Файл: Адаптация ребенка в условиях первого класса школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы адаптации младших школьников к условиям общеобразовательного учреждения - обуславливается современной ситуацией, в которой ребенок растет, развивается и формируется как личность. Россия сегодня находится в сложном социально - экономическом положении. Результатом социально-экономического реформирования на сегодняшний день можно считать падение жизненного уровня значительной части населения, осложнение демографической ситуации, рост преступности и безработицы, снижение доступности и качества образования, здравоохранения для малоимущих слоев населения, ухудшение физического и морального здоровья нации.

Существующие социально - экономические, социокультурные условия развития ребенка являются в большей степени стихийными, непредсказуемыми, зачастую негативными. Сегодня отмечается снижение воспитательного потенциала семьи, обусловленного экономической озабоченностью, материально - бытовой неустроенностью или, наоборот, сверхвысоким благосостоянием.

Все эти факторы создают проблемы для процесса формирования личности, особенно в период детства, известного своей сензитивностью к воспитательным влияниям.

Наряду с негативными явлениями в нашем обществе, мы наблюдаем ряд позитивных тенденций, таких как, например, внедрение вариативного образования, которое разделило учебные заведения на гимназии, лицеи, реальные и реабилитационные школы, центры социально-педагогической адаптации, специализированные интернаты. Тем не менее, массовая общеобразовательная школа остается основным типом учебного заведения, где обучается смешанный контингент учащихся (одаренные, обычные дети и дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении). Такая школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой - по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Достигнув 6-7-летнего возраста, ребенок из комфортных условий детского сада попадает в жесткий режим школьной жизни, что отрицательно сказывается на его эмоциональном и психологическом состоянии.

Проблема адаптации детей к условиям обучения в начальной школе в настоящее время приобретает все большую актуальность. По данным разных исследователей (Э.М. Александровской, Г.Ф. Кумариной и др.), в зависимости от типа школы, от 20 до 60% младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют различные нарушения здоровья, поведения, связанные или с взаимоотношениями с одноклассниками или учителями, или с невыполнением школьных норм и правил поведения. Под влиянием постоянных неудач у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несамостоятельность за счет асоциального поведения.


Степень научной разработанности проблемы.

В отечественной научной литературе адаптация рассматривается на биологическом, психологическом, социальном и педагогическом уровнях. Работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Л. Ухтомского, Д.Н. Узнадзе и других ученых явились теоретико-методической основой обоснования адаптации ребенка как психологического и общебиологического феномена.

Психологические аспекты осуществления адаптации представлены в исследованиях Б.Н. Алмазова, Б.С. Братуся, А.И. Захарова, В.Е. Когана, И.С. Кона, Н.А. Менчинской, А.В. Петровского, Б.М. Теплова и других. Подготовка детей к самостоятельной жизни нашла отражение в трудах П.П. Блонского, В.П. Кащенко, В.С. Крюкова, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского.

Исследования таких физиологов и гигиенистов, как М.В. Антропова, Д.И. Зелинский, Г.Г. Манке и др. выявили несоответствие учебно-воспитательного режима общеобразовательных учреждений требованиям

гигиены и естественнонаучным основам возрастной физиологии, что вызывает дезадаптацию учащихся, хроническое переутомление и рост заболеваний.

Над проблемами, связанными с бесконфликтным вхождением ребенка в мир взрослых, активно работали зарубежные ученые: Ф. Ариес, М.М. Айшенвуд, Р.Г. Ваяр, Д. Баярд, К. Бютнер, К. Гехт, М. Джеймс, Д. Джонгвард, Д. Добсон, Д.С. Коулман, Й. Лангмайер, З. Матейчек, Э.М. Шан, А. Маслоу, М. Мид, М. Раттер, К. Ренкер, Г. Селье, Р. Чемберлен и др.

На здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, гигиенических, экологических и других факторов, во всем их многообразии ведущими, форсирующими различные предпатологические и патологические состояния специалисты считают условия воспитания и обучения. Но, несмотря на активизацию научных исследований в этом направлении, многие вопросы, связанные с организационно-педагогическими условиями эффективной адаптации, остаются открытыми, например, насколько учебно-воспитательная нагрузка адекватна половозрастным и познавательным возможностям детей.

На основании изучения опыта работы российских и зарубежных ученых можно сделать вывод, что разработка проблемы успешной адаптации младших школьников к обучению остается актуальной, т.к. меняются социально-экономические условия жизни, изменяются образовательные технологии и т.д. Все вышеперечисленное позволило нам выделить и сформулировать проблему исследования, связанную с разработкой условий эффективной адаптации первоклассников к обучению.

Состояния проблемы в педагогической теории и практике позволяют выделить противоречие между недостаточным уровнем психологической и физической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе и наличием небольшого числа преемственных организационно-педагогических условий эффективной адаптации адекватных реальным условиям образовательного учреждения (школы).


Учитывая актуальность, практическую значимость и недостаточную разработанность проблемы, мы выбрали следующую тему исследования: «Адаптация ребенка к школе».

В основу исследования положена следующая гипотеза исследования: адаптация первоклассников к обучению в школе будет осуществляться более эффективно, если:

  • будет разработана программа по адаптации первоклассников к

обучению в школе;

  • регулярно будет осуществляется мониторинг уровня психологического,

физического развития и эффективной адаптации;

  • будут определены и реализованы организационно-педагогические

условия адаптации первоклассников к обучению в школе;

Объект исследования – адаптация учащихся первого класса к условиям общеобразовательной школы.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия эффективной адаптации первоклассников к обучению в школе.

Цель исследования - теоретически проанализировать и эмпирически обосновать проблему адаптации первоклассников к обучению в школе, проанализировать работу социального педагога и определить пути ее оптимизации по данной проблеме.

Гипотеза и цель исследования определили постановку следующих задач:

  1. Изучить состояние проблемы адаптации в теории и практике обучения

и воспитания.

  1. Выявить организационно-педагогические условия эффективной

адаптации первоклассников к обучению в школе.

Для реализации целей и задач исследования использовались теоретические и эмпирические методы исследования: анализ научной литературы, изучение передового педагогического опыта, педагогический мониторинг, устный и письменный опрос, тестирование.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основании проведенной экспериментальной работы созданы практические рекомендации для учителей начальных классов.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечиваются опорой на положения системно-деятельностного подхода, соответствующего современному уровню развития науки; использованием методов научного исследования, адекватных задачам изыскания, структурой педагогического эксперимента, имеющего свойства

повторяемости и воспроизводимости.

Нами использована литература выше перечисленных авторов, так как она надежна и отвечает следующим требованиям:

  • информация обладает относительной достоверностью;
  • все теории имеют доказательную базу;
  • жизненная практика подтверждает теоретические умозаключения
  • авторов теории.

Информацию из учебников мы использовали в теоретической части курсовой работы.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 34 наименования, приложения. Общий объем работы 49 страницах компьютерного текста.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОГО КЛАССА

1.1 Сущность, уровни, трудности социально-психологической адаптации первоклассников

По статистическим данным в начальных классах выявляется около 25-30% детей с проблемами адаптации. Несвоевременное распознавание их характера и природы ведет к хроническому отставанию в освоении школьных знаний, а также к вторичным нарушениям психосоциального развития ребенка, к различным формам отклоняющегося поведения. Не менее остро эта проблема сказывается и на качестве учебно-воспитательного процесса, дестабилизируя учебную деятельность других учащихся и отвлекая на себя значительную часть усилий педагогов.[1]

Адаптация младших школьников к процессу обучения необычайно актуальна и важна. О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе убедительно и достаточно.[2]

Именно в эти первые месяцы, когда ребенок пошел в школу, начинают формироваться те самые отношения ребенка с миром и с самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Адаптированным чаще всего называется ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений. Важно, чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки.[3]


На основании анализа соответствующей литературы можно выделить основные трудности, с которыми сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей:

1. Хроническая неуспешность

В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с отношением родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.

Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Это часто звучит в речи родителей: «Будь моя воля, я бы никогда не отдала бы его в школу, мне до сих пор снится моя первая учительница в кошмарных снах».[4]

Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться. С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. "Хорошим" считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно (вербально и невербально). Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее. Неуспешность становится хронической.

Причины, приводящие к неуспешности:

  • Недостаточная подготовленность ребенка к школе (недоразвитая

мелкая моторика -следствие: трудности в обучении письму, несформированность произвольного внимания - следствие: трудно работать на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя).

  • Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под

влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. В семьях, где чаще бывали конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не может удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви, следствие: общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь.