Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОГО КЛАССА ШКОЛЫ).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
Исследование показало также, что родители учащихся 1 класса МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка» были склонны скорее преуменьшать (не акцентировать / не освещать) трудности, имеющиеся у их ребенка, что также препятствует школьной адаптации, т.к. нежелание/невозможность родителей отличить особенности, характерные для детского возраста, от реально существующих проблем развития способны обернуться для ребенка огромными сложностями в школе и привести к дезадаптации, аддикциям и девиациям.
По данным, полученным при диагностике оценки родителями ребенка, мы заметили, что мамы, «слепо» любя своего ребенка, зачастую переоценивают его возможности. При этих условиях у первоклассника может зародиться страх не оправдать возлагаемые на него родителями ожидания, состояние фрустрации, постоянной тревожности, неуверенности в себе или, напротив, появится зазнайство, тщеславие, высокомерие, снобизм, нарциссизм. Поэтому считаем, что родителей важно учить адекватно оценивать личность своего ребенка, опираясь на его реальные достижения, совершенные им поступки и его потенциальные возможности.
Таким образом, проблема адаптации учащихся 1 класса МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка» к школьному обучению в ходе исследования была выявлена.
Проведенное исследование показало необходимость разработки программы психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе. Это комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.
Полученные данные еще раз подтверждают необходимость проведения систематического углубленного диагностического исследования для оценки реального уровня адаптации не только учащихся 1 класса МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка», но и дошкольников подготовительной к школе группы (за год до обучения в школе), а также необходимости разработки программ индивидуального адаптивного развития с учетом выявленных особенностей детей. Считаем, что грамотная реализация программ, составленных после проведения диагностического обследования педагогическим коллективом МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка» покажет высокую эффективность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поступление в школу - это переломный момент в жизни ребёнка независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. В этой связи актуализируется проблема психологической адаптации ребёнка к школе как проблема освоения им нового социального пространства развития и новой социальной позиции - позиции школьника. Это одна из наиболее актуальных проблем переходного периода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту.
При поступлении в школу специалисты отмечают, что недостаточная сформированность какого-либо компонента психологической готовности может влиять на адаптацию в целом.
Исследуя психологическую адаптацию первоклассников, психологи пришли к выводу, что успешность адаптации детей к школе во многом зависит от отношения педагога к ученикам и стиля его общения с ним. Вся жизнь в школе связана с личностью учителя, а позиция педагога по отношению к ребенку отличается от позиции воспитателя детского сада, отношения с которым были более интимными, он выполнял по отношению к ребенку в какой-то степени функции родителей. Большинство ученных считают, что важную роль в процессе адаптации к школе играют и личностные особенности учеников.
Исследования показывают, что родители и взрослые больше всего заботятся о благополучии детей в личностной и эмоциональной сфере, а не о педагогической готовности к школе, и поэтому в адаптации первоклассников возникают трудности. Итак, трудности «школьной части» кризиса семи лет являются продолжением трудностей подготовки к школьному обучению и следствием неполной работы взрослых, в т.ч. родителей, по подготовке ребенка к школьному обучению, по оперативному изменению его семейной ситуации, навыков самоорганизации в деятельности и т. д.
Проанализировав научную литературу, мы отметили, что очень важно, чтобы школа встретила впервые переступившего ее порог ребенка с должным вниманием и приветливостью, чтобы день поступления ребенка в школу запомнился ему на всю жизнь как радостный, как день вступления в новую жизнь. Таким образом, можно сказать, что страх, который переживают дети в дошкольном возрасте перед поступлением в первый класс, в условиях социальной напряженности, отличается от страха других детей своими проявлениями, степенью выраженности, более яркими воспоминаниями и острыми переживаниями. Дети становятся тревожными, а страх может переходить в хронический стресс, если в свое время родители и педагоги не обратят внимание. Проблем психологической адаптации детей к обучению в школе у детей может быть меньше, если правильно использовать психолого-педагогическое воздействие, которое должно быть направлено на преодоление тревожности, беспокойства, психического напряжения и повышение уверенности в собственных силах.
В практической части работы на базе МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка» проводилось эмпирическое исследование, целью которого была диагностика социального, личностного и эмоционального развития первоклассников в период адаптации к школьному обучению с целью раннего выявления рисков дезадаптации.
Уровни образования МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка»: дошкольное (нормативный срок освоения 4 года); начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года).
В исследовании приняли участие дети МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка» в количестве 30 учащихся 1 класса (средний возраст 7 лет).
Исследование проводилось с помощью следующих методик: проективный рисуночный тест «Моя учительница»; «Карта наблюдения»
Д. Стотта; тест Р. Жиля (состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий); уровень социального развития детей диагностировался по данным анкетирования родителей. В ходе исследования нами проводилось также включенное наблюдение.
В ходе диагностики нами были выявлены различные признаки школьной дезадаптации у учащихся 1 класса МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка»: нарушения в эмоциональной сфере, нарушения в сфере общения, нарушения в сфере поведения, невротические расстройства. Наиболее частыми проявлениями школьной дезадаптации у учащихся 1 классов МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка» в ходе диагностики оказались: конфликтные отношения со сверстниками; агрессивное поведение; реакции негативизма на просьбу учителя; повышенный уровень тревожности; избегание общения с учителями, отказ от участия в совместной со сверстниками работе; подозрительность, неуправляемое поведение, капризность; повышенная утомляемость, частые жалобы на слабое здоровье, повышенная раздражительность; наличие невроза навязчивых состояний: обгрызание ногтей, сосание пальцев, тики. В отношении ребенка к окружающим доминируют отношения к матери, отношение к сестрам и братьям, а затем к отцу, также как и отношение к дедушке и бабушке. В характеристике самих детей у трети первоклассников выявлена социальная адекватность поведения и более выражена закрытость.
Наблюдение за детьми показало, что недостаточный уровень сформированности эмоционального развития влечет за собой трудности в обучении, негативное отношение к самому процессу обучения, острые по силе и интенсивности реакции на критику и низкие оценки. Сочетание низкого уровня эмоционального развития с трудностями с определением эмоций на фоне психоэмоционального напряжения приводят к срывам и трудностям адаптации к школьным занятиям в целом. Так, в ходе исследования получила свое подтверждение гипотеза: школьная дезадаптация характерна для детей с конфликтным отношением в семье и отрицательным отношением к учителю.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативные правовые акты и нормативные документы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
2. Монографии, сборники, учебники и учебные пособия
- Безруких М.М. Как подготовить ребенка к школе. – Тула: Арктоус, 2016. – 142 с.
- Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 2008. – 240 с.
- Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л. А. Венгер, А.Л. Венгер. – М.: Знание, 2014. – 192 с.
- Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В Кн.: Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 2009. – С. 69-101.
- Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 2008. – 288 с.
3. Статьи в научных сборниках и периодической печати
- Абаленская З.В. Соотношение учебной мотивации и адаптации к школе в младшем школьном возрасте // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014. – № 8. – С. 12-15.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А. Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста как способ раннего выявления рисков дезадаптации // Новые исследования. – 2014. – № 7. – С. 145-147.
- Буров А.В. Корреляционный анализ взаимосвязей между индивидуально-психологическими особенностями детей и показателями адаптации к школьному обучению // Концепт. – 2014. – № 7. – С. 1-5.
- Гагай В.В., Гринева К.Ю. Механизм совладания с трудными ситуациями и адаптация первоклассников к школе // Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». – 2014. – № 7. – С. 50-53.
- Гусова А.Д. Проблема психологической адаптации детей к обучению в школе // Вестник университета. – 2016. – № 7. – С. 12-15.
- Жулина Г.Н., Кулешова Н.В. Особенности эмоционального компонента школьной адаптации первоклассников // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 5. – С. 32-35.
- Короткова Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе // Молодой ученый. – 2015. – № 13. – С. 745-748.
- Крайникова Т. А. Мир открытых сердец: учимся понимать, сопереживать и управлять своими чувствами. Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников на этапе адаптации к школе. – Черкесск: КЧРИПКРО, 2015. – 65 с.
- Крайникова Т.А. Коррекционно-развивающая программа эмоционального и коммуникативного развития первоклассников в период адаптации к школе // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – № 9. – С. 8-11.
- Криницына А.В. Адаптация первоклассников к школе средствами художественного творчества // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 7. – С. 12-15.
- Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / В Сб.: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2014. – С. 176-177.
- Кузьмина А.А., Таранушенко Т.Е. Комплексная оценка течения адаптации первоклассников к школе на современном этапе // Сибирское медицинское обозрение. – 2016. – № 7. – С. 12-15.
- Логутова Е.В. Индивидуальная коррекционная работа с обучающимися в период адаптации к школе // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2017. – № 11. – С. 26-29.
4. Ресурсы Интернет
- Карта наблюдений Д. Стотта [Электронный ресурс]. – URL: http://gc-pmss.ru/files/pdf2017/karta_nabludenij_stotta.pdf
- МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка» [Электронный ресурс]. – URL: http://shkola106.nubex.ru/4936/sveden/structure/
- Методика Рене Жиля [Электронный ресурс]. – URL: http://testoteka.narod.ru/pm/1/05.html
-
Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 2008. – С. 102. ↑
-
Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В Кн.: Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 2009. – С. 71. ↑
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, № 303, 31.12.2012. ↑
-
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 2008. – С. 64. ↑
-
Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л. А. Венгер, А.Л. Венгер. – М.: Знание, 2014. – С. 31. ↑
-
Безруких М.М. Как подготовить ребенка к школе. – Тула: Арктоус, 2016. – С. 31. ↑
-
Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л. А. Венгер, А.Л. Венгер. – М.: Знание, 2014. – С. 71. ↑
-
Гагай В.В., Гринева К.Ю. Механизм совладания с трудными ситуациями и адаптация первоклассников к школе // Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». – 2014. – № 7. – С. 50. ↑
-
Кузьмина А.А., Таранушенко Т.Е. Комплексная оценка течения адаптации первоклассников к школе на современном этапе // Сибирское медицинское обозрение. – 2016. – № 7. – С. 12. ↑
-
Гусова А.Д. Проблема психологической адаптации детей к обучению в школе // Вестник университета. – 2016. – № 7. – С. 12. ↑
-
Крайникова Т.А. Коррекционно-развивающая программа эмоционального и коммуникативного развития первоклассников в период адаптации к школе // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – № 9. – С. 9. ↑
-
Абаленская З.В. Соотношение учебной мотивации и адаптации к школе в младшем школьном возрасте // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014. – № 8. – С. 14. ↑
-
Криницына А.В. Адаптация первоклассников к школе средствами художественного творчества // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 7. – С. 12. ↑
-
Жулина Г.Н., Кулешова Н.В. Особенности эмоционального компонента школьной адаптации первоклассников // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 5. – С. 32. ↑
-
Криницына А.В. Адаптация первоклассников к школе средствами художественного творчества // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 7. С. 14. ↑
-
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 2008. – С. 63. ↑
-
Карта наблюдений Д. Стотта [Электронный ресурс]. - URL: http://gc-pmss.ru/files/pdf2017/karta_nabludenij_stotta.pdf ↑
-
Методика Рене Жиля [Электронный ресурс]. – URL: http://testoteka.narod.ru/pm/1/05.html ↑
-
Карта наблюдений Д. Стотта [Электронный ресурс]. - URL: http://gc-pmss.ru/files/pdf2017/karta_nabludenij_stotta.pdf ↑