Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОГО КЛАССА ШКОЛЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С поступлением в школу, отмечает А.В. Криницына[13], ребёнок сталкивается со множеством требований со стороны учителей, изменением образа жизни, необходимостью адаптации к новым социальным условиям. В такой ситуации некоторые дети либо начинают нарушать нормы поведения, либо замыкаются в себе. К тому же многие дети приходят в школу в шестилетнем возрасте, и далеко не все они психологически готовы к школе, и как результат - у многих из них наблюдаются негативные эмоциональные и поведенческие проявления, вызванные низким уровнем адаптации к школе[14]. Поэтому необходима системная профилактика учителями и психологами школы данных проблем школьника.

Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания, жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Между тем и в школе, и дома любят послушных детей. Воспитание послушания, беспрекословного подчинения общим правилам особенно активно начинается с первых дней обучения в школе, при этом иногда пренебрегают интересами самого ребенка, превращая послушание в непременное условие его поведения.

Для того чтобы успешно развиваться в условиях начальной школы, отмечает А.В. Криницына[15], ребёнку необходимо понимать, какой он ученик, обладать достаточным уровнем самоконтроля. Внешние признаки адаптации к школе - это установление нормальных взаимоотношений с одноклассниками и педагогами, снижение утомляемости, школьной тревожности, повышение успеваемости и уверенности в себе.

Для успешной адаптации к школе необходимо также, чтобы ребенок сумел безболезненно принять новые требования, понял и принял специфику учебной ситуации, правила и нормы поведения, относительную условность общения. Ему необходимо будет включиться в новые отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определенном темпе, так как учебная деятельность в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу как с другими учениками, так и с учителем. Помимо психологической, тут важна еще и социально-личностная готовность.


В отличие от физиологической адаптации, которая происходит автоматически, без специальных целенаправленных действий со стороны ребенка, социально-психологическая адаптация представляет собой довольно длительный процесс активного приспособления учащегося первого года обучения в школе к новой для него деятельности, контактам и ролям.

Для первоклассников характерно также стремление к состязательной совместной деятельности со сверстниками. В первом классе их больше всего радует возможность совместной игры в процессе обучения. Теперь им интересно сравнивать себя и сверстников, пытаться искать причины поражения и учиться на ошибках. В отличие от взрослых, первоклассники действительно способны целенаправленно учиться у более опытного, на «чужих» ошибках. Одновременно ребенок 7 лет начинает строже и критичнее относиться к самому себе. Поражение огорчает его, но не деморализует, он оказывается способен к самокоррекции. Попытка взрослого «поддаться», с таким восторгом встречаемая в 3-4 года, теперь воспринимается как обида («Ты нарочно! Это нечестно!»). Ему нужна истинная победа, а не уступка. Устойчивое проявление потребностей дает основание для того, чтобы социально-психологическая адаптация ребенка к школе прошла успешно, и он смог продуктивно реализовать роль ученика. Именно «роль», потому что учебные мотивы складываются у детей лишь к концу начальной школы, и то при условии грамотно организованной учебной деятельности педагогами. До этого момента, как отмечает Н.Ф. Талызина, ребенок будет мотивироваться в учебе преимущественно социальными побудителями, то есть отношением к его школьным успехам со стороны учителя, родителей, сверстников, и будет учиться не столько для себя самого, сколько для значимых для него окружающих. Поэтому наличие ярко выраженных социальных устремлений детей в этом возрасте является столь необходимым показателем их готовности к школе[16].

В результате анализа исследований психологической адаптации были выявлены критерии адаптированности личности как интегративного показателя успешности. Среди них можно выделить объективные и субъективные. Основными объективными критериями, характеризующими результативную сторону адаптации школьника, являются следующие: отношение к учебной деятельности, учебная мотивация, успешность обучения. Субъективными критериями являются уверенность в себе в различных вариантах взаимоотношений, адекватность самооценки, степень интеграции личности в коллективе, статус в группе, стремление к повышению своего статуса.


Таким образом, при поступлении ребёнка в первый класс важным является своевременная диагностика и коррекция его адаптации в школе.

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО, ЛИЧНОСТНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

2.1. Методический инструментарий и процедура исследования

Цель исследования: диагностика социального, личностного и эмоционального развития первоклассников в период адаптации к школьному обучению с целью раннего выявления рисков дезадаптации.

В соответствии с целью в исследовании решались задачи:

  • подбор диагностического инструментария;
  • проведение психологической диагностики с учащимися 1 класса и их родителями;
  • анализ и интерпретация полученных результатов.

Гипотеза исследования: школьная дезадаптация характерна для детей с конфликтным отношением в семье и отрицательным отношением к учителю.

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка» (г. Астрахань ул. Коммунистическая д. №62).

Уровни образования МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка»:

  • дошкольное (нормативный срок освоения 4 года);
  • начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года).

Реализуемые образовательные программы МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка»:

  • дошкольного образования;
  • начального общего образования.

В сентябре 1992 года, учитывая запросы общества и родителей, на базе детского сада №106 был создан комплекс «Детский сад-школа (Приказ №74 п.1 от 01.09.1992 г.» с целью: обеспечения непрерывности и преемственности педагогического процесса в детском саду и школе с осуществлением личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку; создания оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического, психического и личностного развития детей и объединения дошкольников и младших школьников в целях эффективности нравственного воспитания. В 2015 году муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка» было переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка».


В исследовании приняли участие дети МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка» в количестве 30 учащихся 1 класса (средний возраст 7 лет).

Исследование проводилось с помощью следующих методик:

1. Проективный рисуночный тест «Моя учительница». Цель методики: изучение эмоционального отношения учащихся к учителю и школе. По окончании рисования ребенку предлагалось ответить на вопрос: «Какая твоя учительница?» Ответы детей фиксировались с обратной стороны рисунка и учитывались при анализе отношения ребенка к учителю. Методика позволяет также ценить уровень школьной адаптации учащихся.

2. Методика «Карта наблюдения» Д. Стотта[17] (заполняет учитель). Цель: Изучение особенностей учащихся, дезадаптированных к условиям школы. Карта используется для изучения эмоциональной и поведенческой сфер, чтобы выявить такие симптомы, которые свидетельствуют о наличии эмоциональных проблем и отклонений в поведении ребенка и которые в ходе непосредственного обследования ребенка должны найти подтверждение.

3. Методика Р. Жиля. Цель: исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений. Методика является визуально-словесной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных: переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр. и переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.

Всего выделяют 12 признаков[18]: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как семейной чете, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.


4. Уровень социального развития детей диагностировался по данным анкетирования родителей.

5. Наблюдение. С целью изучения динамики школьной адаптации учащихся 1 классов, было осуществлено наблюдение за учениками 1 классов в различных ситуациях для выявления уровня адаптации детей к школе (поведение на уроках, выполнение поручений, интерес к самостоятельной работе, активность на уроке и перемене, общение со сверстниками). В качестве наблюдаемых параметров были определены поведенческие характеристики: отвлекаемость на уроке; непослушание; пассивность на уроке; тревожное настроение; страхи перед ответами; занятость на уроке посторонними делами; жалобы на головные боли, боли в животе; одиночество на перемене; недостаточное усвоение знаний на фоне низкой учебной активности.

Проанализируем полученные в ходе диагностики результаты.

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

Проективный рисуночный тест «Моя учительница» позволил изучить уровень отношения учащихся к учителю и школе. По окончании рисования ребенку предлагалось ответить на вопрос: «Какая твоя учительница?» Ответы детей фиксировались с обратной стороны рисунка и учитывались при анализе отношения ребенка к учителю. Методика позволила оценить уровень школьной адаптации учащихся (рис. 1).

Рис. 1. Результаты диагностики первоклассников МБОУ
г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка» по Проективному рисуночному тесту «Моя учительница»

Как видно на представленной выше схеме (см. рис. 1):

  • высокий уровень адаптации к школе, характеризующийся тем, что ребенок положительно относится к школе, предъявленные требования воспринимает адекватно, проявляет интерес к самостоятельной работе, выполняет поручения охотно и без внешнего контроля обнаружили 16,7% первоклассников (5 чел.);
  • средний уровень адаптации к школе - у 56,7% первоклассников (17 чел.), характеризующийся положительным отношением ребенка к школе, его внимательностью при выполнении учебных заданий, поручений, хорошей успеваемостью;
  • низкий уровень школьной адаптации обнаружили 26,7% первоклассников (8 чел.), характеризующийся безразличным или отрицательным отношением ребенка к школе, частыми проявлениями негативизма, напряженности, капризности, недовольства, отсутствием интереса к самостоятельным заданиям и слабой успеваемостью.