Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе (Теоретические основы формирования межличностных отношений в детском коллективе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации

2.1. Изучение характера межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальная работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации проходила на базе ГБОУ Школы 1018, дошкольное отделение 2034 г. Москвы. В экспериментальном исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Экспериментальная работа проходила в период с сентября 2019 года по ноябрь 2019 года.

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы нами были выделены три этапа.

На первом этапе был осуществлен констатирующий эксперимент с целью выявления характера межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста. Результаты этой работы были использованы для подбора содержания занятий, способствующих формированию доброжелательных межличностных отношений.

На втором этапе был осуществлен формирующий эксперимент в ходе, которого была проведена апробация занятий по формированию межличностных отношений на занятиях в ДОУ.

Третий этап контрольный эксперимент, был связан с анализом динамики уровня сформированности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Основная задача констатирующего этапа заключалась в изучении характера межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

В оценки уровня межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в процессе работы использовались следующие критерии:

1. Выбор партнера в игровой ситуации и правильное поведение во взаимодействии со сверстником.


2. Понимание и проявление интереса к своим сверстникам. готовность к преодолению антигуманного поведения.

3. Сочувствие и оказание помощи при взаимодействии с группой.

4. Осознание прочных взаимных отношений в своей группе.

Для этого нами были использованы следующие методы: наблюдение деятельности детей, беседа и педагогический эксперимент: методика В. Петровского «Проблемная ситуация», методика «Оценка действий», методика социометрическая «Два домика» Т.Д. Марцинковская.

В диагностическую методику входило наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности в ситуациях.

Результаты наблюдений заносились в специальный дневник. Данные наблюдений дополнялись с помощью методики В. Петровского, включающей ситуации игрового выбора, который подразумевал проявление межличностных отношений в группе детей.

Ситуативные задачи, поставленные перед детьми, должны были отвечать следующим условиям:

– должно существовать несколько вариантов их решения;

– моральный способ решения ситуации, должен задевать интересы ребенка.

Для выявления уровня межличностных отношений старших дошкольников, разработано три уровня (сформирован, частично сформирован, не сформирован).

К достаточному уровню отнесены дети, выстраивающие свое поведение, в большинстве случаев, как реальных, так и игровых. Межличностные отношения происходят у них по собственному желанию, не требуя дополнительных напоминаний, и не зависимо от наличия или отсутствия внешнего контроля.

К среднему уровню отнесены дети, которые демонстрируют свое положительное поведение, лишь в отношении близкого окружения и проявляется нестабильное поведение в других случаях. Детям этого уровня требуются дополнительные напоминания и поощрения.

К низкому уровню нами отнесены дети, которые в большинстве случаев не в состоянии придерживаться положительных межличностных отношений к своим сверстникам.

Используя методику В. Петровского, было предложено задание «проблемная ситуация», для оценки выбора партнера в игровой ситуации и правильное поведение во взаимодействии со сверстником.

Цель: выявление характера межличностных отношений в группе детского сада.

Детям предлагалось несколько ситуаций. В процессе наблюдения, внимание было сосредоточено на том, как много детей, быстро выполнивших свое задание, обратят внимание на затруднения партнера, и помогут ли ему.

Результаты, полученные на основе исследования, представлены в таблице 2.


Таблица 2

Результаты методики В. Петровского «Проблемная ситуация» на констатирующем этапе исследования

Уровни

Констатирующий этап

Количество

Процент

Сформирован

3 человека

15%

Частично сформирован

6 человек

30 %

Не сформирован

11 человек

55%

Таким образом, у 55% (11 чел.) данный критерий не сформирован. Это дети, проявившие нестабильное поведение, выраженное в переходе от безразличия к желанию что-то сделать. Попытки помочь, в свою очередь, были вызваны у дошкольников призывами о необходимости быстрее заканчивать дело или благодаря предоставлению помощи со стороны воспитателя. Около трети детей шестилетнего возраста, как в первом, так и во втором случае не считали нужным обращать внимание на трудности товарищей.

В процессе наблюдения за поведением детей старшего дошкольного возраста в проблемных ситуациях выявилось, что многие дошкольники не выбирают положительный способ разрешения конфликтов или проявляют выборочность, например, помогают только другу, а другим – нет. Межличностные отношения со многими детьми в группе не сформированы.

Частично сформированный уровень межличностных отношений у 30% (6 чел). Сформированный уровень выявлен у 15% (3 чел).

Далее была проведена проблемная ситуация «Учусь сочувствовать» В. Петровского. Цель: изучить межличностные отношения детей в сочувствии и оказанию помощи.

Полученные результаты предложены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты проблемной ситуации «Учусь сочувствовать» В. Петровского на констатирующем этапе исследования.

Уровень

Констатирующий этап

Количество

Процент

Сформирован

3 человека

15%

Частично сформирован

7 человек

35%

Не сформирован

10 человек

50%

По результатам наблюдений, среди участников эксперимента, преобладают дети с не сформированным уровнем межличностных отношений у 50% (10 чел). Частично сформированный уровень выявлен у 35% (7 чел.) и сформированный уровень отмечен у 15% (3 чел).

Далее была проведена методика «Оценка действия», которая была направлена на выявление понимания и проявления интереса к своим сверстникам и готовность к преодолению антигуманного поведения


Педагог усаживает детей и берёт в руки персонажей кукольного театра, с помощью которых изображает различное поведение. В завершение проводится обсуждение и подводятся итоги поведения детей.

На следующем этапе предлагается игра «Добро и Зло». Педагог предлагает детям определить характер музыки и назвать эмоции, возникающие во время её прослушивания. После этого, детям включают еще один отрывок музыкального произведения, но уже противоположного характера, мрачную, «сердитую». По мере прослушивания музыки, мимика у детей меняется, они сдвигают брови, начинают хмуриться. Взрослый отмечает, что музыка, может быть разной, как и настроение у человека. Педагог просит описать, какое настроение передает музыка, что чувствуют дети, когда слушают веселую и грустную музыку, какая из них нравится больше и почему.

Затем, в гости к детям приходят два волшебника. Один добрый, а другой злой. Также, можно использовать и просто рисунки с изображением волшебников, а дети должны определить по мимике их лица, какой из волшебников добрый, а какой – злой.

С помощью указанной игровой атрибутики, воспитатель начинает беседу о настроении. Затем, педагог переходит к беседе о добрых и злых людях. Детям задаются вопросы о том, кого называют добрым и кого называют злым. Они должны подумать и ответить, как себя ведут добрые люди и злые люди, кого из своих знакомых они могут назвать добрыми людьми и почему.

В таблице 3 представлены результаты, полученные в ходе исследования.

Таблица 3

Результаты методики «Оценка действия» на констатирующем этапе исследования

Уровни

Констатирующий этап

Количество

Процент

Сформирован

4 человека

20%

Частично сформирован

6 человек

30%

Не сформирован

10 человек

50%

Полученные результаты свидетельствуют, что в группе преобладают дети с низким уровнем сформированности межличностных отношений. Частично сформированный уровень сформированности межличностных отношений выявлен у 30% (6 чел). Сформированный уровень межличностных отношений находится лишь на последнем месте и на нем выявлено 20% (4 чел).

Далее была проведена социометрическая методика «Два домика» Т.Д. Марцинковская. Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к ее членам.

Дошкольникам предлагалось два домика. Один красочный и яркий, а другой черный и невзрачный. Ему надо было сказать, в какой домик он поселит детей из своей группы. Так как в группе более 15 человек, то ребенку предлагалось выбрать только по 3 человека и сделать положительный и отрицательный выбор.


По окончанию методики были выделены социометрические статусы выбранных детей: «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные», «отвергаемые».

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы: высокий, средний и низкий.

Полученные результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты социометрической методики «Два домика» Т.Д. Марцинковской на констатирующем этапе исследования

№ п./п.

Ф.И.

*+*

*-*

Сумма

Сі

1

Сережа Б.

1

0

1

0,04

2

Дима М.

2

1

1

0,04

3

Матвей Р.

0

9

-9

-0,38

4

Вероника К.

1

0

1

0,04

5

Вика Р.

0

1

-1

-0,04

6

Рома К.

0

0

0

0,00

7

Настя К.

0

4

-4

-0,17

8

Артём В.

2

2

0

0,00

9

Ваня К.

0

0

0

0,00

10

Алёна С.

0

0

0

0,00

11

Неля Г.

6

1

5

0,21

12

Федя Ю.

1

2

-1

-0,04

13

Максим К.

0

0

0

0,00

14

Егор Ш.

4

0

4

0,17

15

Аня К.

2

0

2

0,08

16

Есения С.

0

3

-3

-0,13

17

Ваня Л.

2

1

1

0,04

18

Вероника П.

2

3

-1

-0,04

19

Ксюша Х.

0

2

-2

-0,08

20

Арина Р.

1

0

1

0,04

Х

Среднее арифмет.

1,2

1,32

0

0

Д

Дисперсия

2,683

3,992

0

0

σ

Сред. кв.откл.

1,64

2,0

0

0

Обобщенные результаты представили в таблице 5.