ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 698

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16 

Расчет загрязнения воздуха автомобилм в зависимости  

от типа и технического состояния его двигателя 

 

В  настоящее  время  для  отечественных  моделей  автомобилей  отсутствуют 

справочники,  содержащие  полные  данные  по  экологическим  характеристикам 
выпускаемых  моделей  автомобилей.  Имеющиеся  данные  по  некоторым  моделям 
приведены в табл. 7. 

Таблица 7 

 

Усредненные выбросы вредных веществ при движении с постоянной  

скоростью новых отечественных автомобилей, г/км 

 

Компонент

 

выброса

 

ВАЗ

-1111 

ГАЗ

-2410 

ГАЗ

-5312 

ЛИАЗ

-667

М

 

КамАЗ

-5320 

КРАЗ

 260 

Сажа 

–  – – 

0,345 

0,96 

СО 

15,1  12,0 48,77 40,36 5,44 17,12 

NO

x 

2,26 0,94 11,06 14,03 9,7  24,6 

SO

0,125 0,2 0,513 0,732 2,088 5,533 

SO

2

0,025 0,04 0,103 0,146 0,835 2,213 

C

x

H

1,2 1Д 4,42 4,46 2,14 11,21 

Pb

0,021 0,033 0,085 0,121  – 

– 

 

Примечание.  SO'

2

  –  для  топлива  улучшенного  качества. Pb – при  работе  на  этилированном 

бензине. 

 

В  табл. 8 приведены  зависимости,  предложенные [3, 4] для  расчета  удельных    

(q

L

,  г/км)  выбросов  вредных  веществ  при  движении  автомобиля  с  постоянной 

скоростью. 

                                                                                                                    Таблица 8 

Расчет удельных выбросов вредных веществ при движении с постоянной скоростью 

 

Компонент 

выброса 

Расчетные зависимости 

СО 

=

 

0,003609

V

2

 

 

0,325

+

 

10,007 

СО

q = 0,002629

V

2

 

 

0,522

 V

 + 189,46 

C

x

H

y

 

=

 

0,00007091

V

2

 

 

0,013

+

 

1,511 

NO

x

 

q

 

=

 

0,00037951

V

2

 

0,034

+

 

1,734 

Pb

`

 

=

 

0,000000303

 V

2

 

 

0,00005758

+

 

0,023 

SO

=

 

0,00000181838

V

2

 

 

0,0003273

 V 

+

 

0,033 

СО 

=

 

0,001474

V

2

 

 

0,239

+

 

14,751 

C

x

H

y

 

=

 

0,0001631

V

2

 

 

0,018

+

 

0,743 


background image

17 

Окончание таблицы 8 

 

Компонент 

выброса 

Расчетные зависимости 

NO

x

 

=

 

0,00006925

V

2

 

 

0,00277

+

 

0,411 

SO

=

 

0,0001281

V

2

 

 

1,281

+

 

0,162 

АВТОМОБИЛЬ ГАЗ

-5312 

СО 

=

 

0,028

 V

2

 

 

1,97

+

 

45,95 

C

x

H

y

 

=

 

0,00127

V

2

 

 

0,127

+

 

6,004 

NO

x

 

q = 0,00521

V

2

 

 

0,177

+

 

2,082 

СО 

=

 

0,037

V

2

 

 

3,364

V

+

 

86,563 

C

x

H

y

 

=

 

0,00257

V

2

 

 

0,256

+

 

8,686 

NO

x

 

q = 0,012

V

2

 

 

0,742

V

+

 

13,352 

 
Зависимость  изменения  выбросов  автомобиля  с  начала  эксплуатации  по  мере 

выработки  ресурса  двигателя  (износ  деталей,  нарушение  заводских  регулировок)  имеет 
вид. 

                                   

3

2

2

2

1

0

a

a

a

w

L

L

L

A

L

A

A

K

+

+

+

=

,                                      (3) 

где  К

w

  –  изменение    выброса  вещества  автомобилем  в  процессе  эксплуатации  по 

сравнению с базовым, %; L

a

 – пробег автомобиля с начала эксплуатации, тыс. км;

 

A

0,

 A

1,

 

А

2

,  А

3

 – параметры в уравнении регрессии (табл. 9). 

 

                                                                                                                              Таблица 9 

Значение коэффициентов 

 

Компонент 

выброса 

A

A

1

 

А

2

 ·10

-6 

А

3

·10

-6

 

СО 100,73 

0,16 

357,69 

-0,87 

C

x

H

y

 101,04 

0,079 

646,25 

0,43 

NO

x

 97,92 

0,015 

-1174,42 

1,12 

Сажа 99,28 

0,284 

911,29 

0,94 

СО

2

, SO

2

,

 

Pb

`

 99,999 

0,2 

-0,03 

 

Выбросы  i-го  вредного  вещества  в  зависимости  от  срока  службы  за  период 

выработки ресурса определяются по формуле: 

                              

100

=

w

a

i

i

K

L

q

Q

,                          

 

(4) 

где 

i

q

 – удельные  (на км пробега) выбросы одиночных новых автомобилей,  г/км; L'

a

  – 

пробег автомобиля с начала эксплуатации, км.

  

В теплый период года при высокой интенсивности ультрафиолетового излучения 

Солнца  и  значительном  автомобильном  движении  токсичность  отходящих  газов 
автомобилей может резко возрастать за счет фотохимических реакций. 

 


background image

18 

Примеры для выполнения  практических заданий 

 

ПРИМЕР 1.  Сравните  величины  выбросов  СО, C

x

H

y

, NO

x 

  при  установившемся 

движении со скоростью 60 км/ч автомобиля ГАЗ-2410 и автобуса ЛИАЗ-667М. 

 

Решение.  Вычисляем  удельные  выбросы  загрязняющих  веществ  q  (г/км)  для         

ГАЗ-2410: 

7

,

5

751

,

14

60

239

,

0

60

001474

,

0

=

+

=

co

g

253

,

0

743

,

0

743

,

0

60

018

,

0

60

0001631

,

0

2

=

=

+

=

y

x

H

C

g

493

,

0

411

,

0

60

00277

,

0

60

00006925

,

0

=

+

=

x

NO

g

 

Вычисляем удельные выбросы загрязняющих веществ, для автобуса ЛИАЗ-667М: 

92

,

17

563

,

86

60

364

,

3

60

037

,

0

2

=

+

=

CO

g

3

,

2

686

,

8

60

256

,

0

60

00257

,

0

2

=

+

=

y

x

H

C

g

; 

02

,

12

352

,

13

60

742

,

0

60

012

,

0

2

=

+

=

x

NO

g

 

Выбросы  загрязняющих  веществ,  при  установившемся  движении,  у  автобусов 

ЛИАЗ-667М выше, чем у автомобиля ГАЗ-2410: 

−  оксида углерода (II) в 3,14 (17,92 : 5,7) раза; 
−  углеводородов в 9 (2,3 : 0,253) раз; 
−  оксидов азота в 24,9 раза. 

 

ПРИМЕР 2.  Определите  концентрацию  оксида  углерода (II) в  воздухе  над 

перекрестком  с  управляемым  светофором  на  магистральной  улице  города  с 
многоэтажной застройкой. Интенсивность движения автомобилей составляет 450 авт./ч. 
Состав  транспорта  смешанный:  легковой  транспорт – 70 %, автобусы –20 %, легкий 
грузовой – 10 %. Продольный  уклон  магистрали – 2°, скорость  ветра – 2 м/с, 
относительная влажность воздуха – 80 % . 

 
Решение.  По  табл. 1 и  формуле (2) определяем  коэффициент  токсичности 

автотранспортного потока: 

67

,

1

3

,

2

1

,

0

7

,

3

2

,

0

1

7

,

0

=

+

+

=

T

K

По  табл. 2–6 определяем  коэффициенты  и  рассчитываем  по  формуле (1) 

концентрацию оксида углерода (II) (мг/м

3

): 

(

)

04

,

41

1

,

2

15

,

1

2

06

,

1

1

67

,

1

450

,

0

01

,

0

5

,

0

=

+

=

CO

C

 
 
 
 


background image

19 

Контрольные задания 

 

ЗАДАЧА  1 
На сколько увеличатся выбросы основных загрязняющих веществ (СО, C

x

H

y

 NO

x

Pb, SО

2

)  с  учетом  износа  деталей  и  нарушения  заводских  регулировок  автомобилем     

ВАЗ-1111 за 300 тыс. км пробега? 

 
ЗАДАЧА  2 
Автомобиль  ГАЗ-5312  проехал  по  объездной  дороге 40 км.  Пробег  автомобиля 

составляет 50 тыс.  км.  Каковы  выделения  загрязняющих  веществ  (СО, NO

x

х

Н

у

)  в 

атмосферу при изменении установившейся скорости с 60 км/ч (на объездной дороге) до 
18 км/ч (на основной дороге)? Протяженность основной дороги – 25 км. 

 
ЗАДАЧА  3 
Определите  концентрацию  оксида  углерода  в  воздухе  над 4-полосной  дорогой 

районного значения. Состав транспортного потока: легковые автомашины – 40 %, сред-
ний грузовой транспорт – 35 %, тяжелый грузовой – 15 %, автобусы – 10 %. Дорога без 
продольного уклона проходит в выемке, скорость ветра составляет 1 м/с, относительная 
влажность воздуха – 70 %. 

 
ЗАДАЧА  4 
Определите  валовые  выделения  загрязняющих  Веществ  новым  автомобилем     

ГАЗ-5312  в  условиях  движения  с  Установившейся  скоростью 60 км/ч  по  магистрали  и 
сравните их с выбросами при однократном выезде и въезде его на открытую стоянку в 
теплый период года в г. Москве. Расстояние от места стоянки до ворот составляет 200 м. 

 
 


background image

20 

Библиографический список 

 

1.  Дьяков А. Б., Игнатьев Ю. В., Коншин Е. и др. Экологическая безопасность 

транспортных потоков / под ред. А. Б. Дьякова. – М.: Транспорт, 1989. 

2.  Федорова  А.  И.,  Никольская  А.  Н.  Практикум  по  экологии  и  охране 

окружающей среды. – М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2003.

 

3.  Снижение  экологических  нагрузок  на  окружающую  среду    при      работе   

автомобильного    транспорта / под    ред.

 

В.  Н.  Луканина / Итоги  науки  и  техники.  Сер. 

Автомобильный и городской транспорт. – М.: ВИНИТИ, 1996. – т. 19.

 

4.  Луканин  В.  Н.,  Буслаев  А.  П.,  Яшина  М.  В.  Автотранспортные  потоки  и 

окружающая среда / под ред. В. Н. Луканина. – М.: ИНФРА-М, 2001.

 

5.  Луканин  В.  Н.,  Трофименко  Ю.  В.  Промышленно-транспортная  экология. – 

М.: Высшая школа, 2001.

 

6.  Николайкина  Н.  Е.,  Николайкин  Н.  И.,  Матягина  А.  М.  Промышленная 

экология:  Инженерная  защита  бис  сферы  от  воздействия  воздушного  транспорта. – М.: 
ИК1 «Академкнига», 2005.   

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 


Смотрите также файлы