Файл: Педагогика 3 курс экзамен.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 1166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет 1.

1. Мотивация учения младших школьников, правила стимулирования.

Мотивы учения мб подраздел. на 2 категории: 1)связаны с содержанием самой учеб.деят-ти и процессом ее выполнения; 2)с более широкими взаимоотношениями уч-ся с окруж.средой.

К 1м относ.познават.интересы уч-ся, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми ЗУНами; др.связаны с потребностями уч-ся в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями уч-ся занять опред.место в системе доступных ему общественных отношений.

Для этого у уч-в нужно вызвать особое отношение к собственной мотивац-й сфере, выработать умение активно ее анализировать, соотнося с целями действий. Условием становления конкретного учеб.мотива явл.направленность сознания уч-ся на результат учеб.деят-ти и на способы его достижения.

В процессе шк-го обучения формир-ся и изменяются мотивы учения: 1) в 1е годы обучения мотивом явл. стремление получить хорошую отметку, обрадовать родителей; 2) в средней шк.развивается разделённый интерес к предметам. Большую роль в учеб.деят-и играет стимул.

Правила стимулирования:

1)Опирайтесь на желания. Надо понять, чего хочет уч-к и лишь изменять направленность устремлений, если они не совпадают с пед.целями. 2)Говорите о том, что интересует уч-ся. Точнее с этого начинать. Проявляйте уважение к их увлечениям, мнениям, оценкам. Пусть большую часть времени говорят уч-ки.

3)Поощряйте желание добиться признания. Многие дети учатся ради признания (престижа). Их подгоняет высокий ур-нь притязаний. 4)Показывайте последствия совершаемых поступков. 6)Признавайте достоинства. Не скупитесь на похвалу, отмечайте достоинства, даже не существующие, авансируйте положит.сдвиги. 7)Одобряйте успехи. Слова и жесты одобрения следует адресовать и лучшим, и всем, кто старается. 8)Сделайте работу привлекательной. 9)Обращайтесь к самолюбию. Такое стремление следует поощрять, активизировать, взывая к самолюбию, подчеркивая малейший сдвиг в сторону улучшения.

11)Хвалите, хвалите и еще раз хвалите!


2. Технология поддержки ребенка.

С помощью технологий личностной ориентации происходит поиск соответствующих индивидуальным св-м каждого уч-ка методов и средств образования. Для достижения данной цели исп-ся психодиагностика, меняются средства обучения, организация деят-ти уч-ка, содержание образования.

Технологии поддержки лучше всего разработаны в исследованиях гуманистической психологии  Роджерса, по мнению которого педагогика призвана вернуть уч-ку его психич. и физич. здоровье. При этом уч-ль должен создавать условия для индивид-го развития детей. Развитию детей способствует то, что уч-ль уточняет, помогает сформулировать конкретные задачи и цели, которые решает уч-к. В процессе учения уч-ль должен ориентироваться на то, что уч-к имеет свою внутр.учеб.мотивацию. Для развития уч-ка важно, чтобы он мог в любое время спросить, обратиться за помощью к уч-лю.


В процессе учения происходит обоюдное развитие уч-ка и уч-ля. Уч-ль должен постоянно развивать свою способность к эмоц-му ощущению настроя ученического коллектива, отдельно взятого уч-ка, учиться принимать чувства детей и активно взаимодействовать с ними.

В процессе открытого выражения своих чувств перед детьми в кл. у уч-ля развивается эмпатия, она дает возможность понимания чувств каждого уч-ка, его переживаний.

В этом процессе важным явл.развитие уч-ля в плане самопознания, реального оценивания своих возможностей. Здесь в процессе развития имеет место средства поддержки детей, условно делящиеся на 2е группы:

1я группа – представляет собой отношение к уч-м, которое должно быть приветливым и внимательным, доверие, привлечение уч-в к планированию уроков, исп-ние игр, привлечение к созданию творч.работ, создание ситуаций взаимного обучения, общение в форме диалога, позитивная оценка достижений уч-ка.

2я группа - содержатся средства индивид-й личностной поддержки, диагностирующие индивидуальное развитие ребенка. К таким средствам относ.определение кол-ва нужной поддержки каждого уч-ка, основанное на его понимании, знании его физич.и психич.способностей и особенностей. Особое значение здесь имеет принятие характера ребенка и его особенностей. Большое значение имеет создание ситуаций успеха, которые поднимают самооценку детей, способствуя их самореализации.


Билет 2

1.Принципы и правила обучения младших школьников.

Принципы обучения или дид. принципыэто осн-е положения, опред-щие содержание, организационные формы и методы уч-го процесса с их общими целями и закономерностями. Требования их реализуются через правила – описания пед. деят-ти в опред-х условиях для достижения цели.

Фундамент совр-й системы обучения заложен Коменским. Основой дид-и он считал принцип природосообразности. В разных дид-х системах действуют и разные принципы обучения. Новую дид-ю систему, отличает использование классических и новых принципов обучения. Принципы новой дид-й системы:сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, эмоциональность, связь теории с практикой.

Все они выполняют нормативную функцию, т.е. требуют полного выполнения комплекса пед. действий. Пед.принципы сост. основу пед.мастерства.

Требования принципов реализуются через систему правил. Правило –описание пед.деятельности в опред. условиях для достижения цели, которая раскрывает отдельные применения принципов обучения.

Правила- переходное звено от теории к практике. Это описание типичных способов действия уч-й в типичных ситуациях обучения. Иногда это конкретные указания учителю, как нужно или не нужно поступать. Правила нужно корректировать, пересматривать, обновлять на основе достижений науки, изменяющихся обстоятельств воспитания. Но они сковывают инициативу уч-й, сдерживают поиски нового. Нельзя и отказываться от них.


Обычно правила имеют форму советов-напоминаний. Но как действовать не объясняют, зависит от уч-ля.


2.Педагогика сотрудничества.

ПС не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все совр.пед.технологии, составили основу "Концепции среднего образования РФ". Поэтому ПС надо рассматривать как особого типа "проникающую" технологию, являющуюся воплощением нового пед., источником прогрессивных идей и входящей во многие совр.пед.технологии как их составная часть.

Осн.положения: отношение к обучению как творч-му взаимодействию уч-ля и уч-ка; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед уч-м ставится более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея крупных блоков (объединение неск.тем учеб.материала, уроков в отдельные блоки); самоанализ (индивид-е и коллективное подведение итогов деят-ти уч-ся), свободный выбор (исп-ние уч-м по своему усмотрению учеб.времени в целях наилучшего усвоения учеб.материала), интеллектуальный фон кл. (постановка значимых жизненных целей и получение уч-ся более широких по сравнению с учеб.программой знаний), коллективная творч.воспитат.деят-ть, творческое самоуправление уч-ся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество уч-й, сотрудничество с родителями.

Педагогика сотрудничества дала импульс творческой деятельности многих педагогов, инициировала деятельность авторских школ.

Педагогика сотрудничества основополагается на след.принципах: 1)Учение без принуждения. Сделать уч-ка соавтором урока, вселить в него уверенность, снять чувство страха, увидеть в нем полноценного, полноправного сотрудника. 2)Идея опоры. Включать в предметно-словесную инфу опорные сигналы, являющиеся средствами развития памяти, логики и пространственного мышления. 3)Идея свободного выбора. Дает возможность развивать отдельные качества личности шк-ка, создавать условия для расцвета природных дарований. 4)Идея самоанализа. Научить уч-ся индивидуальному или коллективному самоанализу. 5)Идея личностного подхода. Исп-ть такие приемы, при которых каждый уч-к чувствует себя личностью, ощущает внимание уч-ля лично к нему.

Цель каждого уч-ля в конечном результате всегда социально задана и разнообразна в конкретных пед.действиях, задачах. Это требует от уч-ля творч.решений, новых идей, нестандартного подхода.


Билет 3

1.Понятие о методах обучения. Их классификация и выбор.

Метод обучения – деят-ть педагога и учеников, направленная на достижение цели. Дид. метод-совокупность путей, способов решения задач образования. Также сущ-т методы преподавания, методы учения. И методы обучения сост. из приемов – отдельных разовых действий..

В методах обучения выд-ся объективная, не зависящая от учителя, и субъективная –зависящая от него, части. Функции методов обучения: обучающая, мотивационная, развивающая, воспитательная, организационная.


Классификация зависит от метода, взятого за основу. По каждой из них методы можно группировать в системы.

1. По источникам знаний (Верзилин, Голант, Петровский). Общий признак методов -источник знаний основанный на практике. В ходе культурного прогресса присоединились: книга и видео вместе с комп-и сист-ми.

В этой классификации выд-ся 5 общих методов: практ-й(упр., дид.игры,опыты), наглядный(иллюстр-я), словесный(рассказ, объяснение, беседа), работа с книгой(чтение,изучение,сост.плана), видеометод.

2. по назначению или по осн-й дид.цели (Данилов, Есипов). Общий признак методов- последовательные этапы и цели: а) приобретение знаний; б) формир-е умений и навыков; в) примен-е знаний; г) творч-я деят-ть; д) закрепл-е; е) проверка ЗУНов.

3. по типу (характеру) познават-й деят-ти(Лернер, Скаткин). Тип познават-й деят.(ТПД) –ур-нь самост-ти, которого достигают уч-ки, работая по учит-й схеме обучения. Выд-ся методы: а) объяснительно-иллюстр-й (инф-но-рецептивный)(знания в готовом виде, осмысление фиксир-е их); б) репродуктивный(знания в готовом виде,усвоение и понимание знаний, их репродукция); в) проблемное изложение(переход к твор.деят.); г) частично поисковый (эвристический)(самост.добыча знаний); д) исслед-ский(самост.добыча знаний,уч-ль лишь управляет).


2.Проблемное обучение в начальной школе.

ТБО предполагает организацию под руководством уч-ля самост-й поисковой деят-ти уч-ся по решению учеб.проблем, в ходе которых у уч-ся формир-ся новые ЗУНы, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и др.качества. Вклад внесли Кудрявцев, Матюшкин, Махмудов, Оконь. При проблемном обучении уч-ль не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед уч-м задачу (проблему), заинтересовывает его, пробуждает желание найти способ ее разрешения. Ключевым понятием явл.проблемная ситуация. Она возникает если: 1)для осмысления чего-либо или совершения нужных действий человеку не хватает имеющихся знаний или известных способов действия; 2)обнаруживается несоответствие между имеющимися у уч-ся знаниями и новыми требованиями; 3)нужно исп-ть ранее усвоенные знания в новых практ-х условиях; 4)имеется противоречие между теорет-ки возможным путем решения задачи и практ-й неосуществимостью избранного способа; 5)имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учеб.задания и отсутствием у уч-ся знаний для его теорет-го обоснования. Проблемная ситуация в обучении имеет ценность, если предлагаемое уч-ку проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению желания выйти из этой ситуации. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. В общем виде технология сост.в том, что перед уч-ся ставится проблема и они при непосредственном участии уч-ля или самост-но исследуют пути и способы ее решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. Проблемное обучение осуществляется в 3х основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деят-ти и самост-й исследовательской деят-ти.


Преимущества технологии: способствует приобретению уч-ся нужной системы ЗУНов и достижению высокого ур-ня их умственного развития, формир-ю у них способности к самост-му добыванию знаний путем собственной творч-й деят-ти; развивает интерес к учеб.труду; обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познават.деят-тью уч-ся.


Билет 4

1. Сущность и содержание методов обучения: методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности, их характеристика.

Методы уст-го изложения знаний: рассказ, объяснение, шк-я лекция, беседа, иллюстр-я и демонстр-я.

Рассказ - метод повест­в-но-сообщающего изложения изуч-го материала учит-м. Ис­п-ся при изложении материала с описат-м характером. В чистом виде - редко. Чаще со­четается с объяснением изучаемого материала.

Объяснение- поясне­ние, анализ, истолкование и доказательство положений материала.

Шк-я лекция - метод обучения, где учитель в продолжительное время устно излагает большой по объему учеб.материал. Примен-ся при большом объеме новых знаний.

Рассказ, объяс-е,шк.лекция относ. к числу монологических, или инфор-но-сообщающих методов.

Беседа. Диалог-й метод. Сущность-уч-ль путем умело поставленных вопросов побуждает уч-ся к рассуждению. Пемен-ся в изуч. несложных тем. Если материал сложный или у уч-ся нет ззапаса нужных представлений, исп. эвристическая беседа.

Иллюстр-я и демонстр-я. Методы уст. изложе­ния материала сочетаются со средствами наглядности. Они облегчают воспри­ятие и осмысл-е материала или источник новых знаний.

Приёмы активизации: 1) создание проблем.ситуаций, постановка вопр-в и познават-х задач; 2) побужд-е уч-ся к анализу и самост-му формулир-ю теорет-х выводов; 3) исп-е средств наглядности и технических;

4) побужд-е к осмыслению логики в содержании материала; 5) побужд-е к сравнению новых фактов и понятий с ранее изуч-м материалом; 6) яркое, эмоц-ое изложение уч-м материала;7) демонстрация связей материала с практ-й деят-ю.


2. Технология дифференцированного и индивидуального обучения в начальной школе.

Задача достижения max высокой успеваемости каждым уч-м мб решена только на основе изучения индивидуальных способностей уч-ся при дифференцированном подходе.

Цели дифференциации: организовать учеб.процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на ур.его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность уч-ка и сохранить ее, помочь уч-ку поверить в свои силы, обеспечить его max развитие.

Организация учебно-воспитат.процесса вкл. в себя неск. этапов.

1)Проведение диагностики и разноур-х проверочных работ. 2)Распределение уч-ся по гр. с учетом диагностики. 3)Выбор способов дифференциации, разработка разноур-х заданий для созданных групп.