Файл: Дидактическая игра как метод обучения (ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Игры - величайшее изобретение людей, многие из них обладают богатым образовательным потенциалом, на протяжении тысячелетий накапливаются народные мудрости, транслируются каналы вечных духовных ценностей. Неслучайно, что игровой феномен привлекал внимание выдающихся мыслителей на протяжении всей истории эволюции человека. Игра изучалась в различных аспектах: философском, педагогическом, психологическом, социологическом и т. Д. В настоящее время ведение исследований игры, особенно по мнению Н. А. Чренова, становится культурным подходом.

Игры как способ передачи опыта старшего поколения молодым людям с древних времен. Конечно, со временем вы развивались, совершенствовались, трансформировались и приобретали разные качества и разные культурные значения. Были времена, когда традиционные формы самовыражения личности были разрушены, игра не начинала функционировать в отдельных областях (педагогической, театральной, художественной), но проникала в широкие слои общественного существования.

В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад Я. А. Ко-менский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Д.Дьюи, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, Л. В. Занков и другие ученые.

Объект исследования – методы обучения у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – дидактические игры.

Цель работы – изучить и описать основные приемы и методы формирования интереса к дидактической игре у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования – успешность включения в дидактическую игру зависит от выбора воспитателем приемов обучения игре.

Задачи исследования

  1. описать суть игры в педагогике и психологии;
  2. раскрыть сущность развития личности в игре;
  3. охарактеризовать сущность дидактической игры;
  4. раскрыть вопрос о приемах развития интереса к дидактической игре;
  5. исследовать особенности проектирования дидактических игр у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость. Проанализирован комплекс дидактических игр, который может быть использован для дальнейшей работы с детьми младшего школьного возраста.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ
В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

1.1. Сущность дидактической игры

Игровая деятельность является ведущим видом деятельности детей младшего школьноговозраста, не теряет она актуальности и в младшем школьном возрасте. Для воспитания волевых качеств детей младшего школьного успешно может быть использована игровая деятельность, в частности, игры с правилами.

Одним из видов игр с правилами является подвижная игра. Использование игр с правилами решает множество воспитательных задач, одной из которых является создание условий для волевого усилия, необходимого для достижения личных успехов. При введении подвижной игры детям объясняются правила игры, кроме того, проводится систематическая работа с понятием «правило» повторяются игровые правила, объясняется, как их нужно выполнять, проводится самооценка игры. С целью воспитания волевых качеств детей используются разнообразные методы: объяснение, показ, рассказ и т.д.

Основными условиями использования игры как средства воспитания волевых качеств детей являются:

  • простота и понятность правил игры детям;
  • чёткое выделение правил игры для их соблюдения;
  • игра должна способствовать умственному развитию и развитию движений;
  • игра не должна нести угрозы здоровью ребёнка;
  • активность в игре всех участников;
  • выполнение гигиенических и эстетических требований, требований безопасности к инвентарю игры [3, с.78].

Воспитание качеств детей в игре происходит поэтапно.

На первом этапе педагог добивается реакции детей на сигналы, для этого можно использовать в качестве раздражителей хлопки в ладоши, колокольчики, различные музыкальные игрушки.

На втором этапе происходит ознакомление с игрой и её правилами. На данном этапе широко используются предметы, картинки, проводятся беседы, в процессе которых происходит уточнение знаний и представлений детей об игре. На данном этапе объясняются правила игры, которые повторяются детьми несколько раз, обсуждаются ситуации, когда правила будут не соблюдаться.

На третьем этапе проводится игра. Взрослый может участвовать в игре вместе с детьми или наблюдать за игрой со стороны, руководство игрой осуществляется педагогом, им используются: направление действий играющих советом, вопросом, напоминанием, предложение выполнения роли активным детям.


На четвёртом этапе подводятся итоги игры, обсуждаются
результаты.

Функциональные компоненты системы реализуются при планировании целей (системообразующий компонент); Моделирование (анализ внешних и внутренних условий деятельности и выделение сложных условий, необходимых для достижения цели), программирование (предвидение компонентов предстоящих действий, способ их осуществления и фактический порядок выполнения запланированные меры); Оценка, исправление результатов (на каждом этапе достижения цели, контроль текущего состояния системы и результатов действий по их соответствию прогнозируемым параметрам, оценка несоответствия и принятие решения об исправлении выполняемых действий или переходе к следующий этап осуществления деятельности). Эти процессы взаимосвязаны, имеют сложную архитектонику и могут выполняться как последовательно, так и параллельно во время онтогенеза [9, с.61].

Игра является ведущим видом деятельности ребенка в младшем возрасте. Она считается наиболее эффективной формой социализации ребенка, так как в ходе игровой деятельности в личность маленького гражданина закладываются основы будущем уже взрослой и самостоятельной личности. Организация игровой деятельности может быть разной, но есть и ключевые моменты, которых стоит придерживаться. Например, в каждом заведении с большим количеством детей, или в заведениях непосредственно для самих детей необходимо организовывать игровые зоны, которые должны соответствовать всем требованиям безопасности. Эти зоны могут быть для театрализованных, настольных или дидактических игр. Во время совместной игры дети начинают выстраивать свои взаимоотношения друг с другом, учиться общению. Иногда могут происходить конфликты, и важно помнить, что взрослые без необходимости вмешиваться в них не должны [4, с.213].

Согласно описанию, игра представляет собой особую ситуацию, целью которой является воспроизведение и изучение социального опыта, в котором развивается и развивается контроль над вашим поведением.

В публичной деятельности игра выполняет следующую миссию:

1) Развлекательный (это главная цель игры - развлекать, удовлетворять, вдохновлять, вызывать интерес);

2) коммуникативные: усвоение способов общения;

3) самопредставление в игре как место практики человеческой практики;

4) игротерапевтическую: расселение различных трудностей, возникающих в других аспектах жизни; распознавание: обнаружение изменений нормативных действий, самообучение в игровой деятельности;


5) коррекция: внесение позитивных изменений в отдельные данные объекта;

6) международное общение: развитие социальных и культурных ценностей, которые неделимы для всех людей;

7) социализация: включение в систему социальных отношений, разработка стандартов человеческого общежития.

Структура игры как активной работы включает планирование целей, подготовку плана, выполнение запланированной задачи и анализ достигнутого результата, в котором человек как субъект полностью понимается. Мотивация игровой активности заключается в вашей свободе, реальности выбора и составляющих конкуренции, удовлетворенности реализацией и самоутверждении. Дизайн игры как действия включает в себя: изображения, выбранные игроками; игровые процессы как способы реализации таких образов; Игровое использование объектов, т. Е. Подмена реальных вещей игровыми, условными; Живые отношения между игроками; Действие (контент) - сфера реальности, условно воссозданная в игре.

Игровые мероприятия воссоздаются в классе с помощью игровых стилей и условий, которые используются как средство воздействия на учащихся в классе. Реализация способов действия и ситуаций в обучении в классе происходит в соответствии с такими ведущими задачами: задача наставничества дается студентам в игровой форме; учебная работа зависит от правил игры; учебный материал используется как средство, учебная работа создает элементы соперничества, которые изменяют дидактическое задание в игре; Успешное выполнение дидактического задания тесно связано с результатом игры.

Место и роль игры в процессе обучения, сочетание игровых и обучающих компонентов часто зависят от понимания учителем целей и систематизации образовательных игр. В отличие от игры в общеобразовательной игре, она имеет существенную особенность - четко определенную цель обучения и соответствующие образовательные результаты, которые могут быть четко подтверждены, подчеркнуты и характеризуются обучающей и познавательной направленностью.

Типы образовательных игр сгруппированы по видам деятельности: физическая (двигательная), умственная (умственная), трудовая, социальная и психологическая. По типу учебного процесса сгруппированы следующие игры: тренировка, тренировка, тренировка и обобщение; познавательный, образовательный, дидактический, социологический; репродуктивный, продуктивный, креативный; коммуникативные, диагностические, репродуктивные, психические и другие. Типология образовательных игр по образу игровой методологии широка.


Три большие группы составляют:

1) игры с готовыми «жёсткими» правилами;

2) игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;

3) игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.

Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

Содержание игры с готовыми правилами различают: все предметное (математическое, химическое и др.), Спортивное, уличное, интеллектуальное (дидактическое), строительно-техническое, музыкальное (ритмичное, хоровое, танцевальное), лечебное, лечебное ( психологические игры, упражнения), юмористические (веселые, веселые), ритуальные и т. д. По содержанию «бесплатных» (free) игр различают сферы жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, домашние игры в профессия, этнография и др.

Все последующие дошкольные возрастные периоды с их ведущими видами деятельности (учебно-воспитательная деятельность в начальной школе, социально-полезная деятельность в средней школе, воспитательная и профессиональная деятельность в старшем школьном возрасте) не вытесняют игру и продолжают включать ее в развитие ребенка. ,

Оптимальное сочетание игры с другими формами обучения и воспитания - одно из самых сложных действий педагогов. Потенциал развития игры заключается в ее природе. Игра сочетает в себе добровольность и целеустремленность, развлечение и напряженность, мистику и реальность, отделение от повседневной жизни и постоянную связь с ней, эмоциональность и рациональность, личный интерес и коллективную ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личными установками и мотивами. Игра представляет собой игру отношений, которые существуют в человеческой жизни. Особенно ситуация игры с ее двумерным поведением, с возможностью условного появления в роли, недоступной человеку в реальности, позволяет ему пересмотреть свое нормальное поведение, разговаривая на разных языках по-разному, интерпретируя свои собственные «Я».

Особенности игровых технологий во многом определяют игровую среду: различают игры с предметами и без них, стол, комната, улица, на месте, компьютер, а также с различными транспортными средствами. И, наконец, форму (форма - способ существования и выражение содержания) можно выделить в самостоятельные типичные группы следующих игр: