Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности ( Стресс-менеджмент в системе управления предприятием).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Стресс-менеджмент в системе управления предприятием
1.1. Сущность и значение стресс-менеджмента в системе управления современной организацией.
Глава 2. Основные виды стресс-менеджмента. сущность, характеристики и причины возникновения
2.1 Синдромы «Boreout» и «Burnout»: Основные характеристики, симптомы и причины возникновения.
Глава 3. Практические рекомендаций по использованию современных технологий стресс-менеджмента
3.1 Исследование системы стресс-менеджмента через эмоциональные показатели личности
Возникновение любого стресса может быть связано со стрессорами — внутренним и внешним воздействием, способствующим появлению стресса. Стрессором может стать любое событие.
Стрессоры бывают следующих видов[6]:
— в зависимости от характера:
а) физиологическими (влияние внешней среды — чрезвычайно высокий температурный режим для организма, невыносимость физической нагрузки);
б) психологическими (отрицательные эмоции, конфликтные ситуации);
— в зависимости от содержания:
а) организационными (перегруз либо недогруз сотрудника, неграмотное соотношение полномочий и ответственности);
б) личностными (положительные и отрицательные события личной жизни);
— в зависимости от источника:
а) внешними (события за пределами компании, социальные проблемы);
б) внутренними (непроработанная структура организации, управленческий стиль);
— в зависимости от специфики воздействия:
а) общими (проблемы хронического характера);
б) специфическими (личные особенности).
Роль стрессоров в контексте стресс — менеджмента играют следующие факторы:
— стрессовые факторы вне компании (кризисы семейного характера);
— групповые стрессовые факторы (несплоченность коллектива, конфликтные ситуации внутри группы);
— факторы стресса от организации (невозможность влияния на собственную работу, неуверенность в будущем, сложность в решении вопросов, связанных с рабочим процессом, давление рабочего графика).
Следует учитывать внешние признаки стрессового состоянии в организационном поведении[7]:
— физиологического типа (проблемы с пищеварением, расстройства эндокринной системы);
— психологического типа (утомление и страх);
— поведенческого типа (конфликтность, проявление антисоциального поведения).
В стресс-менеджменте необходимо учитывать формы психического состояния сотрудников, зависящие от стрессоров:
— утомление;
— психическая напряженность;
— монотония.
По итогам главы можно сделать следующие выводы.
Стресс представляет собой неспецифическую реакцию организма человека на требования, вызывающие потребность к приспособлению, адаптации и восстановлению.
Ситуация чрезмерного стресса характеризуется снижением эффективности сотрудника, что может иметь серьезные негативные последствия для организации. Стрессовые ситуации возникают в компаниях достаточно часто. Стресс-менеджмент и его методика позволяют быстро и эффективно решить такую стрессовую ситуацию. Различными методами, например, путём коучинга и тренингов, в коллективе создаётся ровный микроклимат. Стресс-менеджмент рассматривает разнообразные измерения уровней стресса, зависящих от таких факторов, как величина степени стресса и его рискогенности, состояние субъекта действия в данный промежуток времени.
Деятельность руководителя, связанная с формированием и активизацией деятельности коллектива, должна быть направлена на развитие и поддержание устойчивости к стрессу и минимизацию рискогенности в коллективе. Успешное применение направлений стресс-менеджмента зависит только от желания. Любой профессионал должен иметь навыки управления стрессовым состоянием.
Снизить отрицательное воздействие стрессового психического состояния на организационное поведение сотруднику поможет проведение эффективных профилактических мероприятий.
Глава 2. Основные виды стресс-менеджмента. сущность, характеристики и причины возникновения
2.1 Синдромы «Boreout» и «Burnout»: Основные характеристики, симптомы и причины возникновения.
Современный человек должен обладать определенной гибкостью, мобильностью и быстрым восприятием новой, постоянно поступающей информации. Степень его компетентности и образованности должна быть достаточной для распознавания достоверных и ложных сведений. Человек XXI века окружен невероятным потоком дел, обязанностей и растущих потребностей. Связано это с тем, что человек почти каждую минуту подвергается стрессовому состоянию, практически проживая в этом состоянии.
Регулярный стресс превращается в хронический, вследствие чего появляется вероятность возникновения у сотрудника профессионального выгорания (синдром «burnout»).
«Burnout» является длительным ответом на хронические межличностные и эмоциональные стрессоры на работе. Феномен определяется тремя измерениями[8]:
1. Эмоциональным истощением, характеризующимся чувством перенапряжения и истощением эмоциональных ресурсов.
2. Обезличиванием, приводящего к появлению ощущения социальной изоляции, формой его проявления становится циничное отношение к коллегам и работе.
3. Снижением личных достижений, характеризующимся чувством безуспешности, некомпетентности на работе.
Синдром профессионального выгорания заставляет человека раскрыть срытый потенциал, использование которого является возможным в будущем. Разумеется, вследствие выгорания падает мотивация к жизни, снижается жизненная энергия. Однако оно же приводит к появлению новых идей и взглядов. Чаще всего такое состояние приводит к новому жизненному развороту. Важно понимать, что спутниками для изменений в судьбе человека являются неизвестность, неопределенность, кризисные ситуации. Синдром профессионального выгорания характеризуется тремя основными свойствами[9]:
1. Эмоциональным истощением, являющимся основой симптома выгорания. Человеку, испытывающему такие чувства как «Я больше не имею сил», «Я не могу», «Я опустошен», «Мне очень нужно в отпуск» и т.д., стоит задаться вопросом, каким образом разгрузить себя в эмоциональном плане. Способствующим фактором для выгорания человека может стать ситуация, при которой он испытывает определенный уровень неудовлетворенности в профессиональной деятельности, в отношении сложившихся обстоятельств или какой-нибудь частной ситуации.
2. Деперсонализаций: изменением взаимоотношений с партнерами, клиентами, друзьями, родственниками. Проявление зачастую связано с бесчувственным и циничным отношением, возникновением негативных эмоций к клиентам.
3. Этап деперсонализации характеризуется появлением процесса отступления от социальных контактов, что является попыткой сохранения совершенного образа. Жизненная активность снижается и становится минимальной по сравнению с двумя предыдущими стадиями, на которых человек является гиперактивным. Важно осознавать, что такой синдром имеет крадущийся характер.
Для финальной стадии синдрома свойственно «замораживание» человеческой жизни. Диагностирование опытным психотерапевтом синдрома «burnout» возможно только на ранних стадиях. Затем выгорание может быть принято в качестве депрессии, наркомании. Его особенностью является то, что человек не жалуется на какое-то плохое самочувствие.
2.2 Скука: виды, причины возникновения, возможные последствия, способы предотвращения.
Скука — это утомленное душевное состояние человека, тоска, уныние от безделья или отсутствия интереса к происходящему окружению.
Каждый человек испытывает скуку. Однако мало кто знает, что данная эмоция зависит от типа личности человека и может быть разной.
Психологи сделали вывод, что чувство скуки чрезвычайно распространено среди сотрудников, а также может варьироваться в зависимости от типа личности (крайними точками становятся легкая и напоминающая состояние депрессии).
Скука является наиболее распространённой эмоцией среди людей. Её испытывают намного чаще, чем радость, наслаждение, тревогу или гнев.
Сотрудники предприятия говорили экспериментаторам о своих позитивных и негативных эмоциях, сами давали оценку своему состоянию, как спокойному или беспокойному, сообщали, когда у них появлялось чувство скуки. На основании полученных результатов психологи определили пять типов скуки, кроме того, было выявлено, что данное эмоциональное состояние имеет сугубо личный характер, т.е. ее тип зависит от человеческой личности[10].
Первым типом скуки является безразличная или индифферентная скука. Как считается, такая эмоция в некоторой мере является полезной и приятной. Например, ее испытывает сотрудник, которому предстоит «пережить» долгий однообразный рабочий день, ничего интересного на его месте работы не происходит. Данный тип скуки напоминает больше чувство расслабленности.
Второй тип — это калибровочная скука. Человек, который испытывает данную эмоцию, постоянно о чем-то мечтает, но обязательно о разных вещах. Чаще всего такие люди не имеют мотивационной составляющей, чтобы совершить хоть какое-то действие, о котором он мечтает. К третьему типу, по мнению ученых, относится такая эмоция, как ищущая скука, лучше всего характеризующаяся диалогом, в котором на вопрос «Зачем ты это делаешь?» отвечают «Потому что мне скучно!». Человек, «страдающий» данным типом скуки, отличается от человека, подверженного калибровочной скукой, наличием мотивации поиска более интересного занятия. Человек в таком состоянии может сделать много малозначимых дел, не касающихся его работы и цели, поставленной его начальством.
Четвёртый тип — реагирующая скука, связана с чувством безысходности. Если человек присутствует на презентации либо важном для организации торжестве, но не имеете по какой-либо причине возможности покинуть мероприятие или заняться своими делами. Такая ситуация приводит к скуке, граничащей с агрессией.
Пятый тип, апатическая скука. Эта эмоция похожая на состояние депрессии. Данный тип опасен для психического здоровья, может вылиться в тяжёлое состояние подавленности и привести к полной потере мотивации. Именно отсутствие мотивации в некоторых важных ситуациях и является симптомом наличия апатической скуки.
2.3 Теоретические и практические аспекты управления стрессом
Любое возникающее в человеческой или общественной жизни явление нельзя назвать случайным. Все, что происходит, имеет смысл. Сейчас в жизни россиян появляются феномены «burnout» и «boreout», предназначенные для того, чтобы русский человек научился любить себя, ценить свое здоровье, смотреть на более важные вещи в своей жизни[11].
Международная ассоциация управления стрессом (International Stress Management Association или ISMA) организована в 1973 году. Инициирована она была доктором Э. Джейкобсон и профессором Ф. Макгуиганом, а создана К. Ресслером и Дж. Томпсоном. Э. Джейкобсоном было впервые введен термин «управление напряжением» (tension control) как научный синоним понятия «релаксация». Ассоциация имела своей первостепенной целью приобретение и распространение научных знаний о том, как управлять напряжением.
Способы релаксации были обоснованы с научной точки зрения и проходили клиническую проверку, с применением электромиографии. В процессе производилось измерение напряжения мышц, клиническая проверка учитывала уменьшение и исчезновение симптомов, которые были спровоцированы напряжением.
Данная Ассоциация являлась междисциплинарной организацией, которая объединяла специалистов различных отраслей: образование, психотерапия, физиотерапия, логопедия, стоматология, терапия. Позже были присоединены медсестринское дело, производственная медицина, бизнес.
Первое заседание Ассоциации состоялось в 1974 году в городе Чикаго. Первая международная конференция состоялась в Лондоне в 1979 году, вторая — в 1981 году, третья — в 1983 году, четвертая — в 1988 году, пятая — в 1992 году, шестая — в 1995 году, седьмая — в 1996 году, восьмая — в 2001 году. В дальнейшем миссия Международной ассоциации управления стрессом была расширена[12]:
— Содействием приобретению, использованию и распространению знаний о стресс-менеджменте с целью принесения пользы обществу мирового пространства («to facilitate the acquisition, dissemination and application of sound knowledge of stress management for the benefit of society throughout the world»);
— Обучением стресс-менеджменту студентов и профессионалов в таких сферах как менеджмент, бизнес, медсестринское дело, физиотерапия, психология, психотерапия, образование.
Участниками данной общественной организации являются такие известные авторитетные личности в сфере стресс — менеджмента как Роберт А. Дато, ПольДж. Рош, Чарльз Д. Шпильбергер, Ричард Х. Рэйе. В настоящее время имеются филиалы организации в Австралии, Японии, Великобритании, Индии, Гонконге, Бразилии, Нидерландах, России, США. Некоторые из них имеют свои Интернет-ресурсы: бразильский — http://www.ismabrasil.com.br/; английский — http://www.isma.org.uk/; индийский — http://www.stressindia.org/; американский — http://www.isma-usa.org/.
Кроме всего прочего, проводились исследования по вопросам профессиональных стрессовых состояний и источников их появления. Были изучены вопросы их воздействия на здоровье работника, а также использования знаний для решения проблемы. Центром по передовым практикам была обработана и классифицирована информация о примерах управления рабочими стрессовыми состояниями как в европейском обществе, так и за его границами. На сегодняшний день фиксируется рост интересов общества и средств массовой информации к вопросу о профессиональном стрессе[13].