ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 1170
Скачиваний: 6
1
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
Кафедра «Безопасность жизнедеятельности и экология»
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОТХОДОВ
ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Методические указания по дисциплине Экология
к выполнению практических работ и раздела дипломного проекта
для студентов всех специальностей и форм обучения
Составители: О.А. Трошкина
П.М. Володин
Самара
2012
3098
2
УДК 628.4.004.8:656.2
Основные виды отходов предприятий железнодорожного транспорта :
методические указания по дисциплине Экология к выполнению практических
работ и раздела дипломного проекта для студентов всех специальностей и форм
обучения / составители : О.А. Трошкина, П.М. Володин. – Самара : СамГУПС,
2012.
– 31 с.
В пособии содержатся основные сведения о видах отходов предприятий
железнодорожного транспорта, методах их обезвреживания и переработки,
приведены методики расчета объемов образования отходов.
Методические указания предназначены для практических занятий по курсу
Экология, а также для дипломного проектирования студентов всех
специальностей и форм обучения.
Утверждены на заседании кафедры БЖД, 3 октября 2012 г., протокол № 2.
Печатаются по решению редакционно-издательского совета университета.
Составители: Ольга Александровна Трошкина
Петр Михайлович Володин
Рецензенты: генеральный директор ОАО «Самараэкотранс» С.А. Привалов;
доцент кафедры БЖДЭ Е.В. Лукенюк (СамГУПС)
Редактор Е.Ю. Логинова
Компьютерная верстка: Е.А. Самсонова
Подписано в печать 29.10.2012. Формат 60×90
1
/
16
.
Усл. печ. л. 1,9. Заказ 253.
© Самарский государственный университет путей сообщения, 2012
3
ВВЕДЕНИЕ
Железнодорожный транспорт является одним из крупных потребителей
материальных и природных ресурсов. В результате производственной
деятельности образуются различные виды отходов: древесины, лакокрасочных
материалов, резинотехнических изделий, отработанных аккумуляторных
батарей, металла, топлива, песка, масел и пр. Существенную долю из них
составляют отходы нефтепродуктов.
Отходы содержат вредные вещества, и потому для решения вопроса об их
возможном использовании необходимо проводить гигиеническую оценку и
определять класс опасности, сферу возможного использования, способ
утилизации.
Большинство видов производств и отраслей народного хозяйства не может
переработать все количество собственных отходов. Это относится и к
железнодорожному транспорту, на предприятиях которого образуются отходы
всех классов опасности. Лишь часть из них (отработанные масла и смазки,
легкие нефтешламы, отработанные ртутные лампы, пришедшие в негодность
автопокрышки,
отходы
деревообработки)
собирается
и
передается
специализированным предприятиям на переработку. Основной объем отходов
вывозится на свалки.
Особенно остро стоит проблема обезвреживания переработки и утилизации
таких многотоннажных отходов предприятий отрасли, как тяжелые нефтешламы
очистных
сооружений,
шламы
машин
химчистки
рабочей
одежды,
гальваношламы, шпалы и другие отходы.
Для железнодорожного транспорта перспективным является создание
перерабатывающих комплексов регионального значения, использующих
экологически чистую технологию утилизации и обеспечивающих прибыльность и
возможность получения дополнительной энергии или тепла, возможность
переработки любых твердых и жидких отходов, относительно невысокие
капитальные и эксплуатационные затраты и небольшой срок окупаемости.
Современное общество выработало ряд специальных мер, направленных на
охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
К ним относятся наблюдение за состоянием окружающей среды, ведение
государственных кадастров и реестров природных объектов, создание
охраняемых природных территорий, оценка воздействия на окружающую среду,
экологическое нормирование, экологическая экспертиза, паспортизация,
сертификация, аудит и другие.
Снижение негативного воздействия промышленных отходов на окружающую
среду следует осуществлять по двум направлениям: технологическое –
повышение экологической безопасности производства; экозащитное –
стабилизация и изоляция опасных отходов от природной среды.
Эффективным решением проблемы промышленных отходов является
внедрение безотходных технологий.
4
1.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.
Отходы (waste) – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов,
вышедших из строя изделий и т.п., которые образовались в процессе
производства продукции или ее потребления.
2.
Опасные отходы – то, что отмечено в п. 1, с содержанием веществ,
обладающих хотя бы одним из таких свойств, как токсичность, взрывоопасность,
высокая
реакционная
способность,
или
содержащие
возбудителей
инфекционных заболеваний.
3.
Обращение с отходами – деятельность по сбору, использованию,
переработке, обезвреживанию, размещению.
4.
Хранение отходов – изолирование отходов в целях предотвращения
попадания вредных веществ в окружающую среду.
5.
Утилизация (использование) – употребление отходов с пользой. Этот
процесс представляет собой совокупность технологических операций, в
результате которых из отходов производится один или несколько видов
продукции, или они используются для получения тепла и энергии.
6.
Обезвреживание отходов – обработка в целях предотвращения
вредного воздействия на человека и окружающую среду (сжигание отходов тоже
относят к обезвреживанию).
7.
Объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение,
например полигон, шлакохранилище и т.п.
8.
Норматив образования отходов – количество отходов конкретного
вида, образование которого можно допустить при производстве единицы
продукции.
9.
Лимит на размещение отходов – предельно допустимые их количества
конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на
установленный срок в объектах размещения отходов.
10.
Государственный кадастр отходов – систематизированный свод
данных об отходах, образующихся на территории РФ.
11.
Паспорт
опасных
отходов
–
документ,
удостоверяющий
принадлежность отхода к определенному классу опасности.
5
2.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОТХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Основными видами отходов железнодорожного транспорта являются
нетоксичные твердые бытовые отходы. Их удельный вес составляет 70–90 % для
различных предприятий. Однако результатом деятельности железнодорожных
объектов может являться и выработка токсичных жидких и газообразных, а также
энергетических (тепло, шум, вибрация) отходов. Классификация основных видов
отходов железнодорожных предприятий приведена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Основные виды отходов железнодорожных предприятий
Фазовое состояние отхода
Наименование отхода
1. Твердые
-
лом черных металлов;
-
лом цветных металлов;
-
стружка древесная;
-
макулатура;
-
твердый бытовой мусор;
-
отходы с химчистки (шламообразная масса);
-
отходы с очистных сооружений (нефтешламы,
шлакообразная быстротвердеющая масса, песок и пр.)
-
зола;
-
стеклобой;
-
резиновые отходы (шины, прокладки и т.п.);
-
пластмасса;
-
пищевые отходы
2. Жидкие
-
отработанные масла;
-
отработанная смазывающе-охлаждающая жидкость (СОЖ);
-
электролиты;
-
фекалии
3
. Газообразные
-
от всех источников, выделяющих газообразные вещества
Все отходы по степени токсичности согласно ГОСТ-12.1.007 и
«Классификатору токсичных отходов» делятся на чрезвычайно опасные (I класс
токсичности), высоко опасные (II класс), умеренно опасные (III класс),
малоопасные (IV класс) и нетоксичные (V класс).
Характеристика токсичных отходов, образующихся в процессе работы
железнодорожных предприятий, приведена в таблице 2.2.
Учет токсичных отходов производится в отчетности формы 2 «Токсичные
отходы». Кроме того, на каждый вид отходов без учета его токсичности или
нетоксичности в обязательном порядке составляется паспорт отходов, где
указываются все данные об образовавшихся отходах (взрывопожароопасность,
степень токсичности, физико-химические свойства, способ захоронения и т.д.).
Все токсичные отходы необходимо хранить в специальной таре и в
специальных местах, согласованных с местными органами санэпидемнадзора.
Так, отходы I класса токсичности хранят в герметизированной таре, II класса – в
закрытой таре, III класса опасности – в бумажных, тканевых мешках, закрытой
таре, IV класса – в контейнерах.