Файл: Роль мотивации в поведении организации (Теоретические основы мотивации в системе управления современной организации).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
18
25
20
26
30
Рис. 5. Изменение среднесписочной численности персонала ПАО «Уралсиб» за 2016 – 2018 гг.
Коэффициент оборота по приему повысился 0,11 в 2016 году до 0,23 – в 2018 году. Однако коэффициент оборота по выбытию также вырос.
Основная причина выбытия - увольнение по собственному желанию. Коэффициент текучести кадров имеет тенденцию к росту: с 0,17 в 2016 году до 0,19 – в 2018 году.
Совокупность отдельных групп работников образует структуру персонала. Статистическая структура отражает распределение персонала и движение его в разряде категорий и групп должностей.
Половозрастная структура персонала характеризуется долей лиц разного пола и возраста в его общей численности (таблица 4). Число молодежи (до 30 лет) с каждым годом увеличивается. В отделении банка нет работников старше 50 лет, число работников в возрасте от 40 до 50 лет также невелико.
Женщин на предприятии больше, чем мужчин, но заметна тенденция увеличения количества мужчин от года к году: с 33,3% в 2016 году до 34,6% в 2018 году.
Таблица 4
Половозрастная структура персонала ПАО «Уралсиб»
Содержание
2016год |
2017 год |
2018 год |
||||
в % |
числ., чел. |
в % |
числ., чел. |
в % |
числ., чел. |
|
По возрасту, % |
||||||
до 20 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
от 21 до 30 лет |
38,8 |
7 |
30,0 |
6 |
42,3 |
11 |
от 31 до 40 лет |
44,4 |
8 |
50,0 |
10 |
38,5 |
10 |
От 41 до 50 лет |
16,8 |
3 |
20,0 |
4 |
19,2 |
5 |
Свыше 50 лет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
100 |
18 |
100 |
20 |
100 |
26 |
По полу, % |
||||||
Мужчины |
33,3 |
6 |
35,0 |
7 |
34,6 |
9 |
Женщины |
66,7 |
12 |
65,0 |
13 |
65,4 |
17 |
Итого |
100 |
18 |
100,0 |
20 |
100 |
26 |
Качественная оценка персонала может быть произведена исходя из профессиональной и квалификационной структуры кадров. Уровень профессионализма и квалификации работников играет чрезвычайно важную роль при достижении цели организации при выполнении поставленных перед ним задач. Образовательная структура персонала организации по годам представлена в таблице 5.
Таблица 5 Структура персонала ПАО «Уралсиб» по уровню образования
Уровень образования |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
неполное среднее |
- |
0 |
- |
0 |
- |
0 |
среднее |
3 |
16,7 |
3 |
15,0 |
2 |
7,7 |
среднее специальное |
7 |
38,9 |
10 |
50,0 |
11 |
42,3 |
высшее |
8 |
44,4 |
7 |
35,0 |
13 |
50,0 |
Итого |
18 |
100,0% |
20 |
100,0% |
26 |
100,0% |
Из таблицы 5 видно, что доля работников с высшим образованием в структуре численности персонала растет, доля работников со средним образованием стабильно сокращается. Доля сотрудников со средним специальным образованием за период 2016-2018 годов имеет тенденцию к снижению с 50,0% в 2017 году до 42,3% - в 2018 году. Большая часть работников имеет профильное образование.
Организация стремится укомплектовывать кадры, наиболее соответствующие цели банка и его кадровой политике. Подбор кадров осуществляется достаточно долго по времени. Это негативно сказывается на трудовом процессе. Также одним из недостатков работы с персоналом является то, что в банке нет четко определенной системы адаптации вновь принятых сотрудников. Вновь принятых работников необходимо доучивать, представлять им время на адаптацию к конкретным условиям работы в кредитной организации. При увольнении сотрудников банк несет потери, так как на этих работников были потрачены средства на обучение, удовлетворение их социальных потребностей и так далее.
Штатное расписание и фонды оплаты труда утверждаются ежегодно исходя из планов организации на следующий год.
Таким образом, численность персонала в 2018 году представлена 26 работниками, структура персонала представлена в основном молодыми людьми до 30 и от 30 до 40 лет. На предприятии нет работников старше 50 лет, число работников в возрасте от 40 до 50 лет также невелико. В структуре персонала превалируют работники с высшим образованием, удельный вес которых в последний год составляет 50,0% в общем числе работников ПАО «Уралсиб». Одной из проблем банка является высокая текучесть кадров, достаточно сложно протекает процесс адаптации вновь принятых работников. Отсутствует система адаптации вновь принятых сотрудников. Это свидетельствует о не совсем благополучном положении, сложившемся в организации в части управления персоналом.
Анализ системы мотивации персонала ПАО «Уралсиб»
Цели управления персоналом в ПАО «Уралсиб»:
-
- формирование коллектива, способного результативно трудиться;
- повышение профессионального уровня работников;
- воспитание руководителей высшего и среднего звена, которые могут демонстрировать высокий профессионализм, гибкость управленческих решений, стремление к внедрению и реализации инноваций и прочее.
Основные направления кадровой политики на предприятии:
-
- отбор и наем квалификационного персонала;
- повышение квалификации сотрудников;
- построение и реализация карьеры сотрудников;
- совершенствование организации труда;
- создание благоприятных условий труда для работников фирмы;
- мотивация труда.
Кадровыми вопросами, приемом на работу и оформлением необходимой документации на предприятии занимается заместитель управляющего банка. С целью анализа управления персоналом были изучены следующие документы организации:
- Устав организации.
- Штатное расписание.
- Организационная структура.
- Должностные инструкции и др.
В ПАО «Уралсиб» должностными инструкциями работников установлены требования, согласно которым каждый сотрудник должен:
-
- Выполнять свои должностные обязанности.
- Соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка.
- Соблюдать правила обслуживания клиента и положения законодательства в банковской сфере.
- Постоянно повышать уровень профессиональных знаний.
- Подтверждать свой профессионализм во время ежедневной работы, в целях поддержания позитивного имиджа организации.
- Нести ответственность за результаты труда. Управляющий банком обязан:
- Держать работников в курсе положения дел в организации.
- Реализовывать обязательства перед сотрудниками по выплате заработной платы.
- Внедрять новые технологии управления.
- Обеспечивать работникам социальные гарантии.
Нематериальное поощрение заключается в следующем: за добросовестное и своевременное исполнение трудовых обязанностей, получение максимальной прибыли, повышение производительности труда, за высокое качество работы и обслуживания клиентов, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде, бережное отношение ко всем видам ресурсов и за другие достижения в работе применяются следующие формы поощрения:
-
- объявление благодарности;
- награждение почетной грамотой;
- повышение работника в должности, включение в резерв на выдвижение на вышестоящую должность.
Поощрение работников производится в зависимости от стажа работы на предприятии, личного вклада в результаты деятельности банка, качества выполняемой работы.
Работникам предоставляются дополнительные, по сравнению с законодательством, социальные льготы. Например, работникам кредитного отдела оплачиваются услуги мобильной связи.
Банк оказывает и материальную помощь сотрудникам. Для усиления материальной заинтересованности работников выполнение планов, повышение эффективности и качества работы, в банке введены системы
премирования и вознаграждения.
Вид, система оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала и др. определены и зафиксированы в Положении об оплате труда.
Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом банка. Руководство банка формирует штат работников, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей организации.
В ПАО «Уралсиб» применяется стандартная система мотивации на основе материального вознаграждения за результаты труда. Заработная плата работников складывается из оклада и премии. Однако в банке система премирования дает незначительный стимулирующий эффект, так как на практике ряд сотрудников получает зарплату по принципу: оклад и 0,1% премии от прибыли ежемесячно, другие имеют только оклад, премия выписывается им только по решению руководства. При начислении премии не учитывается эффективность, интенсивность труда и другие факторы, что, соответственно, ограничивает мотивацию сотрудников и не стимулирует их трудиться с большей отдачей.
Среди сотрудников ПАО «Уралсиб» был проведен опрос с целью выявления наиболее действенных методов повышения мотивации. В опросе участвовало 20 сотрудников банка.
Оценивая уровень мотивации, 23,0% работников банка отметили, что мотивация высокая, 38% оценили ее как довольно высокую, 23,0% опрошенных оценили уровень мотивации в организации как низкий. Оставшаяся часть опрошенных сотрудников - 16,0% отметила, что уровень мотивации находится на среднем уровне (рис. 6)
38
1 - высокий
2- довольно высокий
- -низкий
- - средний
23
23
16,0
Рис. 6. Ответы сотрудников о мотивации персонала, %
На вопрос о действиях по повышению мотивации со стороны руководства более половины опрошенных ответили, что такие действия предпринимаются (рис. 7)
15
2 - да,без эффекта
3- нет
54
1 - да
31
Рис. 7. Ответы сотрудников о мотивационных действиях со стороны руководства, %
Исходя из данных рисунка 7 видим, что 31,0% сотрудников ответили, что это никак не проявляется, остальные респонденты 15,0% ответили, что предпринятые действия эффекта не имели.
В качестве самых популярных методов мотивации были названы следующие: мероприятия по сплочению коллектива - 18,0%, предоставление большей свободы и полномочий сотрудникам - 16,0% (рис. 8)
8 - смена отдельных сотрудников
- - возможность карьерного роста
- - устные похвалы, грамоты
18
16
- -мероприятия по сплочению коллектива
- - большая свобода
14
10
15
2 - привязка зарплаты к
результатам труда
3- улучшение условий труда
10
15
2
1 - повышение зарплаты
Рис. 8. Ответы сотрудников о применяемых в банке методах мотивации, %
На третьем месте - увязка зарплаты с результатами труда и устные поощрения и вручение грамот - по 15,0%, далее идет улучшение условий труда – 14,0%, затем повышение зарплаты и возможность карьерного и профессионального роста - по 10,0%, замена отдельных сотрудников замыкает список самых популярных методов мотивирования - 2,0%.
Наиболее эффективными сотрудники считают такие методы мотивации, как улучшение условий труда - 25,0%, второе место разделили - повышение заработной платы и привязка заработной платы к результатам труда - по 18,0%, далее идет предоставление большей свободы и полномочий сотрудникам - 15,0%, затем возможность карьерного и профессионального роста - 12,0%, последнее место разделили мероприятия по сплочению коллектива, устные поощрения и вручение грамот - по 6,0% (рис. 9)