Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ЛИЧНОСТИ
1.1 Факторы формирования стилей управления их особенности
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В ООО «НА РОССТАНЯХ»
2.1 Характеристика деятельности организации ООО «На росстанях»
2.2 Анализ кадрового потенциала ООО «На росстанях»
2.3 Анализ стиля руководства в организации ООО На росстанях
2.4 Предложения по совершенствованию стиля руководства в организации ООО «На росстанях»
Таблица 5
Причины увольнения кадров в кафе ООО «На росстанях»
Причина ухода |
Число уволившихся |
Отсутствие коммуникаций между руководителем и работниками |
Личные причины |
Недостаточная мотивация |
Увольнение по инициа-тиве руководства |
Плохие условия труда |
2018 |
16 |
22% |
10% |
10% |
42% |
16% |
2018 |
14 |
22% |
11% |
7% |
43% |
17% |
Из приведенных показателей в таблице 5 видно, что ряд увольнявшихся сотрудников среди прочих причины отмечали основные причины: «увольнение по вине руководителя» - 42-43%, «Отсутствие коммуникаций между руководителем и работниками» - 22%.
Текучесть кадров — одна из часто встречающихся проблем, с которой сталкиваются современные российские предприятия. На исследуемом предприятии уровень текучести гораздо выше нормативного. Причины увольнения персонала приведены графически на рисунке 4.
Рисунок 4 - Причины увольнения работников в заведении
Текучесть кадров ухудшает многие производственные показатели, происходящие в компании. Система управления персоналом в данном кафе строится на кадровой политике.
Отметим, что в ООО «На росстанях» существуют следующие проблемы управления персоналом, а именно:
- увольнение работников происходит по вине руководителя;
- отсутствие коммуникаций между руководителем и работниками
- отсутствие у работника достаточной мотивации;
- незнание сотрудником тех задач, которые следует решить;
- инертность персонала по отношению к изменениям;
- закрытость коммуникаций между руководителем и подчиненными.
2.3 Анализ стиля руководства в организации ООО На росстанях
В процессе исследования были проанализированы результаты хронометрических описаний ежедневной работы директора кафе ООО «На росстанях».
Для комплексной оценки директора кафе, необходимо отметить командную работу и сотрудничество, которые заключаются в следующем:
- отстаивание идей для формирования конкретных планов и идей;
- информирование людей и предоставление им свежих данных;
- выражение позитивных ожиданий от других;
- публично оказываемое доверие для выполнения задач;
- наделение полномочиями других, дает им возможность почувствовать себя сильными и важными;
- работа над повышением духа и морального состояния бригады;
- разрешение конфликтов.
Директор ООО «На росстанях» является гарантом соблюдения норм и правил взаимоотношений сотрудников и организатором их работы обладает необходимым набором личных качеств и специальных знаний. Также он обладает психологическими знаниями, чтобы разбираться в психотипе каждого сотрудника, определяет его личные возможности, предпочтения и место в компании. Руководитель умеет разглядеть зарождающийся конфликт, оперативно определяет его причины и устранять его мирным путем.
Также выяснилось, что от 70 до 90% своего времени директор решает вопросы, общаясь с сотрудниками, напряженно и агрессивно.
Филипп Котлер в научной литературе их поведении отметил следующие черты:
1. Большую часть времени они проводят, общаясь с другими людьми.
2. Широта вопросов, которые они затрагивают необыкновенно велика.
3. Генеральные менеджеры пытаются влиять на других.
4. Генеральные менеджеры часто реагируют на инициативу других.
5. Генеральные менеджеры задают множество вопросов.
Проблемы, решение которых является главной управленческой инерцией руководителя, несомненно, оказывают важнейшее влияние на выбор образа руководства и выполнения решений.
Как следствие, оценка эффективности руководителя имеет первоочередное значение для многих аспектов менеджмента, поскольку с ее помощью определяется правильность, обоснованность, действенность работы руководителя.
В ряде российских организаций накоплен положительный опыт оценки управленческого персонала. Сущность одного из наиболее апробированных и достаточно эффективных методов заключается в использовании квалификации, опыта и интуиции наиболее компетентных в своей области работы специалистов - экспертов. Важнейшими условиями применения этого метода является обеспечение анонимности выставляемых экспертами оценок и обоснованность подбора состава экспертных комиссий.
При оценке стиля руководства руководителя ООО «На росстанях» целесообразно использовать количественный метод оценки: экспертную оценку. Количественные оценки, например, деловых и организаторских качеств работника, производятся, как правило, с помощью экспертных оценок.
При этом для характеристики линейных руководителей мы установили (с учетом специфики производства и условий работы) 10 критериев:
- профессиональные знания, ответственность,
- трудолюбие,
- дисциплинированность,
- целеустремленность,
- настойчивость,
- самостоятельность,
- осторожность,
- отзывчивость,
- способность к самосовершенствованию, энергичность,
- умение располагать людей к себе.
Оценки по критериям обычно располагают по нарастающему количественному значению. Образование, стаж работы и возраст работника должны обязательно учитываться при оценке деловых качеств. Дело в том, что образование - одна из основных качественных характеристик при определении уровня квалификации работника, стаж работы - количественная мера опыта, а возраст находится во взаимосвязи со стажем работы.
На этапе определения общей оценки стиля руководства руководителя ООО «На росстанях» на должность величина коэффициента профессиональной перспективности суммируется с общей оценкой по деловым и организаторским качествам. Совершенно очевидно, что предпочтение отдается тому лицу, которое в итоге получит наибольшую оценку, притом обязательно еще и с учетом таким же способом полученных оценок по группам личностных качеств.
В соответствии с выбранными профессиональными и личностными качествами, проанализируем руководителя исследуемой компании ООО «На росстанях». Для этого отмечаются количественные оценки по каждому пункту от 0 до 100%, оценка 100 свидетельствует о том, что руководитель обладает данными свойствами в полной мере, оценка 0 – данное свойство у руководителя полностью отсутствует. Десять наиболее важных качеств руководителя и количественная оценка стиля его управления представлена на рисунке 5.
Рисунок 5. Оценка профессиональных и личностных качества руководителя ООО «На росстанях»
Из рис. 5, приведенного на основе исследования можно сделать вывод, что оценка руководителя под номером (директора) ООО «На росстанях» показывает, что у него преобладает такое качество как «Профессиональные знания» (100%); на втором месте – «Целеустремленность» (75%), «Настойчивость» и «Трудолюбие» 80%; 50% - такое качество как «Способность к самосовершенствованию» и 30% занимает качество «Умение располагать к себе людей».
Сделаем вывод и общую картину представленного профиля директора и его стиля руководства. Руководитель ООО «На росстанях» имеет самодостаточную оценку, несет в разной степени разнородные качественные показатели в управлении персоналом и имеет самую разностороннюю картину владения профессиональными навыками, что говорит о качественном и эффективном управлении, однако директор почти не умеет располагать к себе людей, данный показатель отмечен долей всего в 30%, что также несет как отрицательный так положительный характер в принципах и стиле управления.
В проведении исследования влияния стиля руководства автором дипломной работы применялась методика А.Л.Журавлева «Стиль руководства». Методика, как и в первом случае, была направлена на оценку преобладающего стиля руководства: директивного (авторитарного); коллегиального (демократического); либерального.
Исследование по методике А.Л. Журавлева «Стиль руководства» выявило определение стиля руководства и отношение сотрудников к своему руководителю. После проведения тестирования и обработки полученной информации было выявлено, что в компании преобладает авторитарный стиль управления.
Результаты опроса представим схематично на рисунке 6.
Рисунок 6. Результаты исследования стиля руководства по методике А.Л. Журавлева
Из рисунка 6 видно, что ответы, данные в тестовом материале, показали преобладание авторитарного стиля руководства 78% на демократический стиль, показатель которого составил всего 22% опрошенных.
На основании проведенного исследования и полученных результатов, сконцентрируем внимание на авторитарном стиле и его влиянии управлении.
Кроме того, неумение располагать себе людей – это типичное проявление авторитарного стиля руководства в ООО «На росстанях». Следовательно, используя авторитарный стиль управления, существенную роль играет личная власть, находящаяся в распоряжении руководителя заведения.
Другими словами, руководитель наделен абсолютной централизованной властью, не прислушивается к мнению своих сотрудников, т.е. руководитель единолично принимает решения и распоряжения. Указания, исходящие от руководителя, подлежат скорейшему выполнению, не обсуждаются, часто применяется «сухой тон», внедрены запреты без снисхождения за нарушения, нарушение дисциплины, непринятие в расчет эмоций, все строго по уставу, высокая требовательность к выполнению работы персонала. В общении руководитель категоричен и поэтому сотрудники не проявляют инициативу, боясь наказания. Страх перед наказаниями вносит дисбаланс в микроклимат коллектива, так как сотрудники, стараясь избежать наказаний стремятся переложить вину на других, затрачивается время для выяснения ситуаций, отсутствует уважение и доверие. Учащаются конфликты, появляется желание уволиться.
Важно выделить, что авторитарный стиль на предприятии ООО «На росстанях» ассоциируется, прежде всего, с жесткой структурой. При этом руководитель имеет минимальные контакты с подчиненными, предпочитает основываться на легитимную власть и самолично получать решения. По мнению руководителя, подчиненные будут решать служебные задачи в соответствии с детальными инструкциями только потому, что они обязаны делать это.
При таком стиле руководства информация обычно идет в одном направлении – от директора к подчиненному. Автократы воспринимаются окружающими отрицательно, как эгоисты, не желающие делиться властью, информацией, правом принимать решения и формировать социально-психологический климат в коллективе.
Стоит отметить также и положительное влияние авторитарного стиля руководства. Известно, что для достижения единой цели организации быстрее и легче следует прибегать к авторитаризму, так как при жесткой эксплуатации сотрудников, руководитель в большей степени контролирует доступ зависимого работника к экономическим ресурсам, получает возможность контролировать поведение сотрудников, а именно:
- ограничивает мобильность;
- заслуженно минимизирует вознаграждение за труд;
- обеспечивает дополнительные услуги и действия в пользу работодателя, выходящие за пределы прямых служебных обязанностей работника.
Из вышесказанного следует выделить, что в ООО «На росстанях» преобладают авторитарный стиль управления. В связи с этим, организация имеет проблемы в системе работы с персоналом, нестабильный и напряженный психологический климат в коллективе, что сказывается на сервисе и здоровье сотрудников.
Наблюдается высокая текучесть кадров, что затрачивает время и деньги компании для поиска, набора, обучения нового персонала. Руководитель тратит значительные усилия для работы с персоналом, так как жесткая дисциплина усиливает конфликтные ситуации. Следовательно, источник напряженности и неудовлетворенности в организации сохраняется, и немалую роль в их появлении играет стиль руководства.
1. Из результатов исследования можно сделать вывод, что в компании ООО «На росстанях» руководителем используется авторитарный стиль управления. В связи с этим, в данной организации важен конечный результат, четкость, выполненная работа в срок. В свою очередь линейные руководители предъявляют завышенные требования, прилюдно критикуют сотрудников, но при этом ценят их вклад в совместную деятельность предприятия.
2. Как показала практика, на предприятии ООО «На росстанях» отсутствие взаимного уважения и доверия заставляет подчиненных занимать оборонительную позицию, защищаться от своего наставника, при этом сокращается частота контактов, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть компанию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества оказываемых услуг, усиливается текучесть кадров. О данной тенденции подчеркивают результаты исследования, отраженные выше на диаграммах.