Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОГО КЛАССА ШКОЛЫ).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
Методика «Карта наблюдения» Д.Стотта[19] проводилась с целью изучения особенностей адаптации учащихся к школе и выявления признаков и характера школьной дезадаптации, в основе которой лежит фиксация форм дезадаптивного поведения по результатам наблюдения за учениками 1 классов.
Нами были выявлены различные признаки школьной дезадаптации у учащихся 1 классов: нарушения в эмоциональной сфере, нарушения в сфере общения, нарушения в сфере поведения, невротические расстройства (табл. 1).
Таблица 1
Результаты диагностики первоклассников МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка» по Методике «Карта наблюдения» Д.Стотта
Признаки школьной дезадаптации |
Уровень школьной дезадаптации |
|||||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень (не вызывает тревоги) |
||||
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
|
нарушения в эмоциональной сфере |
33.3% |
10 |
50.0% |
15 |
16.7% |
5 |
нарушения в сфере общения |
10.0% |
3 |
66.7% |
20 |
23.3% |
7 |
нарушения в сфере поведения |
50.0% |
15 |
43.3% |
13 |
6.7% |
2 |
невротические расстройства |
33.3% |
10 |
50.0% |
15 |
16.7% |
5 |
Результаты, приведенные в табл. 1 для наглядности представлены также в виде схемы (рис. 2).
Рис. 2. Результаты диагностики первоклассников МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка» по Методике «Карта наблюдения» Д.Стотта
Наиболее частыми проявлениями школьной дезадаптации у учащихся 1 классов МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка» в ходе диагностики оказались:
- конфликтные отношения со сверстниками 10% (3 чел.) учащихся;
- агрессивное поведение 10% (3 чел.) учащихся;
- реакции негативизма на просьбу учителя 10% (3 чел.) учащихся;
- повышенный уровень тревожности 33,3% (10 чел.) учащихся;
- избегание общения с учителями, отказ от участия в совместной со сверстниками работе 10% (3 чел.) учащихся;
- подозрительность, неуправляемое поведение, капризность 33,3% (10 чел.) учащихся;
- повышенная утомляемость, частые жалобы на слабое здоровье, повышенная раздражительность 50% (15 чел.) учащихся;
- наличие невроза навязчивых состояний: обгрызание ногтей, сосание пальцев, тики 16,7% (5 чел.) учащихся.
По результатам наблюдения за поведением первоклассников МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка» на уроках и переменах и по данным полученным в ходе диагностики были выделены три уровня адаптации детей к школе (рис. 3).
- высокий - 10,0% (3 чел.) учащихся - ребенок положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, легко усваивает учебный материал, прилежен;
- средний - 33,3% (10 чел.) учащихся - ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал, внимателен при выполнении заданий, но требует контроля, обнаруживает затруднения в общении со сверстниками или учителями;
- низкий - 56,7% (17 чел.) учащихся - ребенок отрицательно или безразлично относится к школе, нарушает дисциплину, пассивен, вступает в конфликты со сверстниками и взрослыми, в его поведении отмечаются признаки школьной дезадаптации.
Рис. 3. Уровни адаптации первоклассников МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка» к школе
3. Методика Р. Жиля выявила показатели социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений.
Анализ полученных результатов приведен в табл. 2, где показано, что в отношении ребенка к окружающим доминируют отношения к матери (60,0%), отношение к сестрам и братьям (33,3%), а затем к отцу (30,0%), также как и отношение к дедушке и бабушке (30,0%).
Таблица 2
Результаты тестирования первоклассников МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка»
по методике Р. Жиля
Показатели |
% |
чел. |
отношение к матери |
60.0% |
18 |
отношение к отцу |
30.0% |
9 |
отношение к сестрам и братьям |
33.3% |
10 |
отношение к бабушке и дедушке |
30.0% |
9 |
социальная адекватность поведения |
33.3% |
10 |
закрытость |
53.3% |
16 |
В табл. 2 показано также, что в характеристике самих детей у трети первоклассников (33,3%) выявлена социальная адекватность поведения и более выражена закрытость (53,3%). Данные табл. 2 представлены в виде схемы (рис. 4).
Рис. 4. Результаты тестирования первоклассников МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка» по методике Р. Жиля
При сопоставлении результатов исследования уровня школьной адаптации учащихся МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка» с данными по методике Р. Жиля и проективного рисуночного теста «Моя учительница» было установлено, что для первоклассников МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка» с низким уровнем школьной адаптации характерны конфликтные отношения со сверстниками и учителями, боязнь учителя, а также было отмечено, что первоклассники с низким уровнем школьной адаптации имеют нарушения внутрисемейных отношений, связанных с повышенной требовательностью родителей, недостатком внимания родителей к проблемам ребенка, ревностью к брату или сестре.
4. Уровень социального развития учащихся 1 класса МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка» диагностировался по данным анкетирования родителей. Полученные данные представлены в табл. 3 и на схеме (рис. 5), где видно, что высокий и средний уровень сформированности личностного развития наблюдается у 93,3%
(28 чел.) первоклассников, 60% учащихся 1 класса имеет несформированность эмоциональной сферы, т.е. имеют сложности в процессе определения, дифференциации эмоций других людей, а также выражения собственных эмоций - это очень тревожные факты.
Таблица 3
Уровень социального, личностного и эмоционального развития (количество детей в %)
Показатели |
Уровень развития |
|||
Высокий и средний уровень |
Низкий уровень |
|||
чел. |
% |
чел. |
% |
|
социальное развитие |
28 |
93.3% |
2 |
6.7% |
личностное развитие |
26 |
86.7% |
4 |
13.3% |
эмоциональное развитие |
12 |
40.0% |
18 |
60.0% |
Рис. 5. Уровень социального, личностного и эмоционального развития (количество детей в %)
Наблюдение за детьми показало, что недостаточный уровень сформированности эмоционального развития влечет за собой трудности в обучении, приводит к неадекватным реакциям ребенка на ситуацию обучения и снижение его познавательных способностей. В результате такие первоклассники демонстрируют негативное отношение к самому процессу обучения, острые по силе и интенсивности реакции на критику и низкие оценки, неожиданные и неадекватные поведенческие ответы. Из расстройств этой сферы наиболее часто отмечалась повышенная тревожность/агрессивность, склонность к истерикам и демонстративность, асоциальное поведение и негативизм. Сочетание низкого уровня эмоционального развития с трудностями с определением эмоций на фоне психоэмоционального напряжения приводят к срывам и трудностям адаптации к школьным занятиям в целом.
Изучение эмоционального компонента школьной адаптации первоклассников МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка» позволяет сделать следующие выводы:
- 13 чел. (43,3%) первоклассников обладает оптимальной работоспособностью: нагрузки соответствуют возможностям и образ жизни этих детей позволяет восстанавливать затраченную энергию;
- эмоциональный фон у 15 чел. (50%) первоклассников в норме;
- у 10 чел. (33,3%) первоклассников оказался низкий уровень развития эмоциональной сферы;
- у 10 чел. (33,3%) первоклассников преобладает положительное отношение к школе;
- статистически значимые половые различия выявлены в отношении преобладающего эмоционального фона, положительный эмоциональный фон преобладает у девочек (р = 0,0001).
Уровень социального развития диагностировался по данным анкетирования родителей. Особенности оценки родителями развития детей представлены на схеме (рис. 6).
Рис. 6. Особенности оценки родителями развития детей (количество родителей в %)
По результатам исследования показателя социального развития по данным анкетирования родителей, большинство учащихся - 51,7% (рис. 6) имеют хорошо сформированные социальные навыки: легко вступают в контакт, спокойно адаптируются в новой обстановке, умеют общаться с незнакомыми взрослыми людьми. Однако, анализируя этот показатель необходимо учитывать, что не все родители адекватно оценивают способности ребенка и уровень его развития, часть родителей склонны приуменьшать или преувеличивать трудности, имеющиеся у ребенка.
Единственный показатель, в оценке которого, результаты исследования совпали с данными анкетирования родителей – это показатель самоорганизации ребенка (организации деятельности). Возможно, это связано с особым вниманием родителей к поведению ребенка, его самостоятельности, способности выполнять указания и требования в быту, а также выполнять определенные учебные задания в процессе подготовки к школе. Причем ответственность за проблемы в этой сфере родители склонны возлагать на самого ребенка, не учитывая при этом возрастные возможности и индивидуальные особенности развития произвольной регуляции деятельности в 7 лет.
Личностное развитие, так же, как и социальное, определяет успешность психологической адаптации ребенка к школе. Эффективное взаимодействие с окружающими сверстниками (одноклассниками) и взрослыми (учителем) - залог успешной адаптации в новых условиях деятельности при новом социальном статусе - ученика. Недостаточная сформированность личностного развития может быть компенсирована условиями обучения, тактикой работы педагога и доброжелательным, понимающим отношением родителей.
Личностное развитие - это результат взаимодействия ребенка и окружающих взрослых. Дефицит общения современных детей со сверстниками и чужими взрослыми затрудняет формирование адекватной самооценки, формирование статуса ученика. Эти обстоятельства препятствуют дальнейшему освоению полноценной учебной деятельности и, кроме того, противоречит естественному ходу развития познавательных потребностей и интересов в детском возрасте. Ведь к концу младшего школьного возраста закономерно было бы ожидать появления нового уровня развития учебной мотивации, обеспечивающего возможность перехода к более сложным формам познавательной деятельности.
Исследование показало, что социальное развитие во многом определяет успешность и длительность социально-психологической адаптации ребенка к школе. Несформированность навыков социального общения может затруднить адаптацию, стать причиной сложностей взаимодействия со сверстниками и учителями. Первокласснику с низким уровнем социального развития очень трудно бывает принять статус ученика. А трудности вхождения в коллектив и напряженные отношения с окружающими вызывают повышенную тревожность и снижают самооценку 7-летнего ребенка. Если учитель, зная эту особенность ребенка, примет ее во внимание, будет спокоен, доброжелателен, тактичен, то это не станет препятствием к успешному обучению.
Изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся 1 класса МБОУ г. Астрахани «Начальная школа - детский сад №106 «Ёлочка» с трудностями в адаптации к школе и сравнение их с успешно адаптирующимися детьми позволили охарактеризовать таких детей как слабо мотивированных на обучение в школе, обладающих неадекватной самооценкой, с низким уровнем работоспособности, постоянно испытывающих отрицательные эмоции.
Считаем, что все вышеперечисленные показатели развития способны серьезно помешать ребенку в успешной адаптации в школе, привести к учебной неуспеваемости, нарушению социальных контактов как со сверстниками, так и с взрослыми (учителями, родителями), и как следствие провоцировать нарушение социальных норм, девиантное поведение.