Файл: История (ответы рукописные).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 3063

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с приходом к власти нового руководства в общественно-политической жизни усилились консервативные тенденции. Сворачивались элементы самостоятельности общественных организаций, повышалась роль партийных структур. Однако с формально-юридической точки зрения в СССР сложилось демократическое общество. В Конституции СССР 1977 г. и Конституции БССР 1978 г. закреплялись основные нормы демократии, провозглашались принципы системы самоуправления трудящихся. Советы депутатов трудящихся переименовывались в Советы народных депутатов, что подчеркивало социальную однородность советского общества. 6-я статья Конституции юридически закрепила руководящую роль КПСС в обществе.

10 марта 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С.Горбачев. Он стал инициатором реформ социально-экономической и общественно-политической жизни в СССР, получивших название «перестройки».

В 1949 г. было сформировано т.н. «Ленинградское дело», по которому было осуждено более 200 видных партийных и советских работников. В Беларуси провокации МТБ испытали на себе С.О.Притыцкий, работавший тогда первым секретарем Гродненского ОК КП(б)Б и П.М.Машеров, бывший в то время первым секретарем ЦК ЛКСМБ.

Несмотря на репрессии, большинство народа верило Коммунистической партии и Сталину «своему любимому вождю, отцу и учителю». На выборах в Верховный Совет СССР в 1946 г., Верховный Совет БССР в 1947 г., местные Советы в 1948 г. он, а также другие руководители Коммунистической партии выдвигались первыми кандидатами в депутаты. Несмотря на известные ограничения в своей работе, решения и Верховного Совета БССР, и местных органов власти играли важную роль в регулировании хозяйственных и культурных процессов, социальных и общественных отношений.

Специфической оставалась роль комсомола и профсоюзов, которые не столько защищали интересы молодежи и трудящихся, сколько направляли их на героический труд. Одновременно комсомол был кузницей кадров для партии. В частности, руководители комсомола К.Т. Мазуров, П.М.Машеров, А.Н.Аксенов. Г.Н.Жабицкий стали видными политическими деятелями БССР.

Кроме профсоюзов и комсомола в республике действовали ДОСААФ, спортивные и культурные учреждения, членство в которых и уплата членских взносов было для трудящихся обязательным.

Однако политическое руководство осуществлялось Коммунистической партией. Ее руководителями в первые послевоенные годы были П.К.Пономаренко, с января 1947 г. – М.И.Гусаров, с июля 1950 г. – Н.С.Патоличев. В 1956 г. первым секретарем ЦК КПБ был избран К.Т.Мазуров, в 1965 г. – П.М.Машеров.

После смерти в марте 1953 г. И.В.Сталина, Л.П.Берия, стремясь заручиться поддержкой местных партийных руководителей, предложил заменить направленных с центра руководителей на «национальных». Однако Пленум ЦК КП(б)Б 25-27 июня 1953 г. высказался против отставки Н.С.Патоличева и не подчинился решению центра. Правда, здесь повлияло и сообщение об аресте Л.П.Берия.


После смерти И.В.Сталина началась определенная демократизация общественной жизни. В сентябре 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС стал Н.С.Хрущев и последовавшее десятилетие получило название «хрущевская оттепель», в течение которой были проведены ряд политических и административных форм.

60. Социально-экономическое развитие Беларуси во второй половине 1950-х - первой половине 1980-х гг. Формирование промышленного комплекса БССР. Экономическая реформа 1965 г. Замедление темпов роста экономики и социальной сферы в первой половине 1980-х гг. Уровень жизни народа.

Восстановительные работы начались еще с осени 1943 г., когда были освобождены восточные районы Беларуси, и продолжались до начала 1950-х гг. В 1946 г. Верховный Совет БССР принял Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства республики на 1946—1950 гг. Особенностью четвертого пятилетнего плана было не только восстановление разрушенного войной хозяйства, но и создание новых отраслей производства. Объем капиталовложений на пятилетку превышал их размер за три довоенных пятилетки вместе взятых.

Главным направлением развития послевоенной Беларуси являлось создание новых и ускоренный рост уже существовавших раньше отраслей промышленности — машиностроения, металлообработки, электроэнергетики, топливной промышленности, производства строительных материалов. В 1947 г. были выпущены первые автомобили-самосвалы МАЗ-205 на Минском автомобильном заводе. Автомобильный и тракторный заводы, а также мотовелозавод в Минске стали крупнейшими новостройками республики.

Постепенно уменьшался удельный вес отраслей промышленности, доминировавших до войны (легкая, пищевая, дерево-обрабатывающая). В ведущие отрасли экономики превращались машиностроение и металлообработка. Во всех отраслях проводилась техническая реконструкция, электрификация и автоматизация производственных процессов.

Характерной особенностью четвертой пятилетки в БССР являлись опережающие по сравнению с соответствующими показателями по СССР темпы индустриального развития. И хотя отдельные показатели пятилетнего плана не были выполнены, в 1950 г. выпуск промышленной продукции в Беларуси почти в 2 раза превысил довоенный уровень.

После освобождения территории Белорусской ССР от немецко-фашистских захватчиков была восстановлена колхозно-совхозная система. В связи с катастрофическим положением сельского хозяйства Беларуси Совет Министров СССР принял постановление об оказании помощи БССР, согласно которому республика получила зерно, скот, сельскохозяйственную технику.

Большинство колхозов и совхозов были нерентабельными и убыточными, несли большие расходы на производственные нужды. Плановые госпоставки сельскохозяйственной продукции осуществлялись по фиксированным ценам, поэтому колхозы были вынуждены продавать продукцию ниже себестоимости. Низкая заработная плата колхозников обусловливала слабую материальную заинтересованность крестьян в результатах своей работы.


Основным источником существования крестьян оставалось личное хозяйство, которое находилось под прессом жесткой налоговой системы. Продукция личных хозяйств облагалась налогом в форме обязательных поставок государству или в денежной форме. Налогом облагались каждый кустик, деревце или голова скота. Ущемлялись социальные права крестьян, которые не имели паспортов и фактически не могли покинуть свою деревню.

Напряженная ситуация сложилась в западных областях Беларуси, где после окончания войны началась коллективизация. До 1949 г. она шла медленными темпами, однако в начале 1950-х гг. приобрела массовый характер. Это привело к смене прежних форм хозяйствования и недовольству крестьян. При проведении коллективизации игнорировался принцип добровольности, применялись репрессивные меры против так называемых кулаков, к которым причислялись и некоторые середняцкие хозяйства. Вместе с тем созданным колхозам предоставлялась сельскохозяйственная техника, минеральные удобрения, строительные материалы, выдавались кредиты.

В первые послевоенные годы в сельском хозяйстве Беларуси все же произошли некоторые положительные изменения. Увеличились посевные площади, возросло поголовье скота, укрепилась материально-техническая база. Однако ситуация в деревне оставалась очень сложной. Такое положение вызывали не только последствия войны, но и методы хозяйствования. Ускоренная индустриализация послевоенной Беларуси велась в значительной степени за счет сельского хозяйства.

Осществление экономической реформы 1965 г., называемой иногда «косыгинской реформой», началось с перехода к новой административной централизации, упразднения совнархозов и восстановления центральных промышленных министерств, ликвидированных Н.С. Хрущевым. Были созданы новые крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике), отменено разделение партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные. Предприятия получили некоторую автономию и самостоятельность.

Главная цель реформы заключалась в повышении эффективности работы народного хозяйства, ускорении темпов его роста и на этой основе улучшении жизненного уровня населения. Генеральный замысел состоял в том, чтобы наряду с административными рычагами управления экономикой задействовать и экономические (прибыль, цены, финансы, материальную заинтересованность и др.).

Исходной идеей экономической реформы было положение о невозможности решать все народно-хозяйственные вопросы из центра, чем и мотивировалась потребность в децентрализации. Оставались всего лишь пять директивно планируемых показателей: объем реализации продукции, основная номенклатура выпускаемых изделий, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом.


Основными направлениями в экономической реформе 1965 г. были: попытка перевода предприятий на хозрасчет; оценка работы предприятий не по выпуску валовой продукции, а по итогам ее реализации и полученной прибыли; создание из части прибыли (10–12 %) фондов экономического стимулирования (материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства); внедрение элементов оптовой торговли непосредственно между производителями, т. е. без участия государственных структур, привыкших все планировать и распределять по лимитам.

Однако по мнению современных экономистов реформа была обречена на неуспех из-за целого ряда причин. Наиболее существенными из них были:

непоследовательность и половинчатость, содержавшиеся непосредственно в самом замысле реформы. Сочетание экономических начал с жестко централизованной плановой экономикой, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических;

некомплексный характер реформы. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла;

слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы. Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей преобразований обусловливали половинчатость замысла реформы и обрекали ее в итоге на неудачу;

противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей (Л.И. Брежнева, Н.В. Подгорного, Ю.В. Андропова), боявшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа – поставить под сомнение сущность социалистического строя;

чехословацкие события 1968 г., где аналогичные новации привели к началу демонтажа политической системы, что очень испугало советское руководство.

Экономическая реформа, будучи непоследовательной уже на этапе замысла, не была осуществлена должным образом. Она не смогла переломить неблагоприятные тенденции в экономическом развитии страны, а усилия партийного аппарата свели ее на нет. Вместе с тем реформа 1965 г. показала пределы и ограниченность социалистического реформаторства.

61. Попытки ускорения социально-экономического развития БССР во второй половине 1980-х гг. Политика перестройки в СССР. Начало процесса демократизации в БССР.

Попытки ускорения социально-экономического развития БССР, как и СССР в целом, были вызваны прежде всего снижением показателей в 1970-х — первой половине 1980-х гг. Наблюдалось отставание экономики от достижений научно-технической революции, которая постепенно охватывала все сферы жизни общества. В 1971 —1985 гг. белорусская экономика, как и вся советская, все больше отставала от экономически развитых капиталистических стран по эффективности, техническим и технологическим уровням, большинству других показателей. Экономика СССР, за исключением сырьевых отраслей и производства вооружения, была неконкурентоспособной.


В то же время возникла теневая экономика — все виды экономической деятельности, которые официально государством не учитывались и доходы от которых скрывались от налогообложения. Возникновение теневой экономики свидетельствовало об ослаблении государственной монополии в экономической области.

Проявление застоя в экономике, нарастание кризисных явлений в середине 1980-х гг. заставили руководство государства искать ути преобразования хозяйственного механизма. Необходимость новой экономической реформы стала очевидной и для руководства. Существовали два возможных пути ее проведения: переход хозяйства к использованию товарно-денежных отношений или очередная попытка усовершенствования командно-административной системы. Партийным руководством был продекларирован первый вариант. Он получил название «курс на ускорение социально-экономического развития страны». Этот курс предусматривал переход на интенсивный путь развития экономики на основе увеличения качественных показателей за счет использования новейших достижений науки и техники, приоритетного развития машиностроения как базы этого процесса, роста производительности труда.

XXVII съезд КПСС (1986) и XIX Всесоюзная конференция КПСС (1988) уточнили политический курс и определили политику перестройки, обновления всех сфер жизни советского общества. Перестройку предусматривалось проводить в рамках социалистического выбора, социалистических идеалов и ценностей под лозунгом: «Больше демократии, больше социализма». Ее целями стали преодоление деформаций социалистического строя, более полное раскрытие его потенциальных возможностей, демократизация всех сторон жизни советского общества, реформирование политических институтов государства. Предусматривалось проведение выборов в Советы всех уровней с участием нескольких кандидатов.

В ходе осуществления политики перестройки значительно расширилась самостоятельность предприятий и объединений в результате их перехода на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. Трудовые коллективы получили право избирать руководителей, регулировать заработную плату и отчисления на социальные нужды. Внедрялись прогрессивные формы организации труда — арендные коллективы, хозрасчетные бригады. Более демократической становилась избирательная система, развивались гласность и плюрализм мнений, формировалась многопартийная система. Больше возможностей появилось для осуществления демократических прав и свобод граждан, творческой деятельности. Вместе с тем в обществе возникли капиталистические тенденции, пропагандировалась идея обогащения любыми средствами. Многие руководители предприятий сдавали в аренду с правом выкупа часть государственного имущества, а затем за символическую плату переводили его в частную собственность. Положение еще больше осложнилось, когда в СССР в 1988 г. был принят Закон «О кооперации».