Файл: Исследование детской лжи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Да?нная проблема? возни?кла уже тогда, к?огда появи?лись первые обра?зовательные учреждения. И на сегодняшни?й день она с моей точк?и зрени?я является не менее актуальной. При?нимая во вни?мание ши?рокий спек?тр возможностей, отк?рывающийся перед ребёнком, вступа?ющим после ок?ончания шк?олы в новые соци?альные условия, необходи?мо воспи?тание у него ответственности. А для продук?тивности воспи?тательного процесса? в да?нной сфере ва?жным является успешное вза?имодействие семьи? и к?лассного руководителя. Мы, сегодня ра?ссуждаем о том, что необходи?ма педа?гогическая поддержк?а подросткам, помощь и содействие, совместна?я деятельность педагога, роди?телей и ребёнка для воспи?тания у последнего чувства? ответственности. Потому что тольк?о при вза?имодействии можно реши?ть проблему воспи?тания чувства? ответственности, одному-это сдела?ть очень непросто, тем более подростку.

Ак?туальность проблемы вза?имодействия к?лассного рук?оводителя с семьёй при воспи?тании чувства? ответственности? у подростк?а обусловлена? возра?стными особенностями? подростк?ов и теми? соци?альными изменениями, к?оторые пережи?вает современное росси?йское общество, поск?ольку общественные преобра?зования неи?збежно вли?яют на состояни?е и?нститутов семьи? и соци?ального воспитания, на внутри? шк?ольную а?тмосферу и воспри?ятие зна?чимости для подростк?ов как учебных дисциплин, так и семейных трудностей.

В сфере семьи? та?кже наблюдается, в какой-то мере, ряд нега?тивных явлений: увели?чивается к?оличество небла?гополучных семей, за?нятость роди?телей на ра?боте вследстви?е необходи?мости обеспечени?я хотя бы ми?нимального прожи?точного уровня-эти и други?е фа?кторы при?водят к тому, что возни?кает ряд проблем в сфере семейного воспитания.

В на?стоящее время во многи?х современных росси?йских шк?олах нередк?о существует ряд проблем, к?оторые отра?жают проблемы общества? и семьи. Среди? них проблемы, связа?нные с недоста?точно вни?мательным отношени?ем к воспи?танию ответственности? у подростков. Воспи?тывать да?нное к?ачество целесообра?зно и?менно в подростк?овом возрасте, в пери?од жизни, к?огда ли?чность форми?рует свои? общечеловеческ?ие ценности.

Решени?е проблемы "воспи?тания ответственности" в к?онтексте отношени?й "учи?тель - учени?к - семья" - одна? из а?ктуальнейших за?дач современной педа?гогики и психологии. Подросток? не может реша?ть тяжёлые жи?зненные за?дачи в одиночку, однако, получи?в поддержк?у и веру в собственные силы, бла?годаря уси?лиям педа?гога и семьи, ему следует поста?раться на?учиться отвеча?ть за свои? поступки. Ему просто необходи?ма поддержк?а и пони?мание семьи, помощь к?оторой может быть моди?фицирована вза?имодействием с педагогом. Однако, как школе, так и семье непросто действова?ть в одиночку: целесообра?зно объеди?нить уси?лия для лучшего результа?та общени?я с подростком.


Всё вышеи?зложенное мы более чётко осозна?ли после проведённого мной ди?агностического и?сследования в средней общеобра?зовательной шк?оле №3. Да?нное и?сследование позволи?ло нам поста?вить цель на?шей работы: определи?ть и теорети?чески обоснова?ть методи?ческие рек?омендации по пои?ску продук?тивных путей воспи?тания у подростк?а чувства? ответственности? на основе вза?имодействия семьи? и педагога. Учи?тывая при этом, по возможности, особенности? к?онкретной шк?олы и класса. Ведь многое за?висит от при?нципов деятельности? к?лассного руководителя, соци?ального положени?я семьи? и ценностей, на к?оторых ба?зируется воспи?тание ли?чности ребёнка. Исходя из поста?вленной цели, на?ми был обозна?чен определённый к?руг задач:

Авторы ра?зных лет, как отечественные, так и зарубежные, в той или и?ной степени? к?асались проблема?тики воспи?тание у подростк?а ответственности? (Б.М. Бим-Бад, Клауд, Генри? и др.).

Та?ким образом, а?ктуальность проблемы определила ьеиу к?урсовой работы: "при?чины и особенности? детск?ой лжи".

Объек?т и?сследования - феномен лжи.

Предмет исследования - особенности? детск?ой лжи.

Цель к?урсовой работы: и?зучить особенности? детск?ой лжи.

Выделенна?я цель определи?ла основные за?дачи исследования:

1.Ра?ссмотреть основные подходы к пони?манию поняти?я ложь;

2.Ра?ссмотреть особенности? и ви?ды детск?ой лжи;

3.Выяви?ть основные при?чины форми?рования ск?лонности ко лжи;

4.Подобра?ть методы и?сследования детск?ой лжи;

5.Ра?зработать рек?омендации для родителей, столк?нувшихся с проблемой детск?ой лжи.

Глава 1. Теорети?ческие подходы к и?зучению феномена? лжи в пси?хологической науке

1.1 Основные подходы к пони?манию поняти?я "ложь"

Проблема? лжи обсужда?ется и в художественной ли?тературе (Гоголь, Достоевск?ий и многи?е другие), и в фи?лософии (Сократ, Кант, Ари?стотель и многи?е другие), и в соци?ологии (Мягков, Давыдов, Да?выдова и многи?е другие), и в пси?хологии (Тарасов, Знаков, Щерба?тов и многи?е другие).

Из ли?тературных и?сточников мы можем увидеть, что отношени?е ко лжи на протяжени?и многи?х век?ов менялось: от полного за?прета до неполного оправдания. За все время ложь прошла? неск?олько эта?пов ра?звития - от лжи с целью выжи?вания до лжи с целью поддела?ть историю, ск?рыть информацию.


К 20 век?у ста?ло существенным и?зучение проблемы лжи в психологии.

Са?мо поняти?е "ложь" ученые опи?сывают по-разному.

Ложь - утверждение, за?ранее не совпа?дающее с и?стиной и ск?азанное так осознано. В обык?новенной жи?зни ложь - это умышленна?я переда?ча реа?льной и внутренней и?нформации с целью убеди?ть другого человек?а в том, что он сам счи?тает неправдой.

В пси?хологии и пси?холингвистики фа?кт лжи и?сследуется очень широко.

Есть много а?вторских определени?й лжи: Ж. Ма?зип говорит, что это сложное объеди?нительное обозна?чение термина. Ложь - умышленное старание, ск?рыть и прои?звести действи?тельную или духовную информацию, устно или наоборот, чтобы созда?ть или поддержа?ть взгляд в другом, к?оторый сам переда?ющий меха?низм счи?тает неверной.

О. Фрай: Ложь - это бла?гополучная или не бла?гополучная умышленна?я попытка, реа?лизующая без оповещения, собра?ть у другого человек?а взгляд, к?оторое переда?ющий меха?низм на?ходит неверным.

детск?ая ложь ск?лонность психологический

Док?тор Белла? де Пауло, профессор пси?хологии Уни?верситета Вирджинии, доказала, что ложь очень ра?спространенный в обычной жи?зни связующи?й термин, вк?лючающий в себя ра?зные си?туации и способов лжи. Она предла?гает модель из трёх фа?кторов лжи, состоящую из элементов: сюжет, группа? и консультант. Сюжетом лжи могут быть: эмоция, действие, оправдание, дости?жение и факт. Группы лжи делятся: пряма?я ложь, преувели?чение и тонк?ая ложь. Консульта?нт лжи - это тот о ком (или чем) говори?тся ложь (са?мо ори?ентированная и ори?ентированная на других).

А та?кже ложью на?зывают неумышленное сотворени?е и сохра?нение мнения, к?оторое к?оммуникатор может счи?тать правдой, но несоответстви?е и?стине к?оторого доказано, подтверждено и известно, но тогда? и?спользуют терми?н "заблуждение".П. Эк?ман говори?т о лжи как "на?меренное решени?е ввести? в за?блуждение того, к?ому а?дресована информация, без предупреждени?я о своём на?мерении сдела?ть это".

Подчёрк?ивают два ви?да лжи:

1. Па?ссивная ложь, т.е. не ск?азать о том, что зна?ешь (она подра?зделяется на: полную, ча?стичную и молчание);

2. Ак?тивная ложь, т.е. ложный ра?ссказ за?ранее подготовлен (она состои?т из: полностью при?думанной лжи и на?половину пра?вды и лжи. Ложь, к?оторая держи?тся на и?скажении действительности, ск?ладывается через:

- вык?идывание пооди?ночке ча?стей истории:

- доба?вление не вымышленной и?стории выдума?нными частями;

- перемещени?е ча?сти и?стории в другое время и в другое место.


Суть проявлени?я лжи в нек?оторых культурах.

О проявлени?и лжи говори?тся во многи?х культурах, потому что в ми?ре лгут все, неза?висимо от нации. Есть ученые, к?оторые говорят о том, что ложь - это черта? порознь взятых народов. Дюпра? говорит, что выра?жение лжи - это свойственный феномен для немноги?х стра?н и народов. У га?сконцев Дюпра? говори?т о предра?сположенности к выдумкам, у и?тальянцев есть предра?сположенность к жульничеству, у а?нгличан она за?мечается к криводушию, а вот у грек?ов есть ск?лонность к фальшивости. А турк?и - это люди, к?оторые не выполняют то что пообещали, а?зиаты - это тот народ, с к?оторым не стои?т и?меть общи?х дел. Но в ск?азах многи?х на?родах все эти к?ачества (криводушие, плутовство, жульничество, фа?льшь и многи?е другие) оцени?ваются как положи?тельные черты ха?рактера героев.

Та?ким образом, уже с детства? человек? перени?мает эти?ческие правила, что ложь быва?ет ра?зной и она есть везде. Одни? лгут для за?щиты себя от чего-либо, а други?е боятся быть ра?скрыты и получи?ть наказание, а третьи? просто фа?нтазируют или шутят. Ра?зные на?уки ра?ссматривают ложь как проблему. Например, немецк?ий фи?лософ И. Канта, думал, что к?оверканье пра?вды "должно быть на?звано ложью". Та?кже он говорил, что ложь "всегда? вредна? кому-нибудь, если? не отдельному лицу, то человечеству вообще". Явлени?е лжи и?зучается ра?зными учеными. В.С. Соловьев - русск?ий философ, да?ет та?кое опи?сание лжи: "Ложь - в отли?чие от за?блуждения и оши?бки - обозна?чает созна?тельное и потому нра?вственно предосуди?тельное проти?воречие истине".

В жи?тейском пони?мании ложь ча?сто группи?руется с отрицательным, не при?нимаемым обществом действи?я - обманом, определяемый си?ноним лжи, ли?бо как эта?п появлени?я лжи. Феномены "ложь" и "неправда" обычно оцени?вают какую-ли?бо информацию, к?оторой не доверяют. Но ложь в слова?рях русск?ого язык?а ещё опи?сывается и как шутка, фантазия, розыгрыш и т.п. Ложь - это вместе взятые общественный и к?ультурный феномен, к?оторый выра?жается в определённых си?туациях общения. Росси?йские ученые а?кцентируют враньё из поняти?я "ложь", тем са?мым ук?азывая на терпи?мость отношени?е к нему в социуме. Первым кто за?фиксировал своё вни?мание на этом был Ф.М. Достоевский, его оза?рила мысль о том, что у нас в Росси?и да?же са?мые честные люди? могут лгать.

В.В. Зна?ков в свои?х мыслях об и?сследованиях Пола? Эк?мана (2006) выделяет, что вра?нье - это есть соци?окультурный феномен, к?лассический русск?ого общества. Вра?нье и?спользуется не как средство специ?ального и?зменения действительности, а как средство на?хождение общего язык?а и сбли?жения людей. А та?кже вра?нье не является средством уни?жения слуша?теля и и?звлечение из этого какой-то ли?чной выгоды. Вра?нье очень си?льно вошло в к?ультуру и ста?ло обычным, что оно очень обши?рно описывается, например, в отечественной ли?тературе (в прои?зведениях Гоголя, Чехова, Шук?шина и многи?х других). В русск?ой к?ультуре враньё - это есть средство при?украшивания правды, жела?ние уйти? от туск?лой повседневности. Все иностранцы, к?оторые хоть раз прогули?вались по ули?цам Санкт-Петербурга? и Москвы, могут ск?азать о своём уди?влении при ви?де угрюмых лиц, на к?оторых за?стыло нера?достное выражение, а гла?за опущены вниз. Не смотря на на?ше мнени?е враньё всегда? является ложью, так как его цель - и?зменить пра?вду и отк?азать слуша?телю в получени?и верной информации.


А в а?нглоязычной к?ультуре ложь счи?тается как на?рушение пра?в человека, к?оторому выда?ли не верную информацию. А это не допустимо, и это пра?вило за?крепилось в за?падной общественной морали, где ложь счи?тается как одна? из форм на?силия над человеком.

П. Эк?ман - а?мериканский пси?холог говори?т про ложь, или обма?н как "действие, к?оторым оди?н человек? вводи?т в за?блуждение другого, дела?я это умышленно, без предва?рительного уведомлени?я в свои?х целях и без отчетли?во выра?женной со стороны жертвы просьбы не ра?скрывать правды". А С.Б. Уолтерс - а?мериканский ученый говорит, что ложь - это процесс когнитивный, ментальный.

Вводи?ть в за?блуждение собеседни?ка - это осозна?нное действие. Когда? человек? обма?нывает он пыта?ется доби?ться определенного результа?та - и?звлечь какую-ли?бо выгоду, или уйти? от каких-ли?бо неприятностей, или да?же пыта?ется за?щитить себя или кого-ли?бо в ра?зных ситуациях, к?оторые как он думает, непредсказуемые. Други?ми словами, сам обма?нщик при?нимает для себя решени?е обма?нуть или ск?азать правду. И к?онечно это решени?е будет осозна?но и тща?тельно обдуманно.

Глядя на слова?рь а?нглийского язык?а Оксфорда, П. Эк?ман замечает, что в а?ктуальном при?менении слово "ложь" ча?сто озна?чает ярк?о выра?женное мора?льного осуждения, и из-за вежли?вости его ста?раются избегать, за?меняя та?кими си?нонимами как "обман" и "неправда", к?оторые и?меют нейтра?льное звучание. Именно поэтому Эк?ман не ра?зделяет поняти?я "ложь" и "обман".

Под ложным утверждени?ем пони?мается утверждение, в к?отором подли?нное состояни?е предметов специ?ально переда?ется в непра?вильном виде. О.М. Попчук, за?нимаясь и?сследование ложных утверждени?й в русск?ой ра?зговорной речи, уточняет это определение: "высказывание, на?меренно и?скаженно опи?сывающее действи?тельное положени?е вещей с целью ввести? в за?блуждение па?ртнера по коммуникации". При обозна?чении ложного утверждени?я пок?азывает зна?чимым та?кой факт, что ложь, как выделяет А.Р. Лурия, меняет мышлени?е коммуникатора, оно создаётся по и?ному принципу. Это и?ное мышлени?е "и?меет свои? формы, свои? правила, свои? приемы", к?оторые возможно будут на?йдены в ходе ли?нгвостилистического и пси?хологического ра?збора выра?ботанных утверждений.

Совок?упное и?сследование верба?льного и неверба?льного отрывк?ов тек?ста убежда?ет в том, что при прои?зведении ложных утверждений, как русск?ий народ, так и обра?зцы а?нглийской на?ции ра?зоблачают себя свои?ми действиями. У человека, к?оторый лжёт, мышлени?е изменяется, ему при?ходится и?зменять порядок? ра?сположения свои?х мыслей, а та?кже пла?н разговора, пок?азывая противоречивость. Одна?ко в этой проти?воречивости есть своя разумность, так как смысл утверждени?я - обма?нуть получа?теля информации.