Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представляется, что комплексному интегративному подходу в исследовании механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности должны быть свойственны следующие основные направления:

– охват всего спектра правового регулирования общественных отношений (обеспечение условий формирования правовых предписаний до их нормативного закрепления (правообразование), непосредственное закрепление в нормативных правовых актах (правотворчество), воплощение правовых предписаний в поведении людей (правореализация));

– учет всего комплекса обстоятельств, позволяющего обеспечить реализацию, охрану и защиту прав и свобод личности;

– анализ системы факторов (положительных и отрицательных), влияющих на обеспечение прав личности;

– учет юридической ответственности как формы принудительного воздействия в связи с фактом нарушения прав личности и суммой последовавших неблагоприятных последствий;

– учет деятельности всех государственных и особенно контрольно-надзорных органов, определяющих итоги функционирования данного механизма, его эффективность.

В основу решения общей задачи, с учетом обозначенных направлений, следует положить все существующие наработки, независимо от их названия.

Механизм государственно-правового обеспечения прав и свобод личности является сложным системным образованием, включающим в себя компоненты как социального, юридического, так и политического, в т.ч. государственного характера.

Таким образом, следует отметить, что элементы механизма государственно-правового обеспечения находятся во взаимоотношениях друг с другом и характеризуются соподчиненными организационными связями. При этом в целом они составляют единую, органически взаимосвязанную систему.

На основе приведенной позиции, хочется отметить, что на мой взгляд механизм гарантий прав и свобод человека и гражданина будет действовать только тогда, когда будет включать в себя:

– механизм государства;

– механизм действия права, включающий механизмы правового регулирования общественных отношений, реализации, охраны и защиты прав и свобод граждан;

– гарантии обеспечения действия исследуемого механизма

(общие и специальные);

– механизм юридической ответственности.

Кроме того, в качестве системообразующих компонентов механизма должны выступать правовая культура, правовое сознание, законность и состояние правопорядка в стране.

2.2. Государственно-правовые средства обеспечения прав и свобод личности


Защита и обеспечение прав человека является основной обязанностью государства и его органов. Конституция Российской Федерации в ст. 2 закрепляет не только права и свободы человека и гражданина, но и обязанность государства признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы. В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Российская Федерация гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и служебного положения, места жительства, религии, убеждений, членства в общественных объединениях и других обстоятельств.

В основу организации и деятельности государства в сфере обеспечения прав и свобод личности заложен принцип разделения властей как один из основополагающих принципов организации государственной власти.

Проблема обеспечения прав и свобод человека на основе разделения властей в современном российском государстве рассматривается в основном в системе федеральных государственных органов. В меньшей степени изучаются органы государственной власти субъектов федерации, а также институты прямой демократии как элементы публичной политической власти.

На основе конституции власть делится на законодательную, исполнительную и судебную, в рамках каждой из которых на своем уровне и обеспечивается защита основных прав и свобод человека и гражданина.

Спорным в юридической науке является вопрос о месте Президента РФ в системе разделения властей, так как он не относится ни к одной из ветвей, а скорее стоит над ними. Как верно указывает В.Н. Бутылин, Президент РФ на основании своих конституционных полномочий руководит деятельностью почти трети федеральных органов исполнительной власти. При этом автор отмечает следующую тенденцию: «При отсутствии изменений в Конституции РФ количество федеральных органов исполнительной власти, подчиняющихся непосредственно Президенту России, постоянно увеличивается».

В соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент России является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Функцию гаранта он реализует и непосредственно в своей деятельности, и как субъект, обладающий правом законодательной инициативы, а также в процессе издания указов, направленных на обеспечение прав личности.

При Президенте РФ существует интернет портал, в котором граждане способны самостоятельно обращаться к главе государства. Сведения статистики подтверждают о ежегодном увеличении количества обращений на 25%. Это, согласно содержащейся на веб-портале оценке, говорит об огромном авторитете главы государства как гаранта Конституции России и конституционных прав граждан. А также увеличение подобных обращений расценивается ровно как малоэффективность правозащитной работы государственных органов, недоверие в их реальную возможность справиться с поставленными задачами по охране прав и свобод граждан. В службу Президента РФ с обращениями граждан введены почти все без исключения отделения администрации главы государства. Увеличение таких обращений потребовало скоординировать действия государственных органов, в следствие чего рассмотрено почти ¾ устных и письменных обращений.


Оценка важности осуществления конституционного права на обращение (согласно статьи 33 Конституции РФ) проявлена в формировании независимого подразделения Администрации Президента Российской Федерации называемое Управление по работе с обращениями граждан.

Правозащитная работа Президента РФ проявляется и в полномочии осуществлять помилование (см.п.в статьи 89). Практически никаких ограничений для осуществления данного полномочия не существует. В целях эффективной деятельности осуществления права главы государства по осуществлению помилования, издан указ Президента РФ об образовании на территориях субъектов РФ Комиссии по вопросам помилования [3]. Данным указом также утверждена процедура рассмотрения ходатайств о помиловании лиц, осужденных за совершение уголовных преступлений, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость. Изучение статистики выявили, то, что с ходатайствами о помиловании к Президенту РФ обращается более 80% осужденных.

В то же время заключения комиссий субъектов РФ по помилованию никак не считаются обязательными для Президента РФ. По этой причине вся обязанность за принятое решение лежит на главе государства и исполняется посредством издания указа Президента РФ о помиловании на основе ходатайств осужденных лиц, однако никак не в ущерб правам и свободам общества в целом.

Президент РФ усиливает собственный правозащитный потенциал с помощью формирования конституционного института своих уполномоченных представителей в федеральных округах, федерального парламента и в Конституционном Суде Российской Федерации. Полномочные представители Президента РФ в своей работе придерживаются соответствующими положениями, указами Президента РФ, Конституцией РФ, федеральными законами.

Так, в целях эффективной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина Президентом РФ создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека[19]. Основная задача Совета – консультация Президента РФ в осуществлении своих конституционных полномочий по охране прав и свобод граждан.

Данный Совет тесно сотрудничает с Уполномоченным по правам человека. Исходя из положения, регулирующую его деятельность, указано, что Совет не рассматривает обращения по личным вопросам (вопросы имущественных, жилищных и трудовых спор, а также жалобы на решения судов, органов следствия и дознания), это является прерогативой омбудсмена РФ. Также одними из направлений деятельности Совета являются усовершенствование механизма защиты прав и свобод человека и гражданина; организация выполнения экспертизы планов федеральных законов и других нормативных актов; организация консультаций главе государства согласно проблемам взаимодействия с правозащитными организациями; помощь в исследовании механизма защиты прав и свобод граждан при взаимодействии с общественными объединениями; регулярное уведомление главы государства о состоянии дел в сфере соблюдения прав и свобод граждан в России и за границей.


Важно, чтобы описанный Совет по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека не погряз в бюрократической отписке должностных лиц от поставленных вопросов, и обрел реальные черты правозащитной структуры государства.

Рассматривая полномочия Президента Российской Федерации в области защиты прав и свобод человека и гражданина подчеркнем то, что они обладают существенным правовым потенциалом. При Президенте РФ, на сегодняшний день, создан такой механизм, охватывающий весь спектр правозащитной деятельности государства, который можно признать весьма удачным. Это является наиболее эффективным гарантом прав и свобод человека и гражданина. Эффективная реализация поставленного механизма в действительности может повлиять на правосознание населения и повысить авторитет Президента РФ.

Так, Президент Российской Федерации 8 декабря 2016 года на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека указал на важность решений вопросов на региональном уровне, где чаще всего и возникают проблемы. В.В.Путин отметил, что Совет в настоящее время берет на себя роль арбитра в конфликтных ситуациях, когда возникают споры и противоречия.

2.3. Ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина: проблемы правового регулирования

Проблема соблюдения баланса интересов государств и личности при реализации конституционных прав человека в настоящее время становится все актуальнее. Важнейшим инструментом этого процесса считаются ограничения права. Поэтому вопросы правомерности ограничений конституционных прав человека в РФ требуют научного осмысления. На самом деле в научной литературе нашей страны преобладает формализованный взгляд на правомерные ограничения конституционных прав человека. Формализованность сводится к тому, что ограничения должно соответствовать ч.3 ст.55 Конституции РФ - ограничения должны формулироваться федеральным законом, на мой взгляд это слишком узкое понимание. Любая цель нового ограничения может быть истолкована как защита общественных, государственных, интересов или безопасности государств, в то время как основной целью ограничения должна быть защита конкретного права. Следует точно выразить возможности нормативного регулирования для каждого уровня власти по поводу конкретных действий в рамках распределения рассматриваемых полномочий. В трудах ученых не зря особенно отмечается, что основным является четкое определение ответственности каждого уровня власти и органов за осуществление полномочий, связанных с правами граждан. Вследствие этого необходимо закрепить не только сами полномочия, но и порядок и объемы их осуществления[20].


С юридической точки зрения субъект РФ не может принимать законы, регулирующие права и свободы граждан. Но он должен обеспечивать защиту конституционных прав. То есть главный вопрос находится в определении, каким образом органы субъекта Федерации могут осуществлять защиту конституционных прав, не имея полномочий по законодательному регулированию рассматриваемых правоотношений. В научных источниках есть точка зрения, согласно которой субъекты Федерации могут управлять институтом конституционных прав и свобод. К примеру, С.А. Пяткина считает: «При строго юридико-формальной интерпретации согласно пункту «в» ст. 71 КРФ законотворчество в сфере прав человека и гражданина должно оставаться исключительно на федеральном уровне. Но определенные объективные причины детерминируют вторжение субъектов Федерации в сферу регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина»[21].

Значительным является вопрос о наличии в уставах краев и областей и республиканских конституциях перечня прав и свобод граждан. Но главным остается принципиальный ответ на вопрос о наличии как такого права субъекта Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ. Также следует обозначить, что на практике субъект Федерации устанавливает новые права и свободы и изменяет конституционные формулировки норм в своих уставах и конституциях. Следует также сказать, что Конституция РФ исходит не только из позитивистских взглядов на права человека, она признает и естественно- правовую природу прав человека. Это дает нам основание полагать, что субъекты РФ в своих учредительных документах могут признавать и гарантировать права и свободы человека, основываясь на общих положениях Конституции РФ. Значительно сложнее разрешается вопрос о законности создания не содержащихся в Конституции региональных прав человека, тем самым может ли субъект Федерации устанавливать и регулировать свои особые права для жителей региона. Эта проблема является актуальной, так как некоторые субъекты Федерации ввели самостоятельные права, например, в Ростовской области было право на казачью самоидентификацию. Конституционный Суд РФ в своих решениях отстаивает позицию единства правого статуса гражданина независимо от места его жительства, ссылаясь на ст. 19 Конституции РФ. Тем самым исключается возможность регионов регулировать «региональные права» для части жителей РФ.

В юридической литературе ст. 55 Конституции РФ трактуется как возможность введения ограничения конституционного права только в форме федерального закона. Законодательная практика в РФ предоставляет огромные возможности для анализа регулирования ограничения конституционных прав человека на региональном уровне. Например, норма ст. 12.5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[22] о том, что «законами субъектов РФ в целях противодействия коррупции могут устанавливаться иные запреты, ограничения, обязательства и правила служебного поведения». Тем самым допускает ограничение прав со стороны органов власти на региональном уровне.