ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 695

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Министерство транспорта Российской Федерации 

Федеральное агентство железнодорожного транспорта 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СОООБЩЕНИЯ 

 

 
 
 

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности» 

 
 
 
 
 
 

 

ИСТОЧНИКИ  ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА 

ИСКУССТВЕННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 

к практическим и самостоятельным занятиям по экологии 

для студентов всех специальностей  

очной и заочной форм обучения 

 

 

 
                                                                                            Составители: Е.В. Лукенюк 
                                                                                                                    О.Е. Валиуллина 
                                                                                                                      
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Самара 

2010 

2590 


background image

УДК  502.7 

 

Источники  загрязнения  атмосферного  воздуха  искусственной  экосистемы : 

методические  указания  к  практическим  и  самостоятельным  занятиям  по  экологии    для 
студентов  всех    специальностей  очной  и  заочной  форм  обучения / составители  :         
Е.В. Лукенюк,  О.Е. Валлиуллина. – Самара : СамГУПС, 2010.  – 20 с. 

 

Утверждены на заседании кафедры «Безопасность жизнедеятельности» 12.04.2010 г.,  

протокол № 8. 

Печатаются  по решению редакционно-издательского совета университета. 

 
 

В  работе  изложен  теоретический  материал,  отражающий  круг  вопросов  по 

загрязнению воздушного бассейна города, по уменьшению антропогенного воздействия 
на  искусственную  экосистему.  Предложены  расчеты  по    уменьшению  выбросов  от 
автотранспорта.  Приводятся  контрольные  вопросы.  Даны  методические  рекомендации 
по выполнению контрольного задания. 

 
 

Составители: Лукенюк Елена Викторовна 

Валиуллина Оксана Евгеньевна 

 
 

Рецензенты:  д.т.н.,  профессор  кафедры  «Безопаснось  жизнедеятельности» 

СамГУПС  В.Г. Луканенко; 
директор межрегионального центра «Охрана труда и промышленная 
экология»  М.В. Смолев 

 
 
 
 

Под редакцией составителей 

Компьютерная верстка Е.А. Самсонова 

 
 

Подписано в печать 22.06.2010. Формат 60 

×

 90  

1

/

16

Усл. печ. л. 1,25. Заказ № 150. 

 

 

©  Самарский государственный университет путей сообщения, 2010 


background image

ГОРОДСКИЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА   

И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА 

 

НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ. ГОРОДСКИЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ 

 

Демографические проблемы и урбанизация; об экологических проблемах города; об 

атмосфере городе и контроле за ее состоянием, о роли зеленых насаждений                   

в городских экосистемах 

 

Демографические проблемы 
 
В  начале 2002 года  в  России  проживали 144 млн  человек (103 млн  человек  в 

городах и 39 млн человек в селах). 

Вместе  с  ростом  населения  растут  и  потребности  общества  в  продовольствии, 

одежде, обуви, предметах обихода, жилище, средствах транспорта и других благах, а все 
это  требует  развития  производства,  которое  связано  с  расширенным  использованием 
природных ресурсов, с негативным воздействием на окружающую среду. Одновременно 
страдает здоровье населения городов.  

Здоровье общества – индикатор состояния окружающей среды. 
Современные представления о состоянии здоровья населения формируются из трех 

показателей: 

1)  демографических (рождаемость, продолжительность жизни, смертность и т. п.); 
2)  данных о различных видах заболеваний; 
3)  данных о физическом развитии (особенно детей и подростков). 
Особое значение имеет и формирование групп риска среди практически здоровых 

людей. Такие группы риска выявляются при возможности радиоактивного облучения (по 
суммарной предельной дозе для человека). 

Группы риска можно выделить в крупных индустриальных центрах, а также среди 

работников некоторых химических производств. 

Промышленные  предприятия  сосредоточены  в  городах,  поэтому  стремительно 

увеличивается  число  жителей  города,  происходит,  процесс    у р б а н и з а ц и и .   В 
среднем  по  России  в  городах  сегодня  проживает  около 70 % населения.  В  такой 
индустриально развитой стране, как Япония, в городах живет до 80 % населения. 

Вместе  с  ростом  урбанизации  происходит  постарение  населения  Земли,  т.  е. 

увеличение доли стариков относительно всего населения. Особенно это характерно для 
развитых стран Европы (Германии, Франции, Швейцарии). 

Меньше всего стареет население Африки – там самая большая доля детей от всего 

населения. 


background image

Такая  тенденция  обусловлена  разницей  в  тех  же  демографических  показателях, 

которые  характеризуют  любую  популяцию:  рождаемость,  продолжительность  жизни, 
смертность и т. д. 

 
Экологические проблемы городов 
 
Наиболее значительным событием современности является рост городов. 
Города – неотъемлемая  часть  Земли.  Они  занимают  всего 2 % площади  суши,  но 

потребляют 

3

/

4

 мировых ресурсов. Половина населения Земли сегодня живет в городах. 

Таким  образом,  наблюдается  процесс  урбанизации,  то  есть  увеличение  доли 

городского  населения,  рост  значения  городов  в  жизни  общества,  распространение 
городского образа жизни. 

В современном мире 50 стран имеют степень урбанизации, превышающую  70 %. 

Стопроцентная  урбанизация  достигнута  в  Сингапуре  и  Кувейте, 99 % – в  Гваделупе,      
97 % – в Бельгии и Макао. 

Интенсивно  увеличивается  количество  городов-гигантов,  очень  крупных  городов, 

образовавшихся  в  результате  роста  и  дальнейшего  слияния  (агломерации)  многих 
городов и населенных пунктов. Они называются мегаполисами.  

Крупнейшими городами мира в

 

 1994 году были Токио (Япония, 26,5 млн человек), 

Нью-Йорк  (США, 16,3 млн),  Сан-Паулу  (Бразилия, 16,1 млн),  Мехико  (Мексика,         
15,5  млн),  Шанхай  (Китай, 14,7 млн),  Бомбей  (Индия, 14,5 млн),  Лос-Анджелес  (США, 
12,2  млн),  Пекин  (Китай, 12,0 млн),  Калькутта  (Индия, 11,5 млн),  Сеул  (Южная  Корея, 
11,5 млн). 

Особыми  чертами  крупного  города  являются:  плотная  многоэтажная  застройка, 

развитие транспорта и связи, преобладание застроенной части территории над зелеными 
насаждениями,  концентрация  источников  загрязнения  окружающей  среды,  рост 
плотности населения. 

 
История развития городов 
 
Развитие городов – процесс объективный. Первый город, как известно, появился на 

Земле 9–8 тысяч  лет  назад  в  Палестине.  Это  был  библейский  Иерихон,  который,  по 
преданию,  пал  после 7-дневной  осады  от  трубных  звуков  во  время  обхода  его  стен 
священниками-израильтянами.  Его  размеры  были  невелики – около 3,5 гектара,  и 
проживали в нем 2–3 тыс. жителей. Древнейшим городом был также Вавилон. В VII веке 
до н. э. в нем проживал 1 млн человек, и он занимал площадь      10 км

2

В VIII–VII веках  до  н.  э.  древними  греками  были  выработаны  важнейшие 

принципы  градостроительства.  В  центре  греческого  города,  обычно  на  холме, 
возвышался  акрополь  с  главными  храмами  и  общественными  сооружениями.  Вокруг 
акрополя  размещались  жилые  и  ремесленные  кварталы  и  рыночная  площадь.  Греки 


background image

стремились  «вписать»  город  в  рельеф,  учитывали  микроклимат,  строили  город  под 
защитой гор от сильных ветров. Для строительства выбирали территорию с небольшим 
уклоном для улучшения стока, умело использовали террасы. 

Крупнейшим  мегаполисом  Древнего  мира  был  Рим,  в  котором  в IV веке  до  н.  э. 

проживали до миллиона человек. В крупных древних городах действовали водопровод, 
канализация, были мостовые. 

Первые русские города появились в VIII–X веках, они выполняли в основном роль 

крепостей. 

Современные  градостроители  должны  ставить  перед  собой  иные  цели – овладеть 

пространством, поднять будущий город ввысь, оставив максимум территории для садов, 
парков, зон отдыха. 

В 2000 году  крупнейшим  городом  мира  вновь  стал  Токио  с  населением 28 млн 

жителей, обогнавший Мехико.  

 

Городские экосистемы 
 
Города  играют  большую  роль  в  экономической,  политической  и  общественной 

жизни человечества. 

Все  население  городов – люди,  животные,  насекомые,  птицы,  деревья,  а  также 

промышленные  предприятия,  системы  коммуникаций  представляют  собой  городские 
экосистемы. 
Эти экосистемы сложно назвать экосистемами в общепринятом понимании. 
В  них  отсутствуют  основные  свойства  экосистем:  способность  к  саморегулированию  и 
круговороту  веществ.  Здесь  практически  отсутствует  звено  редуцентов  и  заметно 
подавлена деятельность продуцентов. 

Существование городов невозможно без постоянного притока энергии. Городские 

экосистемы  гетеротрофны,  доля  солнечной  энергии,  которую  поглощают  растения 
города, мала по сравнению с огромным количеством поступающей в города энергии от 
гидро-  и  атомных  электростанций,  месторождений  нефти,  газа,  угля.  Кроме  энергии, 
город потребляет огромное количество воды. 

Главная  особенность  экосистем  городов  в  том,  что  в  них  невозможно 

экологическое  равновесие.  Человек  должен  сам  регулировать  как  потребление  городом 
энергии  и  ресурсов  (сырья  для  промышленности  и  пищи  для  людей),  так  и  количество 
ядовитых  отходов,  поступающих  в  атмосферу,  воду  и  почву  в  результате  деятельности 
промышленности и транспорта. 

Рост городов в мире определяется в первую очередь уровнем и темпами развития 

промышленности  и  транспорта,  поэтому  в  городах  возрастали  и  возрастают 
экологические  проблемы.  Эти  проблемы  касаются  всех  средовых  составляющих: 
климата,  атмосферы,  водных  ресурсов,  почв.  Вода,  воздух,  почва  в  условиях 
техногенного  развития  города  являются  лишь  буферами,  а  при  сильной  степени 
загрязнения сами становятся источниками экологической опасности. 


Смотрите также файлы