ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 699
Скачиваний: 1
11
перспективы развития всех предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере,
создающая приземные
Нормативы ПДВ являются основой для проведения экологической экспертизы и
планирования мероприятий по снижению загрязнения атмосферы.
Первым этапом любого нормирования загрязнения атмосферы является
инвентаризация источников выделения и выбросов ЗВ, которая на практике
выполняется:
• методом инструментальных измерений;
• расчетным методом.
Расчетный метод основывается:
• на материальном балансе технологического процесса;
• на использовании удельных показателей выделений ЗВ за единицу времени либо
отнесенных к единице оборудования, массе продукции, сырья или расходных
материалов. В действующей природоохранной нормативно-технической документации в
области защиты атмосферы от загрязнения приняты следующие понятия.
Источник выделения ЗВ – объект, в котором происходит образование ЗВ
(установка, аппарат, устройство, емкость для хранения, двигатель, груда отходов и т. п.).
Источник загрязнения атмосферы (источник выброса) – объект, от которого
загрязняющее вещество поступает в атмосферу (труба, вентиляционная шахта,
аэрационный фонари открытая площадка для стоянки автотранспорта, свалка отходов и
т. п.).
Возможны следующие сочетания источников загрязнения атмосферы (выброса) и
источников выделения ЗВ.
• Один источник выделения – один источник выброса. Например, котельная имеет
одну топочную камеру и одну дымовую трубу.
• Один источник выделения – несколько источников выброса. Например, в
помещении производится окраска автобуса, а для вентиляции используются три
крышных вентилятора.
• Несколько источников выделения – один источник выброса. Например, один
вентилятор, удаляющий из всех помещений через единую вытяжную систему пыль и
газы от пятидесяти ткацких станков.
• Несколько источников выделения – ряд источников выброса. Например, в общем
помещении цеха работают 3 заточных и 17 металлорежущих станков, 2 поста
электросварки и одна газорезка, а для вентиляции используется одна общеобменная
приточно-вытяжная вентиляционная система и 4 местных вытяжных системы.
Все источники загрязнения атмосферы (источники выброса) подразделяются в
соответствии с классификацией, приведенной на рис. 1. Далее идет список определений
упомянутых терминов.
12
Рис. 1. Классификация источников загрязнения атмосферы
Стационарный источник – источник, имеющий постоянное место в пространстве
относительно заводской системы к ординат (труба котельной, открытые фрамуги цеха и
т. п.).
Передвижной источник – источник, не занимающий постоянное место на
территории предприятия (транспортные средства, передвижные компрессоры и дизель-
генератор электросварки и т. п.).
Организованный источник – источник, осуществляющий выброс через
специально сооруженные устройства (трубы, газоходы, вентиляционные шахты и т. п.).
Неорганизованный источник – источник загрязнения в виде ненаправленных
потоков газа, как результат, например нарушения герметичности оборудования,
отсутствия или неэффективной работы систем по отсосу газов (пыли) в мест загрузки
(выгрузки) или хранения продукта (топлива). К неорганизованным источникам можно
отнести пылящие отвалы, открытые емкости, стоянки, площадки малярных работ и т. п.
Точечный источник – источник в виде трубы или вентиляционной шахты с
размерами сечения (длина, ширина близкими друг к другу (трубы круглого, квадратного,
пря угольного сечения и т. п.).
Линейный источник – источник в виде канала (щели) для прохода загрязненного
воздуха (газа) с поперечным сечением имеющим значительную длину: в несколько раз
большую чем ширина (высота), например, ряд открытых, близко расположенных в одну
линию оконных фрамуг, либо аэрационные фонари и т. п.
Плоскостной источник – источник, имеющий значительные геометрические
размеры площадки, по которой относительно равномерно происходит выделение
загрязнений, и в том числе как результат рассредоточения на площадке большого числа
источников (бассейн, открытая стоянка транспорта и т. п.).
13
Отнесение источника выброса к точечному, линейному или плоскостному типу
производится с целью определения математического аппарата, который используется
впоследствии при расчете рассеивания загрязнения в атмосфере в соответствии с ОНД-86 .
В данной главе приведены методики и примеры
определения значений
максимально разовых выделений (выбросов) ЗВ (г/с) и валовых (т/год). Загрязнение
воздушной среды транспортными средствами формируется в основном на магистралях
городов. Автомобильный парк характеризуется многообразием подвижного состава. В
транспортном потоке одновременно движутся автомобили, отличающиеся типом
двигателя, расходом топлива, техническим состоянием, грузоподъемностью. Водители
также имеют различную квалификацию. Движение машин по дорожной сети города в
результате задержек на перекрестках носит циклический характер: движение с
постоянной скоростью, торможение, остановка, набор скорости. Время движения с
постоянной скоростью, частота и длительность задержек зависят от класса магистрали,
частоты
расположения
перекрестков,
интенсивности
движения,
параметров
светофорного регулирования.
Высокая интенсивность движения на магистралях приводит к тому, что
продолжительность движения с постоянной скоростью составляет не более 30 % от
общего времени движения.
Расчет загрязнения воздуха над магистралями
Концентрацию оксида углерода (II) – С
со
над магистралью можно приблизительно
оценить по зависимости:
n
вл
c
у
a
T
сo
К
K
K
K
K
K
N
С
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
+
=
)
01
,
0
5
,
0
(
,
(1)
где 0,5 – фоновое загрязнение воздуха, мг/м
3
; N – суммарная интенсивность движения
автомобилей на дороге, авт./час; К
т
– коэффициент токсичности автомобиля по
выбросам в атмосферный воздух СО; К
а
– коэффициент аэрации местности; К
у
–
коэффициент изменения загрязнения воздуха СО в зависимости от продольного уклона
(табл. 4); К
с
– коэффициент изменения концентрации СО в зависимости от скорости
ветра (табл. 5); К
вл
– коэффициент изменения концентрации СО в зависимости от
влажности воздуха (табл. 6); К
п
– коэффициент увеличения загрязнения атмосферного
воздуха СО у пересечений улиц (табл. 6).
Коэффициент токсичности автотранспортного потока определяется как
средневзвешенная для потока автомобилей
∑
=
Ti
i
Т
K
P
К
, (2)
где P
t
– состав автотранспорта в долях единицы, K
Ti
– коэффициент токсичности
автомобилей определенного типа.
14
Таблица 1
Коэффициент токсичности автомобилей
Тип автомобиля
Коэффициент
Ti
K
Легковой 1,0
Легковой и грузовой 2,3
Средний грузовой 2,9
Тяжелый грузовой (дизель) 0,2
Автобус 3,7
Таблица 2
Коэффициент аэрации местности
Характеристика местности
по степени аэрации
Коэффициент
Транспортные тоннели 2,7
Транспортные галереи 1,5
Магистральные улицы и дороги с многоэтажной
застройкой с двух сторон
1,0
Жилые улицы с одноэтажной застройкой, улицы
и дороги в выемке
0,6
Городские улицы и дороги с односторонней
застройкой, набережные, эстакады, виадуки,
высокие насыпи
0,4
Пешеходные тоннели 0,3
Таблица 3
Коэффициент изменения загрязнения воздуха оксидом углерода
в зависимости от продольного уклона
Продольный уклон, градус
Коэффициент
y
К
0 1,0
2 1,06
4 1,07
6 1,18
8 1,55
15
Таблица 4
Коэффициент изменения загрязнения воздуха оксидом углерода (II)
в зависимости от скорости ветра
Скорость ветра, м/c
Коэффициент К
с
1 2,7
2 2,0
3 1,5
4 1,2
5 1,05
6 1,0
Таблица 5
Коэффициент изменения концентрации оксида углерода
в зависимости от влажности воздуха
Относительная влажность
Коэффициент К
вл
100 1,45
90 1,3
80 1,15
70 1,0
60 0,85
50 0,75
Таблица 6
Коэффициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода
на пересечении улиц
Тип пересечения
Коэффициент К
п
Регулируемое пересечение:
- со светофорами обычное
- со светофорами управляемое
- саморегулируемое
1,8
2,1
2,0
Нерегулируемое:
-со снижением скорости
- кольцевое
- с обязательной остановкой
1,9
2,2
3,0