ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 1211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» 

 
 
 
 
 

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности и экология» 

 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА 

СТАЦИОНАРНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ  

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 

 

Методические указания к выполнению практических и самостоятельных работ 

по курсу «Экология» для студентов всех специальностей и форм обучения 

 
 
 
 
 
 
 

Составитель: О. А. Трошкина 

 
 
 
 
 
 
 

Самара 

2014 

3417 

 


background image

УДК  656.2:628.5 
 
Загрязнение  атмосферного  воздуха  стационарными  источниками 

предприятий  железнодорожного  транспорта  :  методические  указания  к  вы-
полнению  практических  и  самостоятельных  работ  по  курсу  «Экология»  для  сту-
дентов  всех  специальностей  и  форм  обучения / составитель  О.А.  Трошкина. – 
Самара : СамГУПС, 2014. –  27 с. 

 
 
В методических указаниях рассмотрены стационарные источники загрязне-

ния  атмосферы  предприятий  железнодорожного  транспорта.  В  разделе  само-
стоятельной работы приведены задачи и методики их решения. 

 
 
Утверждены на заседании кафедры  9 января  2014 г.,  протокол № 5. 
Печатаются по решению редакционно-издательского совета института. 
 
 
 
 
Составители: Трошкина Ольга Александровна 
 
 
 
 
Рецензенты:  директор  межрегионального  центра  «Охрана  труда  и  про-

мышленная экология»  М.В. Смолев; 
к.с.-х.н., доцент кафедры БЖДЭ  Ю.А. Холопов 

 
 
 
 

Под редакцией Б.А. Анфилофьева 

 
 
 
Подписано в печать 15.05.2014. Формат 60×90 1/16. 
Усл. печ. л. 1,7. Заказ 100. 
 
 
 

© Самарский государственный университет путей сообщения, 2014 

 


background image

1. СТАЦИОНАРНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВ И ТЕХНОЛОГИЙ 

 

Стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха являют-

ся  здания  и  сооружения  предприятий,  в  результате  деятельности  которых  в  ат-
мосферный  воздух  выбрасываются  загрязняющие  вещества,  например:  котель-
ные, дизельные установки, гаражи, автостоянки, участки сварки, резки и механи-
ческой  обработки  металлов,  участки  деревообработки,  участки  окраски,  очист-
ные сооружения сточных вод и пр. 

Анализ  отчетных  данных  о  выбросах  загрязняющих  веществ  в  атмосферу 

стационарными  источниками  предприятий  железнодорожного  транспорта  пока-
зал [6], что наибольшее загрязнение воздушного бассейна происходит от котель-
ных этих предприятий (более 80 %). 

 

1.1. Котельные 

 
При сжигании твердого топлива и мазута в окружающую среду выбрасыва-

ются вместе с газообразными продуктами сгорания и парами воды твердые час-
тицы, содержащие металлы и их оксиды, из которых наиболее токсичным явля-
ется пентоксид ванадия. 

К  наиболее  опасным  газообразным  веществам  относится  бенз(а)пирен. 

Суммарный  выброс  загрязняющих  веществ  зависит  от  количества  и  вида  сжи-
гаемого топлива, а также от типа теплоагрегата. 

Удельные  выделения  загрязняющих  веществ  от  котельных  приведены  в 

табл. 1. 

Анализ таблицы 1 показывает насколько существенно сырье (топливо), ис-

пользуемое в котельных,   влияет на выбросы в атмосферу. Мазут по своим по-
казателям  предпочтительнее  угольного  топлива.  Однако  газовое  топливо  вне 
конкуренции,  при    его  сжигании  отсутствуют  зола  и  оксид  серы,  существенно 
меньший выброс оксида углерода. 

 

Таблица 1 

Удельные выделения загрязняющих веществ от котельных 

 

Топливо 

 г/кг; кг/т или кг/1000 м

твёрдые вещества 

(зола) 

2

SO  

CO  

x

NO  

Уголь: 
донецкий 
подмосковный 
новокузнецкий 

 

67,6 
70,4 
53,6 

 

50,4 
48,6 

7,2 

 

49,0 
25,8 
51,3 

 

2,21 
0,95 
2,23 

Мазут: 
высокосернистый (4,1 %) 
малосернистый (0,5 %) 

 

6,0 
5,6 

 

54,9 

5,9 

 

37,7 
37,7 

 

2,46 
2,57 

Газ – 

– 

6,68 

2,15 


background image

Величины  снижения  выбросов  при  проведении  различных  атмосферо-

охранных мероприятий по котельным отрасли приведены в таблице 2. 

 

Таблица 2 

Снижение выбросов основных загрязняющих веществ (в %) по котельным отрасли  

в результате проведения различных атмосфероохранных мероприятий 

 

Мероприятия 

Снижение выбросов, % 

NO

Х

 SO

Х

 

твердые  

частицы 

Сажа 

1.  Повышение КПД котла на 1 % 

1,4 

1,4 

1,4 

1,5 

2.  Оборудование котла и котельной систе-

мой КИП (пылеуловителей) 

4,7 4,7 4,7  7 

3.  Автоматизация и механизация топочных 

процессов 

11–14 4–7 11-14  14 

4.  Оптимизация режима работы котла 10–15 

10 

в 1,5–2 

раза 

– 

5.  Использование присадок  к мазуту 20 

– 

в 1,5–2 

раза 

10-15 

6.  Обогащение и гранулирование твердого 

топлива 

5–15 5–15 30–60   

7.  Перевод с твердого топлива на жидкое 10–15 10–15 

в 2–7 раз 

в 5 раза 

8.  Перевод с твердого топлива на газ 

–  100 100 100 

9.  Сжигание смеси из ТПБ (печное топливо) 

и мазута 

15–20 20–25 

в 5–7 раз – 

10. Сжигание водо-мазутных эмульсий газа 

30 - 50 50 

11. Очистка от соединений серы и окислов 

азота 

в 8–10 

раза 

в 3–6 раза 10 

10 

 
Анализ  проводимых  технических  мероприятий  по  снижению  вредных  вы-

бросов указывает на их различную эффективность и вновь подтверждает безус-
ловное  преимущество  перевода  котельных  на  использование  газового  топлива. 
Существенное снижение вредных выбросов в отходящих газах котельных, в ос-
новном золы, достигается использованием аппаратов газоочистки, их эффектив-
ность составляет от 75 до 99 %. 

Для  уменьшения  концентрации  загрязняющих    веществ  в  районе  располо-

жения котельных используют дымовые трубы, высота которых колеблется от  6 
до 50 м. Дымовые трубы  (рис. 2.2), не снижая количества выбросов, позволяют 
рассеивать вредные примеси на значительную площадь. 

Это  уменьшает  приземную  концентрацию  загрязняющих  веществ  в  атмо-

сфере  и  позволяет  ассимилировать  их  (загрязняющие  вещества  под  действием 
почвенных  микроорганизмов  превращаются  в  безвредные  соединения).  Таким 
образом, существует целый ряд эффективных технических мер по уменьшению 
выбросов загрязняющих веществ от котельных. 

 


background image

1.2. Участки механической обработки металлов 

 
На  предприятиях  железнодорожного  транспорта  для  ремонта  и  изготовле-

ния различных деталей и изделий используются токарные, фрезерные, заточные, 
сверлильные и шлифовальные станки. При их работе в атмосферный воздух вы-
брасываются  пыль  металлов  и  аэрозоли.  Пыль,  образующаяся  в  процессе  абра-
зивной обработки, состоит на 30–40 % из материала абразивного круга, на 60–70 % 
из  материала  обрабатываемого  изделия.  Количество  выделяющейся  пыли  зави-
сит  от  размеров  и  твердости  обрабатываемого  материала,  диаметра  и  окружной 
скорости круга, а также способа подачи изделия. 

Применение охлаждающей жидкости, с одной стороны, снижает количество 

выделяющейся в воздух пыли на 80–90 %, а, с другой стороны, приводит к обра-
зованию мелкодисперсного аэрозоля (тумана), загрязняющего воздух. 

 

 

 

Рис. 2.2. Рассеивание и ассимиляция загрязняющих веществ от дымовой трубы