Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе (Теоретические основы формирования межличностных отношений в детском коллективе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования обусловлено тем, что совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения взаимодействий и взаимоотношений. Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх: игра становится для них своеобразной формой общественной жизни.

В дошкольном возрасте ребёнок легко ранимым, социально не адаптированный, находится в стадии эмоционального и духовно-нравственного становления. Преобладающие в российском обществе антигуманные образцы оказывают негативное влияние на становление личности старшего дошкольника. Поэтому гуманистическое воспитание необходимо осуществлять, начиная с дошкольного возраста.

Проблема формирования навыков межличностных отношений изучалась учеными педагогической и психологической направленности: А.А. Леонтьевым, Г.М. Андреевой, B.C. Мухиной. В 70 - 80-е годы XX века актуальным оставался вопрос о роли обучения навыкам общения. Проблему регулирования межличностных отношений разрабатывали Т.А. Владимирова, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Е.И. Щербакова и др. Они изучали предпосылки, педагогические условия и средства формирования положительных, дружеских взаимоотношений.

Над проблемой межличностных отношений в дошкольном возрасте работали такие педагоги как Г.С. Абрамова, А.А. Бодалев, Л.Д. Столяренко, Е.И. Рогов, В.С. Мухина и др. Каждый из них изучал межличностные отношения как основной фактор, способствующий формированию и становлению личности.

Таким образом, вышеуказанное аргументируют актуальность данной работы.

Цель курсовой работы – изучить способы формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Объект исследования –межличностные отношений детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – способы формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста в дошкольной организации.

Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета исследования сформулирована гипотеза исследования состоит в том, что деятельность по формированию гуманизации межличностных отношений на занятиях в ДОУ будет эффективна при условии привлечения внимания ребенка к сверстнику и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам, а через это улучшение межличностных отношений между детьми в группе.

Цель курсовой работы и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач:


1. Рассмотреть проблему межличностных отношений в дошкольном возрасте в трудах отечественных и зарубежных ученых.

2. Подобрать и апробировать содержание деятельности по формированию межличностных отношений на занятиях в ДОУ.

Для решения поставленных целей и задач, в соответствии с объектом, предметом и гипотезой были использованы методы исследования:

- теоретические: анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования, систематизация полученной информации;

- эмпирические: наблюдение за деятельностью и особенностями формирования гуманных установок межличностных отношений у дошкольников в условиях ДОО, психодиагностические методики на определение сформированности гуманистического воспитания, беседы с детьми.

- методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.

Методологическую основу работы составляют труды Ю.К. Бабанского, Н.И. Болдырева, Н.К.Гончарова, С. А. Козлова, Чернецкой Л.В., которые изучали межличностное отношение детей дошкольного возраста, труды Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.Я. Михайленко, Н. Коротковой, Е. Смирновой, В. Холмогорова, А.П. Усовой, Д. Б. Эльконина, которые изучали планирование работы по гуманизации межличностных отношений и их руководства в дошкольных учреждениях, работы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Т.И. Гончарова, Н.П. Гузика, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова, Е.А. Ямбурга и др., доказавшие возможность организации творческого взаимодействия и гуманистических отношений с дошкольниками. Труды ученых, рассматривающих проблемы полисубъективности процесса воспитания (Р.А. Валеева), влияния коллектива на развитие личности (Л.И. Новикова, Т.Н. Мальковская, А.В. Мудрик), саморазвития личности (Л.Н. Куликова), межсубъективных педагогических отношений воспитателя и воспитанника (В.В. Горшкова).

Опытно-экспериментальная база: ГБОУ Школа 1018, Дошкольное отделение 2034, г.Москвы.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в нем рассмотрена проблема межличностных отношений в дошкольном возрасте в трудах отечественных и зарубежных ученых, описаны психологические особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, определена сущность фундаментальных положений гуманистической педагогики в научной литературе и рассмотрены современные образовательные технологии гуманистической направленности в профессиональной деятельности педагогов ДОУ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем проведено изучение состояния гуманистического воспитания детей старшего дошкольного возраста, подобрано и апробировано содержание деятельности по гуманизации межличностных отношений на занятиях в ДОУ и проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы.


Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных отношений в детском коллективе

1.1. Развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте как психолого-педагогическая проблема

Изучение межличностных отношений старших дошкольников является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики.

В нашей стране проблему межличностных отношений дошкольников рассматривали главным образом в рамках социально-психологических и педагогических исследований, такие авторы как Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, B.C. Мухина. Главным предметом исследований выступали структура и возрастные изменения детского коллектива. В ходе данных работ было продемонстрировано, что на протяжении дошкольного возраста происходит стремительное увеличение структурированности детского коллектива, содержание и обоснование выборов у детей становится иным, а также выявлено, что во многом эмоциональное самочувствие детей обусловлено характером отношений ребенка со сверстниками. В работах указанных авторов основным предметом исследований рассматривалась группа детей, но не отдельная личность ребенка. Позднее появились работы, направленные на рассмотрение реальных, практических контактов детей и изучению их влияния на становление детских отношений.

По мнению А.А. Бодалева, межличностным отношением являются взаимосвязи между людьми, субъективно переживаемые, которые находят объективное проявление в характере и способах взаимовлияния людей в процессе совместной деятельности. Это является системой установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и иных диспозиций, посредством которых люди воспринимают и оценивают друг друга [5, с. 146].


Н.В. Кузьмина говорит о том, что «отношения и взаимоотношения это явления внутреннего мира, внутреннее состояние людей» [25, с. 198] .

По мнению В.В. Абраменковой, межличностные отношения определяются в качестве «…взаимосвязи социальных групп и национальных общностей, проявляются в их взаимодействии по удовлетворению их потребностей и реализации их интересов в соответствующих условиях труда, потребления материальных благ, улучшении быта, образования, доступа к духовным ценностям» [1, с. 78].

Таким образом, при рассмотрении понятия межличностных отношений, нами было определено, что данное явление относится к внутреннему миру и состоянию людей, субъективно переживаемым связям между ними, которые находят проявление в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности.

В педагогической литературе выделены два основных теоретических подхода к данной проблеме: концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений А.В. Петровского и концепция генезиса общения, в которой взаимоотношения детей рассматриваются в качестве продукта деятельности общения М. И. Лисиной [28].

В ходе анализа работы Смирновой Е.О. «межличностные отношения дошкольников», нами было установлено, что при данном подходе межличностные отношения рассматриваются в качестве избирательных предпочтений детей в группе сверстников [43, с. 145]. Как показали многие исследования таких авторов, как Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, B.C. Мухина, в дошкольном возрасте (на протяжении периода от 2 до 7 лет) происходит стремительное увеличение структурированности детского коллектива - одних детей все больше предпочитает большинство в группе, других же все больше отвергают. Было установлено, что содержание и обоснование выборов, совершаемых детьми, проходит путь изменений от внешних качеств до личностных характеристик.

Веракса Н.Е. говорит о том, что специфика межличностного восприятия детей и оценивание сверстников с позиции наличия положительных и отрицательных качеств зачастую зависит от полоролевых особенностей. Девочки намного чаще дают друг другу положительные оценки, тогда как мальчики имеют склонность к большему количеству отрицательных взаимных оценок [8, с. 46].

Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод - исследования отечественных и зарубежных психологов показывают, что в группах детей детского сада существует особая структура межличностных отношений. Установлено, что есть очень популярные дети, с которыми остальные дошкольники стремятся играть и дружить, что связано с их умением придумывать и разворачивать разнообразные сюжеты. Такие дети являются лидерами детских игровых объединений и занимают самые интересные, ведущие роли. Вместе с популярными детьми, существует категория непопулярных дошкольников. Они не привлекают сверстников, и по этой причине оказываются изолированными в свободной деятельности.


В работах Т.А. Репиной, основным предметом исследований является не личность одного ребенка, а группа детей в целом. Межличностные отношения рассматриваются и оцениваются главным образом по количеству выборов, их обоснованности и устойчивости. Сверстник выступает предметом эмоциональной, осознанной или деловой оценки. Субъективный образ другого человека, представления ребенка о сверстнике, качественные особенности других людей остаются за рамками данных исследований. Данный пробел удалось частично восполнить в «исследованиях социокогнитивного направления, в которых межличностные отношения трактовались как понимание качеств других людей и способность интерпретировать и разрешать конфликтные ситуации» [41, с. 152] .

В работах Р.А. Максимовой, Г.А. Золотняковой, В.М. Сенченко указывается, что при межличностных отношениях дошкольниками воспринимаются возрастные особенности других людей и эмоциональное состояние человека. Сущностью данных исследований являлось восприятие, понимание и познание ребенком других людей и отношений между ними, нашедшее отражение в таких терминах, как «социальный интеллект» или «социальные когниции». Отношение к другому человеку получило очевидную когнитивистскую ориентацию: другой человек рассматривался в качестве предмета познания [44].

Среди данных исследований выделяется два основных теоретических подхода:

- концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений (А.В. Петровский);

- концепция генезиса общения, в которой взаимоотношения детей рассматриваются в качестве продукта деятельности общения (М.И. Лисина).

Изучение межличностных отношений детей во многих исследованиях (особенно, у зарубежных авторов) сводится к исследованию особенностей их общения и взаимодействия. Понятия «общение» и «отношение», обычно, не расходятся, а сами термины употребляются как синонимы. На наш взгляд, данные понятия требуется различать.

В концепции М.И. Лисиной общение представляет собой особую коммуникативную деятельность, направленную на формирование взаимоотношений» [27, с. 87].

Подобным образом понимается соотношение данных понятий и другими авторами такими, как Г.М. Андреева, К.А. Абульханова-Славская, Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский. Вместе с этим отношения представляют собой не только результат общения, но и его исходную предпосылку, побудитель, который вызывает определенный вид взаимодействия. Во взаимодействии людей отношения не только формируются, но и реализуются, находят свое проявление. В то же время, в отличие от общения, отношение в другому человеку далеко не всегда проявляется внешне. Отношение может выражаться и в отсутствии коммуникативных актов; оно может существовать относительно отсутствующего или даже вымышленного, идеального персонажа; его можно испытывать и на уровне сознания или внутренней душевной жизни (в форме переживаний, представлений, образов и пр.).