Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОГО КЛАССА
1.1 Сущность, уровни, трудности социально-психологической адаптации первоклассников
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методики, используемые в исследовании
2.2 Анализ результатов исследования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы адаптации младших школьников к условиям общеобразовательного учреждения - обуславливается современной ситуацией, в которой ребенок растет, развивается и формируется как личность. Россия сегодня находится в сложном социально - экономическом положении. Результатом социально-экономического реформирования на сегодняшний день можно считать падение жизненного уровня значительной части населения, осложнение демографической ситуации, рост преступности и безработицы, снижение доступности и качества образования, здравоохранения для малоимущих слоев населения, ухудшение физического и морального здоровья нации.
Существующие социально - экономические, социокультурные условия развития ребенка являются в большей степени стихийными, непредсказуемыми, зачастую негативными. Сегодня отмечается снижение воспитательного потенциала семьи, обусловленного экономической озабоченностью, материально - бытовой неустроенностью или, наоборот, сверхвысоким благосостоянием.
Все эти факторы создают проблемы для процесса формирования личности, особенно в период детства, известного своей сензитивностью к воспитательным влияниям.
Наряду с негативными явлениями в нашем обществе, мы наблюдаем ряд позитивных тенденций, таких как, например, внедрение вариативного образования, которое разделило учебные заведения на гимназии, лицеи, реальные и реабилитационные школы, центры социально-педагогической адаптации, специализированные интернаты. Тем не менее, массовая общеобразовательная школа остается основным типом учебного заведения, где обучается смешанный контингент учащихся (одаренные, обычные дети и дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении). Такая школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой - по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Достигнув 6-7-летнего возраста, ребенок из комфортных условий детского сада попадает в жесткий режим школьной жизни, что отрицательно сказывается на его эмоциональном и психологическом состоянии.
Проблема адаптации детей к условиям обучения в начальной школе в настоящее время приобретает все большую актуальность. По данным разных исследователей (Э.М. Александровской, Г.Ф. Кумариной и др.), в зависимости от типа школы, от 20 до 60% младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют различные нарушения здоровья, поведения, связанные или с взаимоотношениями с одноклассниками или учителями, или с невыполнением школьных норм и правил поведения. Под влиянием постоянных неудач у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несамостоятельность за счет асоциального поведения.
Степень научной разработанности проблемы.
В отечественной научной литературе адаптация рассматривается на биологическом, психологическом, социальном и педагогическом уровнях. Работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Л. Ухтомского, Д.Н. Узнадзе и других ученых явились теоретико-методической основой обоснования адаптации ребенка как психологического и общебиологического феномена.
Психологические аспекты осуществления адаптации представлены в исследованиях Б.Н. Алмазова, Б.С. Братуся, А.И. Захарова, В.Е. Когана, И.С. Кона, Н.А. Менчинской, А.В. Петровского, Б.М. Теплова и других. Подготовка детей к самостоятельной жизни нашла отражение в трудах П.П. Блонского, В.П. Кащенко, В.С. Крюкова, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского.
Исследования таких физиологов и гигиенистов, как М.В. Антропова, Д.И. Зелинский, Г.Г. Манке и др. выявили несоответствие учебно-воспитательного режима общеобразовательных учреждений требованиям
гигиены и естественнонаучным основам возрастной физиологии, что вызывает дезадаптацию учащихся, хроническое переутомление и рост заболеваний.
Над проблемами, связанными с бесконфликтным вхождением ребенка в мир взрослых, активно работали зарубежные ученые: Ф. Ариес, М.М. Айшенвуд, Р.Г. Ваяр, Д. Баярд, К. Бютнер, К. Гехт, М. Джеймс, Д. Джонгвард, Д. Добсон, Д.С. Коулман, Й. Лангмайер, З. Матейчек, Э.М. Шан, А. Маслоу, М. Мид, М. Раттер, К. Ренкер, Г. Селье, Р. Чемберлен и др.
На здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, гигиенических, экологических и других факторов, во всем их многообразии ведущими, форсирующими различные предпатологические и патологические состояния специалисты считают условия воспитания и обучения. Но, несмотря на активизацию научных исследований в этом направлении, многие вопросы, связанные с организационно-педагогическими условиями эффективной адаптации, остаются открытыми, например, насколько учебно-воспитательная нагрузка адекватна половозрастным и познавательным возможностям детей.
На основании изучения опыта работы российских и зарубежных ученых можно сделать вывод, что разработка проблемы успешной адаптации младших школьников к обучению остается актуальной, т.к. меняются социально-экономические условия жизни, изменяются образовательные технологии и т.д. Все вышеперечисленное позволило нам выделить и сформулировать проблему исследования, связанную с разработкой условий эффективной адаптации первоклассников к обучению.
Состояния проблемы в педагогической теории и практике позволяют выделить противоречие между недостаточным уровнем психологической и физической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе и наличием небольшого числа преемственных организационно-педагогических условий эффективной адаптации адекватных реальным условиям образовательного учреждения (школы).
Учитывая актуальность, практическую значимость и недостаточную разработанность проблемы, мы выбрали следующую тему исследования: «Адаптация ребенка к школе».
В основу исследования положена следующая гипотеза исследования: адаптация первоклассников к обучению в школе будет осуществляться более эффективно, если:
- будет разработана программа по адаптации первоклассников к
обучению в школе;
- регулярно будет осуществляется мониторинг уровня психологического,
физического развития и эффективной адаптации;
- будут определены и реализованы организационно-педагогические
условия адаптации первоклассников к обучению в школе;
Объект исследования – адаптация учащихся первого класса к условиям общеобразовательной школы.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия эффективной адаптации первоклассников к обучению в школе.
Цель исследования - теоретически проанализировать и эмпирически обосновать проблему адаптации первоклассников к обучению в школе, проанализировать работу социального педагога и определить пути ее оптимизации по данной проблеме.
Гипотеза и цель исследования определили постановку следующих задач:
- Изучить состояние проблемы адаптации в теории и практике обучения
и воспитания.
- Выявить организационно-педагогические условия эффективной
адаптации первоклассников к обучению в школе.
Для реализации целей и задач исследования использовались теоретические и эмпирические методы исследования: анализ научной литературы, изучение передового педагогического опыта, педагогический мониторинг, устный и письменный опрос, тестирование.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основании проведенной экспериментальной работы созданы практические рекомендации для учителей начальных классов.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечиваются опорой на положения системно-деятельностного подхода, соответствующего современному уровню развития науки; использованием методов научного исследования, адекватных задачам изыскания, структурой педагогического эксперимента, имеющего свойства
повторяемости и воспроизводимости.
Нами использована литература выше перечисленных авторов, так как она надежна и отвечает следующим требованиям:
- информация обладает относительной достоверностью;
- все теории имеют доказательную базу;
- жизненная практика подтверждает теоретические умозаключения
- авторов теории.
Информацию из учебников мы использовали в теоретической части курсовой работы.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 34 наименования, приложения. Общий объем работы 49 страницах компьютерного текста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОГО КЛАССА
1.1 Сущность, уровни, трудности социально-психологической адаптации первоклассников
По статистическим данным в начальных классах выявляется около 25-30% детей с проблемами адаптации. Несвоевременное распознавание их характера и природы ведет к хроническому отставанию в освоении школьных знаний, а также к вторичным нарушениям психосоциального развития ребенка, к различным формам отклоняющегося поведения. Не менее остро эта проблема сказывается и на качестве учебно-воспитательного процесса, дестабилизируя учебную деятельность других учащихся и отвлекая на себя значительную часть усилий педагогов.[1]
Адаптация младших школьников к процессу обучения необычайно актуальна и важна. О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе убедительно и достаточно.[2]
Именно в эти первые месяцы, когда ребенок пошел в школу, начинают формироваться те самые отношения ребенка с миром и с самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Адаптированным чаще всего называется ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений. Важно, чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки.[3]
На основании анализа соответствующей литературы можно выделить основные трудности, с которыми сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей:
1. Хроническая неуспешность
В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с отношением родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.
Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Это часто звучит в речи родителей: «Будь моя воля, я бы никогда не отдала бы его в школу, мне до сих пор снится моя первая учительница в кошмарных снах».[4]
Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться. С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. "Хорошим" считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно (вербально и невербально). Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее. Неуспешность становится хронической.
Причины, приводящие к неуспешности:
- Недостаточная подготовленность ребенка к школе (недоразвитая
мелкая моторика -следствие: трудности в обучении письму, несформированность произвольного внимания - следствие: трудно работать на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя).
- Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под
влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. В семьях, где чаще бывали конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не может удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви, следствие: общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь.