Файл: Психологические основы бизнес-тренинга как метода профессионального обучения (Понятие и классификация тренингов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обучение проходят взрослые, состоявшиеся индивиды, которые настроены на решение актуальных проблем, поиск эффективных способов. Опыт становится ключевом ресурсом в процессе обучения взрослых, анализ опыта – центральным элементом всех тренинговых методов. При этом бизнес-тренинг предлагает посмотреть на свою модель поведения со стороны, расширить поведенческий репертуар в профессиональных ситуациях, поэкспериментировать со своей моделью поведения в безопасных условиях (симулятивно в ходе деловых игр) [14, С. 135].

Бизнес-тренинги могут содержать элементы деловых игр. Работа с персоналом с помощью игр может быть крайне полезна, когда это единственный шанс попробовать себя в реальной ситуации [17, С. 60.].

В игре воссоздаются основные закономерности профессиональной деятельности и мышления совместными усилиями участников учебных ситуаций [4, С. 78.]. Деловые игры в бизнес-тренингах выступают как метод отработки техник, технологий и навыков, как способ развития личности. Это материал для обсуждения, анализа и корректировки действий. Моделируя различные бизнес-ситуации, персонал может грамотно оценить ситуацию, определить оптимальные пути решения проблемы.

Бизнес-тренинги служат для рационализации управленческой деятельности наряду с другими социальными технологиями, являются разновидностью социальных технологий, в этом состоит их сходство с деловыми играми. Главная функция игр и тренингов заключается в шаблонных техниках и методиках, приводящих к заданному результату [17, С. 35].

И игры, и тренинги – это способ реализации сложного процесса, расчлененного на ряд процедур. Теория социальных технологий концентрирует свое внимание на природе управленческой деятельности. Применение бизнес-тренингов и деловых игр направлено непосредственно на управление персоналом.

В практике социально-психологических тренингов игровые методы подразделяют на операционные (деловые, управленческие игры) и ролевые. В операционных подчеркнут аспект инструментального обучения, в то же время он формализован и минимизирован по сравнению с реальностью, направлен на решение экономических, организационных проблем. Ролевые игры носят психологический характер, направлены на командное взаимодействие [13, С. 119].

Деловые игры чаще всего включены в бизнес-тренинги и выступают их элементом. Сценариев и форм проведения бизнес-тренингов множество, но все они строятся по единой схеме и имеют общие черты. Перед тренингом обязательно проводится диагностика, задача которой – выявить, насколько персонал соответствует квалификации, определить потребность в обучении каждого из участника будущего тренинга, т.е. идентифицировать сотрудников, которым данный тренинг необходим в работе, это задача администрации [19, С. 89]. Для эффективного тренинга требуется, чтобы участники были заинтересованы и мотивированы, это достигается путем опроса самого персонала, какие навыки и умения они хотели бы развить. Когда на тренинг руководитель сам формирует списки участников, каждому сотруднику должны объяснить, с какой целью именно его направляют на обучение. Обучение в компании должно быть связано с частью общей системы мотивации, с поощрением. Личное желание посетить тренинг – это понимание, что повышение квалификации позволит повысить личный бэкграунд и является надежным помощником в продвижении. Нельзя не отметить важность квалификации тренера, сроков проведения тренинга, однородности состава участников, правильно написанной программы тренинга [14, С. 135]. Необходимо посттренинговое сопровождение, во время которого нужно наблюдать, насколько используются модели профессионального поведения. Для этого используются мониторинг деятельности персонала, анализ изменений в работе сотрудников, проводится коррекционное или закрепляющее занятие. Любой бизнес-тренинг невозможен без оценки тренинговой программы для понимания того, вырабатываются ли в рамках тренинга необходимые для деятельности работника знания.


Применение обучающих технологий – одно из звеньев в цепочке мероприятий по работе с персоналом в компании: найм – адаптация – обучение и развитие – мотивация и стимулирование – аттестация и планирование карьеры [18, С. 62.]. В этой цепочке бизнес-тренинг выступает как метод изменения установок участников, их организационного поведения в профессиональной деятельности [7, С. 67.]. Обучение должно представлять собой не набор разрозненных разовых мероприятий, а систему. Успешная система развития персонала способствует формированию работников, наиболее подготовленных к деятельности компании.

Выводы по главе 1

Тренинг – это форма комплексного обучения, направленная на целевое развитие навыков и умений, изменение поведенческих установок.

Бизнес-тренинги: направлены на повышение эффективности различных бизнес-процессов.

Специфика бизнес-тренинга, его отличие от обучения в рамках образовательных программ заключается: в развитии определенных навыков; краткосрочности; однородности состава группы; результат виден практически здесь и сейчас.

В заключении можно сделать вывод, что тренинги являются особым инструментом для получения каких-либо навыков или повышения квалификации, отличающегося применением практических приемов и небольшим количеством времени по сравнению со многими другими образовательными инструментами.

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ТРЕНИНГОВ, КАК ЭФФЕКТИВНОГО ИНСТРУМЕНТА ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

2.1 Бизнес-тренинг как инструмент обучения взрослых

Основные цели проведения тренингов:

Формирование определенных навыков: значительная часть тренингов направлена на развитие или совершенствование каких-либо умений, например, умения организовать свое время (тайм-менеджмент), умения вести переговоры, решать конфликтные вопросы и т.д. Такие тренинги позволяют повысить эффективность бизнес-процессов и предназначены для выработки результативных моделей поведения [7, С. 72].


Получение новых знаний: такого рода тренинги являются одним из видов активного обучения. Слушатели получают полезные знания напрямую от экспертов и могут сразу адресовать ему свои вопросы. Как правило, данные занятия имеют насыщенную программу и призваны давать знания прикладного характера для применения в личной или деловой сфере.

Решение психологических проблем: обычно такие психологические тренинги объединяют участников, имеющих одну и ту же проблему (например, комплексы, страхи). Занятия направлены на то, чтобы после участия в них слушатель смог найти способ самостоятельно решить свою проблему [6, С. 74].

Развитие личности: современные методики проведения тренингов позволяют в короткие соки выявить внутренние ограничения и проблемы, тормозящие развитие личности и препятствующие переходу на более высокий уровень качества жизни, а также помогают найти пути решения данных задач.

Актуализация внутренних ресурсов: у каждого из нас есть определенные таланты, но не каждый может их развить и найти способ эффективного применения. Тренинги помогают раскрыть себя, осознать свои цели и найти внутренние ресурсы для их реализации.

Выделим основные отличия бизнес-тренингов от других видов обучения:

Интенсивность образовательного процесса: перед разработчиками тренинга стоит задача вместить максимум полезной информации в сжатую по времени программу [12, С. 105].

Прикладной характер занятий: тренинги направлены на формирование практических навыков, которые слушатель сможет использовать для повышения личной эффективности или бизнес-процессов. Таким образом, это работа на результат: будь то сфера личных отношений или деловые вопросы [16, С. 70].

Сжатые сроки освоения образовательной программы: в ряде случаев тренинги призваны дать только начальные знания или основы навыков, которые слушатели в дальнейшем будут развивать самостоятельно.

Отработка полученных знаний и умений: обычно в процессе тренингов полученные знания и умения закрепляются на практике в рамках выполнения заданий в командах. Слушатели могут, что называется, «отшлифовать» свои навыки и стать профессионалом высокого класса.

Активное участие слушателя в процессе обучения: в отличие от обычных лекций тренинги направлены на то, чтобы принял активное участие в занятиях, смог на практике изучить конкретные образцы поведения, освоил навыки нестандартного мышления [18, С. 95].

Возможность перейти на новое качество мышления: тренинги помогают преодолеть традиционные границы мышления, стереотипные представления, посмотреть на жизнь с другой стороны и выйти на новый уровень профессионализма. Занятия дают возможность найти новые способы решения задач, которые человек раньше даже не рассматривал.


Поскольку главная цель тренингов работа на результат, используемые методы обучения направлены на достижение практического эффекта от занятий. Для них используются актуальные методики, позволяющие добиться качественных результатов. Специалисты постоянно изучают новые методики, которые проходят этап отработки, а затем внедряются в программу занятий [13, С. 82].

В соответствии с этой задачей выбираются и способы проведения занятий:

Деловые, ролевые игры: имитируют различные образцы поведения личного или бизнес-взаимодействия. Слушатели играют определенные социальные роли для закрепления моделей поведения в распространенных ситуациях [17, С. 85].

НЛП: техники НЛП уже давно используются как для повышения личной эффективности, так и в работе над повышением качества бизнес-процессов. В результате НЛП-тренинга слушатель научится лучше понимать окружающих, овладеет набором техник, позволяющих грамотно строить коммуникации, решать конфликтные вопросы и выполнять работу на результат.

Кейс-стади: на примере конкретной ситуации рассматривается проблема, для которой необходимо найти оптимальное решение. Метод направлен на развитие навыков анализа имеющейся информации, а также умения находить эффективные методы решения задач.

Загородные тренинги: обычно проводятся в течение нескольких дней, совмещают в себе обучение с перерывом на небольшой отдых. Они позволяют полностью погрузиться в тему тренинга, отвлечься от стандартной обстановки, что расширяет границы мышления и помогает участникам эффективнее освоить знания.

Мозговой штурм: групповое обсуждение задачи для нахождения результативного решения. Рассматриваются любые варианты от каждого из слушателей, после чего отбираются самые удачные предложения, которые могут быть применены в бизнес-процессах, личных отношениях [7, С. 48].

Практические упражнения: тренер просит участника повторить какое-либо действие, после чего другие участники под контролем ведущего анализируют процесс на наличие ошибок и т.д. Так, например, в рамках тренинга по продажам может быть использовано упражнение «Разговор с потенциальным клиентом», в котором обучающийся сможет попробовать приобретенные навыки общения с теми или иными типажами потребителей.

«Битвы»: эту методику можно назвать частью ролевых игр. В рамках занятия создаются ситуации противостояния, в которой участники тренинга должны занять определенную сторону и отстаивать свою точку зрения [13, С. 72].


Медитативные техники: направлены на избавление от психического напряжения, стрессовых мыслей. Помогают слушателю научиться методам саморегуляции своего состояния [15, С. 2].

С помощью бизнес-тренинга слушатели могут не только выявить свои проблемные стороны, но и получить инструмент решения задачи для достижения успеха в развитии бизнеса и т.д.

Для оценки эффективности обучения можно использовать различные модели, каждая из которых обладает своими достоинствами и недостатками. Оптимальная модель выбирается в зависимости от цели, которую необходимо достигнуть при оценке эффективности тренинга. То есть модель Д. Киркпатрика обладает наглядностью и простотой оценки эффективности обучающих мероприятий. Модель Дж. Филипса дает стоимостную оценку эффективности обучения, то есть – эффективности инвестиций в персонал. Модель «Таксономия Блюма» делает возможным более подробную оценку эффективности, а также выбор определенной стратегии обучения сотрудников.

Эффективность усвоения новой информации на тренингах гораздо выше, чем на лекциях и семинарах, это связано с тем, что здесь наряду с получением теоретических знаний, также вырабатываются профессиональные навыки и умения для различных ситуаций хозяйственной деятельности, так как здесь не только приобретаются знания теоретического характера, но в различных учебных ситуациях вырабатываются практические умения и навыки. Эффективность тренингов также связана с тем, что в основном они проводятся в интерактивной форме с применений современных технических средств.

2.2 Использование бизнес-тренингов для развития деловых качеств менеджеров по продажам

В нашем современном обществе образование взрослых становится важнейшим условием необходимым для творческого развития личности. Без него довольно затруднительным является эффективное функционирование человека в мире, для которого характерно динамичное развитие. В современных условиях развития общества особая роль отводится образованию взрослых в области креативности и интеллекта [9, С. 54].

Обучение взрослых, в том числе и специалистов – современная проблема, которая вызвана устареванием ранее полученных навыков и необходимостью приобретения новых. Модель образовательного поведения, которая предполагала после получения общего или профессионального образования выход на рынок труда ушла в прошлое. В настоящее же время складывается ситуация, при которой этапы обучения и трудовой деятельности стали попеременно сменять друг друга или протекать параллельно [5, С. 367].