Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности ( Стресс-менеджмент в системе управления предприятием).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2. Методические рекомендации по формированию конструктивного отношения к стрессовым ситуациям и овладение методами саморегуляции

Стресс-менеджмент является проблемой, поддающейся решению, для чего имеются соответствующие методические рекомендации, включающие несколько этапов.

Первый этап: Уровень стрессоустойчивости: Знание своих сильных и слабых сторон поможет овладеть методами саморегуляции. Важным при этом является понимание своей реакции на стрессовое состояние и выявление первичных признаков стресса[20]:

1. Физических: боли в области живота, спины, шеи; общая слабость мышц; головные боли, спазмы, заикание, затрудненность при глотании; повышенный уровень кровяного давления, головокружение.

2. Эмоциональных и поведенческих: повышенная возбудимость; агрессивность, раздражительность; невозможность сосредоточиться, чувство страха, беспомощности. Определяется уровень стрессоустойчивости.

Второй этап: Эмоциональное состояние для здоровой жизни.

На втором этапе нужно начинать работать над собой. Важными характеристиками при этом являются открытость и готовность к внутренним изменениям. Адекватность переживаний и эмоций имеет соответствие со смыслом и оправданностью в данных обстоятельствах. Логичным при сложной ситуации является проявление экономичности относительно эмоций для минимальных затрат ресурсов физического и психического характера. Коммуникация представляет собой уникальную возможность расположения к себе и вызова доверия.

Были определены правила эмоционального поведения, которые сохраняют успешный эмоциональный режим, используемые в стресс — менеджменте.

Внимательное отношение к привлекательности внешнего облика, отражающего эмоциональное, нравственное и волевое здоровье. Собственный внешний облик делового человека способен вызвать доверие к нему. Располагающим к себе имиджем можно способствовать экономии затрат энергии в процессе установления контактов с иными лицами. В процессе общения не нужно допускать двойственности и неопределенности выражения эмоций.

Необходимым является стремление к искренним и живым эмоциям в общении, уход от масок, скрывающих действительное отношение ко всему происходящему. Нельзя показывать безучастность и холодность в общении. Эмоции должны проявляться умеренно, смыслом и энергией их перезагружать не надо. Беседу нужно проводить в эмоционально позитивной и конструктивной формой. Проявление экспрессии в коммуникабельной форме будет располагать к эффективному взаимодействию и доверию.


Третий этап: Экономия энергетических ресурсов в качестве следующего этапа саморегуляции[21].

— энергия недовольства должна быть направлена на необходимые дела, приводящие к положительным переменам.

— следует себя похвалить за достижения. Собственные успехи нужно отмечать, а достигнутым успехам радоваться — это очень важно!

Четвертый этап: Приемы саморегуляции Стресс — механизм, срабатывающий и работающий по схеме. Одной из первых задач в случае использования приемов саморегуляции является понимание Вашего механизма. Выделяется три основных механизма стрессового состояния:

1. Возникновение в коре головного мозга стойкого очага возбуждения (доминанты), подчиняющей себе все поступки, помысли организма, его деятельность. Изменить ситуацию можно ликвидировав эту доминанту или создав конкурентную. Конкурирующая доминанта формируется любыми отвлекающими приемами (к примеру, чтением интересного романа).

Переключение на конкурирующую доминанту становится возможным благодаря акцентированию внимания на увлекательное дело.

2. Поступление в кровь адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ происходит выделение адреналина, а также физиологических активных веществ (гормонов стресса), вызывающих многосторонний эффект: повышенное давление, сильные сокращения сердца. При этой фазе происходит формирование условий для интенсивной мышечной нагрузки, в течение длительного периода времени в крови производится циркуляция биологически активных веществ, возбуждающих нервную систему, внутренние органы при отсутствии мышечной нагрузки на тело[22].

3. Стресс остается актуальным (потребности остались неудовлетворенными, конфликтная ситуация не исчерпалась), в кору головного мозга осуществляется подача импульсов, сохраняющих активность доминанты. Все еще не происходит выделения гормонов стресса. То есть, имеется необходимость в снижении значимости этого несбывшегося желания или нахождении пути реализации. Оптимальным способом является полное разрешение конфликта.

Приемы саморегуляции при стрессе:

Физическая нагрузка. Сейчас существует достаточное количество видов фитнеса. Необходимо выбрать приятный, иначе при ситуации, когда Вы себя заставляете, спровоцируете новую доминанту стресса.

Аффирмации. Позитивные утверждения, произносящиеся с целью настроить мозг на принятие нового, изменений в жизни. Составьте позитивные аффирмации, которые придадут сил и уверенности в себе, и чаще повторяйте их. Аффирмации составляются в настоящем времени. Пример: «Всё хорошо. Я в безопасности». Холодна вода. Доказано, что стакан холодный воды снимает напряженность. Другой вариант — нанести на лоб, виски и артерии на руках холодную воду.


Визуально-психотерапевтические прием. Психотерапевтическая самопомощь, которая связана с визуализацией желаемого образа. Представьте отдых в тихой месте, где есть все идеальные условия для защиты от стрессовых воздействий. Каждый раз, при возникновении стрессовой ситуации мысленно перемещаете себя в это место[23].

Легочный прием. Представляете, что с каждым новым выдохом организм освобождается от вредных веществ, которые образовались во время борьбы с психологическими стрессорами.

Визуальный прием. Мысленно представляете картину, отображающую личную стрессовую ситуацию. В процессе изменяете параметры так как хотелось бы: можете уменьшать величину, яркость образа. В итоге воображаете исчезновение образа. Если картина стрессовой ситуации представляется в цвете возможно заменять возбуждающие цвета на успокаивающие.

Сейчас появилось новое направление по работе со стрессом — йога смеха. Индийский врачи доказали, что смех, вызванный механически (на это направлена йога смеха) имеет тот же эффект, что обычный смех. Йога смеха может выступать средством профилактики от стресса в организациях.

Подводя итог изложенному в главе, можно сделать следующие выводы.

На данный момент психология эмоций значительно уступает по степени разработанности основных вопросов другим направлениям общей психологии. На данный момент сформировалась необходимость разработки специальных методов, позволяющих исследовать как многообразие эмоций и чувств, так и специфичность каждого эмоционального переживания конкретной личности.

Стресс-менеджмент является проблемой, поддающейся решению, для чего имеются соответствующие методические рекомендации, включающие несколько этапов. Необходимо повышение стрессоустойчивости и улучшение эмоционального состояния для здоровой жизни.

Необходимым является стремление к искренним и живым эмоциям в общении, уход от масок, скрывающих действительное отношение ко всему происходящему. Нельзя показывать безучастность и холодность в общении. Эмоции должны проявляться умеренно, смыслом и энергией их перезагружать не надо. Беседу нужно проводить в эмоционально позитивной и конструктивной формой. Проявление экспрессии в коммуникабельной форме будет располагать к эффективному взаимодействию и доверию.

В настоящее время разработано много приёмов саморегуляции при стрессе, таких как визуально-психотерапевтические, аффирмации и другие, в том числе использование йоги. Однако приемы саморегуляции — индивидуальная задача. Не исключено, что человек может придумать свой собственный. Важно понять, что помочь себе может только сам человек. Психотерапевт может лишь направить, а всю работу нужно проводить самостоятельно.


Заключение

По итогам работы можно сделать следующие выводы.

Стресс представляет собой неспецифическую реакцию организма человека на требования, вызывающие потребность к приспособлению, адаптации и восстановлению.

Ситуация чрезмерного стресса характеризуется снижением эффективности сотрудника, что может иметь серьезные негативные последствия для организации. Стрессовые ситуации возникают в компаниях достаточно часто. Стресс-менеджмент и его методика позволяют быстро и эффективно решить такую стрессовую ситуацию. Различными методами, например, путём коучинга и тренингов, в коллективе создаётся ровный микроклимат. Стресс-менеджмент рассматривает разнообразные измерения уровней стресса, зависящих от таких факторов, как величина степени стресса и его рискогенности, состояние субъекта действия в данный промежуток времени.

Деятельность руководителя, связанная с формированием и активизацией деятельности коллектива, должна быть направлена на развитие и поддержание устойчивости к стрессу и минимизацию рискогенности в коллективе. Успешное применение направлений стресс-менеджмента зависит только от желания. Любой профессионал должен иметь навыки управления стрессовым состоянием.

Снизить отрицательное воздействие стрессового психического состояния на организационное поведение сотруднику поможет проведение эффективных профилактических мероприятий.

Современный человек почти каждую минуту подвергается стрессовому состоянию, практически проживая в этом состоянии. Однако регулярный стресс превращается в хронический, вследствие чего появляется вероятность возникновения у сотрудника профессионального выгорания (синдром «burnout»). Оно характеризуется эмоциональным истощением, обезличиванием, снижением личных достижений. Однако роль этого состояния не только негативна: при условии выявления его на ранней стадии и своевременного оказания психологической поддержки, можно заставить человека раскрыть срытый потенциал, использование которого является возможным в будущем.

Скука — это утомленное душевное состояние человека, тоска, уныние от безделья или отсутствия интереса к происходящему окружению. Психологи сделали вывод, что чувство скуки чрезвычайно распространено среди сотрудников, а также может варьироваться в зависимости от типа личности (крайними точками становятся легкая и напоминающая состояние депрессии). Скука также является фактором, борьба с которым является необходимым условием поддержания здорового психологического климата в организации.


Озабоченность по данному вопросу все чаще выражается профсоюзами, научными и профессиональными сообществами. В течение последних тридцати лет правительство и работодатели различных государств все более убеждаются в важности отсутствия отрицательных последствий от стресса для здоровья, безопасности сотрудников организаций.

Все стрессовые ситуации могут прорабатываться с помощью специалистов и подаваться управлению. Однако качество собственной жизни и деятельности каждый работник в организации должен определить сам посредством саморегуляции, самотренингов, освобождаясь от скуки, переутомления, перенапряжения и т.д.

На данный момент психология эмоций значительно уступает по степени разработанности основных вопросов другим направлениям общей психологии. На данный момент сформировалась необходимость разработки специальных методов, позволяющих исследовать как многообразие эмоций и чувств, так и специфичность каждого эмоционального переживания конкретной личности.

Стресс-менеджмент является проблемой, поддающейся решению, для чего имеются соответствующие методические рекомендации, включающие несколько этапов. Необходимо повышение стрессоустойчивости и улучшение эмоционального состояния для здоровой жизни.

Необходимым является стремление к искренним и живым эмоциям в общении, уход от масок, скрывающих действительное отношение ко всему происходящему. Нельзя показывать безучастность и холодность в общении. Эмоции должны проявляться умеренно, смыслом и энергией их перезагружать не надо. Беседу нужно проводить в эмоционально позитивной и конструктивной формой. Проявление экспрессии в коммуникабельной форме будет располагать к эффективному взаимодействию и доверию.

В настоящее время разработано много приёмов саморегуляции при стрессе, таких как визуально-психотерапевтические, аффирмации и другие, в том числе использование йоги. Однако приемы саморегуляции — индивидуальная задача. Не исключено, что человек может придумать свой собственный. Важно понять, что помочь себе может только сам человек. Психотерапевт может лишь направить, а всю работу нужно проводить самостоятельно.

Библиография

  1. Афанасьев С.Л. Стресс-менеджмент / С.Л. Афанасьев // Проблемы экономики. — 2016. — № 1 (71). — С. 18-22.
  2. Болдырев Д.А. Проблема синдрома эмоционального выгорания у работников торговой сферы / Д.А. Болдырев // Форум молодых ученых. — 2017. — № 3 (7). — С. 59-61.
  3. Геталова Л.А. Психологическая адаптация к стрессовым ситуациям педагогов / Л.А. Геталова // Вопросы науки и образования. — 2017. — № 11 (12). — С. 185-188.
  4. Голованова Т.Н., Бахтина С.В. Стресс-менеджмент в жизни студента как субъекта учебной деятельности / Т.Н. Голованова, С.В. Бахтина // Вестник Марийского государственного университета. — 2018. Т. 12. — № 4 (32). — С. 101-106.
  5. Гусейнова С.Р. Тайм-менеджмент и стресс-менеджмент в организации деятельности студента / С.Р. Гусейнова // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. — 2018. — № 4. — С. 98-104.
  6. Давыдкина А.В., Еремеева И.Н. Стресс-менеджмент в организации / А.В. Давыдкина, И.Н. Еремеева // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. — 2019. — № 1-2. — С. 93-95.
  7. Кобозев И.Ю. Психопрофилактика и коррекция профессионального стресса сотрудников / И.Ю. Кобозев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2016. — № 1 (69). — С. 205-209.
  8. Корытова В.Е. Управление стрессами персонала на рабочем месте / В.Е. Корытова // Экономика и социум. — 2016. — № 3 (22). — С. 1851-1853.
  9. Котова А.П., Устинович А.И. Современные подходы к исследованию проблемы профилактики профессионального стресса / А.П. Котова, А.И. Устинович // Аксиома: актуальные аспекты гуманитарных наук. — 2016. — № 3 (3). — С. 17-19.
  10. Кречетников К.Г., Федосеева С.В. Стресс-менеджмент как часть менеджмента организации / К.Г. Кречетников, С.В. Федосеева // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. — 2016. — № 40-2. — С. 17-22.
  11. Кречетников К.Г., Шойнхорова В.Р. Стресс и стресс-менеджмент в деятельности руководителя / К.Г. Кречетников, В.Р. Шойнхорова // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. — 2016. — № 40-2. — С. 22-28.
  12. Кузнецова А.С. Психологические технологии профилактики профессионального стресса / А.С. Кузнецова // Системы компьютерной математики и их приложения. — 2019. — № 20-2. — С. 203-209.
  13. Кунык В.Н. Психологические аспекты стресс-менеджмента и тайм-менеджмента в организации / В.Н. Кунык // Современные научные исследования и разработки. — 2018. — № 12 (29). — С. 513-514.
  14. Лесовская М.И. Традиции ремесла в современном профессиональном обучении и стресс-менеджменте / М.И. Лесовская // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. — 2016. — № 4 (4). — С. 278-291.
  15. Мельникова Н.А. Стресс-менеджмент, как средство управления организацией / Н.А. Мельникова // Экономика и социум. — 2016. — № 5-3 (24). — С. 398-399.
  16. Мищенко В.И. Тренинг по стресс-менеджменту как способ повышения качества жизни студентов / В.И. Мищенко // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. — 2016. — № 1. — С. 78-83.
  17. Мухина А.А., Павлова А.Ю. Стресс как фактор нестабильности работника и источник неэффективности организации / А.А. Мухина, А.Ю. Павлова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2019. Т. 8. — № 3. — С. 67-73.
  18. Тарасов В.И. Управление конфликтами: методология менеджмента / В.И. Тарасов // Экономика и предпринимательство. — 2018. — № 7 (96). — С. 800-804.
  19. Шемякина Е.Ю. Формирование способности управления стрессом (стресс-менеджмента) у студентов / Е.Ю. Шемякина // Вестник факультета управления СПбГЭУ. — 2018. — № 3. — С. 266-270.