Файл: Роль мотивации в поведении организации (Теоретические основы мотивации в системе управления современной организации).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
- - возможность карьерного роста
- - похвалы, грамоты
25
- - мероприятия по сплачению коллектива
- - больше полномочий
6
15
15
- - привязка зарплаты к результатам
- - улучшение условий труда
18
12.82
6
1 - повышение зарплаты
Рис. 9. Ответы сотрудников о методах повышения мотивации, %
На вопрос, почему именно эти методы являются наиболее действенными, большинство работников банка – 56,0% затруднились с ответом, другие отмечали улучшение настроя на работу, заинтересованность в результате труда.
На вопрос о том, полезно ли было бы усовершенствовать систему мотивации, подавляющее большинство - 75% ответило положительно, другая часть - 25% затруднились ответить (рис. 10)
75
- - да
- - затрудняюсь ответить
25
Рис. 10. Ответы сотрудников о необходимости совершенствования системы мотивации, %
Далее был проведен опрос работников ПАО «Уралсиб» по поводу удовлетворенности трудом и рабочим местом, которые являются важнейшим
индикатором состояния трудовой мотивации персонала
Были оценены ряд факторов по пятибалльной шкале. Большая часть работников банка (58,0%) считает, что организация труда невысокая, 8,0% оценивают ее как неудовлетворительную, 34,0% респондентов считают, что организация труда осуществляется на высоком и достаточно высоком уровне (рис. 11)
9 8
25
1 - неудовлетворительная
2- невысокая
3 - высокий уровень
58
4 - достаточно высокий уровень
Рис. 11. Ответы сотрудников по вопросу организация труда в банке, %
Работники, отметившие низкий уровень организации труда, в основном, выражают недовольство тем, что на рабочих местах условия не соответствуют требованиям охраны труда. Так, работникам приходится много перемещаться по помещениям банка, в кассу и так далее с документами. Это отнимает достаточно много времени и сил, возникают непроизводительные траты времени.
Большей части респондентов - 92,0% нравится работа, которую они выполняют, 8,0% считают работу удовлетворительной, но не в полной мере соответствующей ожиданиям.
Большая часть респондентов оценивают санитарно-гигиенические условия как удовлетворительные - 46,0%, 45,0% считают их соответствующими требованиям, из них 7,0 % считают их отличными, 38% - соответствующими требованиям, 9,0% оценивают их как неудовлетворительные.
- - соответствуют требованиям
- - отличные
46
38
1 -
неудовлетворительные
2 - удовлетворительные
7 9
Рис. 12. Ответы сотрудников банка о санитарно-гигиенических условиях труда на рабочих местах, %
Уровень заработной платы устраивает 62,0% сотрудников, оставшиеся 38,0% опрошенных оценивают ее как удовлетворительную.
Система премирования сотрудников расценивается приблизительно также, как и система оплаты труда: 40,0% респондентов считают систему премирования удовлетворительной, 60,0% работников вполне довольны системой премирования.
Как отмечалось выше, заработная плата в компании ПАО «Уралсиб» состоит из оклада. Перечень профессий работников, оплата которых производится по месячным окладам, утверждается управляющим банка. Размер оклада сотрудников организации устанавливается согласно трудовому договору (контракту), заключенному с сотрудником в соответствии с законодательством РФ.
При полностью отработанном работником месяце оклад ему начисляется полностью, а в случае отработки неполного месяца, он получает часть оклада пропорционально отработанному времени в соответствии с графиком работы.
Работники также премируются за объем, качество и сроки выполняемой работы. Рассмотрим расчет заработной платы на примере некоторых категорий работников (таблица 6)
Таблица 6
Расчет заработной платы за 2018 год
Наименование должности |
Оклад, руб. |
Премия в месяц, % от прибыли |
Заработная плата, руб. |
Зам. управляющего банка |
50000 |
0,1 |
50000 + (1408375 *0,1%) = 51408 |
Главный бухгалтер |
25000 |
0,1 |
25000 + (1408375 *0,1%) = 26408 |
Кредитный инспектор |
20000 |
0,1 |
20000 + (1408375 *0,1%) =21408 |
Как видно из таблицы, система оплаты труда в организации не мотивирует заинтересованности работников в общих результатах труда. Премиальные выплаты ненамного увеличивают заработную плату. При этом нет явной дифференциации в заработной плате различных категорий работников, хотя уровень ответственности за результат работы у них разный.
У бухгалтера, водителя банка, кассиров и операционистов заработная плата состоит из оклада. Премия начисляется только по распоряжению руководителя, что не способствует высокой мотивации к труду. Фиксированный оклад не дает возможности двигаться вперед и больше зарабатывать. При наличии недостатков в работе, из оклада вычитается денежная сумма. Такой подход расценивается работниками как наказание, а не как мотивация к высокопроизводительной работе. Аналогичным образом, обстоит дело с оплатой труда у прочих категорий работников организации. Положительно то, что зарплата выдается вовремя, без задержек.
Таким образом, изучение политики заработной платы в ПАО «Уралсиб» показало, что в организации используется окладно-премиальная система труда. Эта система не в полной мере оправдывает себя, так как не стимулирует работников к более активному выполнению задач банка. Об этом наглядно свидетельствует снижение производительности труда в динамике за ряд лет.
Отношения в коллективе в целом расцениваются сотрудниками как
благоприятные - 80,0%, из них подавляющее большинство - 60,0% считают
их отличными, 20,0% - как хорошие, оставшиеся 20,0% оценивают отношения в коллективе как удовлетворительные. Конфликты случаются достаточно редко.
20
20
1 - удовлетворительные
2 - очень благоприятные
3 - отличные
60
Рис. 13. Ответы сотрудников об отношениях в коллективе, % Отношения с руководством в целом являются также благоприятными:
90,0% респондентов оценивают отношения с руководством как благоприятные, причем 58,0% считают их отличными, 32,0% - хорошими и только 10,0% считают отношения с руководством удовлетворительными (рис. 14)
10
1 - удовлетворительные
58
32
2 - благоприятные
3 - отличные
Рис. 14. Ответы сотрудников об отношениях с руководством, %
25% опрошенных оценивают стиль и методы работы руководства как отличные. 75% считают, что необходимо некоторое совершенствование методов работы руководства (рис. 15)
75
2необходимо совершенствование методов руководства
1отличные методы руководства
25
Рис. 15. Ответы сотрудников о стиле и методах работы руководства, %
Возможность воздействовать на результаты работы коллектива является одним из главных факторов, влияющих на трудовую мотивацию работников. Три четверти респондентов считают, что они влияют на результаты работы коллектива, 25% сотрудников считают, что они практически не могут влиять на конечные результаты работы. 23,0% респондентов считает, что администрация не уделяет должного внимания запросам сотрудников, а 77,0% считает, что администрация считается с запросами своих работников.
Подавляющее большинство сотрудников - 76,0% видит перспективы профессионального и должностного роста в ПАО «Уралсиб», 24,0% опрошенных не видят перспектив роста в этой компании.
72,0% респондентов считают, что оценка работы со стороны руководства является вполне объективной, а 28,0% опрошенных - недостаточно объективной.
Большинство сотрудников фирмы – 45,0% практически не видят возможности обучения и повышения квалификации, 55,0% опрошенных видят возможность обучения.
65,0% сотрудников отметили сложности в адаптации в банке.
Больше половины сотрудников - 70,0% хорошо информированы о положении дел в компании, 23,0% опрошенных плохо осведомлены о деятельности компании, а 7,0% ничего не знают о положении дел в компании.
15,0% респондентов не обеспечены всем необходимым для работы, 7,0% - обеспечены не полностью. Только 48,0% опрошенных практически не нуждаются ни в чем для эффективной работы, а 30,0% обеспечены всем необходимым.
На основании результатов изучения системы управления персоналом и мотивации его к труду была составлена матрица SWOT- анализа (таблица 7)
Таблица 7 Матрица SWOT- анализа системы управления и мотивации персонала ПАО
ПАО «Уралсиб»
S- сильные стороны |
W- слабые стороны |
-редко возникают конфликтные ситуации;
|
-не соответствующие требованиям работников условия труда
-высокая текучесть кадров;
-не организована система адаптации персонала |
О- возможности |
Т - угрозы |
-обучение персонала на специализированных курсах (мотивация через возможность обучения) - развитие корпоративной культуры |
- наличие конкурентов, способных «переманить» квалифицированных работников |
Таким образом, политика в области управления персоналом должна определять стратегическую роль, цели, задачи, принципы управления персоналом и распространятся на все категории персонала, в ПАО
«Уралсиб» данные требования не соблюдаются в полной мере.
В целом сотрудники удовлетворены работой, которую выполняют. Оплата труда и система премирования расцениваются как вполне удовлетворительные. Однако премирование работников не увязано с результатами труда, поэтому фактически не играет стимулирующей роли. Морально-психологический климат в коллективе и взаимоотношения между сотрудниками оцениваются как вполне благоприятные. Большая часть
персонала заинтересована в получении информации о новых технологиях обучения, однако не видят возможности повышения квалификации в организации. Несмотря на то, что большинство опрошенных сотрудников мотивация оценивается как достаточно высокая, существует потребность в анализе системы мотивации и ее совершенствовании. В качестве самого популярного стимула респонденты указывали мероприятия по сплочению коллектива и предоставление большей свободы и полномочий сотрудникам. В качестве самого действенного стимула опрошенные сотрудники указали улучшение условий труда, организацию системы адаптации в организации новых сотрудников, повышение заработной платы и привязку заработной платы к результатам труда, организацию обучения и повышения квалификации.
Следовательно, можно сделать вывод, что руководство банка применяет стимулы, которые являются менее действенными по отношению к сотрудникам, чем те, которые выделяют сами сотрудники. Вероятной причиной несовпадения может являться то, что в банке не проводится анализ мотивации сотрудников и подбор подходящих стимулов. Подавляющее большинство респондентов отметило, что система мотивирования, применяемая на предприятии, нуждается в усовершенствовании.
При анализе системы мотивирования персонала ПАО «Уралсиб» было установлено следующее:
- не соответствующие требованиям работников условия труда;
- нет возможности повышать квалификацию;
- высокая текучесть кадров;
- не организована система адаптации персонала.
В следующей главе на основе проведенного анализа предлагаются мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом и, в частности, системы мотивации труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для того чтобы труд был более результативным, нужно работников мотивировать. Это достигается через удовлетворение потребностей сотрудников организации, в том числе биологических и потребностей высшего порядка, таких как самореализация, самоуважение и так далее.
Мотивировать к труду можно материальными и нематериальными средствами: через заработную плату и предоставление различных льгот.
Процесс мотивирования персонала был изучен на примере ПАО
«Банк Уралсиб». Это крупный банк, занимающийся оказанием различных банковских услуг физическим и юридическим лицам.
Изучена структура персонала банка и система мотивирования в банке. Численность персонала в 2018 году представлена 26 работниками,