Файл: История (ответы рукописные).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 3121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Крестьяне зависели от землевладельцев-феодалов, поскольку только шляхта могла владеть землей в Княжестве. Также землей владели государство, великий князь, духовенство и церковь. Крестьяне за пользование наделом должны были отдать феодалу или натуральный оброк, или денежный оброк, или отработать барщину.

Волочная помера. Во второй половине XVI – первой половине XVII в. сельское хозяйство белорусско-литовских земель переживало подъем. Феодалам стало выгодно продавать сельскохозяйственную продукцию не только внутри страны, но и вывозить ее за границу. Чтобы получить больше зерна, некоторые землевладельцы еще в конце XV в. начали создавать фольварки.

Фольварк представлял собой двор феодала с жилыми и хозяйственными постройками и землей, на которой зависимые крестьяне отрабатывали барщину. Продукция, полученная с фольварочной земли, шла на продажу и приносила значительную прибыль ее владельцу. Такая система ведения хозяйства феодалом называется фольварочно-барщинной.

Великий князь литовский и польский король Сигизмунд II Август целью увеличения доходов государственной казны решил организовать фольварки в государственных владениях. Тем самым он начат первую известную на белорусских землях аграрную реформу. Примером для Сигизмунда II Августа стала его мать — королева Бона Сфорца (жена Сигизмунда 1 Старого). Еще в 1530-е гг. в Пинском и Клецком староствах она начала организовывать фольварки, что имело положительные результаты.

Аграрная реформа проводилась на основании документа «Устава на волоки», принятого 1 апреля 1557 г. Отсюда и название реформы – волочная помера. Для создания фольварков первоначально провели обмер земли. После этого ее разделили на волоки. Одна волока составляла надел в 21,36 гектара, или 30 моргов (9000 прутов). При этом учитывали качество земли. Она могла быть хорошей, средней, плохой и очень плохой. Если землю относили к плохой, то размеры волоки могли быть увеличены до 46 моргов. Самые лучшие земли отводились под фольварки с тем расчетом, чтобы на одну фольвароч-ную волоку приходилось семь крестьянских волок. Крестьянский двор получал в пользование половину волоки: в XVI–XVIII вв. на одно крестьянское хозяйство приходился надел в 10,7 гектара. Если количество трудоспособных в дыме было большим, то давали целую волоку.

Реформа предусматривала упорядочение налогов. Раньше налоги собирались с дыма. При этом не учитывалось количество земли, закрепленной за ним. Теперь единицей налогообложения стала волока, что привело к увеличению средств в государственной казне.

Аграрная реформа первоначально охватила государственные земли. Но в Подвинье она не проводилась, поскольку там шли военные действия Ливонской войны. На востоке Беларуси, в Поднепровье, фольварочно-барщинная система не получила распространения из-за особых природных условий – малоурожайной почвы. Да и населения было меньше, чем на западе белорусских земель. Поэтому большинство крестьян платили чинш и выполняли натуральную подать.


Постепенно частные землевладельцы-шляхтичи стали вводить волочную померу в своих владениях В результате реформы увеличилась прибыльность феодальных имений. Но при этом усилилась эксплуатация зависимых крестьян. Они были прикреплены к полученным волокам. Произошло слияние «похожих» и «непохожих» крестьян в единый класс крепостных крестьян. Деревенские жители стали оказывать сопротивление аграрной реформе. Крестьяне отказывались принимать волоки даже в начале XVII в.

Начало юридического оформления крепостного права связано с привилеем Казимира IV Ягеллончика 1447 г. В нем великий князь запрещал принимать беглых крестьян из частных владений в государственные имения и наоборот. Феодалы получили право вершить суд над зависимым населением. Затем Статут ВКЛ 1529 г. ввел «земскую давность». В соответствии с ней «похожий» крестьянин, проживший на земле феодала более 10 лет, становился «непохожим» – то есть крепостным. Статут 1566 г. дополнил «земскую давность» 10-летним поиском беглых крестьян, а в Статуте 1588 г. этот срок был увеличен до 20 лет. Уход от феодала «похожих» крестьян был возможен при выполнении ими ряда условий. Требовалось, чтобы крестьянин заплатил землевладельцу за выход, выплатил долги, вернул феодалу полученное имущество, чтобы феодал сам дал разрешение на его уход. В Статуте 1588 г. отмечалось, что крестьянин может уйти от феодала либо отработав льготные годы, либо заплатив землевладельцу по 6 грошей за каждую льготную неделю. Это были большие деньги, и крестьяне физически не могли их собрать. Уход осуществлялся в разные сроки, зависевшие от определенного региона и местного соглашения феодалов. Например, в Подвинье это происходило весной.

18. ГОРОДСКАЯ ЖИЗНЬ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ В СЕРЕДИНЕ XIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО. ГОРОДСКОЕ РЕМЕСЛО. ЦЕХИ. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ.

Города. В ХІІІ-XVI вв. происходит не очень быстрый, но заметный рост городов. Городское население росло главным образом за счет крестьян, искавших в городских посадах лучшей доли. дворами. Развитие торговли сдерживало господство натурального хозяйства. Приобретало ремесленные изделия только ограниченное число покупателей. Поэтому большинство ремесленников не продавали товары, а изготавливали их на заказ или обслуживали феодалов.

С конца ХІІІ в. в обиход входит крупноразмерный кирпич, производимый белорусскими мастерами. Из такого кирпича были возведены Каменецкая башня, Лидский и Гродненский замки, строения в Полоцке, Новогрудке. Применение кирпича большого размера ускоряло темпы строительства. В начале XІV в. на территории Беларуси при строительстве печей начинают использоваться так называемые горшкоподобные изразцы, которые помогали лучше сберечь тепло.

Население городов XV–XVI вв. на территории Беларуси начинается новый этап в развитии городов. Расширяются связи с рынком и крестьянских хозяйств. Все это приводит к росту количества рынков – торгов, где крестьяне и феодалы могли продать свою продукцию. На месте этих торгов в XV в. начинают возникать новые города.


Население новых городов могло формироваться за счет крестьян близлежащих деревень. Но чаще владельцы города были заинтересованы в переселении в новый город ремесленников и торговцев. Для этого по другим городам ВКЛ и даже за границу ездили специальные люди, приглашавшие сюда хороших специалистов. Чтобы привлечь их, владельцы города временно могли освободить новых жителей от податей. Такое освобождение от податей получило название «слободы». Большинство населения города составляли так называемые «черные люди». Это были ремесленники разных специальностей, а также мелкие и средние торговцы. Привилегированными жителями города были бояре и богатые купцы

До XV в. центром крупного белорусского города являлся укрепленный детинец. Тут жил князь и его администрация. Около стен детинца размещался рынок, сюда стекались все или наиболее значительные улицы города. Основная часть горожан – ремесленники и торговцы – проживала в неукрепленном посаде. Время от времени часть детинца также могла обноситься укреплениями и превращалась в так называемый «окольный город». На месте бывшего детинца и окольного города нередко строились новые, большие по размерам, укрепленные центры – замки.

В XV в. наблюдаются изменения в планировке городов. Центром города становится не замок, расположенный на месте бывшего детинца, а торговая площадь с ратушей, вокруг которой образовывались новые посады.

В XV – первой половине XVI в. на белорусских землях возникают небольшие поселения городского типа – местечки. В местечки превращались большие села и деревни. Таким образом, в XV–XVI вв. на территории Беларуси количество городов, учитывая местечки, значительно увеличилось.

Магдебургское право. Власти ВКЛ и феодалы были заинтересованы в развитии городов. Чтобы привлечь сюда новых жителей, в том числе хороших специалистов из-за границы, они давали городам привилеи. Наиболее желаемым для любого города был привилей на самоуправление.

Самыми значительными городами в XIV–XV вв. на территории Беларуси были Брест, Полоцк, Гродно, Минск, Каменец, Волковыск, Новогрудок, Слоним. Именно эти города первыми получили право на самоуправление. На белорусских землях наиболее широко было распространено самоуправление по образцу немецкого города Магдебурга. Оно называлось магдебургским правом. Согласно магдебургскому праву, горожане освобождались от феодальной зависимости и повинностей. Им гарантировалось свободное занятие ремеслом, торговлей, земледелием. Горожанам разрешалось выбирать свой орган городской власти – магистрат, иметь герб, суд, создавать объединения ремесленников.

Магистрат состоял из двух частей – лавы и рады. Лава, возглавляемая войтом, состояла из лавников – заседателей. Она судила мещан по уголовным делам. Рада, во главе которой стояли бурмистры (один, но чаще два), занималась судом по гражданским делам, взиманием податей, благоустройством города, руководила ремесленниками и торговцами. Члены рады – райцы, или радцы, выбирались мещанами из наиболее уважаемых жителей города. Первым из городов Великого княжества Литовского право на самоуправление получил город Вильно в 1387 г.


Грамоту на магдебургское право жаловали городам верховная власть ВКЛ или владелец города. Для магистрата и других органов самоуправления в городах возводились отдельные строения – ратуши. В ратуше находились канцелярия, городское казначейство, или казна, архив; грамоты с правами, дававшимися городу. Опираясь на магдебургское право, горожане вели активную борьбу с произволом феодалов.

Возникновение и развитие городов сыграло важную роль в истории. Их появление – результат отделения ремесла от сельского хозяйства.

Вместе с тем города становились центрами просвещения, искусства, науки. Религиозные центры.В средние века города имели укрепления, а значит, они во время войн становились важными оборонительными пунктами. После введения в государстве административно-территориального деления города становились центрами воеводств, поветов, волостей.

Возрастание значения ремесленных занятий. В XIV–XV вв. в жизни белорусских городов возрастает значение ремесла. Некоторые ремесленники городов специализировались на выполнении отдельных работ и изготовлении конкретной продукции. Так, в Гродно широко были распространены профессии, связанные со строительством, в Витебске и Полоцке – с обслуживанием портов, в Могилеве и Слуцке – с обработкой металлов и кож.

В XV–XVI вв. существовали ремесленники, которые изготавливали вещи для продажи на рынке. В ремесленных мастерских работали в основном хозяин и члены его семьи. С XV в. в отдельных городах начинают появляться ремесленные объединения – цеха. В цеха входили мастера одной или нескольких близких специальностей. Мастера имели помощников – подмастерий, или челядников, а также учеников. Для того чтобы стать мастером, ученик должен был пройти нелегкий путь обучения, стать подмастерьем, поработать некоторое время у мастера и доказать свое мастерство, изготовив образцовый предмет – «штуку». Цеха возглавлялись цехмистрами, которые выбирались из среды мастеров. Цеха регулировали ремесленное производство в городе, не допускали на рынок нецеховых

мастеров – «портачей», следили за качеством выпускаемой продукции.

Неизменным спутником ремесла являлась торговля. С развитием городов она постепенно изменила свою форму: был осуществлен переход от обычного обмена к продаже. Белорусские города вели как внутреннюю, так и внешнюю торговлю. Выгодное географическое положение Великого Княжества Литовского позволяло ему активно торговать с разными странами. Поддерживались торговые связи с Польшей, Чехией, Венгрией, украинскими землями, Московским государством. В странах Центральной и Западной Европы белорусские купцы покупали такие ремесленные товары, как разные металлы и металлические изделия, ткани, украшения, вина, соль, экзотические продукты – фрукты, приправы. Взамен вывозились древесина и изделия из нее, зерно, воск, мех, лен, пенька и др. Из Украины на белорусские земли завозились восточные товары – шелк, турецкие ковры и т. д. В Московском государстве закупались меха ценных зверей и кожи. Часть этих товаров перепродавалась в страны Западной Европы. В русские же города белорусские купцы продавали свои и западноевропейские товары – ткани, металлические и кожаные изделия, бумагу, приправы.


На белорусских землях в XV–XVI вв. существовала довольно густая сеть сухопутных дорог. По Западной Двине жители белорусских земель торговали с Ригой, по Западному Бугу – с польскими городами в устье Вислы. Однако самой выгодной считалась торговля по Неману и его притокам – Вилии и Неманской Березине. Эти реки связывали белорусские земли с Пруссией, где цены на продукты сельского хозяйства были выше, а промышленные товары, которые приобретали белорусские купцы, более разнообразны.

Расширялась торговля между городом и деревней. Возрастала потребность сельских жителей, особенно феодалов, в изделиях городских ремесленников, а городов, население которых увеличивалось, – в продуктах сельского хозяйства. Расширению торговых связей между городом и деревней способствовало также введение чинша в XV в. В результате крестьяне-чиншевики, даже если они могли обойтись без ремесленных товаров, вынуждены были продавать свою продукцию, чтобы выплатить чинш своему феодалу. Городская торговля велась в нескольких формах. Каждый день покупатели могли приобретать товары в лавках, где торговцы и ремесленники продавали свои изделия, а иногда и приобретенные у крестьян продукты. Один или несколько раз в неделю проводились торги, куда крестьяне окрестных деревень привозили свои товары. Кроме того, большинство белорусских городов и местечек имели ярмарки, проводившиеся один или несколько раз в год. На ярмарки съезжались купцы из далеких краев и из-за границы. Некоторые ярмарки приобретали общегосударственное значение. В XV–XVI вв. большое значение в хозяйственной деятельности городов, особенно небольших, имело содержание корчем. Они предоставляли проезжим торговцам и просто путешественникам ночлег, тут можно было поесть и выпить, отремонтировать телегу или подковать лошадь. До конца XVI в. содержание корчем являлось одним из основных занятий жителей большинства белорусских местечек.

19. ЦЕРКОВЬ И РЕЛИГИЯ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ В КОНЦЕ ХV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI В. РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ. АРХИТЕКТУРА. ИСКУССТВО. ЛИТЕРАТУРА. РЕНЕССАНС. НИКОЛАЙ ГУСОВСКИЙ. ФРАНЦИСК СКОРИНА.

После заключения в 1385 г. Кревской унии религиозная политика руководства Великого Княжества Литовского в отношении церкви изменилась. До этого в ВКЛ существовала только одна христианская конфессия – православие, которой придерживалось население белорусских, украинских и русских земель государства. Великие князья литовские до 1385 г. были в основном язычниками, но они не нарушали религиозных прав православного населения, ибо это могло помешать им в «собирании русских земель». Более того, они предпринимали активные шаги в создании собственной православной митрополии с центром в Новогрудке.

Однако по условиям Кревской унии языческое население ВКЛ должно было принять крещение по католическому обряду. Уже в 1387 г. феодалы, принявшие католичество, получили привилегии, которых не было у язычников и православных. В результате православное население оказалось в неравном с католиками положении. Такая политика руководства ВКЛ обостряла обстановку в государстве, придавала внутренним конфликтам религиозную окраску. В 1432 и 1434 гг. во время гражданской войны власти были вынуждены уравнять православных и католиков в большинстве прав, однако положение о занятии высших государственных должностей только католиками формально действовало до 1563 г.