ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 1170

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

1

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» 

 
 
 
 
 
 
 

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности и экология» 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОСНОВНЫЕ  ВИДЫ  ОТХОДОВ 

ПРЕДПРИЯТИЙ  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

 

Методические указания по дисциплине Экология 

к выполнению практических работ и раздела дипломного проекта 

для студентов всех специальностей и форм обучения 

 
 
 
 
 
 
 

Составители: О.А. Трошкина 

П.М. Володин 

 
 
 
 
 
 
 

Самара 

2012 

 

3098 

 


background image

УДК 628.4.004.8:656.2 

 
Основные виды отходов предприятий железнодорожного транспорта : 

методические  указания  по  дисциплине  Экология  к  выполнению  практических 
работ и раздела дипломного проекта для студентов всех специальностей и форм 
обучения  /  составители  :  О.А.  Трошкина,  П.М.  Володин.  –  Самара  :  СамГУПС, 
2012. 

– 31 с. 

 
В  пособии  содержатся  основные  сведения  о  видах  отходов  предприятий 

железнодорожного  транспорта,  методах  их  обезвреживания  и  переработки, 
приведены методики расчета объемов образования отходов. 

Методические  указания  предназначены  для  практических  занятий  по  курсу 

Экология,  а  также  для  дипломного  проектирования  студентов  всех 
специальностей и форм обучения. 

 
 
 
 
Утверждены на заседании кафедры БЖД, 3 октября 2012 г., протокол № 2. 
Печатаются по решению редакционно-издательского совета университета. 
 
 
 
 
Составители:  Ольга Александровна Трошкина 

Петр Михайлович Володин 

 
 
 
Рецензенты:  генеральный директор ОАО «Самараэкотранс» С.А. Привалов; 

доцент кафедры БЖДЭ  Е.В. Лукенюк (СамГУПС) 

 

 

  
 
 

Редактор Е.Ю. Логинова 

Компьютерная верстка: Е.А. Самсонова 

 
 
 
 
Подписано в печать 29.10.2012. Формат 60×90 

1

/

16

Усл. печ. л. 1,9. Заказ 253. 
 
 
 
 

© Самарский государственный университет путей сообщения, 2012 


background image

ВВЕДЕНИЕ 

 

Железнодорожный  транспорт  является  одним  из  крупных  потребителей 

материальных  и  природных  ресурсов.  В  результате  производственной 
деятельности  образуются  различные  виды  отходов:  древесины,  лакокрасочных 
материалов,  резинотехнических  изделий,  отработанных  аккумуляторных 
батарей,  металла,  топлива,  песка,  масел  и  пр.  Существенную  долю  из  них 
составляют отходы нефтепродуктов. 

Отходы содержат вредные вещества, и потому для решения вопроса об их 

возможном  использовании  необходимо  проводить  гигиеническую  оценку  и 
определять  класс  опасности,  сферу  возможного  использования,  способ 
утилизации.

 

Большинство  видов  производств  и  отраслей  народного  хозяйства  не  может 

переработать  все  количество  собственных  отходов.  Это  относится  и  к 
железнодорожному  транспорту,  на  предприятиях  которого  образуются  отходы 
всех  классов  опасности.  Лишь  часть  из  них  (отработанные  масла  и  смазки, 
легкие  нефтешламы,  отработанные  ртутные  лампы,  пришедшие  в  негодность 
автопокрышки, 

отходы 

деревообработки) 

собирается 

и 

передается 

специализированным  предприятиям  на  переработку.  Основной  объем  отходов 
вывозится на свалки. 

Особенно остро стоит проблема обезвреживания переработки и утилизации 

таких многотоннажных отходов предприятий отрасли, как тяжелые нефтешламы 
очистных 

сооружений, 

шламы 

машин 

химчистки 

рабочей 

одежды, 

гальваношламы,  шпалы и другие отходы. 

Для  железнодорожного  транспорта  перспективным  является  создание 

перерабатывающих  комплексов  регионального  значения,  использующих 
экологически чистую технологию утилизации и обеспечивающих прибыльность и 
возможность  получения  дополнительной  энергии  или  тепла,  возможность 
переработки  любых  твердых  и  жидких  отходов,  относительно  невысокие 
капитальные и эксплуатационные затраты и небольшой срок окупаемости. 

Современное общество выработало ряд специальных мер, направленных на 

охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. 
К  ним  относятся  наблюдение  за  состоянием  окружающей  среды,  ведение 
государственных  кадастров  и  реестров  природных  объектов,  создание 
охраняемых  природных  территорий,  оценка  воздействия  на  окружающую  среду, 
экологическое  нормирование,  экологическая  экспертиза,  паспортизация, 
сертификация, аудит и другие. 

Снижение негативного воздействия промышленных отходов на окружающую 

среду  следует  осуществлять  по  двум  направлениям:  технологическое  –
повышение  экологической  безопасности  производства;  экозащитное  –  
стабилизация и изоляция опасных отходов от природной среды. 

Эффективным  решением  проблемы  промышленных  отходов  является 

внедрение безотходных технологий. 

 
 
 
 
 


background image

1. 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 

 
1. 

Отходы  (waste)  –  остатки  сырья,  материалов,  полуфабрикатов, 

вышедших  из  строя  изделий  и  т.п.,  которые  образовались  в  процессе 
производства продукции или ее потребления. 

 
2. 

Опасные  отходы  –  то,  что  отмечено  в  п.  1,  с  содержанием  веществ, 

обладающих хотя бы одним из таких свойств, как токсичность, взрывоопасность, 
высокая 

реакционная 

способность, 

или 

содержащие 

возбудителей 

инфекционных заболеваний. 

 
3. 

Обращение  с  отходами  –  деятельность  по  сбору,  использованию, 

переработке, обезвреживанию, размещению. 

 
4. 

Хранение  отходов  –  изолирование  отходов  в  целях  предотвращения 

попадания вредных веществ в окружающую среду. 

 
5. 

Утилизация  (использование)  –  употребление  отходов  с  пользой.  Этот 

процесс  представляет  собой  совокупность  технологических  операций,  в 
результате  которых  из  отходов  производится  один  или  несколько  видов 
продукции, или они используются для получения тепла и энергии. 

 
6. 

Обезвреживание  отходов  –  обработка  в  целях  предотвращения 

вредного воздействия на человека и окружающую среду  (сжигание отходов тоже 
относят к обезвреживанию). 

 
7. 

Объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, 

например полигон, шлакохранилище и т.п. 

 
8. 

Норматив  образования  отходов  –  количество  отходов  конкретного 

вида,  образование  которого  можно  допустить  при  производстве  единицы 
продукции. 

 
9. 

Лимит на размещение отходов – предельно допустимые их количества 

конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на 
установленный срок в объектах размещения отходов. 

 
10. 

Государственный  кадастр  отходов  –  систематизированный  свод    

данных об отходах, образующихся на территории РФ. 

 
11. 

Паспорт 

опасных 

отходов 

– 

документ, 

удостоверяющий 

принадлежность отхода к определенному классу опасности. 

 
 
 
 
 
 


background image

2. 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОТХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЙ  

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 

 
Основными  видами  отходов  железнодорожного  транспорта  являются 

нетоксичные твердые бытовые отходы. Их удельный вес составляет 70–90 % для 
различных  предприятий.  Однако  результатом  деятельности  железнодорожных 
объектов может являться и выработка токсичных жидких и газообразных, а также 
энергетических (тепло, шум, вибрация) отходов. Классификация основных видов 
отходов железнодорожных предприятий приведена в таблице 2.1. 

 

Таблица 2.1 

 

Основные виды отходов железнодорожных предприятий 

 

Фазовое состояние отхода 

Наименование отхода 

1. Твердые 

лом черных металлов; 

лом цветных металлов; 

стружка древесная; 

макулатура; 

твердый бытовой мусор; 

отходы с химчистки (шламообразная масса); 

отходы с очистных сооружений (нефтешламы,  

 

шлакообразная быстротвердеющая масса, песок и пр.) 

зола; 

стеклобой; 

резиновые отходы (шины, прокладки и т.п.); 

пластмасса; 

пищевые отходы 

2. Жидкие 

отработанные масла; 

отработанная смазывающе-охлаждающая жидкость (СОЖ); 

электролиты; 

фекалии 

3

. Газообразные 

от всех источников, выделяющих газообразные вещества 

 
Все  отходы  по  степени  токсичности  согласно  ГОСТ-12.1.007  и 

«Классификатору токсичных отходов» делятся на чрезвычайно опасные (I класс 
токсичности),  высоко  опасные    (II  класс),  умеренно  опасные  (III  класс), 
малоопасные (IV класс) и нетоксичные (V класс). 

Характеристика  токсичных  отходов,  образующихся  в  процессе  работы 

железнодорожных предприятий, приведена в таблице 2.2. 

Учет  токсичных  отходов  производится  в  отчетности  формы  2  «Токсичные 

отходы».  Кроме  того,  на  каждый  вид  отходов  без  учета  его  токсичности  или 
нетоксичности  в  обязательном  порядке  составляется  паспорт  отходов,  где 
указываются  все  данные  об  образовавшихся  отходах  (взрывопожароопасность, 
степень токсичности, физико-химические свойства, способ захоронения и т.д.). 

Все  токсичные  отходы  необходимо  хранить  в  специальной  таре  и  в 

специальных  местах,  согласованных  с  местными  органами  санэпидемнадзора. 
Так, отходы I класса токсичности хранят в герметизированной таре,  II класса – в 
закрытой  таре,  III    класса  опасности  –  в  бумажных,  тканевых  мешках,  закрытой 
таре, IV класса – в контейнерах.