Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Теоретические основы бухгалтерского учета на предприятии).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
- Бухгалтер ведёт наблюдение за событиями, изучает их сущность, определяет их как экономические явления, отражает взаимосвязь процессов и операций, управляет ими в финансовой форме. Всё это составляет аналитическую функцию деятельности бухгалтера.
- Экономические процессы (операции) подлежат учёту, классификации по группам, обобщаются в системе счетов путём их регистрации. Это учётная функция, которую часто называют счетоводством.
- Бухгалтер составляет финансовую отчётность, готовит специальные обзоры, сводки. Эти документы имеют свои особенности, обусловленные их назначением и использованием для принятия управленческих решений.
Глава 2. Организация бухгалтерского учета и анализ доходов и расходов торговой организации ООО «МИРАЖ»
2.1. Общая характеристика торгового предприятия
Торговое предприятие ООО «МИРАЖ» в городе Москве функционирует с 1998 года.
По виду специализации магазин «МИРАЖ» - неспециализированный продовольственный магазин самообслуживания, т.к. предлагает населению универсальный широкий ассортимент продовольственных товаров, основные из которых хлеб, молочная продукция, кондитерские изделия, гастрономия, алкогольная продукция, пиво, безалкогольные напитки.
По состоянию на начало 2018 года в универсаме работает 23 человека.
Организационная структура магазина приведена на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. Организационная структура управления магазина «МИРАЖ»
Структура управления магазина «МИРАЖ» относится к линейно-функциональному типу. При линейно-функциональном управлении линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю вырабатывать и принимать конкретные решения.
Форма продажи в магазине – самообслуживание. Это весьма эффективная форма продажи товаров, т.к. способствует увеличению товарооборота, экономии трудовых затрат и времени работников магазина, уменьшению расхода времени потребителя (покупателя) на совершение покупок. Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов персонала и интересов индивидуального предпринимателя.
2.2. Анализ основных экономических показателей предприятия
Рассмотрим динамику общего объёма товарооборота предприятия ООО «МИРАЖ» за 2016 г. – 2018 г.
Таблица 2.1
Динамика товарооборота предприятия
Период |
Товарооборот, тыс. руб. |
Темпы роста, % |
||||
базисные |
цепные |
|||||
в действующих ценах |
в сопоставимых ценах |
в действующих ценах |
в сопоставимых ценах |
в действующих ценах |
в сопоставимых ценах |
|
2016 г. |
42112 |
41 211 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
2017 г. |
46 211 |
44 561 |
109,73 |
108,13 |
109,73 |
108,13 |
2018 г. |
44 531 |
42 561 |
105,74 |
103,28 |
96,36 |
95,51 |
Данные таблицы 2.1 показывают, что в течение трех последних лет товарооборот в действующих ценах снизился по отношению к 2017 году, в динамике за 2016-2018 год также наблюдается сокращение товарооборота как в действующих, так и в сопоставимых ценах.
Но в рассматриваемый период времени большое влияние имел фактор инфляции. Поэтому точную картину о развитии товарооборота дает анализ данных в сопоставимых ценах. Этот анализ показывает, что за 2018 г. товарооборот снизился по сравнению с 2017 г. на 96,36%. Товарооборот 2018 года снизился на 1 680 тыс. рублей по отношению к 2017 году за появления большого числа конкурентов, торгующих продуктами питания.
Анализ ассортимента и структуры проводится по товарам, сгруппированных в 7 товарных групп. Динамику розничной реализации по отдельным товарным группам изучаем путем составления таблицы 2.2.
Таблица 2.2
Анализ структуры товарооборота ООО «МИРАЖ»
Товарная группа |
2017 год |
2018 год |
Отклонение, +, - |
Темп роста, % |
|||
Сумма, тыс.руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Удельный вес, % |
||
Мясо, рыба, птица |
7892 |
17,08 |
7250 |
16,28 |
-642 |
-0,80 |
91,87 |
Молочная продукция |
6922 |
14,98 |
8321 |
18,69 |
1399 |
3,71 |
120,21 |
Бакалейная продукция |
4500 |
9,74 |
4200 |
9,43 |
-300 |
-0,31 |
93,33 |
Кондитерские и хлебобулочные изделия |
9522 |
20,61 |
8050 |
18,08 |
-1472 |
-2,53 |
84,54 |
Овощи и фрукты |
3780 |
8,18 |
3922 |
8,81 |
142 |
0,63 |
103,76 |
Алкогольная и табачная продукция |
10622 |
22,99 |
9562 |
21,47 |
-1060 |
-1,51 |
90,02 |
Продукция собственного производства |
2 561 |
5,54 |
2 721 |
6,11 |
160 |
0,57 |
106,25 |
Непродовольственные товары |
412 |
0,89 |
505 |
1,13 |
93 |
0,24 |
122,57 |
Итого |
46 211 |
100,00 |
44 531 |
100,00 |
-1 680 |
0,00 |
96,36 |
По данным таблицы 2.2 можно заключить, что за исследуемый период было отмечено снижение продаж по основным товарных группам, что обусловлено снижением покупательной способности населения. Общее падение товарооборота по мясной продукции составило 642 тыс.руб., по кондитерским и хлебобулочным изделиям на 1472 тыс.руб., а по алкогольной и табачной продукции на 1060 тыс.руб.
Прирост объемов продаж наблюдался лишь в отношении молочной продукции, овощей и фруктов, продукции собственного производства, а также непродовольственных товаров.
Динамика прибыли ООО «МИРАЖ» в 2017-2018 годах представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Динамика прибыли ООО «МИРАЖ» в 2017-2018 годах
Показатель |
Фактически |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % |
|
2017 г. |
2018 г. |
|||
Товарооборот, тыс.руб. |
46 211 |
44 531 |
-1 680 |
96,36 |
Себестоимость продаж, тыс.руб. |
33 519 |
33 950 |
431 |
101,29 |
Валовой доход, тыс.руб. |
12 692 |
10 581 |
-2 111 |
83,37 |
Издержки обращения, тыс.руб. |
7807 |
8491 |
684 |
108,76 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
4 885 |
2 090 |
-2 795 |
42,79 |
Сальдо прочих доходов и расходов, |
150 |
55 |
-95 |
36,67 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
4280 |
1824 |
-2 457 |
42,60 |
Рентабельность продаж, % |
9,26 |
4,09 |
-5,17 |
х |
Предприятие имеет следующую динамику прибыли: прибыль от продаж в отчетном периоде по сравнению с прошлым снизилась на 2 795 тыс.руб., темп снижения прибыли составил 57,21%, валовой доход сократился на 2 111 тыс.руб. или на 16,63%. Чистая прибыль торгового предприятия сократилась на 2 457 тыс.руб., что повлекло за собой снижение рентабельности продаж на 5,17%.
Главными резервами увеличения полученной прибыли и рентабельности являются сокращение издержек обращения, повышение производительности труда и увеличение товарооборота.
2.3. Организация бухгалтерского учета организации
Организация учета финансового результата в ООО «МИРАЖ» закреплена в учетной политике. В соответствии с учетной политикой для отражения финансового результата деятельности в рабочем плане счетов бухгалтерского учета предназначены счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 97 «Расходы будущих периодов», 99 «Прибыли и убытки».
Учет финансовых результатов деятельности коммерческой организации ООО «МИРАЖ» ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденными приказом МФ РФ от 27.11.2006 г. № 156н, Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» утвержденными приказом МФ РФ от 27.11.2006 г. № 156н.
Учет доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности и определение финансового результата по ним, ведется на счете 90 «Продажи» по субсчетам:
- 90-1 «Выручка»;
- 90-2 «Себестоимость продаж»;
- 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
Бухгалтерские записи (проводки) по счету 90 ООО «МИРАЖ» отражены в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Бухгалтерские записи (проводки) по счету 90 ООО «МИРАЖ»
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Отражена выручка от продаж |
62 |
90-1 |
Списана себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы |
90-2 |
43, 41, 44, 20 |
Таким образом, субсчета 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на отчетную дату имеют сальдо, а синтетический счет 90 сальдо не имеет.
В течение года записи по субсчетам счета 90 ведутся с нарастающим итогом. По кредиту субсчета 90-1 и дебету счета 62 отражается выручка от розничной торговли. Одновременно себестоимость продаж списывается с кредита счета 44 «Расходы на продажу» в дебет субсчета 90-2.
По окончании месяца расчетным путем, без закрытия субсчетов, на счете 90 определяется финансовый результат путем сопоставления кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» с общим дебетовым оборотом по субсчету 90-2 «Себестоимость продаж». Полученный результат ежемесячно списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».
По окончании месяца расчетным путем, без закрытия субсчетов, на счете 90 определяется финансовый результат путем сопоставления кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» с общим дебетовым оборотом по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж»
. Полученный результат ежемесячно списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, субсчета 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» счета 90 на отчетную дату имеют сальдо, а синтетический счет 90 – сальдо не имеет. По окончании отчетного года субсчета 90-1, 90-2 и другие (кроме субсчета 90-9), открытые по счету 90, списываются на субсчет 90-9: Д-т сч. 90- 1, К-т сч.90-9 – выручка; Д-т сч. 90-9, К-т сч.90-2 – себестоимость продаж. Расходы, связанные с продажей, продажей и прочим выбытием основных средств учитываются: Д-т сч. 91-2, К-т сч.60, 69, 70.
В ООО «МИРАЖ» учет товаров ведется по продажным ценам, учетная стоимость проданного товара отражается: Кредит счета 41 (Товары) в Дебет счета 90 (Продажи), субсчет 90-2 (себестоимость продаж). Что касается определения даты получения дохода для целей начисления налога по УСНО (статьи 271, 273 НК РФ), то в ООО «МИРАЖ», как правило, поступление выручки в кассу и передача товаров покупателю совпадают, поэтому дата продажи товаров при любом выборе метода определения выручки определяется одинаково. Корреспонденция счетов по учету товаров ООО «МИРАЖ» отражена в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Корреспонденция счетов по учету товаров ООО «МИРАЖ»
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Поступление выручки в кассу |
50 |
90-1 |
50000 |
Списание стоимости проданных товаров: |
|||
-стоимость проданного товара по продажным ценам |
90-2 |
41 |
20000 |
-торговая наценка, относящаяся к проданным товарам (сторно) |
90-2 |
42 |
6000 |
Отражены операции на конец отчетного периода: |
|||
-списание расходов на продажу |
90-2 |
44 |
1000 |
-выявление финансового результата(прибыль) |
90-9 |
99 |
23000 |
В ООО «МИРАЖ» товары учитываются на счете 41/2. На указанную в документах сумму производится зачет расчетов с поставщиком и составляется проводка: Дебет счета 60 Kредит счета 41-2.
Все расходы на транспорт, используемые на поставку товаров, относятся к расходам на продажу, списываются на счет 44 субсчет «Транспортные расходы». Порядок ведения учетных регистров в ООО «МИРАЖ» по счетам 41-2 «Товары в розничной торговле» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обеспечивает контроль за поступлением товаров и в свое время оприходованием их материально ответственными лицами, а также – контроль за расчетами с поставщиками. В организации поступление товаров от поставщиков оформляется нижеследующими записями в таблице 2.6.