Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Теоретические основы бухгалтерского учета на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2.6

Корреспонденция счетов по поступлению товаров в ООО «МИРАЖ»

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оприходование поступивших в магазин товаров от поставщика

41-2

60

18000

Транспортные расходы относятся на издержки обращения

44

60

5000

Учет товаров в ООО ведется по продажным ценам, на сумму торговой наценки

41-2

42

23000

Уплата долга поставщикам

60

51

10000

После оплаты оприходованных ценностей учитываем сумму налога на добавленную стоимость при расчетах с бюджетом

68

19

13000

Порядок возврата товаров, приобретенных в организации, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Возврат товара должен быть оформлен накладной (форма ТОРГ-12) В 2 экземплярах. Первая форма-счет-фактура прилагается к товарному отчету, второй отдается покупателю. Покупатель имеет право обменять товар или получить денежные средства за данный товар. Процедура оформления возврата денежной суммы за возвращенный товар зависит от сроков возврата. Если денежные средства возвращаются в день покупки товара, то возврат суммы производится из операционной кассы магазина в кассу по чеку ККМ (в соответствии с типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.93 № 104-ФЗ). На сумму возврата составляется акт по форме км-3, утвержденной постановлением Госкомстата России. Возвращенные покупателю и погашенные кассовые чеки наклеиваются на лист бумаги и вместе с актом на возврат товара прилагаются к кассовому отчету и отправляются в бухгалтерию. Если деньги за приобретенный товар не возвращены в день покупки или кассовый чек утерян покупателем, то возврат суммы должен производиться на основании письменного запроса от покупателя и документов, удостоверяющих личность, и деньги за возвращенный товар отдаются только из главной кассы по расходному кассовому ордеру (форма № ко-2). Факт возврата товара покупателем означает, что ранее передача товара покупателю не может считаться продажей, а полученные от покупателя деньги не являются выручкой. В налоговом учете возврат товара также не будет признан реализованным.


При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи отражается по кредиту счета «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг списывается с кредита счетов 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу» в дебет счета 90 «Продажи».

Записи по субсчетам 90– 1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», производятся накопительно в течение отчетного периода. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж» и кредитового оборота по субсчету 90 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Это финансовый результат ежемесячно списывается с субсчета 90–9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

Аналитический учет продаж имеет целью выявить эффективность (рентабельность) продаж отдельных видов или групп товаров.

Выручка от продаж определяется по мере ее оплаты. Существенное влияние на организацию и ведение бухгалтерского учета финансового результата в ООО «МИРАЖ» оказывает отнесение исследуемой организации розничной торговли к объектам малого предпринимательства и применение к ООО «МИРАЖ» специального налогового режима упрощенной системы налогообложения по ставке 15% (доходы – расходы).

Из конечного финансового результата деятельности предприятия розничной торговли как из разницы между доходами и расходами организации вычитается сумма налога по УСНО.

Суммы, начисленные по Налоговой декларации УСНО учитываются в бухгалтерском учете ООО «МИРАЖ» по дебету счета 44 «Расходы на продажу» и кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам». Сумма УСНО, перечисляемая в федеральный бюджет, учитывается на отдельном субсчете «Расчеты по УСНО» счета 68. Начисленный в федеральный бюджет налог уменьшается на сумму пенсионных взносов и отражаются в бухгалтерском учете на субсчете 69.2. В ООО «МИРАЖ» расчеты с покупателями ведутся в наличной форме, поэтому дебиторская задолженность по проданным товарам отсутствует.

В соответствии с налоговым законодательством в обязанность ООО «МИРАЖ» входит ведение налогового учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов. Форма такой книги и порядок отражения в ней хозяйственных операций утверждены приказом Минфина 44 России от 22.10.20.12 № 135н. На основании существующих правил бухгалтер ООО «МИРАЖ» все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период отражает в книге учета доходов и расходов в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом. При этом ведение книги учета доходов и расходов, а также документирование фактов предпринимательской деятельности осуществляется на русском языке.


На ООО «МИРАЖ» книга ведется ручным способом. На каждый очередной налоговый период открывается новая книга учета доходов и расходов. Порядок заполнения книги учета зависит лишь от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения.

Таким образом, учет финансовых результатов в организации розничной торговли ООО «МИРАЖ» ведется в соответствии с рабочим Планом счетов бухгалтерского учета организации. Особенностью организации учета финансового результата в ООО «МИРАЖ» является отсутствие счетов по производству товаров: 20, 25, 26 в связи с тем, что исследуемая организация не является производителем товаров, а занимается исключительно розничной продажей продуктов питания, все расходы по организации и ведению торговли учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». Существенной особенностью организации учета финансового результата является учет сумм налога УСНО на счетах бухгалтерского учета, в связи с влиянием налога по УСНО на размер конечного финансового результата.

В целях совершенствования бухгалтерского учета доходов и расходов ООО «МИРАЖ» необходимо повысить эффективность учета и контроля издержек обращения, оптимизировать учетную работу в части товарных потерь.

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию учета на предприятии

3.1. Оптимизация внутреннего контроля и учета доходов и расходов

В настоящее время в ООО «МИРАЖ» отсутствует эффективная система внутреннего контроля, и создается значительный риск возникновения и необнаружения (несвоевременного обнаружения) ошибок и злоупотреблений, существенно влияющих на достоверность финансовой отчетности и негативно отражающемся на конечном финансовом результате – чистой прибыли.

Под системой внутреннего контроля понимается существующая в каждой организации совокупность организационных мероприятий, процедур и средств контроля, направленных на сохранность имущества и получения руководством организации достоверной информации о имущественном положении и результатах деятельности.


Для учета поступления товара на предприятия розничной торговли ООО «МИРАЖ» к активному счету 41 «Товары» необходимо открыть субсчета 41-1 «Товары в розничной торговле», 41-2 «Товары на складе», 41-3 «Тара под товаром и порожняя». Оборот по дебету этого счета будет показывать общую стоимость товаров, поступивших в магазин «МИРАЖ», оборот по кредиту – выбытие товаров, дебетовое сальдо отразит остаток товаров на конец отчетного периода. Изменения величины прибыли от реализации товаров складываются из изменения выручки от реализации товаров и изменения себестоимости реализованных товаров. Таким образом, изменение величины себестоимости реализованных товаров следует рассматривать как изменение покупной стоимости товаров и издержек обращения. Предприятие розничной торговли ООО «МИРАЖ» реализуют товары за наличный расчет.

Объем реализации за наличный расчет определяется суммой денежных средств, полученных от покупателей за проданные им товары. Выручка от покупателей поступает в кассу торгового предприятия. Выручка от продаж сдается продавцом кассиру, что отражается в квитанции к приходному кассовому ордеру. Правильность отражения полученной выручки от реализации товаров должна подтверждаться сверкой сумм выручки, показанной в кассовом и товарном отчетах. При учете товаров целесообразно по каждой партии товаров составлять ведомость с указанием по каждому наименованию покупной и продажной цены и наценки, это позволит списывать конкретную сумму торговой наценки по каждому наименованию реализованного товара.

В ООО «МИРАЖ» не составляются акты о порче, бое, ломе и списании товаров. Данное обстоятельство является важным недостатком ведения бухгалтерского учета, поскольку во время налоговой проверки предоставление актов необходимо.

Товары, учтенные на балансе торговой организации, в процессе хранения могут полностью или частично потерять свои потребительские качества, кроме того, товар может прийти в негодность и по причине боя или поломки. В этом случае торговой фирме придется столкнуться с так называемыми, ненормируемыми товарными потерями.

Как подтвердить данные товарные потери документально, читайте в данном разделе.

В соответствии с нормами бухгалтерского законодательства любая хозяйственная операция, совершаемая организацией, отражается в бухгалтерском учете на основании первичного учетного документа. Такое правило установлено статьей 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 402-ФЗ).


Правила ведения бухгалтерского учета предусматривают использование организациями двух видов первичных документов, а именно:

- составленных по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации;

- составленных по самостоятельно разработанной форме. При этом самостоятельно разработанные формы первичных документов должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ, а их использование должно быть закреплено учетной политикой организации.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25 декабря 1998 года N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» (далее - Постановление Госкомстата Российской Федерации N 132).

Для документального подтверждения товарных потерь при порче, бое, ломе товаров Постановлением Госкомстата Российской Федерации N 132 предусмотрены следующие формы документов:

- акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (форма N ТОРГ-15);

- акт о списании товаров (форма N ТОРГ-16).

Как следует из Указаний по применению и заполнению Акта формы N ТОРГ-15, данный документ применяется организациями при выявлении фактов боя, порчи или поломки товаров, подлежащих уценке или списанию. Для составления акта в торговой организации создается специальная комиссия, в которую входят представитель администрации фирмы и материально ответственное лицо, при необходимости в комиссию включается представитель санитарного надзора. Акт формы N ТОРГ-15 составляется в трех экземплярах. В акте указывается вся информация о товаре, подлежащем уценке или списанию, а именно: его наименование, цена, количество, артикул, сорт, причины, по которой возникли товарные потери, а также возможность его дальнейшего использования: продажа по сниженной цене, утилизация или уничтожение.

Подписанный всеми членами комиссии Акт проверяется бухгалтерией на предмет заполнения и передается на утверждение руководителю торговой организации, он же принимает окончательное решение в отношении использования товара. Один экземпляр Акта № ТОРГ-15 направляется в бухгалтерию фирмы, где на его основании производится списание товарных потерь с материально ответственного лица, второй остается в подразделении, где выявлена порча товара, а третий - вручается материально ответственному лицу.

Если товар не подлежит дальнейшей реализации, то оформляется Акт № ТОРГ - 16, это следует из Указаний по применению и заполнению данной формы.