Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОГО КЛАССА ШКОЛЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы «Адаптация детей в условиях первого класса школы» обусловлена сложностью адаптации первоклассников к новым условиям и новой деятельности, что определяет необходимость тщательного учета всех факторов, влияющих на процесс и результат школьной адаптации.

Для всестороннего раскрытия проблемы, определения условий, способствующих легкой адаптации первоклассников к обучению в школе, нами проанализированы концепции развития этой проблемы в психологии и педагогике, которые стали методологическими основами данной работы.

Проблемы адаптации первоклассников к школьному обучению изучались такими исследователями как Э.М. Александровская,
М.Р. Битянова, В.В. Гагай, И.В. Дубровина и др. Изучением адаптации не как пассивной, а как активной перестройки функциональных систем организма, обеспечивающей динамическое возрастное развитие, занимались
Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие ученые. Сущность понятия «адаптация первоклассников к учебной деятельности» раскрыта в исследованиях М.Р. Битяновой, А.Л. Венгер, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, Е.Р.Слободской и др. Адаптация первоклассников в единстве с психическим развитием и личностным становлением рассматривалась в трудах Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожца, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. Исследователи сходятся во мнении, что успешность адаптации первоклассников зависит от психолого-педагогических условий: психолого-педагогического сопровождения, в основе которого активное взаимодействие учителя, родителей, способствующее профилактике дезадаптации ребенка в период вхождения в школьную жизнь за счет своевременной диагностики и объективной оценки положительных и отрицательных влияний родителей на ребенка, а также учета психологической готовности ребенка к школе, уровня социального, личностного и эмоционального развития на момент поступления в школу.

Цель работы: исследование адаптации детей в условиях первого класса школы.

В соответствии с целью в работе решались задачи:

1. Рассмотреть понятие и общие условия адаптации учащихся к школьной жизни в психолого-педагогической литературе.

2. Охарактеризовать психолого-педагогические условия адаптации детей к обучению в первом классе.

3. Провести эмпирическое исследование социального, личностного и эмоционального развития учащихся первого класса в период адаптации к школьному обучению.


Объект исследования: процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия благоприятной адаптации первоклассников в МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка».

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой успешность и длительность социально-психологической адаптации ребенка к школе во многом определяет социальное развитие. Школьная дезадаптация характерна для детей с конфликтным отношением в семье и отрицательным отношением к учителю.

Для решения поставленных задач использовалась совокупность методов исследования: теоретические: теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования; анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; экспериментальные: наблюдение; анкетирование, тестирование; методы качественного и количественного анализа полученных данных: статистическая обработка, интерпретация результатов.

Структура работы: исследование включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОГО КЛАССА ШКОЛЫ

1.1. Понятие и общие условия адаптации учащихся к школьной жизни в психолого-педагогической литературе

Проблема адаптации учащихся к школе достаточно подробно исследована в педагогической науке. Так, по мнению Л. И. Божович[1], адаптация к школе - «внутренняя позиция школьника», психологическое новообразование личности. В. В. Давыдов[2] полагал, что психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу (начальное общее образование в соответствии с законодательством[3], направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни), должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией, внутренним планом действия. Успешная адаптация ребёнка в школе предполагает формирование у него данных новообразований, что возможно, по мнению Н. Ф Талызиной[4], когда учитель требует от ребенка не только решения задачи, но и обоснования его правильности. Это постепенно формирует способность у ребенка осознавать, отдавать себе отчет в том, что он делает, что сделал.


Адаптация - в широком смысле - как приспособление к окружающим условиям, впервые вошло в труды ученых-биологов. Под адаптацией в биологии подразумевают приспособление строения и функций организма и их групп к условиям существования (Ч. Дарвин, Ж. Ламарк, И.П. Павлов,
Ж. Сент-Иллер, Г. Спенсер, А.А. Ухтомский). В более узком смысле, понятие социальной адаптации как системы, направленной на овладение новыми общественными связями, не устраняет биологических форм адаптации, а видоизменяет и опосредует их в процессе взаимодействия личности и социального окружения. Под социальной адаптацией ученые понимают постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды (Г. Айзенк, Р. Хенки, Т. Шибутани, Л. Филипс и др.).

А.Л. Венгер[5] выделяет три уровня социально-психологической адаптации детей к школе. К высокому уровню социально-психологической адаптации детей к школе относится 30% детей. Они адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения, быстро вливаются в коллектив и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у этих детей отмечаются сложности в социальных отношениях, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения: хочется побегать на перемене, поговорить с соседом по парте на уроке и т. п. Но к концу первой четверти отношения нормализуются, ребенок полностью осваивается с новым режимом, с новыми требованиями и новым статусом ученика. Средний уровень социально-психологической адаптации к школе характерен для 56% детей. Как правило, эти дети испытывают трудности, потому что не готовы принять ситуацию обучения. Лишь к концу первого полугодия их реакции становятся адекватными требованиям школы. Низкий уровень социально-психологической адаптации к школе встречается у одного из десяти детей. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители, они мешают работать в классе, не усваивают учебную программу, у них отмечается плохое поведение, резко проявляются отрицательные эмоции.

С позиций культурно-исторической теории адаптационные процессы понимаются как вхождение ребенка в мир культуры и социальных отношений (Л.С. Выготский, А.В. Петровский и др.). Школьная адаптация как вид социально-психологической адаптации в педагогической психологии понимается как перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению (М.М. Безруких[6]); система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности (А.Л. Венгер[7]). В.В. Гагай с соавт.[8] рассматривает школьную адаптацию как процесс и результат вхождения ребенка в ситуацию школьного обучения, результатом которого является адаптированность, т.е. система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности.


В психолого-педагогической литературе сформулированы общие условия, при которых адаптация к школьной жизни протекает наиболее успешно: учет индивидуально-личностных качеств ученика (A.A. Кирсанов, Е.С. Рабунский, И. Унт); подбор соответствующих возрастным особенностям развития учащихся методов и приемов обучения (Н.Ф. Виноградова,
Н.В. Бабкина, Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский, Г.А.Цукерман); создание материально-технического обеспечения учебно-воспитательного пространства (Ш.А. Амонашвили, В.А. Петровский).

Многие отечественные и зарубежные авторы (Д. Брайт, Д. Майерс, Л.И. Анцыферова, Р.М. Грановская, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк,
Э.Г. Эйдемиллер и др.) указывают на то, что школьная адаптация связана с возникновением трудных ситуаций для первоклассника, вызывающих фрустрационные реакции и требующих адаптивных способов совладающего поведения. В разрешении трудных ситуаций важную роль играет совладающе поведение личности. В большинстве случаев совладание понимается как индивидуальный способ взаимодействия человека с трудной ситуацией и представляет собой поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам.

А.А. Кузьмина с соавт.[9] пишет, что переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребенка. В этот период в его жизнь входит учение, деятельность обязательная, ответственная, требующая систематического организованного труда; кроме того, эта деятельность ставит перед ребенком задачу последовательного, преднамеренного усвоения знаний, обобщенных и систематизированных в основах наук, что предполагает совершенно иную, чем в дошкольном детстве, структуру его познавательной деятельности. Соответственно изменившемуся положению ребенка и появлению у него новой ведущей деятельности - учения - перестраивается весь повседневный ход его жизни.

Если учитель недостаточно четко представляет себе цели и возможности психолого-педагогического анализа адаптационного периода, не владеет навыками его осуществления, то успешная адаптация не укладывается в рамки методики передачи знаний. Компетентный учитель предотвращает развитие дезадаптации, содействует преодолению возникающих адаптационных затруднений, обеспечивает более быстрое включение первоклассников в учебную деятельность и, в конечном счете, содействует их обучению, образованию и развитию.


1.2. Психолого-педагогические условия адаптации детей к обучению в первом классе

Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, наконец, изменяется уклад его жизни. У шестилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе.

Если рассматривать адаптацию первоклассника к учебной деятельности, нужно подчеркнуть, что это процесс преодоления проблемных ситуаций за счет сознательного и активного приспособления к внешней среде своего внутреннего мира. Адаптация охватывает различные уровни структурно-функциональной системы и осуществляется в различных направлениях. Адаптация личности имеет системный характер и протекает во внешней и внутренней среде.

Продолжительность адаптации, отмечает А.Д. Гусова[10], определяют обычно от 3-4 недель до 2-х месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. По другим данным, в среднем она продолжается от 10-18 дней до 1-3 месяцев (и даже более) и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности, снижением его самооценки. Ее признаками являются: снижение работоспособности, успеваемости ребенка, ухудшение памяти, рассредоточение внимания, сложности в общении со сверстниками и взрослыми. В разной степени выраженности и продолжительности адаптационные трудности вхождения в школу возникают практически у всех детей, даже при своевременном начале систематического обучения.

При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента социально-личностной готовности. Многие педагоги (Т.А. Крайникова[11], З.В. Абаленская[12] и др.) считают, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные. Исследуя психологическую адаптацию первоклассников, психологи (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Ш.Л. Амонашвили Л.А. Венгер и А.Л. Венгер, В.С. Мухина, и др.) пришли к выводу, что успешность адаптации детей к школе во многом зависит от отношения педагога к ученикам и стиля его общения с ним.