Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе (Теоретические основы формирования межличностных отношений в детском коллективе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно, группа детского сада выступает целостным образованием, будучи единой функциональной системой со своей структурой и динамикой. Существует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в зависимости от их деловых и личностных качеств, ценностных ориентаций группы, которыми определяется, какие из качеств наиболее ценные в ней.

Таким образом, в дошкольном возрасте особенностью межличностных отношений является овладение социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с детьми. Межличностные отношения у детей не всегда выражаются во внешних действиях и бывают стороной сознания ребенка. К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже воспринимает себя и другого как целостную личность, которая не сводится к отдельным качествам, посредством чего становится возможным личностное отношение к сверстнику.

1.3. Педагогические условия формирования межличностных отношений в группе детей

В теоретической и практической педагогике имеется множество трактовок и определений понятия «условие» и «педагогическое условие».

В словаре С.Н. Ожегова под условием понимается «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых, он не может существовать» [37]. Кроме того, условия составляют необходимую среду и обстановку, в которых, нравственные явления возникают и существуют и развиваются.

Анализ научно- педагогической литературы позволил утвердить, что в настоящее время единого подхода к понятию «педагогические условия» не существует. Известно, что термин «педагогические условия» развивался и изменялся в течение времени, приобретая и теряя определенные черты [46].

Изучение многочисленных научно-педагогических исследований и их результатов показывает, что в теории и практике науки педагогике занимают место различные типы педагогических условий: дидактические; психолого-педагогические; организационно-педагогические.

Выше перечисленные типы условий логичным образом расширяют и дополняют понятие термина «педагогические условия», а также делают педагогический процесс более комфортным и продуктивным.

По мнению И.В. Ульяновой гуманизация - это «распространение и утверждение в сфере общественной жизни идей, взглядов и убеждений, проникнутых гуманизмом» [49, с. 45].

Данное определение позволяет раскрыть содержание понятия «гуманные межличностные отношения» - вид нравственных отношений, которые пронизаны духом доброжелательности, заботы и уважения человека, проявляются в доверии, сочувствии и сопереживании другому, непримиримости к несправедливости, злу, жестокости.


По мнению педагогов-психологов гуманизация межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста выражается в желании вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); в умении организовать общение («Я умею»), характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; в знании норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю») [20].

Следовательно, для успешной гуманизации межличностных отношений обеспечение взаимопонимания в отношениях «педагог-ребёнок», «ребёнок-дети».

Взаимопонимание является показателем социально-психологического общения и имеет исключительное значение для групповой, общей деятельности людей. Объективной основой взаимопонимания выступает общность интересов, близких и отдаленных целей, взглядов.

В отношениях детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Большинство дошкольников в общении со сверстниками очень эмоциональны.

Формирование отношений между детьми должно строиться на основе взаимных симпатий детей, умении оценивать поведение сверстников и свое, научить детей не допускать грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника [20].

Таким образом, демонстрация навыков, умений, определенных взаимоотношений, эмоционального состояния наблюдается не только в игровых ситуациях, но и в процессе выполнения совместных заданий, ситуациях свободного общения дошкольников между собой. В этих ситуациях просматривается взаимосвязь между отношениями «педагог-ребёнок», «ребёнок-дети» [43].

Второе условие обеспечивающие гуманизацию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста - совместная деятельность, которая оказывает влияние на положительные отношения между детьми в дошкольной группе.

По мнению психологов А.А. Бодалева, Н.П. Ерастова, А.А. Леонтьева и других, совместная деятельность и общение образуют единство. Общение и совместная деятельность - важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря этим составляющим ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность [7].


В совместной деятельности, объединенной дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Следовательно, совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений, что способствует успешному формированию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие виды деятельности: игровая, трудовая, учебная, спортивная и художественная.

В дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки.

З.С. Целенко отмечала большую значимость совместной деятельности в гуманизации межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста [43]. Она доказала, что ребенок дошкольного возраста проигрывает социальный опыт, приобретенный в общении со взрослыми. Причем это проигрывание происходит в различных формах взаимодействия ребенка со сверстниками. Детские взаимоотношения строятся в процессе сюжетно-ролевых, подвижных игр.

В сюжетно-ролевой игре развиваются навыки доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное. Дети способны научиться намечать тему игры (во что будем играть), совместно производить определенные действия (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища), не мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать возникающие конфликты [16].

В сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что создает условия для развития межличностных отношений.

Подвижные игры создают эффективные условия для гуманизации межличностных отношений ребенка дошкольного возраста, так как подвижные игры создают атмосферу радости, активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции. В подвижных играх ребенок может проявить свое бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему безоценочную эмоциональную вовлеченность в его действиях, все эти действия могут, свидетельствовать о том, что ровесник стал для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и самоценной целостной личностью.

Третьим условием гуманизации межличностных отношений у старших дошкольников является развитие коммуникативно-речевых навыков. Их сформированность оказывает влияние на формирование межличностных отношений, на самооценку, на развитие личности в целом [16].


Коммуникативно-речевое развитие детей понимается как составляющее межличностных отношений и представляет собой культурно-речевой эталон, содержащий ценностно-значимую информацию (познавательно-развивающую и эмоционально-личностную), которая направлена на субъект речевого общения [1].

В основе коммуникативно-речевого развития лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, предупредительность [42].

Под вежливостью понимается выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости - грубость. Грубые взаимоотношения являются показателем низкой культуры.

Корректность характеризуется умением держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, когда появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения.

Тактичность - также одно из важных составляющих коммуникативно-речевой культуры. Чувство такта - это, прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение.

Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.

Предупредительность характеризуется как стремление первым оказать любезность избавить другого человека от неудобств и неприятностей.

Таким образом, речь является необходимым, компонентом гуманизации межличностных отношений. Важное значение для играет создание эмоционально благоприятной ситуации, которая бы способствовала возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Велико значение театрализованной игры для коммуникативно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).

Театрализованная игра, помогает создать такие ситуации, в которых необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются, следовательно, развитие коммуникативно-речевых навыков является важным аспектом в формировании межличностных отношений [16].

Развитие коммуникативно-речевых навыков, а так же навыков общения и сотрудничества для гуманизации межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста имеет важное значение.


Таким образом, гуманизация межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается созданием следующих педагогических условий:

- обеспечение взаимопонимания в отношениях «педагог-ребёнок», «ребёнок-дети» (отношения строятся на основе взаимных симпатий, умении детей оценивать поведение сверстников и свое, научить детей не допускать грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника);

- развитие коммуникативно-речевых навыков, навыков общения и взаимодействия (развитие речи осуществляется при непосредственном участии взрослого);

- организация совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста, например, сюжетно-ролевых, подвижных и театрализованных игр, которые усиливают контакты детей и создают общие эмоциональные переживания.

Выводы по 1 главе

В ходе теоретического изучения проблемы были сделаны следующие выводы, что рассмотрев понятие межличностных отношений детей в группе детского сада в отечественной и зарубежной психологии и педагогике, и определили, что определение А.А Бодалева более полно раскрывает суть данного явления. Под межличностными отношениями определяются субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Группа детского сада - целостное образование, представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой и динамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.

За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с детьми. Также необходимо отметить, что межличностные отношения у детей не всегда выражают себя во внешних действиях и являются стороной сознания ребенка. И к старшему дошкольному возрасту, ребенок начинает воспринимать себя и другого как целостную личность, не сводимую к отдельным качествам, благодаря чему становится возможным личностное отношение к сверстнику.

Гуманизация межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается созданием следующих педагогических условий: обеспечение взаимопонимания в отношениях «педагог-ребёнок», «ребёнок-дети» (отношения строятся на основе взаимных симпатий, умении детей оценивать поведение сверстников и свое, научить детей не допускать грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника); развитие коммуникативно-речевых навыков, а так же навыков общения и сотрудничества (развитие речи осуществляется при непосредственном участии взрослого); организация совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста, например, сюжетно-ролевых, подвижных и театрализованных игр, которые усиливают контакты детей и создают общие эмоциональные переживания.