Файл: Адаптация ребенка в условиях первого класса школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5 – высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных играх

4 – активность выражена в малой степени (предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из ребят, чтение книг, спокойные игры)

3 – активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку.

2 – не может найти себе занятия, переходит от одной группы людей к другой

1 – пассивный, движения скованные, избегает других

0 – часто нарушает нормы поведения (мешает другим детям играть, нападает на них, не меняет своего поведения, когда делают замечания, не владеет собой)

III. Успешность социальных контактов.

  1. Взаимоотношения с одноклассниками.

5 – общительный, легко контактирует с детьми

4 – мало инициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети

3 – сфера общения ограничена (общается только с некоторыми ребятами)

2 – предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт

1 – замкнут, изолирован от других детей

0 – проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их.

  1. Отношение к учителю.

5 – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, после урока часто подходит, общается с ним

4 – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, в случае необходимости обращается к нему за помощью

3 – старается выполнить все требования учителя, но за помощью чаще обращается к одноклассникам

2 – выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным

1 – избегает контакта с учителем, при общении легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается

0 – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям: обижается, плачет даже при малейшем замечании

IV. Эмоциональное благополучие.

5 – хорошее настроение, часто улыбается, смеется

4 – спокойное эмоциональное состояние

3 – эпизодически проявляется сниженное настроение

2 – отрицательные эмоции (тревожность, огорчение, иногда страх)

1 – депрессивное настроен

Анкета Лускановой по выявлению школьной мотивации (приложение №1)[29]

С поступлением ребенка в школу учебная деятельность не дана ему в готовой форме. В построении учебной деятельности заключается задача начальной школы. Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием учебной деятельности. Поскольку мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, мотив постепенно начинает терять силу, он не работает иногда и к началу второго класса. Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным внутренним содержанием процесса усвоения. Хотя мотив к общественно необходимой деятельности в принципе остается, но побуждать к учению должно то содержание, которому учат в школе, считал Д.Б. Эльконин.[30] Необходимо формировать учебную мотивацию.


Если удается сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельностью. Только таким образом наполняются содержанием широкие социальные мотивы, конкретно связанные с деятельностью, которая осуществляется школьником. Это учебно-познавательные мотивы.[31]

Как правило, в мотивационной сфере первоклассника представлены разные мотивы учения, но какой-либо один может доминировать. В случае доминирования социальных мотивов учения ребенок стремится в школу, чтобы занять в обществе новую позицию – позицию школьника.

В школе его интересует, прежде всего, строгое исполнение роли ученика, такой первоклассник полностью ориентирован на одобрение похвалу учителя.

Детей, мотивационная сфера обучения которых больше представлена познавательными мотивами, скорее всего можно охарактеризовать как любознательных.

В силу того, что они относятся к учебе как к источнику интеллектуального удовольствия, эти ученики не всегда принимают и выполняют поставленную учителем задачу.

Полноценная учебная мотивация должна включать и познавательные мотивы, и широкие социальные мотивы учения, и мотивы достижения, но индивидуальность каждого ребенка проявляется в доминировании какого-либо мотива внутри учебной деятельности.

4. Анкета для родителей (приложение №2)[32]

Анкета состоит из 11 вопросов закрытого типа, касающихся различных аспектов домашнего поведения ребенка, непосредственно связанных с учебной деятельностью и школьной ситуацией общения.

Вопросы 1 – 5, 10 касаются мотивационной сферы и эмоциональных переживаний ребенка; 7 – 9 - учебной деятельности, 11 – общего психофизического состояния.

Полученная информация является важным дополнением к тем данным, которые получаются при опросе педагогов и обследовании ребенка, т.к. она позволяет соотнести поведение ребенка дома с его школьными проявлениями.

2.2 Анализ результатов исследования

Анализ результатов проведенных методик: опроса учителя по критериям адаптации (опросник дезадаптации Ковалевой), анкеты Лускановой по выявлению школьной мотивации, анкеты для родителей.[33]


Было проведено обследование первоклассников на предмет адаптации к школьному обучению. В исследовании применялись три основные методики: опрос учителя по критериям адаптации, анкета Лускановой по выявлению школьной мотивации, анкета для родителей.

Проанализировав результаты всех проведенных методик, уровни адаптации первых классов выразились в графическом изображении (приложение №3).

Экспертные оценки учителей охватывают следующие сферы жизнедеятельности школьников:[34]

1.Успешность учебной деятельности.

2.Усвоение школьных норм поведения.

3.Успешность социальных контактов.

4. Эмоциональное благополучие.

При обработке действуют следующие рабочие нормы оценки:

  • высокий уровень- адаптация,
  • средний уровень - возможная дезадаптация,
  • низкий – дезадаптация.

Анкета для учащихся состоит из 10 вопросов, направленных на выявление учебной мотивации.

Анкета для родителей состоит из 11 вопросов, касающихся различных аспектов: домашнего поведения ребенка, непосредственно связанных с учебной деятельностью и школьной ситуации общения. Вопросы:

1-5 и 10 касаются мотивационной сферы, эмоциональных переживаний ребенка;

7-9- учебной деятельности;

11- общего психофизического состояния ребенка.

В исследовании принимало участие 80 первоклассника и 80 родителей.

1 «А» класс

Судя по экспертным оценкам учителя, все 24 чел (100% учащихся) вполне адаптировались к школьному режиму.

В целом по классу учебная мотивация находится на среднем уровне 66% (18) и 33% (8) показали высокий уровень. Наиболее благополучные ответы получены на 1-ый вопрос, т.е. всем детям нравится ходить в школу. Мене положительна ситуация состоит по 4 вопросу и по 6. Детям нравится, когда отменяют уроки 25% (6),хотят одни перемены 58% (14) Не совсем налажен контакт с учителем 25% (6) и не налажен контакт с одноклассниками 50% (12).

По данным родителей, в целом дети достаточно хорошо адаптировались, но на многие вопросы даны ответы, позволяющие судить о возможной дезадаптации детей. Что касается мотивации, то здесь ситуация благополучная, все родители указывают на положительную учебную мотивацию. Несколько иная ситуация с учебной деятельностью: здесь встречаются ответы, интерпретируемые как возможная дезадаптация. Это касается ситуаций, когда ребенку необходимо проявить самостоятельность и волевые усилия. Первое возможно связано со спецификой класса, где программа предъявляет к ребенку повышенные требования. Особое внимание в этой связи желательно обратить на Олю Ч., Никиту З.., Иру М.., Виктора Е.., Аню П.., Сережу Р.., Никиту Н.


Так же, как и дети, часть родителей отмечают сложности в общении со сверстниками. Чуть меньше половины указали на то, что хотя и редко, но бывают дома жалобы друг на друга.

1 «Б» класс

Судя по экспертным оценкам учителя, все дети вполне адаптировались к школьному режиму 96% (26) , 4% - возможна дезадаптация.

В целом по классу учебная мотивация находится на среднем уровне-59% (16), высокий уровень 33%(9) и низкий 7,4% (2). Наиболее благополучные ответы были даны на 1 вопрос, т.е. всем детям нравится ходить в школу. Обратить внимание на Т. Ш. Некоторые дети еще не достаточно осознали цель своего пребывания в школе и с удовольствием отказались бы от уроков. И опять же как в 1 А, не все дети наладили контакт с одноклассниками.. Остро стоит проблема взаимосвязи родителе и детей, многие дети мало делятся своими школьными впечатлениями или совсем не делятся 18% (5).

По данным родителей 40% (11) имеют высокий уровень адаптации, но часть детей - возможную дезадаптацию 59% (16). Что касается мотивации, то практически все родители указывают на положительную мотивацию. Следует обратить внимание на Аню К., Комарова И.Так же большинство родителей считают, что психофизическое состояние детей не вызывает опасений (кроме Димы Ш..). Так же еще не совсем налажен контакт с одноклассниками (Сережа И., Олег М.). В учебной деятельности преобладают ответы, интерпретируемые, как возможная дезодаптация. Это проявляется, когда ребенку нужно проявить самостоятельность. Практически все дети нуждаются в помощи при выполнении домашних заданий. Это говорит о том, что дети неспособны к самостоятельной проверки своих знаний.

Так же, как и дети, часть родителей отмечают сложности в общении со сверстниками, 2 3 опрошенных родителя указали на то, что хотя и редко, но дети жалуются дома друг на друга. Особенно остро эта проблема стоит перед Светой.И., Викой.К., Таней.К., Андреем С., Аней Ш.

Многие дети тратят большое количество времени на выполнение домашних заданий – 2,5 ч - 3ч.

1 «В» класс

Экспертные оценки учителей свидетельствуют о том, что все дети вполне адаптировались к школьному обучению 92% (12), 7,6% (1)-возможную дезадаптацию – Алеша В., но учебная активность носит кратковременный характер и плохое усвоение материала у 30% (3) учащихся: Андрей Е., Наташа Р., Ира К.

В основном преобладает еще игровая деятельность. Учащиеся с интересом ходят в школу, но еще нет осознанности школьных нормативов. Особенно это видно в 4 вопросе, в котором говорится о наличии одних перемен: 77% детей - за одни перемены. Особое внимание по поводу социального контакта обратить на Виктора К..: по-видимому, вследствие каких либо причин, ребенок не общается со сверстниками и отсутствует контакт с учителем. Так же обратить внимание на Свету О., Аню П., Сережу Р.: дети ничего не рассказывают родителям о школе, а взаимосвязь родителей и детей очень важный процесс в формировании личности ребенка.


По данным родителей, в целом, у учащихся высокий уровень адаптации-46% (6) и 53% (7) имеют возможную дезадаптацию (средний уровень). Практически все родители указывают на положительную мотивацию, кроме Сережи Р. Так, все родители считают, что психофизическое состояние не имеет опасений. Иная ситуация с учебной деятельностью и произвольностью. Это проявление самостоятельности и интеллектуально – волевых усилий.

В общении преобладает положительный характер, чуть больше половины из опрошенных родителей указывают на то, что хотя и редко, но бывают детские жалобы на одноклассников.

1 «Г» класс

Экспертные оценки учителя свидетельствуют о том, что большинство детей в классе 72% (13) вполне адаптировались к обучению в школе. Возможная дезадаптация обнаружена у 27% (5).

Проблема в учебной деятельности у 27%(5): учебная активность носит кратковременный характер, плохое усвоение материала (Дима Б., Дима К., Лена М., Ира П., Вова Ф.).

Так же обратить внимание на социальный контакт с учителем и эмоциональное благополучие у Федорова.

В целом, в классе преобладает хорошая школьная мотивация.

33% (6) показали высокий уровень

55% (16)-средний уровень

11% (2)- низкий уровень (Борисенко Д., Понтякова И.)

Наиболее благополучные ответы получены на 1 вопрос, т.е. всем детям нравится ходить в школу, кроме Димы Б., Димы К..

Многие дети хотели бы остаться дома, еще не сформирована школьная позиция. Это прослеживается и в вопросе об одних переменах. У детей еще игровая мотивация идет впереди школьной.

Менее положительная ситуация во взаимосвязи детей и родителей. Почти 66% рассказывают очень мало о своих школьных делах или вообще не рассказывают (Антон П.., Таня Т.)

По данным родителей, в целом дети имеют возможную дезадаптацию:

Средний уровень -50% (9)

Высокий уровень -27% (5)

Низкий уровень - 22% (4) - Дима Б.., Дима Е.., Маша М.., Вова Ф..

Что касается мотивации, то практически все родители указывают на положительную учебную мотивацию. Низкая оценка у Димы Б.., Димы Е.., Димы К..

Многие дети еще не вполне адаптировались к школьному режиму 66% (12)

В основном преобладает низкая работоспособность, трудности в проявлении самостоятельного выполнения заданий.

Наиболее положительный характер носит взаимосвязь со сверстниками.

Работа по адаптации детей к школе необходима и социально-психологическая служба должна помочь педагогам:

  • отслеживать результаты психолого-педагогического развития

учащихся;

  • создать условия для успешной социально-психологической адаптации