Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности ( Стресс-менеджмент в системе управления предприятием).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Озабоченность по данному вопросу все чаще выражается профсоюзами, научными и профессиональными сообществами. В течение последних тридцати лет правительство и работодатели различных государств все более убеждаются в важности отсутствия отрицательных последствий от стресса для здоровья, безопасности сотрудников организаций. Такие причины послужили в качестве импульса к исследованию. Основной являлась сложность в отличии рабочего стресса и источников стрессовых состояний из других жизненных сфер. Как было выявлено по результатам исследования, почти каждый третий опрошенный считает, что работа влияет на состояние его здоровья. Среди профессиональных трудностей обозначаются стрессовые состояния (23%) и проблемы, связанные с опорно-двигательным аппаратом (30%). Каждый четвертый респондент сказал, что чаще всего причиной его отсутствия на работе является неудовлетворительное состояние здоровья. Как было подсчитано, в среднем один работник отсутствует на работе четыре раза в год. Потеря равняется 600 миллионам рабочих дней.

Как показало исследование, проведенное Международной Ассоциацией управления стрессом в Великобритании, в 2001 году стресс испытывали 25%, а в 2013 году это число уже увеличилось и составило уже 30%.

Результаты исследования показали, что стресс испытывали в связи с[14]:

— большим рабочим объемом — 30% работников;

— сжатыми сроками исполнения рабочих заданий — 27%;

— агрессивным управленческим стилем/плохой коммуникативной практикой — 23%;

— рабочей средой — 10%;

— личной жизнью — 10%.

Респонденты, имеющие стрессовое состояние при выполнении работы (42%), отметили снижение своей удовлетворенности работой. Практически каждый третий (36%) опрошенный отметил снижение уровня своей производительности. У 31% было зафиксировано нарушение социальных отношений, 29% понесли ущерб для здоровья. При этом медицинская помощь среди них была предоставлена только 14%, а 78% не получили профессиональных рекомендаций относительно того, каким образом бороться с рабочим стрессом. Как считают больше 50% участников исследования, возникновение профессионального стресса грозит им и в будущем. Показатели в различных британских регионах при этом могут иметь существенное различие.

Факторами наиболее стрессогенного характера являются:

— собственное увольнение или увольнение кого-нибудь членов семьи;

— переезд;

— развод.

Посредством совершенствования механизмов сбора информации можно развивать исследования. В настоящее время уже поняли, что заболевания, связанные со стрессовым состоянием, являются весомым основанием для беспокойства. Определенную важность имеет то, что все стрессовые ситуации могут прорабатываться с помощью специалистов и подаваться управлению.


Подводя итог изложенному в главе, можно сделать следующие выводы.

Современный человек почти каждую минуту подвергается стрессовому состоянию, практически проживая в этом состоянии. Однако регулярный стресс превращается в хронический, вследствие чего появляется вероятность возникновения у сотрудника профессионального выгорания (синдром «burnout»). Оно характеризуется эмоциональным истощением, обезличиванием, снижением личных достижений. Однако роль этого состояния не только негативна: при условии выявления его на ранней стадии и своевременного оказания психологической поддержки, можно заставить человека раскрыть срытый потенциал, использование которого является возможным в будущем.

Скука — это утомленное душевное состояние человека, тоска, уныние от безделья или отсутствия интереса к происходящему окружению. Психологи сделали вывод, что чувство скуки чрезвычайно распространено среди сотрудников, а также может варьироваться в зависимости от типа личности (крайними точками становятся легкая и напоминающая состояние депрессии). Скука также является фактором, борьба с которым является необходимым условием поддержания здорового психологического климата в организации.

Озабоченность по данному вопросу все чаще выражается профсоюзами, научными и профессиональными сообществами. В течение последних тридцати лет правительство и работодатели различных государств все более убеждаются в важности отсутствия отрицательных последствий от стресса для здоровья, безопасности сотрудников организаций.

Все стрессовые ситуации могут прорабатываться с помощью специалистов и подаваться управлению. Однако качество собственной жизни и деятельности каждый работник в организации должен определить сам посредством саморегуляции, самотренингов, освобождаясь от скуки, переутомления, перенапряжения и т.д.

Глава 3. Практические рекомендаций по использованию современных технологий стресс-менеджмента


3.1 Исследование системы стресс-менеджмента через эмоциональные показатели личности

На данный момент психология эмоций значительно уступает по степени разработанности основных вопросов таким направлениям общей психологии, как психология памяти, мышления, внимания, психология ощущений и т.д. В психологии эмоций отсутствует единая теория эмоций, не решен вопрос о классификации эмоциональных феноменов. Как признают исследователи, искусство, особенно литература и живопись, гораздо дальше и глубже продвинулись в изучении эмоциональной сферы, чем наука[15].

«Нелюбовь» ученых к данной проблематике ряд авторов связывает с тем, что сами по себе эмоциональные явления не укладываются в рамки позитивистского подхода, доминирующего в современной науке, ориентированной на принципы материализма и объективизма при проведении научного исследования. Эмоции и чувства, пожалуй, наиболее субъективные психические образования, при этом основными их характеристиками являются многообразие и динамичность. Все это существенно осложняет реализацию научного подхода к исследованию эмоциональной сферы личности. При этом значение проблемы научного анализа эмоций практически не нуждается в объяснении. Каждый день жизни человека сопровождается неким психическим состоянием, так или иначе эмоционально окрашенным. Так, в своих чувствах и переживаниях человек как личность проявляется гораздо более ярко, чем в интеллектуальной деятельности. Итак, признавая, что степень изученности эмоциональной сферы личности значительно отстает от других направлений общей психологии, и что попытки объективно исследовать эмоции и чувства приводят к утрате самого предмета исследования, специалисты предлагают пересмотреть подход к изучению данных аспектов психической жизни личности.

При решении вопроса о методологии исследования эмоций, они считают нужным обратиться к логике накопления научных знаний, состоящей в том, что первоначальным этапом накопления любого научного знания является наиболее полное описание изучаемого феномена. Таким образом, следует считать феноменологический подход к исследованию эмоциональной сферы наиболее приемлемым и адекватным, позволяющим преодолеть те методологические и методические барьеры, которые препятствуют на данный момент полноценному изучению эмоций[16].

Обзор методов, позволяющих исследовать некоторые аспекты эмоциональной сферы, также указывает на не разработанность данной проблемы. Среди конкретных методик, в первую очередь, следует отметить довольно большое количество опросников, направленных на выявление некоторого уровня выраженности той или иной черты или психодинамического свойства личности, связанных с эмоциональной сферой, (эмоциональная лабильность в опросниках темперамента, уровень тревожности, агрессивности, эмоциональной чувствительности в личностных опросниках и т.д.). К недостаткам существующих опросных методик следует отнести тот факт, что они не позволяют изучить все многообразие эмоциональной сферы личности. Что касается проективных методов, тем или иным образом исследующих сферу эмоций и чувств конкретной личности, то их применение также приводит к редуцированию многообразия переживаний к нескольким ключевым понятиям, нередко имеющим клинический характер (конфликт, фрустрация, вина и т.д.).


Общий вывод, касающийся методов изучения эмоциональной сферы, заключается в следующем: на данный момент сформировалась необходимость разработки специальных методов, позволяющих исследовать как многообразие эмоций и чувств, так и специфичность каждого эмоционального переживания конкретной личности. Психофизический подход, в целом, и ряд психофизических исследований, в частности, представляются весьма продуктивными в качестве методологической базы для решения поставленной задачи. В первую очередь, они позволяют охватить все многообразие эмоций понятием «эмоциональное пространство». Во-вторых, учение о шкалах и субъективном шкалировании может стать, по нашему мнению, отправной точкой в изучении многочисленных переживаний человека, их различных модальностей и интенсивностей[17].

Известно высказывание о том, что проблема оценки стимула является основополагающей проблемой не только психофизики, но и психологии в целом, поскольку нет такого психического явления, к которому тем или иным образом не относилось бы субъективное оценивание. Эмоции и чувства также являются психическими явлениями, таким образом, в отношении них личность также производит некоторую оценку, на основании чего можно заключить, что эти явления психики составляют определенную упорядоченную структуру, которую можно обозначить как эмоциональное пространство личности.

Исследования отечественных показали, что сущность субъективной оценки проявляется в речевой форме, в связи с чем именно оценка вербальных стимулов, характеризующих то или иное эмоциональное состояние, представляется наиболее адекватной формой отражения структуры эмоционального пространства конкретной личности. Обобщая все сказанное, сформулируем требования к методикам исследования эмоционального пространства личности:

1. В качестве стимульного материала данные методики должны содержать вербальные стимулы — понятия, обозначающие эмоции и чувства.

2. Результаты обследования должны реконструировать целостную систему представлений человека о составляющих сферы его переживаний, что позволит осознать проблемные зоны, переструктурировать и осуществить регуляцию своих представлений о сфере собственных эмоций и чувств.

3. Работа испытуемого со стимульным материалом должна основываться на принципе субъективного шкалирования и оценки конкретного эмоционального переживания и всего их многообразия.

С учетом этих требований учёными была разработана Методика исследования эмоционального пространства личности (МИЭПЛ). Стимульный материал включает в себя 183 понятия, отражающие многообразие эмоциональных переживаний, зафиксированных в русском языке. Формирование списка понятий происходило в несколько этапов: вначале из «Словаря современного русского языка» Ожегова были выписаны все понятия, которые характеризовались как «состояние, эмоция, чувство, переживание, отношение». Всего было выявлено свыше 400 терминов.


Затем из данного списка на основании дальнейшей работы с литературой были исключены характеристики ситуаций (вражда, конфликт), понятия, описывающие черты личности (тревожность, гордость), понятия, описывающие проявления эмоций, а не сами эмоции (плач, смех)[18].

Таким образом, был сформирован список, который репрезентирует многообразие переживаний личности и может быть положен в основу исследования целостной структуры этих переживаний. Работа испытуемого со стимульным материалом осуществляется в два этапа. На первом этапе испытуемому предлагается список из 183 понятий, при работе с которым он оценивает, насколько часто он испытывает те или иные эмоции и чувства.

Целью данного этапа является выявление «проблемных зон» в сфере переживаний. Так, если испытуемый отмечает, что он часто испытывает отрицательные или астенические эмоции (страх, панику, апатию, безразличие), то это показатель определенного неблагополучия в эмоциональной сфере.

На втором этапе испытуемому предъявляются те же 183 понятия, занесенные на отдельные карточки. Испытуемому предлагается сгруппировать карточки по принципу сходства тех или иных эмоций и чувств. Количество групп не ограничивается, главное условие — чтобы в каждой группе были сходные переживания, при этом необходимо выделить основание группировки.

Целью второго этапа является реконструкция субъективного эмоционального пространства личности[19]. Степень сложности и дифференцированности эмоционального пространства отражают, по нашему мнению, сложность и многоплановость личности испытуемого. Изучение структуры эмоциональных пространств позволяет, как нам представляется, подойти к решению вопроса о классификации эмоций. Анализ результатов обследования предполагает сопоставление с классификациями, относящимися к дифференцированному подходу к эмоциям (при этом выделяется ограниченное количество базовых переживаний). Планируется также сопоставить полученные данные с теми классификациями эмоций, которые представляют собой попытки многомерного описания эмоциональной сферы на основании данных факторного анализа с выделением ведущих осей, содержащих полярные характеристики эмоций.

При исследовании возрастных особенностей эмоциональной сферы (что является основной целью нашего исследования) предполагается сопоставить данные различных по возрасту выборок испытуемых и определить как количественные, так и качественные различия, характеризующие эмоциональную сферу обследуемых. К количественным показателям относятся: количество наиболее частых и наиболее редких переживаний, количество выделенных испытуемым групп переживаний. К качественным показателям относим: модальность и интенсивность наиболее частых и наиболее редких переживаний, однородность эмоций, входящих в каждую группу, основание группировки, ключевое понятие, вокруг которого формируется каждая группа переживаний. Анализ указанных параметров позволяет представить развернутую характеристику эмоционального пространства, степени его сложности и дифференцированности у испытуемых различных возрастных категорий.