Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Теоретические основы бухгалтерского учета на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность: Мировая практика свидетельствует о том, что именно сектор малого бизнеса в экономике многих, в том числе и высокоразвитых, стран является социально-значимым, приносящим немалый доход в казну государства, обеспечивающий занятость населения, оказывающий такие услуги, которые не могут быть оказаны крупными предприятиями. Однако в настоящее время в России этому сектору экономики не придается должного значения, действующее законодательство не обеспечивает благоприятных условий для его развития. Тем не менее, это направление имеет хорошие перспективы в нашей стране. Всё это и обусловило необходимость изучения особенностей функционирования, налогообложения, а также организации и ведения бухгалтерского учета в предприятиях малого бизнеса.

В результате за последние годы отмечаются невысокие темпы развития малого бизнеса, что зачастую связано с неудовлетворительно работающей системой государственной поддержки малого предпринимательства, с отсутствием льготных режимов налогообложения для малых предприятий, с наличием административных барьеров, препятствующих созданию и эффективному функционированию малого бизнеса.

Постоянные, не всегда последовательные и согласованные изменения нормативно-правовой базы бухгалтерского учета, аудита и налогообложения приводят к ухудшению качества отчетной информации малого предприятия и, как следствие, к неадекватному ее восприятию заинтересованными пользователями. В связи с этим проблема совершенствования бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства как никогда актуальна для российского экономического сообщества.

Поэтому целью исследования является исследование бухгалтерского учета на предприятии малого бизнеса ООО «МИРАЖ».

Объектом исследования в данной работе является торговое предприятие малого бизнеса.

Предметом исследования в данной работе является исследование бухгалтерского учета малого бизнеса ООО «МИРАЖ».

Для того чтобы достичь поставленной в данной работе цели, необходимо решить следующие задачи:

- исследовать теоретические основы учета на предприятии малого бизнеса;

- проанализировать практику учета на предприятии ООО «МИРАЖ»;

- разработать мероприятия по совершенствованию учета.

Для достижения поставленных задач в данной работе используются такие методы исследований как анализ информации, ее синтез, обобщение различной информации, а также ее сравнение. При написании данной работы были использованы научная и учебная литература, статьи, опубликованные в периодических изданиях Российской Федерации, действующие принципы, правила, а также методические положения по ведению налогового и бухгалтерского учета, и другие нормативно правовые документы, принятые в Российской Федерации.


Основными источниками, раскрывающими суть налогового и бухгалтерского учетов, являются Налоговый кодекс Российской Федерации и Положения по бухгалтерскому учету, соответственно. В данных источниках подробно рассматриваются понятия доходов и расходов предприятия. На основе данных источников строится классификация доходов и расходов, а также их учет.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета на предприятии

    1. Особенности организации бухгалтерского учета на предприятии

В соответствии с принципом стандартного Плана счетов (утвержденного приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н) малые предприятия могут составлять свой план работы счетов, который, в отличие от стандартного, могут содержать только учетные записи, которые организация будет использовать в процессе учета[1].

Процесс разработки рабочего плана счетов позволит вести учет фондов и источников их формирования на основных счетах и обеспечивать контроль за наличием и безопасностью имущества, выполнением обязательств, а также достоверностью данных бухгалтерского учета. На основе стандартного плана счетов для малого бизнеса рекомендуется организовать рабочий план счетов, чтобы информация из нескольких учетных записей была консолидирована на одной синтетической учетной записи.

Кроме работы над созданием рабочего плана счетов субъектам малого предпринимательства рекомендуются осуществить следующие организационные формы учета (в зависимости от объема учетной работы):

- ввести должность бухгалтера в штат, с учетом финансовых возможностей организации;

- передать, при существующих ограничениях в финансовых и трудовых ресурсах учетные операции на договорной основе специализированной организации или специалиста-бухгалтера;

- учесть возможность вести бухгалтерский учет руководителем предприятия.

При этом Закон № 402-ФЗ позволяет руководителям малого бизнеса вести учет самостоятельно (тогда как в целом глава хозяйствующего субъекта обязан доверить отчет главному бухгалтеру или другому должностному лицу этого лица или заключить соглашение о предоставлении бухгалтерских услуг)[2].


В последние годы значительное число средних и малых предприятий имеют аутсорсинг бухгалтерского учета. Основным преимуществом аутсорсинга является то, что заказчику в этом случае гарантируется высококачественное обслуживание специализированной организацией. Но при этом следует помнить, что наряду с положительной стороной данного метода ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса, имеется существенный недостаток - снижение скорости регистрации и риск нарушения конфиденциальности.

Еще одна особенность организации бухгалтерского учета, это обеспечение информацией для целей налогообложения. В настоящее время для целей бухгалтерского учета и налогообложения малый бизнес можно разделить на следующие категории:

- предприятия перешли на единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;

- предприятия, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для малого бизнеса;

- предприятия, применяющие патентную систему налогообложения;

- малые предприятия, которые ведут бухгалтерский учет и отчетность на общей основе.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, исходя из потребностей его производства и управления, их сложности и количества сотрудников. В этом случае небольшое предприятие может адаптировать прикладные учетные регистры к специфике своей работы, соблюдая основные принципы бухгалтерского учета[3].

Согласно информации Министерства финансов России № 113-3 / 2012 «Об упрощенной системе учета и отчетности для малого бизнеса», малые предприятия для бухгалтерского учета могут использовать следующие принципы:

1. Учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета на основе условий управления и размера организации.

2. Для целей бухгалтерского учета субъект малого бизнеса может уменьшить количество синтетических счетов в своем рабочем плане учетных счетов, но при этом обеспечить накопление информации для налогообложения и анализа:

- производственных запасах -счет 10 «Материалы»;

- расходы, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг) - счет 20 «Основное производство»;

- готовые товары и товары - счет 41 «Товары»;

- дебиторская и кредиторская задолженность - счет 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами».

В рабочем плане счетов можно предусмотреть следующие счета:

-для учета денежных средств в банках - счет 51 «Расчетные счета»;


- для расчетного капитала - счет 80 «Уставный капитал»;

- для учета финансовых результатов, счет 99 «Прибыль и убытки». Для систематизации и накопления информации субъект малого предпринимательства может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета.

Субъект малого бизнеса может принять решение не пересматривать основные средства и нематериальные активы для целей бухгалтерского учета.

Субъект малого бизнеса может отражать только в бухгалтерской и финансовой отчетности суммы налога на прибыль за отчетный период без отражения сумм, которые могут влиять на сумму налога на прибыль в последующие периоды. Отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т. д. Не могут быть раскрыты на счетах субъектов малого бизнеса отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т.п. объекты[4].

Кроме, того при организации бухгалтерского учета на малых предприятиях остается актуальным важность анализа бухгалтерской отчетности при принятии управленческих решений.

1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая учет на предприятиях малого бизнеса

01 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ, принятый 06 декабря 2011 г., в котором совершенно иначе, чем в Законе № 129-ФЗ, сформулированы определение бухгалтерского учёта, цели, предмет, сфера действия, объекты бухгалтерского учёта и другие понятия.

Так, в соответствии с Законом № 402-ФЗ его целью является установление единых требований к бухгалтерскому учёту, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчётности; создание правового механизма регулирования бухгалтерского учёта. Законом № 402-ФЗ предложена система регулирования бухгалтерского учёта, основанная на сочетании государственного и негосударственного регулирования учёта. Законом № 402-ФЗ предусмотрена следующая структура нормативных актов, регламентирующих ведение бухгалтерского учёта: федеральные стандарты; отраслевые стандарты; рекомендации в области бухгалтерского учёта; стандарты экономического субъекта. Второй уровень – нормативный – представлен двумя видами стандартов –федеральные и отраслевые, которые конкретизируют нормы документов первого уровня, дают ответы на вопросы по ведению отдельных участков бухгалтерского учёта. Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами[5].


Федеральные стандарты устанавливают: определения и признаки объектов бухгалтерского учёта, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учёту и их списания; допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учёта; порядок пересчёта стоимости объектов бухгалтерского учёта, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации; требования к учётной политике, инвентаризации активов и обязательств, документам и документообороту в бухгалтерском учёте; план счетов бухгалтерского учёта и порядок его применения (за исключением плана счетов бухгалтерского учёта для кредитных организаций, который утверждается Центробанком); состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчётности, в том числе образцы форм бухгалтерской отчётности, а также состав приложений к ней; условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчётность даёт достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период; состав бухгалтерской (финансовой) отчётности при реорганизации или ликвидации юридического лица, порядок её составления и денежного измерения объектов в ней; упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта, и формы бухгалтерской (финансовой) отчётности, для субъектов малого предпринимательства.

Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учёту (включая учётную политику, план счетов бухгалтерского учёта и порядок его применения) организаций, а также требования к бухгалтерскому учёту отдельных видов экономической деятельности. В настоящее время роль федеральных стандартов для коммерческих организаций выполняют положения национальные стандарты учёта – положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ), которые разрабатываются и утверждаются Министерством финансов РФ. Например: ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации», ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учёт основных средств», ПБУ 15/2008 «Учёт расходов по займам и кредитам», ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учёте и отчётности». В порядке нумерации ПБУ: первая цифра – порядковый номер, вторая через дробь – год принятия. Поскольку экономические субъекты функционируют в разных сферах экономики (торговля, строительство, внешнеэкономическая деятельность и т.п.), необходимы отраслевые стандарты, которые устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности[6]. Третий уровень – методический – представлен рекомендациями в области бухгалтерского учёта, принимаются в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учёта, технологии ведения бухгалтерского учёта, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учёта и т.д. призван разъяснить и конкретизировать положения предыдущего, дать более подробные и понятные инструкции по учёту различных хозяйственных ситуаций. Рекомендации в области бухгалтерского учёта применяются на добровольной основе. Документы этого уровня: инструкции и методические указания, а также другие материалы, утверждаемые Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Эти нормативные акты не должны противоречить нормативным документам Министерства финансов, которому принадлежит ведущее место на этих уровнях. Четвёртый уровень системы – организационно-распорядительный – представлен стандартами экономического субъекта, которые составляют документы организаций, разрабатываемые ими при формировании учётной политики. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно. Стандарты экономического субъекта должны применяться в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. Регулирование бухгалтерского учёта построено по иерархическому принципу. Документ каждого последующего уровня не должен противоречить предыдущему, а если противоречие есть, то применяется документ более высокого уровня. Если же два документа одного уровня противоречат друг другу, применяется документ, имеющий более позднюю дату принятия. Чтобы не остаться в стороне от изменений в законодательстве, бухгалтеру следует быть готовым к постоянной работе с нормативными документами. Система бухгалтерского учёта − информационная система. Её цель – сбор и обобщение информации об объектах бухгалтерского учёта и предоставление соответствующей финансовой информации в форме отчётности[7]. Исходя из этого положения определяются и основные функции бухгалтера.