Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подводя итог данной позиции могу сказать о необходимости совершенствования законодательства в сфере регулирования ограничения прав человека и гражданина, а именно четкого законодательного регулирования разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами.

Также хочу остановиться на еще одной проблеме, которая связана с ограничением на реализацию конституционных прав граждан со стороны государственных и муниципальных учреждений. Причем это не только традиционно упоминаемые места лишения свободы, но и армия, психиатрические больницы, детские дома, интернаты для инвалидов и престарелых, всевозможные муниципальные приюты для умственно-отсталых граждан, а также медицинские госпитали.

В таких местах человек полностью зависит от воли администрации и обслуживающего персонала.

Почти на каждое государственное медицинское учреждение имеются жалобы и обращения, а зачастую и судебные разбирательства. Так же много жалоб и обращений на персонал детских интернатов, которые ждут реальных объективных проверок. К примеру, в Иркутской области воспитательница детского дома избила ремнем умственно отсталого ребёнка. Инцидент не был бы известен, если б не фотография, выложенная в интернет. Вот еще одно пример: в Республике Калмыкия надзиратели каждый день избивали и всячески унижали осужденных. СМИ узнали об этом после забастовки, устроенной заключенными.

Необходимо вносить изменения в кадровую подготовку персонала и, как мне кажется, разрабатывать более действенный механизм санкций.

Во-первых, в государственных и муниципальных учреждениях, таких, как тюрьмы, казармы, интернаты и больницы, необходимо внести в перечень обязательных условий для набора персонала прохождение теста на психологическую устойчивость, включая любого сотрудника учреждения.

Во-вторых, проводить незапланированные проверки государственных учреждений такими государственными органами, как прокуратура, роспотребнадзор, пожарная инспекция. Такая стратегия позволит выявлять скрытые правонарушения и защищать людей от произвола и халатности обслуживающего персонала и администрации.

В-третьих, строго наказывать сотрудников и администрацию за принесение физического и морального вреда тем людям, которые изолированы от общества.

В-четвертых, оборудовать места большого скопления людей видеокамерами.

В-пятых, дать возможность людям, которые находятся в закрытых государственных учреждениях, отсылать жалобы в электронном виде уполномоченным по правам человека. Вся процедура должна осуществляться под камерами видеофиксации, чтобы никто не смог воздействовать на текст письма.


Эти нововведения должны улучшить защиту людей, которые оказались в частичной или полной изоляции от общества, но не должны быть лишены права на защиту своих конституционных прав.

2.4. Некоторые аспекты совершенствования государственных гарантий защиты прав человека в России

В Российской Федерации основным документом, закрепляющим положения о защите прав и свобод, является Конституция РФ, а именно вторая ее глава. Учитывая особую значимость прав и свобод в обеспечении достойного уровня жизни и правовой защиты, необходимость совершенствования законодательства в этой правовой сфере является и по сей день актуальной задачей.

Важно отметить, что нормы, содержащие в себе «правочеловеческое содержание», находят отражение и во многих нормативных правовых актах, например, в Уголовном и Гражданском процессуальных кодексах Российской Федерации и КоАП РФ. Но в любой правовой системе существуют коллизии и пробелы в праве. И от них необходимо избавляться. Способами решения данных проблем можно считать кодификацию как способ систематизации, которая была опробована и на внутригосударственном, и на международно-правовом уровнях. Она должна переработать, изменить и обновить уже существующий базис в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

Однако более масштабным способом усовершенствования законодательства может служить разработка кодекса о правах человека. Именно здесь можно опираться на опыт британских коллег, связанный с подготовкой и принятием Британского акта о правах человека 1998 г. (The Human Rights Act 1998). Можно предположить, что, в дальнейшем базируясь на Конституции РФ и международно-правовых принципах защиты прав и свобод, новый кодекс способен нивелировать возможные расхождения между разрозненными НПА в области прав человека и станет инструментом защиты прав гражданина Российской Федерации, лица без гражданства или иностранца во всех их отношениях – как с властями, так и с организациями и друг с другом. Представляется необходимым конкретизировать положение главы 2 Конституции РФ, а реализация данного кодекса будет являться исполнением ст. 64 Конституции РФ, указывающей, что положения этой главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации, которые не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном Конституцией РФ.

Следует отметить, что особой ценностью кодекса станет его обязательное применение судами и правоохранительными структурами и выступит гарантом защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Предложения, высказанные ранее, являются лишь предложениями по привнесению чего-то нового, но нельзя забывать и о тех механизмах защиты прав и свобод, которые присутствуют в данный момент. Имеется в виду судебная система, которая является одним из центральных направлений деятельности в области защиты прав и свобод. Примерно с 90-х гг. XX в. в России ведется реформирование судов и безусловное совершенствование их деятельности. К примеру, за это время были приняты законы о судебной системе Российской Федерации, Конституционном Суде, об арбитражных судах, исполнительном производстве, новые Гражданский и Уголовно-исполнительный кодексы. Все это должно призвать граждан нашей страны и ее гостей обращаться за защитой своих нарушенных прав и свобод в суды Российской Федерации. Однако фактически все меньше и меньше людей предпочитают искать защиту в зале судебного заседания.


Поэтому нужно уделить внимание развитию и совершенствованию института внесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Но они не могут работать обособленно от судебной системы, а всячески дополняют ее. В систему внесудебной защиты входят различные звенья: Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, затем Комиссия по правам человека и иные комиссии при Президенте РФ. Также к ним можно отнести Администрацию Президента РФ и Правительства РФ, Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти, которым отведена роль представителей и гарантов исполнения законодательства и работы системы.

Более того, следование положениям нормативных правовых актов внутри страны не могут обеспечить всеобъемлющей и полноценной защиты граждан. Для формирования правового государства в России, развития правового общества необходимо неукоснительно и последовательно соблюдать общепринятые принципы и нормы международного права, положений международных договоров и ратифицированных актов, участником которых она является. Эти правила закреплены в положениях Конституции РФ.

Мониторинг деятельности, совершенствование уже используемых методов, исправление нормативных правовых актов и привнесение в них чего-то нового – главные аспекты развития направления защиты прав и свобод человека и гражданина как самостоятельного и независимого правового института. Все вышеизложенные предложения касаются осуществления полноценной защиты, завоевания доверия перед гражданами, приезжими и апатридами в Российской Федерации. И только после формирования такой системы охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина можно будет говорить о Российской Федерации как о примере правового государства, в котором права и свободы являются главной ценностью.

На основе анализа главы второй хотелось бы отметить, что основные проблемы, связанные с контролем за исполнением и соблюдением гарантий прав и свобод человека и гражданина должен оставаться за каждым органом государственной системы с разработкой соответствующего механизма мониторинга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тематика охраны человека и гражданина и вопросы надлежащей правовой регламентации, реализации, обеспечения и защиты их прав представляют одну из ключевых проблем современного мира, которые особенно важны и актуальны.

Права и свободы человека и гражданина являются конституционными правами, возникают с момента рождения, охраняются до конца жизни и продолжают охраняться даже после смерти. Порядок приобретения, пользования, защиты и утраты прав граждан регламентируется рядом нормативных правовых актов, важнейшими из которых являются Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ. Государство гарантирует реализацию гражданами своих прав и законных интересов, а также регулирует порядок, объем и способы защиты нарушенных прав. Создание скоординированной системы защиты, но несмотря на важность данного института, многие вопросы остаются не урегулированными.


В работе был исследован институт гарантий прав и свобод человека и гражданина, история его формирования, классификация, государственные механизмы реализации и пути развития данного института.

В работе были сделаны следующие выводы:

  1. Под гарантиями прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности понимаются те положительно действующие условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану, и защиту для всех и каждого;
  2. Существует множества классификаций гарантий прав человека и основных свобод, единого подхода к разграничению и структурированию нет, но особенностью всех классификаций представляется в том, что это единый, целостный механиз взаимодействия гарантий.
  3. Своеобразие государственных гарантий защиты прав человека в изложенном контексте заключается в следующем. Во-первых, они непосредственно выражают назначение государства как публично-властной институции в сфере защиты прав человека и содержание его правозащитной функции. Во-вторых, выражают и конкретизируют политические, организационные, специально-юридические и иные возможности, а также обязанности (компетенцию) государства в сфере обеспечения защиты прав и свобод личности. В-третьих, выражают вид и меру ответственности государства перед личностью за создание общих благоприятных условий, обеспечивающих беспрепятственное пользование соответствующими правами, а также качество деятельности соответствующих государственных органов, направленной на восстановление и защиту прав и свобод личности в случае их нарушения. В-четвертых, осуществляются в правозащитной деятельности его органов и должностных лиц. В-пятых, по своей социально-политической и правовой сущности относятся к объективным гарантиям.
  4. В качестве наиболее выраженной и острой проблемы выделяется недостаточный уровень применения в России международных и в особенности европейских стандартов защиты прав человека: во-первых, сами законодательные новеллы далеко не всегда начинают немедленно действовать в правоприменительной практике после их принятия.

Таким образом, по мере демократизации общества данный институт оказывает серьезное влияние на весь исторический путь развития государства, дает государственным органам возможность выявлять те вопросы, решение которых позволяет сглаживать социальные конфликты, а также выстраивать баланс интересов между обществом и государством, так как каждому праву человека, гражданина корреспондирует обязанность государства и наоброт.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. : с учетом поправок, внесенных фед. конст. законами от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

2. О противодействии коррупции : [федер. закон : принят Гос. Думой 22 мая 2002 г. : одобрен Советом Федерации 29 мая 2002г. : по состоянию на 03 июля 2018 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.

3. Указ Президента РФ от 6 ноября 2004 г. №1417 «О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №46 (часть II). - Ст.4511.

Список литературы

1. Конституционное право России: учебный курс: в 2 - х частях. Часть II / Под. ред. С. А. Авакьян.- М.:Норма — ИНФРА-М., 2014. – 864 с.

2. Адаменко В.Д. Охрана свобод, прав и интересов, исторический аспект //Государство и право. - 2004. -№31. - С. 107.

3. Боброва Н. А. Гарантии реализации государственно-правовых норм во Франции// Вестник права. - 1984. - №10. - С. 19.

4. Конституционный механизм защиты основных прав человека / Под ред. Гасанова К.К . – ПРОСПЕКТ-М., 2004. – 231 с.

5. Зекалашвили З.В. Конституционная защита cиcтeмообразующих прав человека в РФ: Жизнь, свобода, равноправие, демократия: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - И. - 1999. – 309 с.

6. Игнатенко Г.В. Международно-признанные права и свободы как компоненты правового статуса личности // Правоведение. - 2001. - № 1.- С. 101.

7. Кабышев В.Т. Российский конституционализм на рубеже тысячелетий // Правоведение. - 2001. - № 4. – С. 15.

8. Карташкин В.А. Права человека на рубеже веков // Российский ежегодник международного права, - 2002. №12 - С. 299.

8. Права человека и механизмы их защиты / Под ред. Капицына В.М. – НОРМА - М. - 2003. – 183 с.

9. Теория государства и прав: учеб. для вузов / под ред. М. В. Корельського и В. Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА, 2002. Гл. 32, § 5 : Гарантии прав человека и гражданина. С. 545.

10. Лукашева К.А. Общая теория прав человека. / К.А. Лукашева. - М.:, Норма.,1996.-520 с.

11. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. / А. С. Мордовец. - Саратов. 1996. С. 275.