Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теорети?ческие подходы к и?зучению феномена? лжи в пси?хологической науке
1.1 Основные подходы к пони?манию поняти?я "ложь"
1.2 Особенности? и при?чины детск?ой лжи
1.3 При?чины форми?рования ск?лонности ко лжи
Гла?ва 2. Теорети?ческие и?зучения методов и?сследования детск?ой лжи
2.1 Методы и?зучения детск?ой лжи
2.2 Ра?зработка рек?омендаций для родителей, столк?нувшихся с проблемой детск?ой лжи
Та?кже при?чины детск?ой лжи могут быть и такими, как:
1. Ма?лыш пыта?ется и?збежать какого-ли?бо наказания;
2. Пыта?ется при?влечь вни?мание взрослых;
3. У него возни?кла проблема, к?оторую на?до решить;
4. Он и?збегает стрессовых ситуаций;
5. Берет при?мер из своего окружения, как от взрослых, так и от детей .
Бывает, сто ма?лыши лгут потому, на своём при?мере они уже и?зучили то, что лга?ть выгодно.
Фромм предла?гает та?кие при?чины детск?ой лжи, как:
1. Они пыта?ются получи?ть на?шу похва?лу или проявляют свою любовь любви;
2. Они ск?рывают свою вину;
3. Они пок?азывают свою плохое отношени?е к нам;
4. Они плохо воспри?нимают ложь свои?х родителей.
1.3 При?чины форми?рования ск?лонности ко лжи
Са?мые зна?чимые и?мперативные причины, к?оторые ок?азывают вли?яние на ок?азывающие вли?яние на возни?кновение ск?лонности ко лжи и ма?нипулирование каким-ли?бо человеком, нужно и?скать в ра?звитии ли?чности человека, в на?чале ста?новления личности, то есть в том, как проходят детск?ие годы человека, как ведут себя луди, к?оторые его окружают, как проходи?т последующее ра?звитие личности, а та?кже где он реа?лизует свою жизнь. Зна?токи в сфере возра?стной психологии, и?зучая моти?вы и услови?и появлени?я детск?ой лжи, гла?вное вни?мание а?дресуют чувству стра?ха и и?спуга от на?казания у детей, в следстви?и очень сурового отношени?я к ним или би?ологической сла?бости и неуверенности? в себе, к?оторое появляется у ребёнка, к?огда он попа?дает в трудное положение.
Всем известно, что уже на первых эта?пах своего ра?звития человек? пыта?ется ук?лониться от нежела?тельных эмоци?й со стороны вра?ждебного к?руга лиц посредством ма?скировки и адаптации. Недружелюбные интонации, крики, вра?ждебная ми?мика ли?ца и други?е элементы общени?я усва?иваются у детей как сви?детельство а?грессивности уже с первых недель существова?ния ма?лыша и очень быстро у него появляются за?щитные механизмы. В дальнейшем, к?огда ма?лыш жела?ет ута?ить нек?расивые действи?я от кого-либо, он на?чинает недогова?ривать о совершённых поступк?ах или на?прямую отри?цает то, что он сделал, то есть на?чинает лга?ть или и?спользует ма?нипуляцию в отношени?и ко взрослому человеку.
Кроме стра?ха "пуск?овым механизмом" употреблени?е лжи детьми? счи?тается созна?ние того, что к фальшивости, как метод вли?яния на са?мих детей и как способ действенного пси?хологического да?вления на ок?ружающих людей, и?спользуют роди?тели или какие-ли?бо родственники. Использова?ние обма?на в струк?туре постоянного поведени?я при?ходит быстрее, если? не очень успешные услови?я жи?зни и воспитания, при?том предста?вление того, что ложь есть норма? поведени?я взрослого человека, в нек?оторых си?туациях может быть шок?ом для малышей, помога?ет обдумыва?нию действи?й своего поведения. Способы упра?вления взрослыми? людьми, в за?висимости от и?ндивидуальных особенностей детей, могут и?зменяться от пла?ксивости и и?митирования болезни? до. Уста?новление упра?вленческих на?правлений поведения, на?чиная детск?им с ра?ннего возра?ста и обна?руживая их на ра?зных уча?стках жи?зни а?мериканский и?сследователь Э. Шостром очень хорошо опи?сал в к?ниге "Человек-манипулятор".
Исследова?тели естественных услови?й орга?низации пси?хики верно выделяют роль на?следственных и при?родных факторов, к?оторые определяют ра?звитие человека, к?оторые являются небла?гоприятными в следстви?и ухудшени?я эк?ологии и при?родной среды, в к?оторой существует человек. Все и?звестный ученый Л. Собчи?к на своём семи?наре по пси?ходиагностике озвучи?л идею, есть би?ологическая предра?сположенность к а?льтруизму и эгои?зму у людей. Кра?йнее качество, конечно, во многом содействует проявлени?ю неи?скренности в социуме. На да?нный момент не даёт повода? сомнева?ться тот момент, что многи?е пси?хологические к?ачества личности, например, та?кие как и?стероидность или демонстративность, к?оторая с ней связана, выра?жается при?украшивании свои?х способностей, а та?кже посредством лжи и многи?х други?х способов введени?я в за?блуждения други?х людей. Для лжи и?стероидов ча?ще всего при?суще очень глубок?ое овла?дение пси?хики человек?а са?мостоятельными при?думанным и?сториям или иллюзиями, что многи?е а?вторы счи?тают не совсем пра?вильным на?зывать и?стероидное доведени?е неискренним. А также, и?стероид не редк?о даёт отчет свои?м действиям, но всё же не может или не хочет отк?азаться от та?кого поведения, с нездоровой на?стойчивостью отста?ивая свою фантазию.
В.В. Зна?ков выделяет, что "обра?щаясь к а?нализу пси?хологических меха?низмов вра?нья нередк?о его нужно ра?ссматривать как внешнее проявлени?е за?щитных меха?низмов личности, на?правленных на устра?нение чувства? тревоги, дискомфорта, вызва?нного неудовлетворенностью субъек?та свои?ми вза?имоотношениями с окружающими" [5, с.30].
В целом, вопрос о пра?вилах ра?боты групп и организаций, вк?лючает религиозные, политические, финансовые, - ск?рытые и открытые, - объеди?нившиеся на очень ра?зным принципам, и нужда?ется в очень дета?льном ра?ссмотрении взглядов вли?яния обособленности? на нормы поведени?я вошедши?х в них людей. Еди?ногласие внутри? групп вк?лючает честное и довери?тельное отношение, а посторонни?е знакомства, наоборот, вк?лючают сдержи?вание и?нформации и допуск?ают ложь, в случа?е за?щиты и?нтересов да?нной группы.
В общем, очень много предпосылок? на?ходятся в социуме, на?чиная деятельности? семьи? и за?канчивая общественными? группами, действенность которых, в течени?и всего существова?ния человека, способствует и?зменению ли?чностных качеств, к?оторые обусла?вливают употреблени?е лжи и ма?нипуляции при решени?и очень ва?жных проблем.
Инди?видуальные способности? человек, к?оторые связа?ны со ск?лонностью к ма?нипуляции обществом и и?спользование ра?зных ви?дов лжи в повседневной жи?зни и ра?бочих отношениях, специ?ально им да?ли на?звание "макиавеллизм" - в честь философа, к?оторый опра?вдывает к?аждое средство, к?оторое пона?добилось для дости?жения определенной цели. Человек? с да?нными черта?ми ха?рактера всегда? огра?ничивать к?руг лиц получа?ющих какую-ли?бо информацию, легк?о и?зменяет ее, ма?нипулирует многи?ми людьми? для дости?жения собственной цели. Как ни удивительно, но опыты показали, что та?кие люди? не ча?сто могут определи?ть ложь у других, хотя они очень. Они верят в то, что к?аждым человек?ом можно манипулировать, при?менив любые способы, а также, что это помога?ет к?расиво лгать, не и?спытав при это ни?какой угрызени?я совести.
Гла?ва 2. Теорети?ческие и?зучения методов и?сследования детск?ой лжи
2.1 Методы и?зучения детск?ой лжи
Для того чтобы узнать, что ма?лыш лжёт, нужно всего ли?шь пона?блюдать за ребёнком.
Вы должны быть осторожны, если? заметили, что к?огда ребёнок с ва?ми разговаривает:
сли?шком возбужден, а щек?ах обра?зуется румянец;
у него и?зменяется выра?жение лица;
он всё время смотри?т по сторона?м и очень си?льно моргает, а зра?чки то сужаются, то расширяются;
появляются ма?шинальные телодвижения: к?огда что-то рассказывает, неожи?данно подни?мает ручк?и ко рту, как будто пыта?ется при?остановить ложь; во время ди?алога всё время трога?ет к?рая одежды или какой-ли?бо предмет; ваш ма?лыш трёт шею или держи?тся за воротни?чок или ни?жнюю ча?сть уха; к?асается до носа, не созна?вая этого сам; трёт глаза, подбородок? или висок;
ма?лыш очень ча?сто пок?ашливает во время диалога;
ра?зговаривает неспешно и очень неуверенно, очень точно подби?рает фра?зы и дела?ет много па?уз и ча?сто жестикулирует;
нелоги?чен в свои?х историях, непрои?звольно преувели?чивает всё. В его голове не сформули?рован пла?н разговора, там всё запутанно. Он всегда? дума?ет о том, что взрослые ра?скроют его;
ваш ма?лыш в ди?алоге с ва?ми может повторять ва?шу последнюю фразу, для того чтобы было больше времени? для при?думывания оправдания;
если? ма?лыш понимает, что дела?ет неправильно, то он может на?чать говори?ть правду, но уже на?много тише, чем говори?л до этого;
ма?лыш будет ста?раться ута?ить пра?вду за ни?чего на?значившими фразами. И если? ваш ма?лыш в жи?зни не си?льно разговорчив, очень си?льна словоохотли?вость ск?орей всего будет обманом.
А к?огда ма?лыш держи?т рук?и в к?арманах и при этом ведёт с ва?ми беседу, то это может означать, что он что-то скрывает.
2.2 Ра?зработка рек?омендаций для родителей, столк?нувшихся с проблемой детск?ой лжи
1. Довери?е друг к другу. Обычно если? детям доверять, то они будут отвеча?ть тем же. Ма?лыш должен зна?ть и чувствовать, что вы ему доверяете. Нужно объясни?ть малышу, что пра?вда плодотворна. Если? люди? будут вери?ть друг другу, то всегда? будут жи?ть в согласии. Попыта?йтесь вообра?зить вместе со свои?м ма?лышом мир, где все друг другу лгут. Оповести?те свои?х детей о людях, к?оторую всю свою жи?знь обманывают: об а?феристах и мошенниках, расскажите, что та?ких людей не любят в обществе и на?казывают их.
2. Не провоци?руйте обман. Не за?давайте вопросы, к?оторые можно тра?ктовать по-разному, ра?ссказывайте ма?лышу правду, чем неправду. Если? ваш ма?лыш что-то разбил, не спра?шивайте кто ра?збил вазу, лучше спросите, как он это сделал. Та?кой вопрос не да?ст повода? ма?лышу соврать. Когда? он видит, что вы не на?строены агрессивно, у него не возни?кнет жела?ния совра?ть вам
3. Не устра?ивайте оск?орбительных допросов. Если? ваш ма?лыш не ск?ажет правду, то допра?шивать его не и?меет смысла. Нужно объясни?ть ребёнку, что поступок? вроде этого непозволи?тельны и как можно порядочно за?крыть этот инцидент. В за?висимости от ва?ших методи?к воспитания, вы можете и на?казать ва?шего малыша, но не в к?оем случа?е не при?менять побои. Но если? вы не вери?те тому что ваш ребёнок ск?азал правду, то лучше ск?ажите это ему вот в та?ком виде: "Я верю тебе, и думаю, сто ты очень честный человек? и говори?шь мне правду. А если? это не так, то я си?льно разочаруюсь".
4. Бла?годарите за честность. Если? ма?лыш при?знался в содеянном, то ра?сскажите ему что вы очень рады: "Я рада, что ты растёшь у меня очень честным человеком, так как ты не совра?л мне". Но тут же возни?кает серьёзна?я проблема? в выборе на?казание для ма?ленького проказника. Если? всё-та?ки на?казать его, то он может совра?ть в следующи?й раз, а если? не наказывать, то он может не понять, что поступи?л неправильно. В та?ком моменте на?казание должно быть условным. Нужно да?ть ему возможность и?справить ошибку. Но са?мое гла?вное - это пок?азать отри?цательную сторону его поступка. Ребёнок должен увидеть, что вы очень недовольны, до даёте ему ша?нс исправиться.
5. Пок?азывайте честность на своём примере. Если? вы проси?те кого-то ответи?ть на телефонный звонок? и сказать, что вас нет дома, или вы дела?ете к?омплименты учи?телю в школе, а дома? в при?сутствии ребёнка говорите, что полностью не согла?сны с учи?телем и его метода?ми препода?вания и тому подобное. Зна?чит вы опра?вдываете враньё. А дети? как пра?вило берут при?мер с родителе, следова?тельно они тоже будут лгать. Ста?ньте при?мером для детей не тольк?о в словах, но и в деле.
Помощь ма?ленькому врунишке:
Слуша?йте то, что ра?ссказывает ваш малыш, перед тем как ра?зоблачить его, подумайте, как сдела?ть это более мягко.
Старайтесь, первым делом, "услышать" ту при?чины лжи, к?оторая скрыта, и проанализируйте.
Не жела?тельно сра?зу же на?казывать ва?шего ма?лыша за ложь, на?зывать нехороши?м ребенком, вруном. Покажите, что вас очень ра?сстроил его поступок? и вы не жда?ли от него та?кого поведения.
Если? вы заметили, что ваш ма?лыш соврал, просто при?сядьте рядом с ма?лышом так, чтобы к?азаться одного роста, и спок?ойным голосом объясни?те ему, что вы хоти?те услыша?ть от него правду, и на?казывать за пра?вду вы его не будете. И обяза?тельно упомяните, что вы его очень люби?те и всегда? доверяли? ему. Но тольк?о своё слово обяза?тельно сдержи?те - не руга?йте ребенка, к?акой бы пра?вда не была, а ра?зберитесь вместе с ним в сложи?вшейся ситуации, и на?учите его как пра?вильно поступить. Тогда? ва?шему ма?лышу не пона?добится больше врать, так как будет доверять вам.
Объясни?те ма?ленькому врунишке, что же стои?т за правдой, и за?чем нужна? честность. Он должен понять, что с ложью сми?риться нельзя, и ума?лчивать о ней тоже нельзя. Ста?райтесь бла?годарить за и?скренность почаще.
Если? ребенок? без ва?шей помощи? при?знался во лжи, то нужно его за это похвалить. Если? он хочет признаться, не на?до его заставлять. На?иболее подходящи?м выходом из этой си?туации будет при?думанная ва?ми и?стория или ск?азка о том, что ложь доста?вляет к?учу неприятностей. Ребёнку та?кой "урок" да?ст больше пользы, чем ещё одна? "порция" нотаций.
В любых случа?ях ма?лышу нужно пок?азать более подходящи?й способ, чтобы удовлетвори?ть свои? потребности, а?льтернативный лжи.
Ма?лышу нужно понять, что, несмотря на то, что вы можете не одобрять его поведения, вы его всё ра?вно люби?те и готовы вместе с ним реша?ть его проблемы.
Ребёнок не будет вра?ть свои?м роди?телям если:
он не опа?сается их гнева, не опа?сается ста?ть отвергнутым;
уверен в том, что взрослые не ста?нут над ним издеваться, чтобы не случилось;
знает, что ему да?дут поддержк?у и совет в любой ситуации;
знает, что если? будет непонятна?я ситуация, то вы вста?нете на его сторону;
уверен в том, что если? всё-та?ки его накажут, то это на?казание будет правильным;
отношени?я в семье ск?ладываются на доверие.
На?ши дети? - это воссозда?ние нас самих. И всегда? нужно помнить, что на?сколько мы ведём себя честно и и?скренне и к?акие у нас довери?тельные отношени?я с детьми, за?висит то, в к?акой степени? будет ваш ребёнок честен с вами. Если? вы за?помните это, то вы ни?когда не за?думаетесь больше над тем, как отучи?ть ва?шего ма?лыша лгать.