ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 699

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11 

перспективы  развития  всех  предприятий  и  рассеивания  вредных  веществ  в  атмосфере, 
создающая приземные  

Нормативы  ПДВ  являются  основой  для  проведения  экологической  экспертизы  и 

планирования мероприятий по снижению загрязнения атмосферы. 

Первым  этапом  любого  нормирования  загрязнения  атмосферы  является 

инвентаризация  источников  выделения  и  выбросов  ЗВ,  которая  на  практике 
выполняется: 

• методом инструментальных измерений; 
• расчетным методом. 
Расчетный метод основывается: 
•  на материальном балансе технологического процесса; 
•  на использовании удельных показателей выделений ЗВ за единицу времени либо 

отнесенных  к  единице  оборудования,  массе  продукции,  сырья  или  расходных 
материалов. В действующей природоохранной нормативно-технической документации в 
области защиты атмосферы от загрязнения приняты следующие понятия. 

Источник  выделения  ЗВ – объект,  в  котором  происходит  образование  ЗВ 

(установка, аппарат, устройство, емкость для  хранения, двигатель, груда отходов и т. п.). 

Источник  загрязнения  атмосферы  (источник  выброса) – объект,  от  которого 

загрязняющее  вещество  поступает  в  атмосферу  (труба,  вентиляционная  шахта, 
аэрационный фонари открытая площадка для стоянки автотранспорта, свалка отходов и 
т. п.). 

Возможны  следующие  сочетания  источников  загрязнения  атмосферы  (выброса)  и 

источников выделения ЗВ. 

• Один источник выделения – один источник выброса. Например, котельная имеет 

одну топочную камеру и одну дымовую трубу. 

• Один  источник  выделения – несколько  источников  выброса.  Например,  в 

помещении  производится  окраска  автобуса,  а  для  вентиляции  используются  три 
крышных вентилятора. 

• Несколько  источников  выделения – один  источник  выброса.  Например,  один 

вентилятор,  удаляющий  из  всех  помещений  через  единую  вытяжную  систему  пыль  и 
газы от пятидесяти ткацких станков. 

• Несколько источников выделения – ряд источников выброса. Например, в общем 

помещении  цеха  работают  3  заточных  и 17  металлорежущих  станков, 2  поста 
электросварки  и  одна  газорезка,  а  для  вентиляции  используется  одна  общеобменная 
приточно-вытяжная вентиляционная система и 4 местных вытяжных системы. 

Все  источники  загрязнения  атмосферы  (источники  выброса)  подразделяются  в 

соответствии с классификацией, приведенной на рис. 1. Далее идет список определений 
упомянутых терминов. 

 


background image

12 

 

 

Рис. 1. Классификация источников загрязнения атмосферы 

 

Стационарный источник – источник, имеющий постоянное место в пространстве 

относительно заводской системы к ординат (труба котельной, открытые фрамуги цеха и 
т. п.). 

Передвижной  источник – источник,  не  занимающий  постоянное  место  на 

территории предприятия (транспортные  средства, передвижные компрессоры и дизель-
генератор электросварки и т. п.). 

Организованный  источник – источник,  осуществляющий  выброс  через 

специально сооруженные устройства (трубы, газоходы, вентиляционные шахты и т. п.). 

Неорганизованный  источник – источник  загрязнения    в  виде  ненаправленных 

потоков  газа,  как  результат,  например  нарушения  герметичности  оборудования, 
отсутствия  или  неэффективной  работы  систем  по  отсосу  газов  (пыли)  в  мест  загрузки 
(выгрузки)  или  хранения  продукта  (топлива).  К  неорганизованным  источникам  можно 
отнести пылящие отвалы, открытые емкости, стоянки, площадки малярных работ и т. п. 

Точечный  источник – источник  в  виде  трубы  или  вентиляционной  шахты  с 

размерами сечения (длина, ширина близкими друг к другу (трубы круглого, квадратного, 
пря угольного сечения и т. п.). 

Линейный источник – источник в виде канала (щели)  для прохода загрязненного 

воздуха  (газа)  с  поперечным  сечением  имеющим  значительную  длину:  в  несколько  раз 
большую  чем ширина (высота), например, ряд открытых, близко расположенных в одну 
линию оконных фрамуг, либо аэрационные фонари и т. п. 

Плоскостной  источник – источник,  имеющий  значительные  геометрические 

размеры  площадки,  по  которой  относительно  равномерно  происходит  выделение 
загрязнений, и в  том числе как результат рассредоточения на площадке большого числа 
источников (бассейн, открытая стоянка транспорта и т. п.). 


background image

13 

Отнесение  источника  выброса  к  точечному,  линейному  или  плоскостному  типу 

производится  с  целью  определения  математического  аппарата,  который  используется 
впоследствии при расчете рассеивания загрязнения в атмосфере в соответствии с ОНД-86 . 

В  данной  главе  приведены  методики  и  примеры 

определения  значений 

максимально  разовых  выделений  (выбросов)  ЗВ  (г/с)  и  валовых  (т/год).  Загрязнение 
воздушной  среды  транспортными  средствами  формируется  в  основном  на  магистралях 
городов.  Автомобильный  парк  характеризуется  многообразием  подвижного  состава.  В 
транспортном  потоке  одновременно  движутся  автомобили,  отличающиеся  типом 
двигателя,  расходом  топлива,  техническим  состоянием,  грузоподъемностью.  Водители 
также  имеют  различную  квалификацию.  Движение  машин  по  дорожной  сети  города  в 
результате  задержек  на  перекрестках  носит  циклический  характер:  движение  с 
постоянной  скоростью,  торможение,  остановка,  набор  скорости.  Время  движения  с 
постоянной  скоростью,  частота  и  длительность  задержек  зависят  от  класса  магистрали, 
частоты 

расположения 

перекрестков, 

интенсивности 

движения, 

параметров 

светофорного регулирования.  

Высокая  интенсивность  движения  на  магистралях  приводит  к  тому,  что 

продолжительность  движения  с  постоянной  скоростью  составляет  не  более 30 % от 
общего времени движения. 

 

Расчет загрязнения воздуха над магистралями 

 

Концентрацию оксида углерода (II) – С

со

 над магистралью можно приблизительно 

оценить по зависимости: 

 

                              

n

вл

c

у

a

T

сo

К

K

K

K

K

K

N

С

+

=

)

01

,

0

5

,

0

(

,

                   (1) 

 

где 0,5 – фоновое  загрязнение  воздуха,  мг/м

3

;  N  –  суммарная  интенсивность  движения 

автомобилей  на  дороге,  авт./час;  К

т

  –  коэффициент  токсичности  автомобиля  по 

выбросам  в  атмосферный  воздух  СО;  К

а

  –  коэффициент  аэрации  местности;  К

у

  – 

коэффициент изменения загрязнения воздуха СО в зависимости от продольного уклона 
(табл. 4); К

с

  –  коэффициент  изменения  концентрации  СО  в  зависимости  от  скорости 

ветра  (табл. 5); К

вл

  –  коэффициент  изменения  концентрации  СО  в  зависимости  от 

влажности  воздуха  (табл. 6); К

п

  –  коэффициент  увеличения  загрязнения  атмосферного 

воздуха СО у пересечений  улиц (табл. 6). 

Коэффициент  токсичности  автотранспортного  потока  определяется  как 

средневзвешенная для потока автомобилей 

 

                                                  

=

Ti

i

Т

K

P

К

 ,                                                           (2) 

 

где  P

t

  –  состав  автотранспорта  в  долях  единицы,  K

Ti

  –  коэффициент  токсичности 

автомобилей определенного типа. 


background image

14 

   Таблица 1  

 

Коэффициент токсичности автомобилей 

 

Тип автомобиля 

Коэффициент 

Ti

 

Легковой 1,0 
Легковой  и   грузовой 2,3 
Средний грузовой 2,9 
Тяжелый грузовой (дизель) 0,2 
Автобус 3,7 

 
 

                                                                                                                    Таблица  2 

 

Коэффициент аэрации местности 

 

Характеристика местности  

по степени аэрации 

Коэффициент  

Транспортные тоннели 2,7 
Транспортные галереи 1,5 
Магистральные улицы и дороги с многоэтажной 
застройкой с двух сторон 

1,0 

Жилые улицы с одноэтажной застройкой, улицы  
и дороги в выемке 

0,6 

Городские улицы и дороги с односторонней 
застройкой, набережные, эстакады, виадуки, 
высокие насыпи 

0,4 

Пешеходные тоннели 0,3 

 
 

 Таблица 3 

 

Коэффициент изменения загрязнения воздуха оксидом углерода  

в зависимости от продольного уклона 

 

Продольный уклон, градус 

Коэффициент 

y

К

 

0 1,0 
2 1,06 
4 1,07 
6 1,18 
8 1,55 

 
 
 
 


background image

15 

Таблица  4 

 

Коэффициент изменения загрязнения воздуха оксидом углерода (II)  

в зависимости от скорости ветра 

 

Скорость ветра, м/c 

Коэффициент К

с 

1 2,7 
2 2,0 
3 1,5 
4 1,2 
5 1,05 
6 1,0 

 
 

                                                                                                                 Таблица 5 

 

Коэффициент изменения концентрации оксида углерода  

 в зависимости от влажности воздуха 

 

Относительная влажность 

Коэффициент К

вл

 

100 1,45 

90 1,3 
80 1,15 
70 1,0 
60 0,85 
50 0,75 

 
 

                                                                                                              Таблица 6 

 

Коэффициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода   

на пересечении улиц 

 

Тип пересечения 

Коэффициент К

п

 

Регулируемое пересечение: 
- со светофорами обычное 
- со светофорами управляемое 
- саморегулируемое  

 

1,8 
2,1 
2,0 

Нерегулируемое: 
-со снижением скорости  
- кольцевое  
- с обязательной остановкой  

 

1,9 
2,2 
3,0 

 

 
 
 


Смотрите также файлы