ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 3109
Скачиваний: 1
С остатками своей дружины Всеслав отошел к Днепру. Киевские князья пригласили его на переговоры и обещали, что не сделают никакого зла. Всеслав поверил их клятве — крестоцелованию. Переправившись через
Днепр у Орши, он вместе с сыновьями вошел в великокняжеский шатер, но сразу был захвачен в плен, вывезен в Киев и заключен там в тюрьму.
Через год Всеслава освободили восставшие горожане и объявили великим князем киевским. Выл он на престоле в Киеве семь месяцев, затем вернулся в Полоцк. В результате упорной борьбы Всеслав Чародей освободил Полоцкое княжество. Но противостояние с киевскими князьями продолжалось. Только в последние годы своей жизни Всеслав больше не нападал на соседние земли. Киевские князья также не тревожили его. Наивысший подъем Полоцкого княжества. В период княжения Всеслава Брячиславича Полоцкое княжество достигло наивысшего расцвета.
В столице княжества — Полоцке — князь построил новый мощный замок и величественный Софийский собор. Во время княжения Всеслава успешно развивались ремесло и торговля. Своим потомкам князь оставлял Полоцкую землю не опустошенной и разграбленной, а могущественной и процветающей. История Полоцкой земли — это неотъемлемая героическая страница истории Беларуси.
6. ПОЛОЦКАЯ ЗЕМЛЯ В XII - СЕРЕДИНЕ XIII ВВ. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ. МИНСКОЕ КНЯЖЕСТВО. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЕЛЬ.
Всеслав Чародей был последним князем, владевшим всей Полоцкой землей. Начинался тревожный XII в. — период раздробленности и непрерывных междоусобных войн между отдельными князьями. После смерти Всеслава Полоцкая земля начала распадаться на обособленные княжества. В летописях они называются волостями.
Первая причина. В средневековье оно имело натуральный характер. В таких условиях связи между разными землями даже одного княжества были очень слабыми. А это значит, что крупное княжество могло распасться на более мелкие. Второй причиной раздробленности было возникновение частного землевладения и усиление боярства. Бояре — бывшие княжеские дружинники — получали от князя землю в собственность и оказывались независимыми от него.
Они уже не были заинтересованы в существовании единой сильной княжеской власти.
В результате отдельные волости-княжества Полоцкой земли во главе с детьми Всеслава Брячиславича начали обособляться. То же происходило и в других землях Древней Руси.
Таким образом, сущностью раздробленности был распад крупных княжеств (в источниках они назывались землями) на более мелкие волости — Менское (Минское), Друцкое, Витебское, Слуцкое, Пинское и другие княжества. Раздробленность белорусских земель продолжалась до середины XIII в., почти 150 лет. Объединение их в составе нового государства (Великого Княжества Литовского) шло постепенно и продолжалось еще около 100 лет — вплоть до середины XIV в.
Временный подъем Менского княжества. В начале периода раздробленности первым из состава Полоцкой земли выделилось Менское (Минское) княжество. В нем стал княжить сын Всеслава Глеб (1101 – 1119 гг.). Глеб проводил политику возвышения Менска (Минска). Некоторое время менскому князю это полностью удавалось. Менску были подчинены
города Друцк, Орша и Копысь. Глеб Всеславич даже не побоялся выступить против могущественного киевского князя Владимира Мономаха. В 1116 г. Глеб во главе войска разграбил часть Туровского княжества и, чтобы ослабить его, сжег город Слуцк (в связи с этими событиями Слуцк впервые упоминается в летописи). Туровское княжество в то время возглавлял сын киевского князя.
Владимир Мономах выступил против Глеба Всеславича и осадил с войском Менск. Глеб был вынужден направить послов в стан Мономаха. После мирных переговоров Мономах снял осаду и простил Глеба. Менский князь обещал во всем «послушати» киевского князя. Через некоторое время киевский князь отобрал у Глеба Всеславича его волость, а самого князя взял в плен в Киев. Здесь менский князь и умер в 1119 г. Его похоронили с надлежащими князю почестями в Киево-Печерском монастыре. После этих событий Менск на некоторое время утратил свое значение важного политического центра.
Отношения между Полоцким и Киевским княжествами. Полоцкие князья не желали подчиняться великому князю киевскому В 1127 г. киевский князь Мстислав — сын Владимира Мономаха — организовал новый поход на Полоцкую землю. Семь русских князей со своими дружинами принимали в нем участие. Выли заняты Изяславль (Заславль) и Логойск. Опасность нависла над Полоцком. Полочане обвиняли в войне своего князя Давида Всеславича. Чтобы предотвратить захват и разграбление города, они его прогнали.
На княжение был посажен князь Борис — один из сыновей Всеслава Врячиславича. Военные действия прекратились. В 1129 г. Мстиславу удалось захватить в плен непокорных полоцких князей вместе с семьями и выслать их в Византию. Через несколько лет некоторые князья вернулись в Полоцк. В это время умер киевский князь Мстислав Владимирович, и Киевская Русь окончательно распалась на отдельные самостоятельные княжества.
Организация войска. В те времена многие спорные вопросы решались с помощью оружия. Поэтому военное дело являлось одной из главных забот князя. По-прежнему основу княжеского войска составляла дружина, важнейшей обязанностью которой была военная служба. В это время
дружина делилась на старшую (бояре, «княжьи мужи», гридни) и младшую (отроки, детские). Старшая дружина играла важную роль в управлении государством. Важной частью войска оставалось ополчение. Теперь эта военная сила состояла из горожан и сельского населения и называлась «полк». Отсюда и происходит название «ополчение». Ополченцы были пешими воинами. Ополчение возглавлял тысяцкий. Все войско условно делилось на десятки и сотни, во главе которых стояли десятские и сотники. Таким образом, дружина и ополчение во главе с князем были главной силой, защищавшей княжество от внешней опасности.
Деятельность веча. Как и у древних славянских племен, в Полоцке важное место занимала деятельность всенародного собрания — веча. Оно могло свергать и назначать князя, заключать договоры с другими городами и государствами. Неоднократно случалось, что, если вече не поддерживало князя, он должен был покинуть город. Однако нельзя переоценивать значение веча. В мирные, спокойные времена оно совсем не проявляло себя. Не слышно было о вече и в годы правления сильных князей. Только во время войн, смены княжеской власти, обострения конфликтов в обществе, при необходимости принятия важных решений население посредством веча высказывало свои требования. В Полоцке вече постепенно укреплялось на протяжении XII в. вместе с ослаблением княжеской власти.
7. ТУРОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО В Х - СЕРЕДИНЕ XIII В. ОТНОШЕНИЯ С КИЕВОМ. ТУРОВСКИЙ КНЯЗЬ ЮРИЙ ЯРОСЛАВОВИЧ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Древний Туров. Есть на юге Беларуси небольшой город Туров. Именно этот скромный неприметный городок, расположенный у протока широкой Припяти, был когда-то центром отдельного княжества. Возникновению города и его развитию содействовало выгодное географическое положение. Он размещался в бассейне Припяти на Припятско-Бугском торговом пути из Киева в Польшу. Возник Туров на территории дреговичей. Плодородные земли содействовали успешному земледелию. Возникновение Туровского княжества. Первое письменное упоминание о Турове относится к 980 г. Летописец под этой датой сделал следующее важное сообщение: «Рогволод же пришел был из-за моря и имел волость свою в Полоцке. А Тур (сел) в Турове, от него же и туровцы прозвались». Из этого следует, что в 960-е гг. наряду с Полоцким уже существовало и Туровское княжество. На севере Туровское княжество граничило с Полоцкой землей.
Отношения Турова с Киевом. Киевский великий князь Владимир Святославич в конце X в. направил в наиболее крупные города восточных славян своих сыновей в качестве наместников.
Город Туров достался Святополку. Куда девался Тур, существовал ли он в действительности — остается неизвестным.После смерти Владимира в 1015 г. Святополк стал великим князем киевским. Одновременно он сохранил за собой Туровское княжество. Затем Туровское княжество досталось Изяславу — сыну киевского князя Ярослава Мудрого. После смерти Ярослава в 1054 г. Изяслав сам стал великим киевским князем, но княжение в Турове он сохранил за собой. Таким образом, туровские князья в XI в. занимали великокняжеский престол в Киеве, что свидетельствует о тесных отношениях Турова с Киевом. Туровский князь Юрий Ярославин. В середине XII в. при поддержке жителей Турова князем стал внук Святополка Изяславича Юрий Ярославич, правивший в 1157—1162 гг. Он не хотел быть в полной зависимости от Киева и перестал
подчиняться ему. В ответ князь Изяслав Давидович, только занявший киевский престол, организовал в 1157 г. поход на Туров. Смоленские, галицкие и другие князья создали могучее войско. Они рассчитывали, что с ходу смогут овладеть городом. Однако Туров выстоял. Войска великого князя киевского приступили к продолжительной осаде. Она длилась 10 недель.
Оборона Турова в 1157 г. явилась важным событием в истории Туровской земли. Благодаря исключительной стойкости жителей города и воинскому мастерству князя Юрия Ярославича, удалось отстоять независимость Туровского княжества. Следующий киевский князь также пытался подчинить своей власти Туров, но опять же безуспешно. Юрий Ярославич и его сыновья активно участвовали в междоусобных войнах, пытались расширить пределы своего княжества.
Древний Пинск. Существенную роль в истории Белорусского Полесья играл Пинск. В начале XI в. возникло поселение на берегу реки Пины в том месте, где она впадает в Припять. От реки Пины происходит название города Пинск. Впервые Пинск (Пинеск) упоминается в летописи в 1097 г. Пройдет менее одного столетия, и Пинск возвысится над Туровом, обойдет его в своем развитии.
8. ВНЕШНЯЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIII В. БОРЬБА С КНЯЖЕСКОЙ АГРЕССИЕЙ И МОНГОЛО-ТАТАРСКОЙ УГРОЗОЙ.
В конце XII в. немецкие купцы, рыцари и священники высадились в устье Западной Двины. Здесь в 1201 г. они основали крепость Ригу. В их планах был захват территории языческих племен ливов, латгалов и эстов. На их землях немецкие рыцари планировали построить феодальное хозяйство, где они являлись бы господами, а подчиненное население — их слугами.
Немецким рыцарям в осуществлении их планов помогала католическая церковь. В 1202 г. был создан военно-монашеский Орден меченосцев .Полоцк первый столкнулся с немецкими рыцарями, или крестоносцами. Эти завоеватели приносили много страданий язычникам. Они считали, что их деятельность угодна Богу, что войны с язычниками они ведут ради Христовой веры
Завоевательские планы крестоносцев вплотную столкнулись с интересами Полоцка. Задолго до появления здесь немецких рыцарей племена ливов платили дань полоцким князьям, а во время военных действий поставляли вспомогательное войско. Здесь же, в нижнем течении Западной Двины, находились города-крепости Кукенойс и Герцике Этими городами правили князья, зависимые от полоцкого князя. Видимо, города возникли на местах сбора дани с местного неславянского населения. Появление здесь немецких рыцарей открыто угрожало Полоцку утратой подвластных ему земель. Военное столкновение стало неизбежным.
Летом 1203 г. полоцкий князь Владимир осадил две немецкие крепости — Икскюль и Гольм. Крестоносцы вынуждены были откупиться деньгами, но по-прежнему продолжали захваты. В 1206 г. князь Владимир с большим войском вновь спустился на кораблях по Двине, чтобы попытаться овладеть Гольмом. Осада продолжалась 10 дней, но крепость устояла. Между рижским епископом и полоцким князем был заключен «вечный» мир. Полоцкий князь вынужден был отказаться от территории Нижнего Подвинья и от дани с ее населения. И только для русских купцов сохранился, как говорит летопись, «открытый свободный путь по Двине». Однако борьба полочан против крестоносцев на этом не закончилась.
В 1216 г. полочане совместно с эстами и литовцами готовились к новому выступлению против немецких рыцарей. Внезапная смерть полоцкого князя Владимира воспрепятствовала осуществлению похода. Таким образом, начиная с 1203 г. Полоцкое княжество вступило в борьбу с крестоносцами, в которой оно понесло значительные людские и территориальные потери.
Вследствие угрозы от крестоносцев Полоцк искал связи с Новгородской землей, над которой также нависла опасность со стороны шведов. Военные союзы в то время часто закреплялись браками. Ярким свидетельством этому был брак новгородского князя Александра Ярославича с дочерью полоцкого князя Брячислава. Вскоре шведское войско ворвалось в Новгородскую землю. Решающая битва со шведскими рыцарями произошлана реке Неве в 1240 г. В этой битве своей исключительной отвагой отличился полочанин Яков.
Во время борьбы Полоцкого княжества и Новгородской земли с крестоносцами в восточнославянские земли ворвались не менее опасные завоеватели — монголы. На Руси их называли татарами, а историки пользуются понятием «монголо-татары». Их родиной являлись степи Монголии. Основатель Монгольской империи — Чингисхан — завещал своим потомкам завоевать весь мир. Монголо-татары сумели захватить Китай, Среднюю Азию, Закавказье и большую часть русских земель. Внук Чингисхана Батый после кровопролитных битв захватил и разрушил города Рязань, Москву, Владимир на Клязьме, затем Чернигов и наконец в 1240 г. — Киев. Монголо-татары направились к Смоленску, однако потом обошли его. Как подтвердили археологические раскопки, завоеватели сожгли Гомель. Вернувшись из похода в Европу, хан Батый образовал на Нижней Волге одно из крупнейших государств средневековья — Золотую Орду (отсюда происходит название «ордынцы»). Ордынцы продолжали походы в восточнославянские земли. Большинство русских земель находилось в вассальной зависимости от Золотой Орды. Белорусский край оказался в грозной опасности.
Письменные источники содержат сведения о многочисленных походах ордынцев во второй половине XIII в. в белорусские, украинские и литовские земли. Главными целями ордынцев были захват людей в плен, продажа их в рабство и грабеж местного населения. Завоевать и подчинить себе белорусские земли ордынцам не удалось. В союзе с князьями западных земель Руси находились литовские князья, имевшие хорошо вооруженные военные силы. Белорусские земли и Литва сохранили свою независимость и не познали тяжкого ордынского ярма.
9. ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ. РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗНАЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ.
Наши предки с глубокой древности верили, что у человека есть душа. Такое представление ученые называют анимизмом. Существовало убеждение, что души людей и после их смерти могли влиять на жизнь живых. В родовом обществе очень важна была поддержка родственников. В то же время почетом пользовались старые люди, старейшины. Славяне верили, что даже после смерти старейшины рода помогают своим потомкам. Так зародился культ предков. Души умерших охраняли родичи и всячески благоприятствовали его процветанию. Славяне также верили, что душа старшего в семье может превратиться в домашнего духа, или домового. Домовой мог быть и внешне похож на бывшего хозяина дома. Ему также нужно было приносить жертвы.