить католичество и православие в единое целое. Однако все они были неудачны. И только после образования Речи Посполитой идея церковного единства вновь приобрела актуальность. Этому содействовало реформационное движение. Появление протестантизма давало возможность сформировать и униатскую (греко-католическую) церковь. К тому же в церковном союзе были заинтересованы определенные силы.

В первую очередь инициатором объединения христианских церквей выступал католический Рим, который стремился расширить свое влияние на востоке за счет православных земель. Осуществить это можно было путем преобразования православной церкви ВКЛ в греко-католическую.

Римских пап поддержал король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза. Он с помощью церковной унии стремился вывести православное население Княжества из-под влияния Российского государства, поскольку московские цари считали себя заступниками православных и на белорусско-литовских землях.

Желали унии и православные епископы Великого Княжества литовского. Они таким образом рассчитывали сохранить свои владения, достичь равенства православной церкви с католической, получить права католических епископов, обрести доступ к государственной власти. Их позиция объясняется и тем, что во второй половине XVI в. православная церковь в ВКЛ переживала кризис. Многие православные магнаты и шляхта стали переходить в католичество. Поэтому часть православных епископов предложила созвать церковный собор, чтобы создать униатскую церковь.

Подготовка и провозглашение Брестской церковной унии. В 1596 г. в Бресте состоялся церковный Собор, на котором было объявлено о создании униатской церкви. По ее условиям, православная церковь подчинялась Папе Римскому, приняла католическую догматику, сохранив свою обрядность. Новая вера отделилась от православной и не слилась с католичеством. В этом была ее специфика. Основные условия унии были такими: сохранились все церковные праздники согласно православным календарем; на церковные должности назначаются только «русские» люди; монастыри и церкви не превращаются в костелы; запрещается переманивать в католичество униатов; Папа Римский является главой церкви в вопросах веры; униаты принимают некоторые догматы католической церкви (символ веры и др.).


Распространение униатства. Брестская церковная уния была призвана заложить основу объединения народов – поляков и белорусов, католиков и православных. Однако она не принесла в Беларусь мира и согласия. В Беларуси началось насильственное насаждение униатства и католицизма. Религиозная жизнь стала сопровождаться борьбой. В закрытии православных храмов и монастырей, в насильственном насаждении унии особенно отличился полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич. В 1623 г. в Витебске вспыхнуло восстание, Кунцевич и его сподвижники были убиты. Над восставшими была учинена жестокая расправа.

Но выбор народа, в конце концов, был сделан в пользу униатского вероисповедания, как наиболее отвечающего его национально – культурным запросам. Белорусский язык использовался в униатской церкви намного шире, чем в других храмах. И к концу ХVIII века число униатов было приблизительно 2/3 всего населения, большую часть которых составляли крестьяне.

25. Внешняя политика Речи Посполитой в XVIІ – начале ХVIIІ в. Интервенция в Россию в начале ХVII в. Казацко-крестьянской война 1648-1651 гг. на белорусских землях. Война России и Речи Посполитой 1654-1667 гг. Беларусь в Северной войне.

1. После Люблинской унии королем Речи Посполитой был избран Стефан Баторий. Он создал армию, которая в короткий срок разгромила войска Ивана IV и освободила территорию ВКЛ. В 1583 г. Речь Посполитая и Московское царство подписали мирное соглашение, согласно которому правительство Ивана IV потеряло территорию Прибалтики..

В 1604 г. появился царь. Этот был бывший монах Григорий Отрепьев. Этот молодой монах, который занимал должность помощника московского патриарха, объявил себя сыном царя Ивана IV - царевичем Дмитрием. Настоящий царевич Дмитрий трагически погиб, когда ему было четыре года.

Лжедмитрий и король Сигизмунд Ваза заключили договор, согласно которому Лжедмитрий получил армию, женился на палячцы и обещал после московской коронации принять католичество. После этого Лжедмитрий обещал заключить с Речью Посполитой унию по образцу Люблинской. В 1605 г. Лжедмитрий занял Москву, но вскоре был убит. После этого началась интервенция Речи Посполитой в Россию.

Начало иноземного господства вызвал национально-патриотический подъем среди простого народа. В 1612 г. граждане России создали народную армию и захватили Москву. После этого в 1613 Земский собор России избрал новым царем Михаила Романова. С этого момента новая царская династия России начала проводить политику, направленную на ликвидацию Речи Посполитой.

2. В 1569 г. она единодушно украинская шляхта поддержала любленскую унию. Более того, она попросила короля Сигизмунда Августа принять Украину в состав Польши. За короткий период польская шляхта захватила все земли Украины. К социальным угнетениям добавился гнет религиозный и национальный, так как народ Украины был православным. Все церкви Украины были переданы под администрацию евреям. За малейшее поступок против воли господина украинца ждала смерть. Таким образом, тяжелый социальный и национальный гнет стал основной причиной казацко-крестьянской войны, которую возглавил Б. Хмельницкий.


Казацко-крестьянское движение охватило Гомель, Мозырь, Лоев, Речицу, Туров, Пинск. В 1649 г. в ВКЛ было создано шляхетское войско в составе было 10 тысяч человек. Войска возглавил Януш Радзивилл, который умел хорошо воевать. Решающая битва между повстанцами и армией Я. Радзивилла состоялась под Лоевом в 1649 г. В этом сражении 30 тысяч казаков и крестьян были разбиты хоругвями Радзивилла.

В 1651 войска Хмельницкого потерпели жестокое поражение в битве под Берасцечкам. После этого был подписан мирный договор, согласно которому казаки больше не имели права находиться в Беларуси. Это остановило военные действия в Беларуси, восстание продолжали маленькие отряды, которые скрывались в лесах и болотах.

Таким образом, казацко-крестьянская война 1648-1651 гг. оказало значительное влияние на социальную жизнь Беларуси, она способствовала формированию белорусского казачества.

3. Русско-польская война 1654—1667 годов — это военный конфликт между Речью Посполитой и Русским царством за право владения некоторыми украинскими и белорусскими землями. Война длилась целых 13 лет.

4.Северная война - война, длившаяся с 1700 по 1721 год между Швецией и коалицией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями и закончившаяся поражением Швеции. С окончанием войны в Европе возникла новая империя - Российская, имеющая выход в Балтийское море и обладающая мощной армией и флотом. Столицей империи стал Санкт-Петербург, расположенный в месте впадения реки Невы в Балтийское море.

26. Экономическое состояние белорусских земель в XVII-XVIII вв. Восстановление сельского хозяйства после военного лихолетья второй половины ХVII - начала ХVIIІ в. Восстание крестьян под руководством В. Ващилы в Кричевском старостве (1740-1744 гг.), его причины, ход и результаты.

1. Во второй половине XVII-XVIII вв. усилилась эксплуатация крепостного крестьянства Беларуси: увеличивались размеры главных (барщина, оброк) и дополнительных повинностей. Рост повинностей и социальная незащищенность были причинами крестьянских выступлений. Наиболее крупными были Кричевское восстание 1740-1744 гг. и восстание на Каменьщине в 1754-1756 гг.Войны, проходившие на территории Беларуси, отрицательно сказались на жизни городов. Большинство из них были разрушены, сократилось ремесленное производство, пришла в упадок торговля.Оживление городской жизни начинается в 20-30-е гг. XVIII в. За счет притока небелорусского населения города стали полиэтническими и поликонфессиональными. В XVIII в. шел процесс разложения цеховой системы. Ремесленное производство стало развиваться в условиях конкуренции. В имениях магнатов создавались крупные предприятия, основанные на ручном труде с разделением производственных операций - мануфактуры. Первые мануфактуры на территории Беларуси появились в начале XVIII в. Стеклянные изделия производили предприятия, принадлежавшие Радзивиллам, в Налибоках и Уречьи, фаянсовые - в Свержени. Во второй половине XVIII в. в имениях магнатов появились мануфактуры. производящие ткани, строительные материалы, изделия из дерева и металла. Подавляющее большинство мануфактур основывалось вне городов, вблизи источников сырья. Мануфактурное производство в этот период не выходило за рамки "феодального предпринимательства", так как основной рабочей силой оставались крепостные крестьяне, большая часть продукции шла на нужды владельца: из-за низкого качества она не могла конкурировать с иностранным товаром.