Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе (Теоретические основы формирования межличностных отношений в детском коллективе).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации
2.1. Изучение характера межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации проходила на базе ГБОУ Школы 1018, дошкольное отделение 2034 г. Москвы. В экспериментальном исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Экспериментальная работа проходила в период с сентября 2019 года по ноябрь 2019 года.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы нами были выделены три этапа.
На первом этапе был осуществлен констатирующий эксперимент с целью выявления характера межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста. Результаты этой работы были использованы для подбора содержания занятий, способствующих формированию доброжелательных межличностных отношений.
На втором этапе был осуществлен формирующий эксперимент в ходе, которого была проведена апробация занятий по формированию межличностных отношений на занятиях в ДОУ.
Третий этап – контрольный эксперимент, был связан с анализом динамики уровня сформированности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Основная задача констатирующего этапа заключалась в изучении характера межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
В оценки уровня межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в процессе работы использовались следующие критерии:
1. Выбор партнера в игровой ситуации и правильное поведение во взаимодействии со сверстником.
2. Понимание и проявление интереса к своим сверстникам. готовность к преодолению антигуманного поведения.
3. Сочувствие и оказание помощи при взаимодействии с группой.
4. Осознание прочных взаимных отношений в своей группе.
Для этого нами были использованы следующие методы: наблюдение деятельности детей, беседа и педагогический эксперимент: методика В. Петровского «Проблемная ситуация», методика «Оценка действий», методика социометрическая «Два домика» Т.Д. Марцинковская.
В диагностическую методику входило наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности в ситуациях.
Результаты наблюдений заносились в специальный дневник. Данные наблюдений дополнялись с помощью методики В. Петровского, включающей ситуации игрового выбора, который подразумевал проявление межличностных отношений в группе детей.
Ситуативные задачи, поставленные перед детьми, должны были отвечать следующим условиям:
– должно существовать несколько вариантов их решения;
– моральный способ решения ситуации, должен задевать интересы ребенка.
Для выявления уровня межличностных отношений старших дошкольников, разработано три уровня (сформирован, частично сформирован, не сформирован).
К достаточному уровню отнесены дети, выстраивающие свое поведение, в большинстве случаев, как реальных, так и игровых. Межличностные отношения происходят у них по собственному желанию, не требуя дополнительных напоминаний, и не зависимо от наличия или отсутствия внешнего контроля.
К среднему уровню отнесены дети, которые демонстрируют свое положительное поведение, лишь в отношении близкого окружения и проявляется нестабильное поведение в других случаях. Детям этого уровня требуются дополнительные напоминания и поощрения.
К низкому уровню нами отнесены дети, которые в большинстве случаев не в состоянии придерживаться положительных межличностных отношений к своим сверстникам.
Используя методику В. Петровского, было предложено задание «проблемная ситуация», для оценки выбора партнера в игровой ситуации и правильное поведение во взаимодействии со сверстником.
Цель: выявление характера межличностных отношений в группе детского сада.
Детям предлагалось несколько ситуаций. В процессе наблюдения, внимание было сосредоточено на том, как много детей, быстро выполнивших свое задание, обратят внимание на затруднения партнера, и помогут ли ему.
Результаты, полученные на основе исследования, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты методики В. Петровского «Проблемная ситуация» на констатирующем этапе исследования
Уровни |
Констатирующий этап |
|
Количество |
Процент |
|
Сформирован |
3 человека |
15% |
Частично сформирован |
6 человек |
30 % |
Не сформирован |
11 человек |
55% |
Таким образом, у 55% (11 чел.) данный критерий не сформирован. Это дети, проявившие нестабильное поведение, выраженное в переходе от безразличия к желанию что-то сделать. Попытки помочь, в свою очередь, были вызваны у дошкольников призывами о необходимости быстрее заканчивать дело или благодаря предоставлению помощи со стороны воспитателя. Около трети детей шестилетнего возраста, как в первом, так и во втором случае не считали нужным обращать внимание на трудности товарищей.
В процессе наблюдения за поведением детей старшего дошкольного возраста в проблемных ситуациях выявилось, что многие дошкольники не выбирают положительный способ разрешения конфликтов или проявляют выборочность, например, помогают только другу, а другим – нет. Межличностные отношения со многими детьми в группе не сформированы.
Частично сформированный уровень межличностных отношений у 30% (6 чел). Сформированный уровень выявлен у 15% (3 чел).
Далее была проведена проблемная ситуация «Учусь сочувствовать» В. Петровского. Цель: изучить межличностные отношения детей в сочувствии и оказанию помощи.
Полученные результаты предложены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты проблемной ситуации «Учусь сочувствовать» В. Петровского на констатирующем этапе исследования.
Уровень |
Констатирующий этап |
|
Количество |
Процент |
|
Сформирован |
3 человека |
15% |
Частично сформирован |
7 человек |
35% |
Не сформирован |
10 человек |
50% |
По результатам наблюдений, среди участников эксперимента, преобладают дети с не сформированным уровнем межличностных отношений у 50% (10 чел). Частично сформированный уровень выявлен у 35% (7 чел.) и сформированный уровень отмечен у 15% (3 чел).
Далее была проведена методика «Оценка действия», которая была направлена на выявление понимания и проявления интереса к своим сверстникам и готовность к преодолению антигуманного поведения
Педагог усаживает детей и берёт в руки персонажей кукольного театра, с помощью которых изображает различное поведение. В завершение проводится обсуждение и подводятся итоги поведения детей.
На следующем этапе предлагается игра «Добро и Зло». Педагог предлагает детям определить характер музыки и назвать эмоции, возникающие во время её прослушивания. После этого, детям включают еще один отрывок музыкального произведения, но уже противоположного характера, мрачную, «сердитую». По мере прослушивания музыки, мимика у детей меняется, они сдвигают брови, начинают хмуриться. Взрослый отмечает, что музыка, может быть разной, как и настроение у человека. Педагог просит описать, какое настроение передает музыка, что чувствуют дети, когда слушают веселую и грустную музыку, какая из них нравится больше и почему.
Затем, в гости к детям приходят два волшебника. Один добрый, а другой злой. Также, можно использовать и просто рисунки с изображением волшебников, а дети должны определить по мимике их лица, какой из волшебников добрый, а какой – злой.
С помощью указанной игровой атрибутики, воспитатель начинает беседу о настроении. Затем, педагог переходит к беседе о добрых и злых людях. Детям задаются вопросы о том, кого называют добрым и кого называют злым. Они должны подумать и ответить, как себя ведут добрые люди и злые люди, кого из своих знакомых они могут назвать добрыми людьми и почему.
В таблице 3 представлены результаты, полученные в ходе исследования.
Таблица 3
Результаты методики «Оценка действия» на констатирующем этапе исследования
Уровни |
Констатирующий этап |
|
Количество |
Процент |
|
Сформирован |
4 человека |
20% |
Частично сформирован |
6 человек |
30% |
Не сформирован |
10 человек |
50% |
Полученные результаты свидетельствуют, что в группе преобладают дети с низким уровнем сформированности межличностных отношений. Частично сформированный уровень сформированности межличностных отношений выявлен у 30% (6 чел). Сформированный уровень межличностных отношений находится лишь на последнем месте и на нем выявлено 20% (4 чел).
Далее была проведена социометрическая методика «Два домика» Т.Д. Марцинковская. Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к ее членам.
Дошкольникам предлагалось два домика. Один красочный и яркий, а другой черный и невзрачный. Ему надо было сказать, в какой домик он поселит детей из своей группы. Так как в группе более 15 человек, то ребенку предлагалось выбрать только по 3 человека и сделать положительный и отрицательный выбор.
По окончанию методики были выделены социометрические статусы выбранных детей: «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные», «отвергаемые».
Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы: высокий, средний и низкий.
Полученные результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты социометрической методики «Два домика» Т.Д. Марцинковской на констатирующем этапе исследования
№ п./п. |
Ф.И. |
*+* |
*-* |
Сумма |
Сі |
1 |
Сережа Б. |
1 |
0 |
1 |
0,04 |
2 |
Дима М. |
2 |
1 |
1 |
0,04 |
3 |
Матвей Р. |
0 |
9 |
-9 |
-0,38 |
4 |
Вероника К. |
1 |
0 |
1 |
0,04 |
5 |
Вика Р. |
0 |
1 |
-1 |
-0,04 |
6 |
Рома К. |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
7 |
Настя К. |
0 |
4 |
-4 |
-0,17 |
8 |
Артём В. |
2 |
2 |
0 |
0,00 |
9 |
Ваня К. |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
10 |
Алёна С. |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
11 |
Неля Г. |
6 |
1 |
5 |
0,21 |
12 |
Федя Ю. |
1 |
2 |
-1 |
-0,04 |
13 |
Максим К. |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
14 |
Егор Ш. |
4 |
0 |
4 |
0,17 |
15 |
Аня К. |
2 |
0 |
2 |
0,08 |
16 |
Есения С. |
0 |
3 |
-3 |
-0,13 |
17 |
Ваня Л. |
2 |
1 |
1 |
0,04 |
18 |
Вероника П. |
2 |
3 |
-1 |
-0,04 |
19 |
Ксюша Х. |
0 |
2 |
-2 |
-0,08 |
20 |
Арина Р. |
1 |
0 |
1 |
0,04 |
Х |
Среднее арифмет. |
1,2 |
1,32 |
0 |
0 |
Д |
Дисперсия |
2,683 |
3,992 |
0 |
0 |
σ |
Сред. кв.откл. |
1,64 |
2,0 |
0 |
0 |
Обобщенные результаты представили в таблице 5.