Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе (Теоретические основы формирования межличностных отношений в детском коллективе).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
Таблица 5
Обобщенные результаты методики «Два домика» на констатирующем этапе
Уровни |
Количество |
Звезды |
1 человек |
Предпочитаемые |
3 человека |
Пренебрегаемые |
5 человека |
Изолированные |
4 человека |
Отвергаемые |
7 человек |
Таким образом, в группе было выявлено, что 1 человек является звездой или лидером. 3 человека предпочитаемые в группе, 5 человек пренебрегаются. Большое количество человек относятся к отвергаемым – 7 человек и изолированных выявлено 4 человека.
Следовательно, группа находится на низком уровне межличностных отношений, так как отмечается преобладание в группе лиц с низким статусом («пренебрегаемые», «изолированные» и «отвергаемые»).
Исходя из данных, большинство участников диагностического эксперимента (дети старшего дошкольного возраста) показали низкий уровень сформированности межличностных отношений
В основную массу входят дети с частично сформированным и не сформированным уровнем межличностных отношений. Следовательно, результаты доказали необходимость гуманизации межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и засвидетельствовали важное значение проведения дальнейшей формирующей работы.
2.2 Содержание деятельности по формированию межличностных отношений на занятиях в ДОУ
Проблема воспитания доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Изучив некоторые программы и деятельность ученых, мы остановились на программе В.М, Холмогоровой и Е.О. Смирновой. Авторы данной программы считают, что фундаментом, основой, на которой строятся нравственные отношения, является сформированное чувство общности способность «увидеть» в сверстниках друзей и партнёров.
Только сформировав межличностные отношения в группе между детьми, можно обеспечить каждому ребёнку сферу другого опыта, предложить другие способы взаимодействия с людьми.
Главной задачей содержания нашей деятельности является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам, а через это улучшение отношений между детьми в группе.
Содержание деятельности по гуманизации межличностных отношений детей в группе детского сада базируется на следующих принципах: 1 – безоценочность; 2 – отсутствие соревновательности; 3 – отказ от игрушек и предметов; 4 – минимизация речевого взаимодействия; 5 – исключение принуждения.
Форма работы – специальные групповые игровые занятия, имеющие определённую структуру. Занятие начинается приветствием, включает несколько игр, проводимых взрослым, и завершается ритуалом прощания. Взрослый играет вместе с детьми, показывая образцы игровых действий. В игру приглашаются только желающие.
В нашей группе имелись «проблемные» дети, которые мешали другим играть (могли ударить сверстника, обозвать его, прятаться от сверстников), мы вводили таких детей в игру через собственное общение с ними: подошли к ребёнку и начали играть с ним в паре, и лишь после того, как ребёнок увлёкся игрой, переключить его на игру с другими детьми.
В наиболее трудных случаях «проблемного» ребёнка можно мягко вывести из игры, предложив ему индивидуальную игру. При проведении всех игр следует по возможности избегать инструкций, нравоучений и приведения положительных образцов. Следует исключить также замечания и разделение детей на хороших и плохих игроков.
Содержание деятельности состоит из семи этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи.
Главной целью первого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр - запрещение разговоров между детьми.
Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д. В каждой игре водится свой язык «условных сигналов», которыми участники могут обмениваться для коммуникации. В основном эти «условные сигналы» выражаются в физическом контакте. Например, в игре «Жизнь в лесу» в качестве приветствия дети должны тереться друг о друга носами и т. п.
Применение игры «Волны» способствует сплоченности группы, восприятию тактильных ощущений в выполнении задания. Дети превращаются в морские волны, а один из участников как бы купается в волне. Он встает в центре, а остальные окружают его, поглаживают и как море журчат. Обязательное условие данной игры – это, то, что каждый должен побывать в роли купающегося и все дети – волны должны погладить водящего.
Задачей второго этапа является отвлечение детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников, и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Для этого детям предлагаются задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. в процессе игр ребёнок должен максимально сосредоточится на другом.
На занятии выполнялась игра «Передай движение». Способствует развитию доброжелательных отношений друг к другу, развитию умения передавать и повторять действия других. Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например: причесывается, моет руки, ловит бабочку и т. д.), затем будит своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так - по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.
Обязательное условие данной игры: каждый участник должен придумать свое собственное движение, а другие обязательно его должны как можно точнее повторить.
Задача третьего этапа - научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Правила игр третьего этапа задаются таким образом, что для достижения определённой цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учётом потребностей, интересов и поведения других детей.
Проведение игры «Путанка» способствовала развитию умения договариваться друг с другом. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель говорит: «Держите друг друга за руки очень крепко и ни в коем случае не отнимайте рук. Сейчас вы закроете глаза, а я вас запутаю. Вы должны будете распутаться, ни разу не разорвав ваш круг». Дети закрывают глаза, взрослый запутывает их: поворачивает детей спиной друг к другу, просит перешагнуть через сцепленные руки соседей и т. д. Таким образом, когда дети открывают глаза, вместо круга получается куча-мала. Дети должны распутаться, не разнимая рук.
Обязательное условие данной игры: дети должны быть сцеплены руками до того момента, как паутинка будет распутана.
Четвертый этап состоит из игр, направленных на переживание общих эмоций. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга.
Проведение игры «Дискотека зайчиков» способствовала формированию положительных эмоций, через веселую музыку и улыбки окружающих. Звучит ритмичная, веселая музыка. «Все вы - зайчики-попрыгунчики. У вас сегодня большой праздник: вы перехитрили волка и убежали от него. Теперь вы собрались на лужайке и празднуете избавление от злого волка». Зайчики вместе с воспитателем высоко подпрыгивают под музыку, сгибают ушки (машут ладонями у головы, весело скачут по полю, смеются, пищат.
Обязательное условие данной игры: постараться как можно интереснее представить веселого зайчика и постараться потанцевать со всеми участниками.
Игры пятого этапа требуют от детей сопереживания другому, дают им возможность помочь и поддержать сверстника. Также моделируются ситуации, в которых ребёнок может проявить помощь не только в воображаемой игровой ситуации, но и в реальной жизни.
Проведение игры «Старенькая бабушка» способствовала формированию у детей чувства взаимопомощи и поддержке сверстников. Воспитатель делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина.
Обязательное условие данной игры: дошкольники должны побывать как в роли престарелых и тех кто им будет помогать, что бы почувствовать все эмоции, которые чувствуют данные персонажи.
Задача шестого этапа - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Игры данного этапа направлены на словесное выражение своего отношения к другому.
Проведение игры «Я хотел бы быть таким, как ты» способствовала формированию умений выделять положительные качества в своем сверстнике. Детям говорилось, что в каждом человеке есть много прекрасных черт, - обращается воспитатель к детям. - Давайте подумаем, какими достоинствами обладает каждый из ребят вашей группы и в чем бы вы хотели быть на него похожи. Подумали? А теперь по кругу подходите к каждому и говорите ему: «Я хотел бы быть таким же. (умным, красивым, радостным и пр., как ты».
Обязательное условие данной игры: каждый дошкольник должен постараться высказать положительные качества о всех членах группы, даже если он ему не сильно импонирует.
На седьмом этапе проводятся игры-занятия, предполагающие различные формы позитивного социального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности. Кроме того, на этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причём дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого.
Проведение игры «Совместный рисунок» способствовало формированию умения действовать сообща, прислушиваться к желаниям других детей. Воспитатель приносит большой лист ватмана и говорит: «Помните, в самом начале мы с вами играли в зверей в лесу? В нашем лесу жили добрые животные, которые друг друга очень любили, всегда были готовы прийти на помощь другому и никогда не ссорились. Сегодня мы с вами все вместе нарисуем этот лес и всех его обитателей, ведь мы так на них похожи: мы тоже любим друг друга, всегда помогаем и никогда друг с другом не ссоримся!».
Обязательным условие данной игры: дети должны самостоятельно попробовать распределиться, кто и что рисует, постараться не ругаться и не делить лист между собой.
После проведения формирующего этапа получили определённый результат: дети стали больше играть, самостоятельно разрешать многие конфликты, проблемные дети меньше требовать внимания к себе. Кроме того, немного снизилась агрессивность проблемных детей, уменьшилось количество демонстративных реакций, замкнутые дети, предпочитавшие играть в одиночестве, стали чаще участвовать в совместных играх.
Следовательно, работая по данной программе необходимо учитывать возраст детей, игры первых этапов побуждали к баловству, возникновению договоров и работу необходимо проводить систематически и последовательно, так как каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий.
2.3 Результаты опытно – экспериментальной работы
После проведения методики были проведены повторно ранее подобранные методики.
Используя методику В. Петровского, было предложено задание «проблемная ситуация», для оценки выбора партнера в игровой ситуации и правильное поведение во взаимодействии со сверстником.
Динамика результатов исследования представлены в таблице 6.
Таблица 6
Динамика результатов методики В. Петровского «Проблемная ситуация»
Уровни |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
||
Количество |
Процент |
Количество |
Процент |
|
Сформирован |
3 человека |
15% |
10 человек |
50% |
Частично сформирован |
6 человек |
30 % |
6 человек |
30% |
Не сформирован |
11 человек |
55% |
4 человека |
20% |
Таким образом, у 20% (4 чел.) данный критерий не сформирован. Это дети, проявившие нестабильное поведение, выраженное в переходе от безразличия к желанию что-то сделать. Попытки помочь, в свою очередь, были вызваны у дошкольников призывами о необходимости быстрее заканчивать дело или благодаря предоставлению помощи со стороны воспитателя. Около трети детей шестилетнего возраста, как в первом, так и во втором случае не считали нужным обращать внимание на трудности товарищей. Данный уровень был снижен на 35%.
Частично сформированный уровень межличностных отношений у 30% (6 чел). Данный уровень остался неизменным. Сформированный уровень выявлен у 50% (10 чел), данный уровень увеличен на 35%