Файл: История (ответы рукописные).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 3070

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В XV в. в Европе стали разрабатываться планы воссоединения христианской церкви, расколотой с XI в. на две части – католичество и православие. Планы церковной унии встретили поддержку у великого князя литовского Витовта. Этому благоприятствовал многонациональный состав населения ВКЛ и желание Витовта, не теряя связи с католической Европой, расширить свое влияние на всю православную Русь. Позже идею церковной унии поддержал великий князь Свидригайло.

В 1439 г. уния между католической и православной церквями была заключена на церковном соборе во Флоренции. Однако в ВКЛ его решения не получили широкой поддержки. Руководители католической церкви не хотели делиться с православной церковью правами и привилегиями, в то время как православное население ВКЛ твердо придерживалось вековых традиций. Не поддержал унию и новый великий князь литовский Казимир Ягайлович. Захват Константинополя турками в 1453 г. сделал вопрос об унии еще менее актуальным. Но попытки осуществить Флорентийскую унию в ВКЛ предпринимались и позднее, например на рубеже XV и XVI вв. великим князем Александром.

В 1387 г. было создано Виленское епископство, а костелу определялось обеспечение в виде земель, доходов и повинностей с подданого населения. Уже во времена Витовта активно строились католические храмы, около 1/3 которых было заложено на белорусских землях. Еще при Гедимине (1316–1341 гг.) на белорусских землях была разрешена деятельность католических монахов. В XV в. активную деятельность здесь развернули представители орденов францисканцев, доминиканцев, бернардинцев, августинцев.

В первой половине XVI в. религиозная ситуация в ВКЛ стала меняться. Представители православной знати все чаще допускались к высшим государственным должностям, что нарушало условия Городельской унии 1413 г. Это должно было успокоить православное население, повысить его доверие к центральной власти. Дальнейшее ослабление позиций католической церкви было связано с проникновением в ВКЛ протестантских идей. К середине XVI в. в ВКЛ установилась относительная религиозная толерантность, или веротерпимость. В 1563 г. был принят привилей, согласно которому феодалы католической и православной конфессий уравнивались в правах.

В XIV—XV вв. в развитии культуры на белорусских землях произошли значительные изменения. Постепенно терялись традиции полоцкой и гродненской архитектурных школ, декоративно-прикладного искусства древнерусского времени. Наряду с традиционной культурой, сформированной на византийской основе, на белорусских землях начинают проявляться элементы западноевропейских художественных стилей.

Романский стиль, господствовавший в Западной Европе с X по XII в., не получил в XIV–XV вв. на территории Беларуси широкого распространения. Отдельные его черты проявлялись только в единичных памятниках архитектуры и скульптуры. Зато значительно большее влияние на развитие белорусского искусства оказал готический стиль, возникший в Европе в XII в. Для готического стиля, проявившегося прежде всего в архитектуре, были характерны остроконечные, вытянутые вверх очертания, большие окна со стрельчатыми арками, крестообразные, звездчатые или сотовидные своды, которые создавали неповторимый узор на потолке. Все это создавало впечатление легкости строения, его стремления вверх, к Богу, что было особенно важно при возведении церквей и костелов. Значительное внимание уделялось скульптурному оформлению зданий, использованию витражей – окон с рисунками из цветного стекла.


На белорусских землях первые строения в готическом стиле начали возводиться в конце XIII в. В XIV–XV вв. готика стала господствующим стилем и в скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Ломаные, вычурные формы готического стиля придавали человеческим фигурам и даже просто декоративным узорам чрезвычайную выразительность. Проявления готики продолжались на белорусских землях очень долго и встречались даже в XVII в.

До середины XV в. самыми мощными в Великом княжестве Литовском были замки, принадлежавшие великому князю. В дальнейшем активно начинают строиться замки магнатов. Самым известным магнатским замком на территории Беларуси является Мирский замок, возведенный в начале XVI в.

Замковой архитектуре были присущи простота и суровость. Постоянная военная угроза наложила отпечаток и на культовое строительство. В XIV–XV вв. здесь также закрепляется готический стиль. Для белорусской готики при возведении храмов были свойственны большая сдержанность и суровость в сравнении с западноевропейской, а также использование кирпича, а не камня. Главной же особенностью архитектуры готических храмов на территории Беларуси являлись треугольные остроконечные фасады, иногда с побеленными нишами. Стены укреплялись специальными подпорами – контрфорсами, что создавало впечатление величия и монументальности. Арки и ниши в белорусских готических храмовых строениях иногда делали не стрельчатыми, а округлыми, что придавало им сходство с романским стилем. До наших дней сохранились готические костелы в деревнях Вселюбь, Ишкольдь, Гнезно и др.

Первоначально готика на территории Беларуси была связана с возведением католических костелов. Однако вскоре она распространилась и в православном зодчестве. На рубеже XV–XVI вв. на белорусских землях распространился специфический тип церкви, в котором соединялись черты готики, традиционного византийско-русского стиля и элементы оборонительного характера. По сегодняшний день возвышаются церкви оборонительного типа в Сынковичах и Маломожейкове. Их внешний вид определяют островерхие треугольные готические фронтоны и оборонительные башни по углам. Такие церкви были не единственными на территории Беларуси. Даже Софийский собор в Полоцке, возможно, был перестроен на рубеже XV и XVI вв. в подобном стиле.

Живопись и скульптура. В XIV–XV вв. дальнейшее развитие получило изобразительное искусство. По-прежнему большое значение имела иконопись, развивавшаяся на основе византийско-русских традиций. Большое признание получили белорусские мастера фресок. До сегодняшнего дня сохранились их росписи в ряде польских и белорусских храмов.

Самыми известными являются фрески замковой часовни в Люблине начала XV в., в том числе портрет Ягайло, в Витебске – портреты Ольгерда и его жены Ульяны, в Трокском замке – Витовта.


Сильное влияние византийской традиции сохранялось в книжной миниатюре, однако и тут она вынуждена была немного отступить под натиском новых культурных веяний. Весьма характерной в этом смысле является Радзивилловская летопись. Новым явлением в искусстве на белорусских землях в XIV–XV вв. стала скульптура.

Ее развитие в этот период было связано с культовым зодчеством, прежде всего католическим, потому что православная церковь отдавала предпочтение иконам. Самым ранним скульптурным изображением на территории Беларуси является распятие XIV в. из д. Голубичи Витебской области, выполненное в романском стиле. В XV–XVI вв. распространяется готическая скульптура. Самым популярным сюжетом этого времени была юная Дева Мария с младенцем на руках. Встречаются также изображения святых. Скульптурные изображения XV–XVI вв. отличались прежде всего своей величественностью, что подчеркивалось монументальностью поз и ломаными складками одежды. Вместе с тем в отдельных готических скульптурах XVI в. стали прослеживаться и новые черты, присущие искусству Возрождения — интерес к внутреннему миру человека, его самобытности, более свободные позы.

Развитию белорусской литературы в XIV–XV вв. благоприятствовало то, что старобелорусский язык имел в Великом княжестве Литовском статус официального языка государства. Сначала основу литературы составляли, как и ранее, произведения религиозного характера — богослужебные книги, Библия, в том числе евангелия. Они переписывались обычно монахами в монастырях на церковнославянском языке. Выдающимися образцами подобной литературы являются Лавришевское, Мстижское и другие евангелия. В XV в. появились и первые переводы религиозной литературы на старобелорусский язык.

В XV в. были созданы выдающиеся летописные произведения. Это «Летописец великих князей литовских» (1420-е гг.) и Белорусско-литовская летопись (1446 г.). В них последовательно отстаивалась политика верховной власти ВКЛ по укреплению государства, восхвалялась борьба великого князя с непокорными феодалами.

Ренессанс, что по-французски означает Возрождение, составляет в культурной и духовной жизни Европы целую эпоху. Он начался в Италии в XIV в., а затем его веяния распространились по всей Европе. В начале XVI в. они достигли белорусских земель. Ренессанс затронул не только культуру. Он проявился также в повышении интереса к человеку, его внешней и внутренней красоте (гуманизм), в поиске путей совершенствования общества, религиозно-духовного обновления, в повышенном внимании к природе и истории. С Ренессансом связывается и возрастание национального самосознания. На смену аскетизму приходит стремление к светским развлечениям и в то же время внутреннему самосовершенствованию.

Новые веяния в культуре ВКЛ распространились вначале при дворе великих князей, затем магнатов, а оттуда — среди шляхты и богатых мещан, перенимавших привычки знати.


Чтобы получить признание, человек эпохи Возрождения стремился к славе, своей личной, своего рода и своей Отчизны. Отсюда проистекал повышенный интерес к прошлому своего рода, народа и даже сословия. В первой половине XVI в. распространяется традиция написания роскошных портретов крупных феодалов, показывавших их в величественных позах, в богатых костюмах или рыцарских доспехах. Со временем стали создаваться целые портретные галереи магнатских родов. Появляется и такой новый вид изобразительного искусства, как гравюра.

Элементы Ренессанса стали проявляться также в скульптуре и архитектуре. При застройке городов Несвижа, Старого Быхова, Слуцка прослеживается стремление архитекторов к созданию «идеального» города. На смену суровым замкам приходят дворцово-замковые комплексы, соединяющие черты готики и Ренессанса. В культовом зодчестве ренессансные черты более всего проявились при строительстве протестантских храмов. Воздействие Ренессанса стало ощущаться даже в иконописи. На иконах белорусских иконописцев начинают отражаться детали повседневной жизни, каноничность образов сменяется показом человеческих чувств.

Литература. Николай Гусовский. Благодаря Ренессансу культурная жизнь в ВКЛ, в том числе и на белорусских землях, перестала быть изолированной от культуры других европейских народов. Об этом свидетельствует большое количество литературных произведений, переведенных на старобелорусский язык. Развивалась собственная белорусская литература. Важное место в литературе ВКЛ первой половины XVI в. занимают ренессансные стихотворные произведения, написанные на латинском языке. Основоположником этого жанра стал Микола Гусовский. В 1523 г. вышла его поэма «Песнь о зубре». Автор воспевает белорусскую природу, славное прошлое ВКЛ времен Витовта, считает его образцом для современников. Одновременно он осуждает войны между христианскими народами, призывает их объединиться перед турецкой угрозой.

Дальнейшее развитие получило белорусско-литовское летописание. Лучшими его произведениями стали созданные в первой половине XVI в. «Хроника Великого Княжества Литовского и Жемайтского» и «Хроника Быховца». Им был присущ в целом средневековый характер, но с очевидными ренессансными чертами (мифологизация и популяризация прошлого, патриотические настроения, публицистическая направленность).

Жизненный путь Франциска Скорины. Среди деятелей белорусского Возрождения особо выделяется фигура Франциска Скорины. Он стал не только первым восточнославянским и белорусским первопечатником, но был еще и просветителем-гуманистом, что нашло отражение в его книгах.

Франциск Скорина родился около 1490 г. в Полоцке, в купеческой семь е. Его отец торговал кожей и другими товарами. Он, видимо, был человеком довольно образованным, поэтому смог дать своему сыну первоначальное образование дома. Затем молодой Франциск усовершенствовал знания в одной из школ Вильно или родного Полоцка, а в 1504 г. поступил в Краковский университет. Через два года он закончил университет и вскоре получил диплом доктора философии. Уже тогда проявились необычайные способности Франциска Скорины, что открывало перед ним широкие перспективы. Некоторое время он был секретарем короля Дании, однако жажда знаний привела его в 1512 г. в прославленный Падуанский университет в Италии, где Скорина блестяще защитил диплом доктора медицинских наук. Вероятно, уже тогда Скорину заинтересовало книгопечатание, которое единственное давало в то время возможность сделать знания достоянием широкого круга людей. Местом своей книгоиздательской деятельности Франциск Скорина избрал Прагу, бывшую тогда значительным культурным центром Европы. В Праге в 1517–1519 гг. Скориной было издано 23 книги. Около 1520 г. Скорина переехал в столицу ВКЛ – Вильно. Здесь, в отличие от Праги, он имел свою типографию. В 1522 г. Скорина издал «Малую подорожную книжицу», состоящую из 23 частей, а в 1525 г. – «Апостол».


Скорина стремился сделать Библию не только более доступной, более дешевой, чем рукописные книги, но и напечатать ее на понятном народу языке. Для этого он переводил канонические тексты, вводил в них элементы живого разговорного языка. Он использует приемы стихосложения, размещает собственные гимны.

Но главная ценность предисловий, сказаний, а также послесловий для нас в том, что в них прослеживается внутренний мир Скорины, для которого была характерна гуманистическая направленность, присущая Ренессансу. Скорина выступает как горячий патриот, активный сторонник духовного и общественного единства народа, христианских и общечеловеческих ценностей. В изданиях Скорины прослеживается также глубокое уважение к светским наукам, интерес к достижениям античности, приверженность идее справедливых и совершенных законов, основанных на естественном праве. Идеалом Франциска Скорины была справедливая и сильная монархия, которая бы поддерживала христианскую справедливость, руководствовалась в своих действиях законами, жила в мире и согласии с соседями, содействовала развитию хозяйства и духовной культуры подданных. Примеры идеального общества Скорина искал в прошлом, причем его внимание привлекали не только библейские персонажи, но и деятели греческой и римской античной истории.

В своих изданиях текстов Библии Скорина размещал сведения по светским наукам. Издания Скорины уникальны и с точки зрения оформления. Они с полным правом могут считаться шедевром книжного дела. Они имеют удобные размеры, украшены высокохудожественными гравюрами, орнаментом, даже шрифт выделяется совершенством. Иллюстрации изданий Скорины не только украшают текст, но и помогают лучше понять содержание. Считается, что в оформлении книг и

подготовке гравюр принимал участие сам Скорина. При наборе текстов Франциск Скорина ввел некоторые новинки, неизвестные ранее. Он стал использовать пробелы между отдельными словами, разбивать текст на абзацы, что облегчило чтение. Это способствовало лучшему распространению его книг, делало их еще более понятными. Скорину иногда называют титаном белорусского Возрождения. Он стал первым белорусским и восточнославянским первопечатником, намного опередившим своих современников. Первые печатные книги у соседних с белорусами народов появились значительно позже. Однако Скорина выступает не только как книжник, просветитель, носитель и распространитель духовных ценностей. Его личность вобрала в себя многогранность, характерную для наиболее славных представителей европейского Ренессанса. Скорина проявил себя в различных отраслях науки и искусства – как философ, медик, писатель и поэт, переводчик, художник, первопечатник. Ему же приписывают участие в подготовке первого свода законов ВКЛ – Статута 1529 г. Франциск Скорина стал, без сомнения, первым крупным деятелем эпохи Возрождения на белорусских землях и основоположником многих новаторских тенденций. Его деятельность оказала влияние не только на книгопечатание, но и на развитие книжной гравюры в ВКЛ, стихосложение, распространение светских стремлений в литературе. Введение Скориной элементов живого народного диалекта в церковно -славянские тексты способствовало развитию старобелорусского языка.