Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности ( Стресс-менеджмент в системе управления предприятием).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Для создания развитой среды в коллективе, способствующей формированию делового сотрудничества и переход от межличностных отношений к деловым отношениям важны разные аспекты. Одним из главных аспектов является стресс, который испытывается на рабочем месте. В наше время стресс стал одной из глобальных проблем. Большинство ситуаций, вызывающих нервное напряжение, связаны именно с работой, профессиональной деятельностью.

Возникновение стрессовых ситуаций может произойти по разным причинам, но чаще всего – из-за стиля менеджмента в организации. Для того чтобы оставаться конкурентоспособными многие работники сознательно подвергают себя перегрузкам, что приводит к нервному и физическому истощению.

Стресс является главной социальной проблемой, которая имеет влияние на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. В последние годы для населения России значимость этой проблемы очень растет, это связано с процессами общественно-экономических изменений и настоящим экономическим кризисом. У современного человека стресс происходит чаще всего из-за переутомления на работе, когда он пытается выполнить работу лучше, но потом силы иссякают, и он начинает работать все хуже и хуже. Для человека стресс стал обычным явлением, поэтому существенно снижается работоспособность, ухудшается здоровье, возрастает вероятность принятия неправильных решений, провоцируются конфликтные ситуации. В связи с этим создаются различные технологии, направленные на защиту от воздействия стрессовых ситуаций.

Предназначение стресс-менеджмента (т.е. управления стрессом) – это как раз то, что необходимо для полноценной жизни. Не нужно бороться с самим собой, пытаясь подавить стресс, необходимо научиться им управлять. То есть создать ресурс, который поможет двигаться по жизни. На данный момент стресс является неотъемлемой частью рабочего места. Его провоцируют: неуверенность в рабочем месте, большая конкуренция на рынке, интенсивно изменяющаяся внешняя среда, повышенные требования к подчиненным, большой объем поступающей информации, необходимость взаимодействовать с большим количеством людей. Все эти факторы приводят к переутомлению и, в итоге к стрессу.

Указанные обстоятельства способны определить, насколько актуальна проблема рассмотрения стресса и стрессоустойчивости человека в экстремальных условиях его производственной деятельности, которая способна вызвать конфликты и противоречия, преодолевать которые необходимо при помощи профилактических мероприятий, которые изучены на основе природы стрессов. Особую актуальность при этом приобретают задачи, связанные с управлением производственным стрессом.


Соответственно, выбранную тему курсовой работы можно признать актуальной.

Цель курсовой работы — дать анализ места и роли современных технологий стресс-менеджмента в системе управления предприятием.

Для реализации данной цели необходимо поставить и решить следующие задачи:

— определить особенности стресс-менеджмента в системе управления персоналом.

— охарактеризовать инструменты и методы исследования стресс-менеджмента на предприятии.

— обосновать необходимость разработки мероприятий профилактики стресса.

Объект исследования: современные технологии стресс-менеджмента в системе управления персоналом.

Предмет исследования — стресс-менеджмент в деятельности сотрудников в организации.

Теоретической основой работы выступили опубликованные в научных изданиях публикации ученых по изучению современных технологий стресс-менеджмента, в числе которых стоит назвать статьи К.Г. Кречетникова, Е.Ю. Шемякиной, Л.А. Гаталовой и др.

Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, состоящих из 9 параграфов, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Стресс-менеджмент в системе управления предприятием

1.1. Сущность и значение стресс-менеджмента в системе управления современной организацией.

Стрессовые ситуации возникают в компаниях достаточно часто. Это могут быть конфликты между членами коллектива, рабочие вопросы, которые не решены с руководством, а рабочая перегруженность в момент становится иногда невыносимой. Стресс-менеджмент и его методика позволяют быстро и эффективно решить такую стрессовую ситуацию. Существует три основных вида стресс-менеджмента, при которых[1]:

1. Руководитель организации проводит коучинг, в ходе которого его сотрудник узнает о собственном потенциале, благодаря раскрытию которого может быть максимально повышена эффективность деятельности.

2. Для персонала компании организовываются и проводятся тренинги.


3. В организации создается ровный микроклимат.

Необходимо понимать, что целеустремленный человек занимает позицию руководства. Он старается неординарно смотреть на вещи, ставя перед собой разнообразные решения для развития компании. Хоть руководитель и несет огромную ответственность за принимаемые решения, следует учитывать и человеческий фактор. Большая ответственность и перегруз на работе не во всех случаях позволяют функционировать с наиболее возможной производительностью. Из-за неосознанных опасений можно иногда не сделать какой-то важный шаг и не оценить все риски. Эмоции влияют на логику.

Создание комфортной среды для выявления и решения вопросов по управленческой деятельности в настоящее время связано с использованием системы выявления и комплексной реализации потенциала (личного, социального и творческого), называющаяся коучингом. С помощью данной системы техник и методик развиваются лидерские и управленческие навыки. Используя коучинг, можно развивать качества руководителя, которые необходимы для связывания целей и коллективных действий с организационными целями. Благодаря ему руководитель получает возможность наладить хорошие взаимоотношения со своей командой. Коучинг руководителей имеет некоторые отличия от иных видов коучинга.

Процесс характеризуется большей жесткостью и провокационностью, а также быстрым темпом. Благодаря данному мероприятию имеется возможность применения знаний и интуиции лидера и преобразования их в осязаемый результат для организации. В итоге руководитель будет иметь возможность четкого оценивания ситуации, объективного оценивания рисков, грамотной расстановки приоритетов, осознания и принятия собственной роли в коллективе, а также он сможет увидеть будущее своей организации и пути его достижения[2]. На отечественном рынке не так много профессиональных коучеров, услуги которых достаточно дороги. Несмотря на то, что в России такая деятельность начала развиваться совсем недавно, широким спросом она пользуется уже сейчас.

Связано это с тем, что компании все больше готовы вкладывать средства в людей, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Наиболее эффективными инвестициями являются инвестиции в работников, а именно в их образование, в развитие интеллектуальных составляющих и культурного уровня, в создание комфортных условий в рабочих помещениях. Сегодня более приоритетным считается коучинг руководителей, нежели групп. Обусловлено это тем, что развитие всей команды зависит от уровня эффективности и лидерских компетенций их руководителя. Тренинги для персонала представляют собой второй вид стресс-менеджмента. Менеджеры часто встречаются с недовольными клиентами, которые вызывают у них негативные эмоции и стресс. Вследствие этого происходит ухудшение трудовой деятельности и замедление экономических показателей. Данные ситуации требуют использования корпоративных тренингов, эмоционально разгружающих сотрудника. Не нужно бороться с возникающей агрессией, обидой или виной, которая проявилась в ситуации стресса при взаимодействии со сложным клиентом, нужно научиться искусству управления. Так тренинговые курсы научат сотрудника держать эмоциональный удар и выходить из сложных ситуаций.


Такие программы представляют собой показатель зрелости организации. Производится работа с кадровой фирменной политикой. Необходимо учитывать, что использование усвоенной методики является процессом не только первых рабочих месяцев. Происходящие изменения должны относиться к вопросам корпоративной культуры компании. Поскольку комплексными программами затрагиваются сотрудники на всех уровнях, изменения в работе организации происходят в целом. Более того, выравнивается микроклимат в коллективе в качестве неотъемлемой части менеджмента стресса. Стресс-менеджмент рассматривает разнообразные измерения уровней стресса, зависящих от таких факторов, как[3]:

а) величина степени стресса и его рискогенности;

б) состояние субъекта действия в данный промежуток времени.

От уровня стрессогенной ситуации и ресурсного состояния зависит уровень стресса. Через управление уровнем стрессогенности социальной среды и ситуации можно управлять стрессом в данных условиях деятельности. Даже хорошо обученный специалист в реальной жизни не всегда может управлять стрессом при трудновыполнимых задачах. И дело здесь не в ситуации нехватки «оперативной памяти» и вынужденной работе в стрессовом состоянии. Основной задачей является то, чтобы не накладывать стрессовое состояние друг на друга. В этом случае можно говорить о важном нюансе стресс-менеджмента — восстановлении. Несмотря на вспомогательный характер управления стрессом, все мероприятия должны быть привязаны к основной деятельности.

Деятельность должна быть структурирована на три следующих этапа:

а) подготовительный;

б) реализовывающий;

в) анализирующий.

Деятельность руководителя, связанная с формированием и активизацией деятельности коллектива, должна быть направлена на развитие и поддержание устойчивости к стрессу и минимизацию рискогенности в коллективе.

Базовыми стратегиями управления стрессом заключаются в[4]:

1. Уходе от проблемы.

2. Изменении проблемы.

3. Изменении отношения к проблеме.

Успешное применение направлений стресс-менеджмента зависит только от желания. Любой профессионал должен иметь навыки управления стрессовым состоянием. Люди профессий «человек — человек» могут извлечь максимум пользы через использование тренингов и методик стресс-менеджмента.

1.2. Стадии стресса

Согласно определению стресса, он представляет собой неспецифическую реакцию организма человека на требования, вызывающие потребность к приспособлению, адаптации и восстановлению.


Человек проводит на работе большую часть своего времени. Контексты работы, связанные с возникновением и увеличением стресса, заключаются в: длинном рабочем дне; высокой нагрузке на работе; недостаточном количестве сна; конфликтах и эмоционально ложных рабочих ситуациях; отсутствии контроля; отсутствии социальной поддержки; автономии на работе.

В качестве оснований модели «Требование/Контроль» выступают психосоциальные характеристики трудового процесса: требования работы психосоциального характера в сочетании с составляющими контроля над решаемой задачей и применением навыков (область принятия решений). Указанной моделью прогнозируются:

— риск заболеваний, связанный со стрессовым состоянием;

— корреляты профессии активной или пассивной формы.

Регулярный стресс имеет своим последствием превращение его в хроническую форму.

Выделяется два разных эффекта[5]:

— эустресс — положительный стресс;

— дистресс — отрицательный стресс.

Фактором определения стадии стресса является его биологическое значение. Организм человека представляет собой систему, устроенную таким образом, что в случае возникновения психологического дискомфорта он подает сигналы посредством органов жизнедеятельности.

Определяются три стадии стресса:

— Тревога, приводящая к тому, что понижается мышечный тонус и температура.

— Резистентность, проявляющаяся в росте показателей организма как защитном механизме.

— Истощение — представляет собой упадок сил, при котором организм теряет способность к адаптации.

Одна и та же стадия стресса проходит у разных людей по-разному. На генезис и динамику стресса в значительной степени влияет темперамент и тип нервной системы человека. Люди со слабой нервной системой наиболее склонны к дистрессу. Можно выделить следующие факторы, которые способствуют высокому уровню эмоционального напряжения:

— физиологические (чувство голода, усталость);

— психологические (неуверенность в себе, чувство одиночества);

— социально-психологические (нехватка или излишек необходимых данных, трудности взаимопонимания среди группы людей).

Ситуация чрезмерного стресса характеризуется снижением эффективности сотрудника, что может иметь серьезные негативные последствия для организации. Многие проблемы работников как раз и связаны с психологическим стрессом. Стрессовые состояния увеличивают затраты компании и ухудшают качество жизни работников.