ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 3111
Скачиваний: 1
Славяне в начале своей истории были язычниками. Они верили, что весь окружающий мир — и леса, и поля, и реки — населен духами. Поэтому поклонялись огню, солнцу, луне, деревьям, камням, ручьям, озерам и рекам. Особенно почитаемым на белорусских землях был дуб. Среди множества духов были и такие, которых особенно уважали или боялись. Славяне верили в водяных духов. Главный среди них — водяной — считался враждебным человеку. В лесу главным духом был леший. Дух поля, по преданиям славян, прятался в последнем несжатом пучке колосьев. Полевик, или полевой, являлся в поле в полдень. Многочисленные духи были враждебны людям. Однако их можно было умилостивить дарами, жертвами.
Языческие боги. Язычники-славяне почитали множество богов. Многобожие — вера в многочисленных богов — наиболее важная черта язычества. Боги были ответственны за разные стороны жизни человека и природные явления. Главным богом у восточных славян считался Перун. Этог. Перун — бог грозы, грома и молнии. Издавна восточные славяне почитали Велеса (Волоса). Он считался покровителем животноводства. Его часто представляли в виде змеи. Главным богом солнца и огня был Сварог. Его сына звали Дажбог. Богом солнца считался и Хорс. Он упоминается в величайшем произведении древнерусской литературы — «Слове о полку Игореве». В этом произведении рассказывается, что полоцкий князь Всеслав Чародей пересекал путь великому Хорсу, превратившись в волка. Предки белорусов почитали также бога Ярилу. Даже в XIX в. в честь Ярилы белорусские крестьяне ежегодно в апреле устраивали праздник. Покровительницей женщин и соответственно женских занятий, особенно прядения, являлась богиня Мокошь. Ее почитали как богиню плодородия. Из семи дней недели Мокоши была посвящена пятница. Накануне этого дня женщинам запрещалось прясть. С установлением христианства роль Мокоши перешла к Святой Параскеве, которую называли Параскевой Пятницей.
Святилища. Каждое племя имело специальные места, где молились богам и приносили им жертвы. Это место называют святилищем, или капищем.Сохранилось предание, что возле Полоцка на берегу Волового озера находилось святилище Перуна. Язычники приносили жертвы камню и огню. На ветвях дуба вешали рушники и ленты. Обычно в центре святилища стоял идол, а вокруг горели костры.
Мифы и предания. С помощью мифов и преданий наши предки объясняли происхождение всего живого на земле: людей, животных и растений. Мифы давали ответы на многочисленные вопросы: как люди научились выращивать хлеб, приручили животных, узнали о ремеслах.
Происхождение природных явлений, зарождение новой жизни также объяснялись мифами. Мифы рассказывали о жизни богов, которые, по мнению славян-язычников, правили всем миром.
Обряды. Всю жизнь человека в древности сопровождали обряды — специальные ритуальные действия, осуществлявшиеся при рождении, наступлении совершеннолетия, свадьбе и, наконец, смерти. Особое внимание наши предки уделяли погребальному обряду. Люди верили в существование загробного мира. Поэтому важно было подготовить человека к переходу в него.
Балты сжигали покойников, а остатки от сжигания помещали в глиняный горшок, который погребали преимущественно в грунтовой могиле. А вот славяне на территории Беларуси с VI в. хоронили покойников в курганах. Земляные насыпи достигали нескольких метров в высоту Чаще всего они были круглыми. У кривичей были длинные курганы. До X в. славяне-язычники также сжигали покойников, позже — хоронили в землю. Это было связано с распространением христианства на землях восточных славян. Рядом с покойником помещали его вещи — орудия труда, оружие, украшения. Такие вещи свидетельствовали о богатстве и знатности умершего.Погребальный обряд, восточных славян состоял из поминальной трапезы и тризны — своеобразных военных игр или спортивных состязаний в честь покойника. Так соплеменники прощались с умершим. Погребальный обряд сопровождался причитаниями женщин. Календарные обряды были тесно связаны с земледельческими работами.
Причины принятия христианства. Язычество имело глубокие древние корни на славянских землях. Оно давало свои ответы на вопросы о происхождении мира, людей, различных природных явлений и т. д. Но в X в. религиозные представления наших предков начали изменяться. В те времена возникали первые государственные образования, устанавливалось княжеское единовластие, развивались земледелие, торговля, ремесло. Все это вызывало потребность в знаниях, письменности, новых взглядах. Возникла необходимость в тесных связях с другими государствами, прежде всего с Византийской империей, где исповедовали христианство. Христианская вера соответствовала требованиям государственной власти, поскольку обязывала подчиняться власти, данной от Бога. Наиболее важной исторической вехой в распространении христианства среди восточных славян был 988 г. В этот год великий князь киевский Владимир Святославич принудил киевлян креститься, принять христианскую веру. Это событие считается началом распространения христианства у всех восточных славян.Первые христиане белорусских земель. Вероятно, первыми христианами в Полоцком княжестве были Рогнеда и ее сын Изяслав.
После принятия христианства Русью в 988 г. количество христиан среди восточных славян быстро увеличивалось. Повсюду, где жили люди, строились церкви. Известно, что первые деревянные церкви в Полоцке и Друцке были посвящены Богородице — матери Иисуса Христа. Первые монастыри на белорусских землях возникли только в XII в. В монастырях появились монахи — члены церковной общины, дававшие обет вести строгий образ жизни с отказом от материальных удобств и жизненных наслаждений.
Сразу после принятия христианства в Древнерусском государстве началось формирование церковной организации. Во главе ее стоял митрополит, находившийся в Киеве. Русская митрополия делилась на епархии, которыми руководили епископы. До начала XIII в. на Руси было создано 16 епархий, и среди них Полоцкая и Туровская. Историки полагают, что в Полоцке епархия возникла около 992 г. Имена первых полоцких епископов остались неизвестными. Только в начале XII в. упоминается полоцкий епископ Мина. Епархия в Туровском княжестве была основана в 1005 г. Первым ее епископом называется Фома.
Язычество и христианство. С принятием христианства началось широкое строительство церквей и монастырей. Так, в XII в. в одном только Полоцке было построено не менее десяти каменных церквей и основано три монастыря И после крещения восточные славяне долгое время отмечали языческие праздники и даже тайно молились старым богам. Древнерусская летопись упоминает о появлении и через сто лет после крещения Руси языческих жрецов — волхвов.
Таким образом, в связи с принятием христианства на смену язычеству приходила новая вера, но процесс этот шел медленно. В результате продолжительное время на белорусских землях существовало двоеверие — положение, когда часть населения, принявшая христианство, по-прежнему поклонялась языческим богам. Результаты и значение распространения христианства. Прежде всего христианская вера возвышала человека над природой. Только человеку, учила церковь, Бог дал разум и душу. Вера в вечную жизнь, стремление попасть в рай вдохновляли людей делать добро, помогать бедным, терпеливо переносить муки земной жизни. Распространение христианства содействовало развитию письменности и образования. Для обеспечения потребностей церкви князья выделяли десятую часть всех своих доходов — с дани, судебных штрафов, таможенных пошлин и т. д. Но эта церковная десятина дополнительным бременем ложилась на плечи земледельцев, ремесленников, торговцев. Со временем церковь приобрела земли с зависимыми крестьянами и таким образом превратилась в феодала. Тем не менее новая христианская религия, сменившая на землях восточных славян язычество, имела очень большое значение для развития общества.
10. КУЛЬТУРА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЕЛЬ Х - СЕРЕДИНЕ XIII В. 10. КУЛЬТУРА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЕЛЬ Х - СЕРЕДИНЕ XIII В. АРХИТЕКТУРА. ИСКУССТВО. ПИСЬМЕННОСТЬ. ПАМЯТНИКИ ПИСЬМЕННОСТИ. РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ДЕЯТЕЛИ ЕВФРОСИНИЯ ПОЛОЦКАЯ И КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ.
Церковное строительство. Первые христианские церкви на белорусской земле строились из дерева. Вполне вероятно, что их ставили на месте бывших языческих святилищ. Выдающимся достижением средневековой белорусской культуры являются памятники каменного зодчества, преимущественно церкви. Каменное зодчество — это возведение зданий из камня и кирпича,
скрепленных известковым раствором. Каменные здания красиво выделялись среди деревянных строений средневековых городов.
Самой древней каменной постройкой в Беларуси является Полоцкий Софийский собор. Грандиозный Софийский собор в Полоцке строился в середине XI в. Это третий храм в землях восточных славян, посвященный Софии, после новгородского и киевского. Слово «София» означает «мудрость», которая, по представлению верующих, правила Вселенной. Величественный Полоцкий собор был символом могущества города Полоцка и его князей. Кроме главного предназначения — места, где люди молились Богу, он служил для хранения архива, библиотеки, государственной казны. Первоначально храм имел семь куполов.
В середине XII в. на берегу Полоты была построена Спасская церковь Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Строил ее полоцкий зодчий Иоанн (Иван).
Выдающимся памятником зодчества XII в. является Борисоглебская (во имя святых Бориса и Глеба) церковь в Гродно. Чаще ее называют Коложской церковью, так как она была построена на территории Коложского посада.
Искусство. Христианские церкви обычно украшались фресками и иконами. Так, в Спасо-Евфросинневской церкви все стены и столбы были расписаны фресками. Фреска — это живопись водяными красками по свежей штукатурке. На темном фоне изображались фигуры святых. Первое, что невольно обращает на себя внимание, — лица людей, их дугообразные брови и большие, задумчивые глаза. Так художники стремились передать внутренний мир верующего человека, выразить свое понимание прекрасного.
Средневековая живопись на белорусских землях была представлена также книжными миниатюрами. Это были красивые разноцветные рисунки-иллюстрации к событиям, о которых рассказывалось на страницах летописей и рукописных книг. Чудесные миниатюры помещены в «Туровском евангелии» (XI в.) и «Оршанском евангелии» (XIII в.).
На белорусских землях в XI—XIII вв. были распространены разные произведения декоративно-прикладного искусства. Среди них предметы быта, украшения, оружие, посуда, иконки с изображениями святых, шахматные фигурки и др.
Наилучшим образцом белорусского прикладного искусства является крест Евфросинии Полоцкой. Сделал крест в 1161 г. выдающийся мастер Богша (в крещении — Лазарь) по заказу Евфросинии Полоцкой. Белорусская просветительница подарила его Спасской церкви. Крест имел 51 см в высоту, толщина его составляла около 2 см. Сделан он был из прочного дерева. Поверхность покрыта золотыми пластинами, а по бокам — узкие серебряные полоски с выбитыми на них длинными надписями кириллицей. На золотых пластинах креста размещались изображения Сына Божьего — Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна и других святых. Крест Евфросинии Полоцкой является ценнейшим памятником нашей истории. В начале Великой Отечественной войны крест исчез из Могилевского краеведческого музея, где он хранился, и его судьба до сих пор остается неизвестной. В наше время мастер из Бреста Н. Кузьмич изготовил копию креста. Она хранится в Спасо-Евфросиниевской церкви в Полоцке.
Письменность. Памятники письменности. В XI в. в Полоцкой земле уже хорошо была известна кириллическая письменность. Об этом свидетельствуют надпись на плоском камне, который был найден в фундаменте Полоцкой Софии, а также надписи на пряслицах, амфорах, камнях, берестяные грамоты. В русле Западной Двины в разных местах находились четыре больших валуна с высеченными крестами и надписями XII в.: «Господи, помоги рабу своему Борису». Возле Орши был обнаружен «Рогволодов камень» высотой 3 м с большим количеством надписей. Этот уникальный памятник культуры восточных славян до нашего времени не сохранился. Исключительную научную ценность имеют берестяные грамоты.
Незаменимыми источниками наших знаний о прошлом являются летописи. Общая древняя летопись восточных славян была составлена в Киеве в начале XII в. Она известна под сокращенным названием «Повесть временных лет. Среди рукописных церковных книг самая ранняя — «Туровское евангелие» — создана в XI в Книги в то время писали на пергаменте — специально выделанной тонкой коже молодых животных. Листы рукописи складывали в тетради и сшивали. Обложками служили две доски. Такая книга имела вид. ящика, закрывавшегося с помощью пряжки.
11. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО. НОВОГРУДСКОЕ КНЯЖЕСТВО. МИНДОВГ. БОРЬБА С КРЕСТОНОСЦАМИ.
Образование нового государства, причины - это соседство в бассейне р. Неман восточнославянских и балтских племен. Контакты между этими племенами существовали издавна, но в ХІІ–ХІІІ вв. они стали особенно тесными.
Рост военной активности балтов. В результате сложились условия для более тесного союза, в котором белорусские княжества хотели использовать в своих целях военную силу балтов, а балты – получить доступ к экономическим и политическим выгодам, которые имелись у белорусских княжеств. Уже в начале ХІІІ в. полочане вместе с ливами, латгалами и литовцами противостояли агрессии рыцарей Ордена меченосцев. В условиях сближение славянского и балтского населения позволяло объединиться для борьбы как с монголо-татарами, так и с крестоносцами.
Литовские племена в Верхнем Понеманье. В начале средневековья балты были основным населением Понеманья. Постепенно балтские племена начали объединяться в союзы. В ХІІІ в. на балтских землях, не захваченных крестоносцами, уже выделялись две большие области – Аукштайтия и Жемайтия. Жемайты населяли Нижнее Понеманье около Балтийского моря. Аукштайты проживали в Среднем и Верхнем Понеманье, в том числе и на территории современной Гродненской области. Один из районов Аукштайтии – Литва – стал центром объединения балтских племен. Затем под Литвой стали понимать всю Аукштайтию и даже Жемайтию. Вскоре же Верхнее и Среднее Понеманье стали ядром образования балто-славянского государства – Великого Княжества Литовского.
Славянская колонизация Верхнего Понеманья. Заселение и освоение белорусских земель славянами произошло в течение конца V–XIII в. Такой процесс в исторической науке называется колонизацией. Славянская колонизация белорусских земель происходила как мирным, так и военным путем. Славянская колонизация Верхнего Понеманья проходила медленнее. Здесь она осуществлялась с различных направлений, однако преимущественно с юга и востока – с земель дреговичей, волынян и кривичей. В итоге Верхнее Понеманье в ХІІ–ХІІІ вв. было зоной проживания смешанного славяно-балтского населения.