Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1.1. История формирования гарантий прав и свобод человека и гражданина
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ОСНОВНЫХ СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
2.1.Основны механизма функционирования защиты прав человека и основных свобод
ВВЕДЕНИЕ
Для Российской правовой системы характерно беспрепятственное пользование правами и свободами, которые гарантированы каждому человеку в правовом государстве. Такое их всестороннее использование возможно лишь потому, что существует устойчивая система гарантий прав и свобод человека и гражданина, закрепленная на конституционном уровне. Для полной реализации конституционных гарантий государство должно располагать материальными, политическими и правовыми средствами.
Гарантировать права и свободы человека- означает обязанность государства создать правовые и фактические условия для их эффективной реализации. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы, создавая при этом эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений, в том числе допущенных его органами и должностными лицами.
Проблема обеспечения реализации гарантии прав и свобод, на мой взгляд, является самой приоритетной для правового государства, так как их отсутствие, либо постоянное нарушение и пренебрежение ими приведет к разладу во взаимоотношениях между государством и личностью, не будет эффективной системы мер контроля, а также не будет обеспечиваться полноценное функционирование государственных и общественных структур и институтов.
Целью данного исследования является изучение гарантий прав и свобод человека и гражданина, а также выявление законодательных пробелов, связанных с регулированием данного института, а также подбор наиболее рентабельных способов для их преодоления. Данная цель будет достигаться путем реализации следующих задач:
- анализ существующих позиций по определению понятия гарантий прав и свобод человека и гражданина;
- рассмотрение нормативно-правовой базы, которая составляет основу для функционирования гарантий прав и свобод человека и гражданина;
- изучение классификации основных гарантий прав и свобод;
- исследование механизма реализации данного института.
Объектом данного исследования является институт гарантий прав и свобод человека и гражданина, а также его нормативно-правовая регламентация.
Основу данного исследования составляют такие труды ученых как: С.А. Авакъян, О.Е Кутафина, А.С. Мордовец, К. А. Лукашек и многих других.
Изучение данной темы проводится путем общих методов научного анализа. К таковым относятся методы эмпирического исследования: наблюдение (например, в части изучения практики реализации гарантий прав и свобод человека и гражданина); сравнение (например, норм, которые оставляют базис нормативно-правового регулирования Российской Федерации); методы теоретического исследования (например, восхождение от абстрактному и конкретному в суждениях, что такое институт гарантий прав и свобод человека и гражданина).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на три и четыре параграфа, заключения, списка источников и литературы .
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1.1. История формирования гарантий прав и свобод человека и гражданина
Социальные корни и появление прав человека - одна из вечных проблем исторического, социального и культурного развития человечества, прошедшая через века и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли.
Права человека - сложное многомерное явление. Формирование концепции прав человека насчитывает тысячелетие, и в различные времена эта проблема приобретала либо религиозное, либо философское понимание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов[1]. Данное понимание прав человека было далеко неравнозначным, даже, в известной мере, противоречивым на всем протяжении эволюции человеческой цивилизации.
Если смотреть с этой точки зрения, то идеи о ценности и неприкосновенности человеческой жизни, утверждения о равности людей перед высшими силами обнаруживаются еще в древних мифах и верованиях.
Упоминание о существовании некой единой для всех людей системы норм человеческого общежития возникает уже в древнем мире. В мифологическом сознании это представление выражается в мифогеме божественной правды - справедливости (маат - у египтян, рита - у индоариев, дао - в древнекитайской мифологии). Этой божественной правде подчиняются природа и общество, с ней должно сообразовываться человеческое законодательство, а правителей государств рассматривались в качестве представителей Бога.
Первые ростки идеи права как единой нормы человеческого общежития появляются еще в раннеклассовом обществе, которое пока не знает свободы и правомочий человека. Здесь все – рабы божественно-космической справедливости, различия существуют лишь в степени своего рабства. Вместе с тем уже в этот период начинает проводиться различие между естественными и человеческими законами. В целом государственное законодательство рассматривается как орудие попечения старших над младшими, правителя над младшими. Патриархально-патерналистическое понимание права (закона) было нерушимым в восточных деспотиях.
Однако и это общество, как выше указывалось, характеризовалось имущественной и социальной неравностью. Поэтому, та часть этих законов, которая содержала правовые предписания, характеризовалась повышенной жестокостью. Например, разрезание на части лезвием, сажание на кол или отрубание руки, отрезание носа, уха, половых органов, ослепление.
Мысль о том, что права человека неотчуждаемы и имеют в своей основе общечеловеческие ценности, не является для человечества совсем уж новой. Концепция индивидуальной свободы как ценности, причем не только духовной, но и социальной, в течение, по крайней мере, двух с половиной тысячелетий была предметом дискуссий среди философов, религиозных мыслителей, правоведов[2]. Термин «права человека», т. е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права, софистами – основоположниками современной теории прав человека[3].
Античный демократичный полис, а затем Римская республика стали опытным полем отработки иных правил человеческого общежития, основанных на равенстве и свободе его полноправных членов, к числу которых, однако не принадлежали не только рабы, иноземцы, но и женщины. В античные времена появляются критики рабства и неравенства человеческих законов. Еще в V–IV вв. до н.э. древнегреческие мыслители (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права и не зависят от человеческих желаний.
Понятие прав человека стало реальностью политико-правовой теории и практики в Европе в ХVII веке. Решающим этапом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции ХVII–ХVIII вв., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократическое звучание.
Другим значительным правовым актом в этой стране в области охраны прав человека, который, в определенной мере, подвел итог достаточно продолжительной борьбе разных слоев английского общества за гарантии личной свободы и закрепил гарантии от незаконной правовой оценки (квалификации) человеческих действий, незаконных арестов и др., стал утвержденный 26 мая 1679 года «Акт про лучшее обеспечение свободы поданных» и про предупреждения арестов за морями – «Habeas corpus act».
Основная идея этого Акта заключалась в том, что он, в определенной мере, упразднил существовавшие положения, при которых, например, подозреваемые могли ожидать судебных решений годами, а отбывание наказания могли назначить «за морями» и очень часто найти впоследствии такого человека было невозможно или крайне сложно и др. Поэтому этот правовой документ установил правовой механизм, который имел своей целью обеспечить права человека, вводил понятие «надежной процедуры», установил гарантии неприкосновенности человека, в том числе, принцип презумпции невиновности и другие положения, важные при организации необходимой охраны прав и свобод человека[4].
Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году[5] хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская Великая хартия вольностей (1215г.), английский Билль о правах (1689 г.) и американский Билль[6]о правах (1791 г.).
Основополагающие права человека, закрепленные в этом политико-правовом документе (Декларации) на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию, до сих пор не утратили своей актуальности.
Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Вирджинская декларация (1776г.), положенная в основу Билля о Правах Конституции США (1791г.).
Только в XX столетии стали появляться важнейшие документы, которые непосредственно защищали права и свободы человека и гражданина. Однако это не дает оснований для того, чтобы отрицать те намерения и попытки, которые для этого предпринимались ранее.
Новую историю углубления и развития прав человека стала вторая половина XX в. По окончании второй мировой войны - самой жестокой и кровопролитной за всю историю человечества, войны - полной презрения к ценностям человеческой жизни, войны - с беспрецедентным ограничением свобод и поражением в гражданских и человеческих правах, мир впервые глубоко осознал ценность как самой человеческой жизни, так и права и свободы отдельно взятой личности. Результатом этого осознания явилась «Всеобщая декларация прав человека» 1948 года.
Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в[7].
Данные и последующие документы утвердили международный стандарт прав человека и гражданина и поручительства обеспечения этих прав c целью инкорпорации (отражения) в конституционном строе государств-участников. Он не является исчерпывающим: «включение одних прав не означает умаление, а тем более отрицание других прав и свобод человека и гражданина».
Советский этап развития прав и свобод человека характеризуется тем, что в конституции СССР от 23 марта 1937 год впервые закрепляются нормы о защите прав человека, чести и достоинства граждан, социальной защите всех граждан страны, вне зависимости от национальности, должностного и имущественного положения его членов, а также присутствует множество других самых наилучших гарантий и пожеланий для граждан государства.
В советский период развитие прав и свобод человека, хотя объем прав и свобод от конституции к конституции расширялся, однако подчиненное положение человека сохранялось: фактически права личности всегда рассматривались через призму интересов государства и его идеологических ориентиров. Развитие личных прав властью практически не соблюдалось, а использование политических прав было ограничено основным Законом страны.
В целом, исследование исторических аспектов этой проблемы показывает, что проблемы правовой охраны основных прав и свобод человека возникли достаточно давно и к настоящему времени их решение стало важной задачей для всего мирового сообщества в качестве неотъемлемой составляющей системы международной безопасности. Во многом, такой анализ может позволить оценить весь тот сложный социальный путь, который прошло человечество, утверждая свои личные права и свободы.
1.2. Понятие гарантий прав и свобод человека и гражданина
Гарантии прав и свобод личности в Российской Федерации являются одной из тем, никогда не теряющих актуальности как в научной среде, так и на практике, поскольку, как только речь заходит о правах и свободах человека и гражданина, незамедлительно встает вопрос об их реализации, так как, как справедливо замечает Д.Х. Эльназаров, «обеспечение какого-либо явления или процесса принято связывать с созданием необходимых для его успешной реализации условий, совершением по отношению к нему в связи с этим определенных положительных действий» .
Вместе с тем, в юридической литературе вопрос гарантий не решен однозначно. Отсутствует единое определение понятия гарантий, что влечет за собой разногласия при анализе системы гарантий и их классификации.
Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией»[8].
Слово «гарантия» было заимствовано в эпоху Петра I из немецкого или французского языка и означает в общем смысле ручательство, поруку в чем-нибудь, обеспечение. То, что подтверждает осуществление, исполнение чего-либо[9].