Файл: Психологические основы бизнес-тренинга как метода профессионального обучения (Понятие и классификация тренингов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тренинг, с позиции бизнес-подхода, это курс повышения квалификации, характеризуемый как очень короткий, насыщенный разными формами и методами занятий, необходимый для совершенствования профессиональных навыков сотрудников организации. Необходимость в тренингах появилась в связи с тем, что образование, получаемое в высших учебных заведениях, не дает того уровня профессиональной мобильности необходимого для современного бизнеса и производства, и при этом устаревает со временем. Цель любого бизнес-тренинга – повышение профессионального мастерства. Объектами различных бизнес-тренинговых программ являются двигательные, умственные навыки, навыки общения.

Актуальность темы заключается в том, что современный мир характеризуется быстрой сменой разных условий труда, любой работник предприятия сталкивается с тем, что происходят постоянные изменения, требующие от него получения новых навыков. Так же в настоящее время, большинство работников, устраиваясь на работу, изначально нацелены на профессиональный рост и повышение своей квалификации в ходе осуществления трудовой деятельности, что требует формирования эффективных инструментов их обучения. Именно поэтому растет популярность бизнес-тренингов, так как они позволяют получить работникам новые навыки, умения, а также повысить их квалификацию при этом не требуя значительного количества времени в отличии от многих других инструментов обучения. Однако важным аспектом эффективного использования бизнес-тренингов является учет психологических основ их применения, что и делает данную тему интересной для исследования. Изучение психологических основ бизнес-тренингов способно существенно повысить эффективность их применения.

Объект исследования – бизнес-тренинги, как инструмент обучения взрослых.

Предмет исследования – психологические основы применения бизнес-тренингов для обучения.

Цель исследования – исследовать психологические основы бизнес-тренинга как метода профессионального обучения.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие и классификацию тренингов;
  2. Проанализировать отличительные черты бизнес-тренингов, как метода обучения;
  3. Исследовать психологические особенности обучения взрослых;
  4. Выявить особенности бизнес-тренинга, как инструмент обучения взрослых.

Гипотезой исследование является положение о том, что бизнес-тренинги являются эффективным инструментом обучения взрослых.


Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, сравнительный анализ.

Разработанность в науке. По теме исследования написано достаточно много книг и аналитических статей, проанализируем основные источники написания работы.

Одним из важнейших источников написания работы стала статья Нечаева Е.О. «Бизнес-тренинги как разновидность обучающих технологий в повышении квалификации персонала», в ней рассматриваются вопросы использования бизнес-тренингов для обучения взрослых их отличия и преимущества перед другими способами обучения. Помимо данной статьи для получения общих сведений о тренингах использовались такие источники как Вачков И.В., Дерябо С.Д. «Окна в мир тренинга», Григорьев Д.А. «Бизнес-тренинг: как это делается?», Макшанов С.И. «Психология тренинга» и другие.

Для исследования особенностей обучения взрослых использовались Громкова М.Т. «Андрагогика: теория и практика образования взрослых» и Змеев С.И. «Технология обучения взрослых», в данных источниках описываются особенности обучения взрослых, раскрывается их сущность как субъектов обучения, анализируются подходы к их эффективному образованию.

Практическая значимость исследования заключается в обосновании эффективности использования бизнес-тренингов для обучения взрослых, что обосновывается на примере роста показателей продаж продавцов-консультантов после прохождения бизнес-тренинга «базовые навыки продаж».

Работа имеет следующую структуру: введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ БИЗНЕС-ТРЕНИНГОВ

1.1 Понятие и классификация тренингов

В разных источниках появление первых тренингов датируется 40–50-ми годами XX в. и связано с именем К. Левина, который в 1946 г. совместно с другими психологами впервые собрал тренинговую группу для повышения компетентности участников во время переговоров. Психологами было замечено, что от групповых занятий гораздо больше пользы, нежели от индивидуального обучения: «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности» [3, С. 52.]. Впоследствии в США была основана первая Национальная лаборатория тренингов.


В группах обучались политические деятели, менеджеры, руководители. На занятиях укрепляли сплоченность коллектива, умение руководить и разрешать конфликты. С 1954 г. возникают тренинговые группы, которые специализируются на определении жизненных ценностей (группы сензитивности). В 1970 г. М. Форверг разработал новый метод, который получил название «социально-психологический тренинг» [14, С. 132.].

На тренингах использовались технологии, которые помогали формировать эффективные коммуникативные навыки и умения. То есть бизнес-тренинги с самого начала применяются в сфере преобразовательной или корректирующей социальной практики и связаны с поведенческими науками [2, С. 25.]. Появление и развитие этого метода происходило на базе социальных технологий. Под социальными технологиями необходимо понимать алгоритмизированные мероприятия для достижения конкретно поставленной цели, направленные на совершенствование / изменение социальных взаимоотношений. Бизнес-тренинг как разновидность социальных технологий направлен на практическое применение полученных навыков, это инструмент практической деятельности в сфере социального управления, специфика которого заключается в переводе языка социальной науки на конкретный язык практики.

Приведем ряд определений тренинга, которые сосуществуют в научной и бизнес-литературе. Тренинг – это многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека [12, С. 77.]. Тренинг – это активное социально-психологическое обучение, направленное на формирование навыков [19, С. 208.]. Тренинг – это комплекс обучающих программ и мероприятий, направленный на формирование и выработку навыков и умений в какой-либо области приложения знаний человека и развитие его адаптивных и конкурентных способностей [2, С. 115.].

Таким образом, тренинг – это форма комплексного обучения, направленная на целевое развитие навыков и умений, изменение поведенческих установок.

Сегодня можно говорить от трех основных типах тренингов:

Навыковые тренинги: направлены на развитие определенных умений, которые затем можно применять в личной жизни или деловых отношениях. Значительная часть навыковых тренингов представляет собой бизнес-тренинги. Как правило, это занятия для менеджмента организации по ведению эффективных переговоров, умению управлять персоналом, организации работы команды, повышению грамотности речи и т.д. Если говорить о личной сфере, то в данном случае навыковые тренинги могут быть направлены на развитие ораторского мастерства, умения общаться, знакомиться, готовить и т.д.


Психотерапевтические тренинги: призваны произвести некоторые изменения в сознании слушателей для того, чтобы избавить их от какого-либо неприятного психологического состояния: например, комплексов, неуверенности, чувства вины. На таких занятиях могут быть использованы нестандартные методы обучения: танцевальная или арт-терапия, упражнения на развитие доверия к окружающим, телесные практики. Этот вид тренингов направлен на обретение гармоничного психологического состояния.

Социально-психологические тренинги: предполагают как развитие навыков, так и определенное изменение в сознании. Зачастую цель таких занятий изменение устоявшихся социальных установок и формирование навыков общения.

С точки зрения тематической направленности и аудитории слушателей можно выделить несколько видов тренингов:

Бизнес-тренинги: направлены на повышение эффективности различных бизнес-процессов [14, С. 135]. Самыми распространенными являются следующие темы занятий: тренинги командообразования, продаж, тренинги по тайм-менеджменту, управлению персоналом и развитию коммуникативных навыков, а также занятия по способам решения конфликтных ситуаций и умению вести переговоры.

Узкоспециализированные тренинги: если специалист начинает работать в новой должности или хочет выйти на новый профессиональный уровень, то такой тренинг поможет ему глубже освоить специфику профессии, а также повысить его конкурентоспособность на рынке труда, что немаловажно для карьерного роста [13, С. 85.].

Тренинги для тренеров: предназначены для формирования навыков проведения тренингов. В рамках занятий слушателей учат составлять тренинговые программы, работать с группой, эффективно преподносить теоретические знания и результативно использовать практические упражнения [15, С. 5].

Что касается временных рамок тренингов, то выделяют:

  • занятия, длящиеся несколько часов, 1 день;
  • занятия, проходящие в течение 2-3 дней (как правило, это глубокое изучение темы);
  • так называемые «тренинговые марафоны», проходящие в течение несколько дней: обычно программа таких занятий требует полного погружения слушателей в тему, зачастую программа организуется на выезде.

К отдельной группе стоит отнести авторские тренинги, которые проводятся известными экспертами в какой-либо сфере. Как правило, авторский тренинг длится 2-3 дня и позволяет глубоко изучить заявленную тематику [14, С. 134]. В настоящее время многие компании приглашают таких экспертов с целью проведения тренингов для своих сотрудников.


Можно также выделить:

  • открытые тренинги (участвуют незнакомые слушатели, объединенные определенной проблемой);
  • корпоративные тренинги (участвуют сотрудники одной или нескольких компаний).

1.2 Особенности бизнес-тренингов

Подразделяя тренинги на психотерапевтические, социально-психологические, выделяем бизнес-тренинг, который позволяет с помощью разработанного инструментария влиять на профессиональную подготовку персонала, организационное поведение и действия. Развитие персонала должно быть комплексной системой, направленной, с одной стороны, на повышение личной эффективности и продвижение, а с другой – на достижение компанией высоких конечных результатов [16, С. 68]. Успешная система развития персонала способствует созданию у работников сильной мотивации [2, С. 45.].

Любой бизнес-тренинг выполняет две функции, социально-управленческую и обучающую, и включает ряд процессов: процесс мотивации участников – их активное включение в процесс тренинга, готовность менять, развивать собственные способы действия; процесс групповой динамики – тренинг всегда взаимодействие в группе, а не обучение одного человека, если взаимодействие неэффективно, пострадает реализация целей и задач самого тренинга; поскольку главная цель бизнес-тренинга – изменение поведения участников, важно организовывать процессы проблематизации и рефлексии, чтобы каждый участник понял, что он может делать более эффективно, и овладел новыми способами [7, С. 65.]; процесс обучения участников – делается акцент на потребностях обучающихся. Тренинг помогает не только в решении их текущих задач, но и является способом выработки определенных умений и навыков. Чаще всего проявляется не личная мотивация сотрудника в получении знаний – данную потребность выявляют менеджеры.

Специфика бизнес-тренинга, его отличие от обучения в рамках образовательных программ заключается в развитии определенных навыков (навык продаж, переговоров, клиентского сервиса, презентаций и т. д.); краткосрочности (чаще один-два дня); однородности состава группы (определяет руководитель и бизнес-тренер); результат виден практически здесь и сейчас (существуют различные формы оценки, такие как формула ROI, модель Д. Кирпатрика и др.) [16, С. 69].

Основным отличием тренинга от других видов обучения считается активность участников, интенсивная обратная связь и формирование практических умений. На тренингах моделируются реальные ситуации при помощи имитационных упражнений и ролевых игр. Активный групповой характер работы на тренинге формирует более высокую мотивацию у участников [18, С. 47]. От знаний до навыков необходимо пройти целый путь: полученное знание – сформированное умение – наработанный навык. Ценность тренингов заключается в том, что мотивированный участник может пройти этот путь до конца, закрепив навыки в посттренинговой работе. По форме организации бизнес-тренинги могут быть корпоративными и открытыми (сборными). Корпоративные организуются по запросу конкретной компании, на сборные могут записаться все желающие.