Файл: Договора и их виды, как одна из форм организации коммерческой деятельности по работе с контрагентами (на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третью группу составляют договоры, содействующие торговле. Развитие торгового оборота привело к видоизменению прежних и появлению новых видов таких договоров. Некоторые из них используются преимущественно в коммерции, другие имеют как торговое, так и общегражданское применение.

Таковы договоры на проведение маркетинговых исследований; создание рекламной продукции; распространение рекламы; предоставление коммерческой информации.

К данной группе можно также отнести договоры коммерческой концессии, хранения товаров, страхования товаров и коммерческих рисков, перевозки грузов, транспортной экспедиции и ряд других.

Среди рассматриваемых договоров важно различать договоры на оказание услуг и на выполнение работ. Основной отличительный признак — договоры на выполнение работ всегда имеют результатом создание определенного материального или идеального продукта. Созданный продукт может быть предметом последующих продаж. Что касается договоров на услуги, то они предусматривают совершение должником определенных действий в пользу кредитора. Само совершение действий (хранение, перевозка, агентирование и т. п.) является желаемым благом и создает исполнение договора. Требования к договорам на работы и услуги весьма различны.

Наконец, имеется четвертая группа — организационные договоры. В данную группу, в частности, входят договоры о взаимосвязанной деятельности по снабжению или сбыту товаров; договоры органов исполнительной власти о межрегиональных поставках товаров; договоры органов власти и местного самоуправления с коммерческими организациями по вопросам производства и торговли и др.

Итак, при классификации договоров мы можем выделить те, которые образуют собственное содержание коммерческой деятельности. Это, прежде всего, реализационные и торгово-посреднические договоры.

Они целиком относятся к сфере коммерческого права, поскольку предназначены для обслуживания товарного обращения. Что касается договоров, содействующих торговле, то они наряду с коммерческой могут использоваться и в иной предпринимательской деятельности, и даже в отношениях с участием граждан. Торговое законодательство регулирует лишь те особенности таких договоров, которые связаны с их применением в области товарного обращения.


1.3. Содержание договора поставки, порядок заключения и расторжения

В соответствии с п. 1.ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При отсутствии в договоре существенных условий такой договор не будет считаться заключенным (п. 1. ст. 432 ГК РФ).

Способы заключения договора.

Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Классический вариант договора – простая письменная форма. Есть договоры, которые требуют обязательного нотариального заверения. Закон №223-ФЗ таких договоров не предусматривает. Но если стороны желают обеспечить себе дополнительную безопасность, договор поставки также можно заверить у нотариуса. Однако такие случаи на практике происходят редко.

Также существуют договоры, которые подлежат обязательной государственной регистрации. Например, все договоры, связанные с недвижимостью (продажа, обмен, дарение), необходимо регистрировать в Росреестре.

Такие договоры считаются заключенными с момента прохождения государственной регистрации. В случае, если по каким-то причинам договор купли-продажи, обмена, дарения недвижимости не прошел государственную регистрацию или не поступил в Росреестр, такой договор считается не заключенным.

Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы.

Заключение договора путем принятия условий, изложенных в оферте. Это классический способ заключения договора. Он заключается в том, что одна сторона (например, покупатель) направляет второй стороне (например, продавцу) условия, не обязательно в форме договора, главное, чтобы были направлены все существенные условия (в случае поставки это предмет договора, наименование и количество товара). В оферте, как правило, указывается способ ее принятия. Например, это может быть ответ в письменном виде о согласии с условиями в оферте, или совершение какого-либо юридически значимого действия, например, оплаты товара, или любое другое действие, определенное сторонами в оферте. Если вторая сторона акцептирует оферту, то данный договор будет считаться заключенным.


1. Договор поставки (разновидность договора купли-продажи)

По договору поставки одна сторона обязуется поставить, а другая принять и оплатить товар.

Договор поставки содержит:

Предмет договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Это самое главное существенное условие любого договора. Предмет договора всегда должен быть определен четко и конкретно. В отсутствие этого условия договор будет признан не заключенным. Предметом договора поставки является осуществление продавцом действий, направленных на поставку товара в собственность второй стороне. Предмет договора не обязательно должен быть выражен в одном абзаце или в одном пункте. Как правило, предмет договора вытекает из существа самого договора или разбросан по всему тексту договора.

Условие о наименовании товара (п. 3. ст. 455 ГК РФ). Наименование товара должно быть определено в договоре в любом случае. Для минимизации рисков и спорных моментов рекомендуется более конкретно прописывать наименование товара.

Товары могут распределяться по видовым, родовым и иным признакам. Например, если в договоре прописано, что одна сторона обязуется поставить другой стороне телевизор, то есть риск, что такой договор будет признан не заключенным, потому что отсутствует конкретное наименование товара; а именно, должно быть написано, какая марка и модель телевизора должна быть поставлена. Это очень часто пересекается с Законом о закупках, когда разрабатываются проекты договоров, конкурсная документация. Иногда случается, что на момент закупки нет возможности наиболее четко определить наименование товара, но по возможности нужно все же стараться определять наименование товара, чтобы избежать спорных моментов в будущем.

Условие о количестве товара (п. 3. ст. 455, ст. 465 Гражданского Кодекса РФ). Одно из обязательных условий договора поставки. Количество обычно выражается в штуках. Может также выражаться в единицах массы, килограммах, литрах, в зависимости от того, что является предметом поставки. Если сторонами не согласовано условие о количестве товара, то договор будет признан не действительным, так как поставить товар, количество которого не известно, невозможно.

Как правило, на практике условие о наименовании товара и условие о количестве товара отражены в спецификациях, приложениях, иных документах. Очень часто по договорам поставки эти условия отражены в товарных накладных. Арбитражный суд указал, что такое определение существенных условий поставки допустимо. Однако если в договоре указано, что наименование и количество товара определяется в товарных накладных, счетах, других документах, то в этих документах, которые определяют существенные условия, должна обязательно содержаться ссылка на договор, во исполнение которого осуществляется поставка. Если взять, к примеру, накладную ТОРГ-12, то вверху есть графа «Основание», то есть здесь указывается основание, согласно которому осуществляется поставка.


Рассмотрим ситуацию, когда в товарной накладной нет привязки к какому-либо документу, например, к договору. В данном случае, когда в товарной накладной определены наименование, количество и ассортимент товара, то есть содержатся все существенные условия и, исходя из документа, есть полное понимание, что, кому, куда, по какой цене поставляется, то такой договор будет признан разовой поставкой.

Единственная разница между ситуациями, когда в товарной накладной есть привязка к договору и когда ее нет, состоит в том, что в первом случае есть возможность применять условия договора в части недопоставки товара, пени, неустойки и иные условия, предусмотренные договором. Если же поставка была произведена исключительно по товарной накладной или несколько поставок были осуществлены по товарным накладным, то руководствоваться при решении спорных вопросов необходимо Гражданским Кодексом Российской Федерации, в котором также определены случаи истребования товара, предъявления требований, отказ от договора в случае ненадлежащего исполнения.

Не являются существенными:

Условие о сроке поставки товара. Если в договоре не определен срок исполнения обязательства, то он согласно ст. 327 ГК РФ должен быть исполнен в разумный срок с момента получения соответствующего уведомления. Такой разумный срок определен семью календарными днями с момента получения соответствующего требования. Итак, в ситуации, когда в договоре не определен срок поставки и не понятно, как действовать, когда товар уже оплачен, но не поставлен, нужно в произвольной форме в письменном виде направить уведомление контрагенту о том, что товар должен быть поставлен до определенной даты. С того момента, как контрагент получит указанное уведомление, начнется отсчет семи календарных дней. Если по истечении семи календарных дней поставка товара так и не была осуществлена, контрагент считается нарушившим условия договора в отношении сроков поставки. Однако лучше указывать срок поставки непосредственно в договоре.

Существует также возможность определения срока поставки указанием событий, которые неизбежно должны произойти.

При этом, если в договоре указано, что срок поставки товара составляет 30 дней с момента оплаты или внесения аванса, то есть возможность признать условие о сроке поставки не заключенным, так как оплата по разным причинам может не случиться и, следовательно, такое событие не подходит под определение неизбежного события.

Условие о цене товара (п. 1 ст. 485, п.3 ст. 424 ГК РФ). Если цена товара в договоре не определена, то стороны будут руководствоваться ст. 424 ГК РФ при решении спорных моментов, в таком случае стоимость товара будет определяться исходя из рыночной стоимости поставляемого товара в том регионе, где осуществляется поставка.


При заключении договора стороны вносят все существенные для них условия в договор (способы поставки, адрес поставки, условие об ответственности за товар и т. д.).

Вывод: Коммерческие операции на потребительском рынке обслуживают процесс обмена (купли-продажи). Коммерческая деятельность - это процесс торгового обмена товарами и услугами (совершение акта купли-продажи) между субъектами хозяйствования в соответствии со сложившейся и действующей законодательной базой, принятыми нормативно-правовыми актами, конечной целью которого является получение прибыли. В литературных источниках по-разному представлена структура и содержание коммерческой деятельности.

Предметом договора поставки является осуществление продавцом действий, направленных на поставку товара в собственность второй стороне. Предмет договора не обязательно должен быть выражен в одном абзаце или в одном пункте. Как правило, предмет договора вытекает из существа самого договора или разбросан по всему тексту договора.

Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Концепт СТ»

2.1. Правовой статус предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Концепт СТ» создано в соответствии с ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Гражданским кодексом РФ. Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании устава и действующего законодательства. Место нахождения Общества : Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Вильнюсская, 42.

Полное фирменное наименование Общества на русском языке : Общество с ограниченной ответственностью «Концепт СТ», сокращённое наименование на русском языке : ООО «Концепт СТ». Общество является коммерческой организацией.

ООО «Концепт СТ» вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за её пределами. Общество имеет круглую печать, содержащую её полное фирменное наименование на русском языке, а также указание на его место нахождения; оно вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.