ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 1211
Скачиваний: 2
1
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
Кафедра «Безопасность жизнедеятельности и экология»
ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
СТАЦИОНАРНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Методические указания к выполнению практических и самостоятельных работ
по курсу «Экология» для студентов всех специальностей и форм обучения
Составитель: О. А. Трошкина
Самара
2014
3417
2
УДК 656.2:628.5
Загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками
предприятий железнодорожного транспорта : методические указания к вы-
полнению практических и самостоятельных работ по курсу «Экология» для сту-
дентов всех специальностей и форм обучения / составитель О.А. Трошкина. –
Самара : СамГУПС, 2014. – 27 с.
В методических указаниях рассмотрены стационарные источники загрязне-
ния атмосферы предприятий железнодорожного транспорта. В разделе само-
стоятельной работы приведены задачи и методики их решения.
Утверждены на заседании кафедры 9 января 2014 г., протокол № 5.
Печатаются по решению редакционно-издательского совета института.
Составители: Трошкина Ольга Александровна
Рецензенты: директор межрегионального центра «Охрана труда и про-
мышленная экология» М.В. Смолев;
к.с.-х.н., доцент кафедры БЖДЭ Ю.А. Холопов
Под редакцией Б.А. Анфилофьева
Подписано в печать 15.05.2014. Формат 60×90 1/16.
Усл. печ. л. 1,7. Заказ 100.
© Самарский государственный университет путей сообщения, 2014
3
1. СТАЦИОНАРНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВ И ТЕХНОЛОГИЙ
Стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха являют-
ся здания и сооружения предприятий, в результате деятельности которых в ат-
мосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества, например: котель-
ные, дизельные установки, гаражи, автостоянки, участки сварки, резки и механи-
ческой обработки металлов, участки деревообработки, участки окраски, очист-
ные сооружения сточных вод и пр.
Анализ отчетных данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу
стационарными источниками предприятий железнодорожного транспорта пока-
зал [6], что наибольшее загрязнение воздушного бассейна происходит от котель-
ных этих предприятий (более 80 %).
1.1. Котельные
При сжигании твердого топлива и мазута в окружающую среду выбрасыва-
ются вместе с газообразными продуктами сгорания и парами воды твердые час-
тицы, содержащие металлы и их оксиды, из которых наиболее токсичным явля-
ется пентоксид ванадия.
К наиболее опасным газообразным веществам относится бенз(а)пирен.
Суммарный выброс загрязняющих веществ зависит от количества и вида сжи-
гаемого топлива, а также от типа теплоагрегата.
Удельные выделения загрязняющих веществ от котельных приведены в
табл. 1.
Анализ таблицы 1 показывает насколько существенно сырье (топливо), ис-
пользуемое в котельных, влияет на выбросы в атмосферу. Мазут по своим по-
казателям предпочтительнее угольного топлива. Однако газовое топливо вне
конкуренции, при его сжигании отсутствуют зола и оксид серы, существенно
меньший выброс оксида углерода.
Таблица 1
Удельные выделения загрязняющих веществ от котельных
Топливо
г/кг; кг/т или кг/1000 м
3
твёрдые вещества
(зола)
2
SO
CO
x
NO
Уголь:
донецкий
подмосковный
новокузнецкий
67,6
70,4
53,6
50,4
48,6
7,2
49,0
25,8
51,3
2,21
0,95
2,23
Мазут:
высокосернистый (4,1 %)
малосернистый (0,5 %)
6,0
5,6
54,9
5,9
37,7
37,7
2,46
2,57
Газ –
–
6,68
2,15
4
Величины снижения выбросов при проведении различных атмосферо-
охранных мероприятий по котельным отрасли приведены в таблице 2.
Таблица 2
Снижение выбросов основных загрязняющих веществ (в %) по котельным отрасли
в результате проведения различных атмосфероохранных мероприятий
Мероприятия
Снижение выбросов, %
NO
Х
SO
Х
твердые
частицы
Сажа
1. Повышение КПД котла на 1 %
1,4
1,4
1,4
1,5
2. Оборудование котла и котельной систе-
мой КИП (пылеуловителей)
4,7 4,7 4,7 7
3. Автоматизация и механизация топочных
процессов
11–14 4–7 11-14 14
4. Оптимизация режима работы котла 10–15
10
в 1,5–2
раза
–
5. Использование присадок к мазуту 20
–
в 1,5–2
раза
10-15
6. Обогащение и гранулирование твердого
топлива
5–15 5–15 30–60
7. Перевод с твердого топлива на жидкое 10–15 10–15
в 2–7 раз
в 5 раза
8. Перевод с твердого топлива на газ
– 100 100 100
9. Сжигание смеси из ТПБ (печное топливо)
и мазута
15–20 20–25
в 5–7 раз –
10. Сжигание водо-мазутных эмульсий газа
30 - 50 50
11. Очистка от соединений серы и окислов
азота
в 8–10
раза
в 3–6 раза 10
10
Анализ проводимых технических мероприятий по снижению вредных вы-
бросов указывает на их различную эффективность и вновь подтверждает безус-
ловное преимущество перевода котельных на использование газового топлива.
Существенное снижение вредных выбросов в отходящих газах котельных, в ос-
новном золы, достигается использованием аппаратов газоочистки, их эффектив-
ность составляет от 75 до 99 %.
Для уменьшения концентрации загрязняющих веществ в районе располо-
жения котельных используют дымовые трубы, высота которых колеблется от 6
до 50 м. Дымовые трубы (рис. 2.2), не снижая количества выбросов, позволяют
рассеивать вредные примеси на значительную площадь.
Это уменьшает приземную концентрацию загрязняющих веществ в атмо-
сфере и позволяет ассимилировать их (загрязняющие вещества под действием
почвенных микроорганизмов превращаются в безвредные соединения). Таким
образом, существует целый ряд эффективных технических мер по уменьшению
выбросов загрязняющих веществ от котельных.
5
1.2. Участки механической обработки металлов
На предприятиях железнодорожного транспорта для ремонта и изготовле-
ния различных деталей и изделий используются токарные, фрезерные, заточные,
сверлильные и шлифовальные станки. При их работе в атмосферный воздух вы-
брасываются пыль металлов и аэрозоли. Пыль, образующаяся в процессе абра-
зивной обработки, состоит на 30–40 % из материала абразивного круга, на 60–70 %
из материала обрабатываемого изделия. Количество выделяющейся пыли зави-
сит от размеров и твердости обрабатываемого материала, диаметра и окружной
скорости круга, а также способа подачи изделия.
Применение охлаждающей жидкости, с одной стороны, снижает количество
выделяющейся в воздух пыли на 80–90 %, а, с другой стороны, приводит к обра-
зованию мелкодисперсного аэрозоля (тумана), загрязняющего воздух.
Рис. 2.2. Рассеивание и ассимиляция загрязняющих веществ от дымовой трубы