Файл: Адаптация ребенка в условиях первого класса школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

личности ребенка к новой социальной ситуации;

  • помочь школьникам, испытывающим трудности в общении, в

выработке конформного стиля поведения;

  • оптимизировать естественный процесс адаптации, сделав его по

возможности безболезненным для ученика и учителя;

  • актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывать

способность учащегося брать на себя ответственность за успешность своего обучения.

Выводы по главе 2

В целом, процесс адаптации идет успешно. Учебная мотивация, как по результатам анкеты для детей, так и по данным опроса родителей, на хорошем уровне.

Из всех первых классов выявлено 8 детей- 9.7% с низкой учебной мотивацией.

Психофизическое состояние детей также в норме.

Проблемы возникают с формированием учебной деятельности, формированию коллектива. Большинство детей пока не могут самостоятельно справиться со всем объемом заданий, а также имеют проблемы, связанные с установлением социальных контактов.

Можно рекомендовать в этом случае проводить внеклассную работу с более активным привлечением детей, имеющих трудности в общении с одноклассниками, проводить профилактические беседы и практические занятия, направленные на формирование умения грамотно общаться (разбор ситуаций, их инсценирование и т. д.)

По возможности дифференцированно дозировать объем домашних заданий с учетом возможностей ребенка, предварительно убедившись в овладении навыками самостоятельной работы в целом и работы над конкретным заданием в частности.

Рекомендуется работа по формированию учебной мотивации, осознанного учения, понимания цели пребывания в стенах школы.

По результатам исследования провести индивидуальные консультации с завучем начальной школы и классными руководителями, дать рекомендации по обучению и воспитанию детей с возможной дезадаптацией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашем исследовании мы проанализировали теоретические аспекты социальной адаптации учащихся первых классов к условиям школьного обучения:

  • указали основные трудности, с которыми сталкиваются родители и

учителя в первые годы обучения детей:

  • выделили уровни школьной адаптации;
  • рассмотрели причины школьной дезадаптации и способы ее

устранения;

В ходе эмпирического анализа проблемы социальной адаптации младших школьников к условиям школьных общеобразовательных учреждений мы провели исследование уровня адаптированности первоклассников с помощью методик:


  1. Анкета Н.Г. Лускановой на изучение школьной мотивации.
  2. Опрос педагога. В работе с педагогом был использован метод

экспертной оценки. Учитель опрашивался при помощи опросника Ковалевой Л.М., который позволил определить: какой фактор или группа факторов лежит в основе дезадаптации.

  1. Опрос родителей. Родители на общем собрании заполняли анкету,

которая позволяла соотнести поведение ребенка с его школьными проявлениями.

Анализ результатов исследования подтвердил выдвинутую нами в начале работы гипотезу о том, что адаптация первоклассников к обучению в школе будет осуществляться более эффективно, если:

  • будет разработана программа по адаптации первоклассников к

обучению в школе;

  • регулярно будет осуществляется мониторинг уровня психологического,

физического развития и эффективной адаптации;

  • будут определены и реализованы организационно-педагогические

условия адаптации первоклассников к обучению в школе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Александровская Э.М. Социально–педагогические критерии адаптации к школе // Школа и социально-психическое здоровье учащихся. – М..1988. -89 с.

2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение. 1989.-169 с.

3. Аникеева Н.П., Винникова Г.В., Смирнов С.А. Режиссура педагогического взаимодействия. – Новосибирск.1991.-86 с.

4. Безруких М.М., С.П.Ефимов, М.Г.Князева. Как подготовить ребенка к школе. М. 1994.- 32 с.

5. Безруких М.М., С.П.Ефимов. Как помочь ребенку преодолеть школьные трудности. М. 1994.- 125 с.

6. Битянова М.Р., Азарова Т.В. Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М «Совершенство»,1998. -69с.

7. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / Сб. метод. материалов для администраторов и педагогов. - М.: Педагогический поиск, 1997. -57 с.

8. Бородкина Г.В Еще раз о готовности к школе.// Начальная школа: плюс до и после. № 10.- 2002. -243 с.

9. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. – Киев, 1989.-78 с.

10. Вачков И. Время и усилия. – 2000. – /Начальная школа №1

11. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994.-56 с.

12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.-34 с.

13. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. научных трудов/ред. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. – М.,1981.- 95 с.


14. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6–7 лет. М., 1996.-243 с.

15.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.,1994. -99 с.

16.Знаете ли вы своего ученика? (книга для учителя). Под редакцией М.М. Безруких и С.П. Ефимовой. - М., Просвещение, - 1991.- 50 с.

17. Глинский В.В., Ионин В.Г. Статистический анализ. Учебное пособие. – М: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.-248 с.

18. Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие / Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной – М.: Изд-во Консорциум «Социальное здоровье России», 1993.-64 с.

19. Евсюшкина Е.П. Готовность ребенка к школе..// Начальная школа, № 10.- 2002.-79 с.

20. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при социально-психологическом сопровождении школьников. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. -213 с.

21. Кучма В.Р.. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период.// Начальная школа, № 8.- 2001.

22. Мухина В.С.. Шестилетний ребенок в школе. - Москва, Просвещение, 2000.- 84 с.

23. Проблемы в адаптации детей 6-7 летнего возраста в школе: Под редакцией О.А. Лосевой.- М.,1987. -90 с.

25. «Начальная школа» №7 за1996г.стр.17 Л.М. Ковалева, И.Н. Тарасенко Анализ особенностей адаптации первоклассников к школе.

26. Обухова О.Ф. Возрастная психология. – М., 1997.- 89 с.

27. Практическая психология образования / ред. Дубровина И.В. – М.: Просвещение, 2003. -254 с.

28. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме. Теоретико-методологический аспект. – Новосибирск: Наука, 2002. -57 с.

29. Руденский Е.В. Концептуальные основы адаптирующейся личности. – Новосибирск, 1998. -95 с.

30. Руководство практического психолога. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте социально-психологической службы. /ред. И.Дубровиной. – М., 1995. – 46 с.

31. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Л., 1990. -89 с.

32. Семенака С.И. Социально-педагогическая адаптация ребенка к школе. Развитие и воспитание. Москва, 2006. -342 с.

33. Ткачева Л.П.. Первые дни ребенка в школе. - Оренбург, ООИУУ,- 1996. 56 с.

34. «Школьный психолог» газета №18 за 2003г. (Роза Рахманкулова 35. Практическая работа по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Анкета Лускановой по выявлению школьной мотивации.

  1. Тебе нравится в школе или не очень?

а) не очень

б) нравится

в) не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?


а) не знаю

б) остался бы дома

в) пошел бы в школу

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

а) не знаю

б) остался бы дома

в) пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится

б) бывает по-разному

в) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а) хотел бы

б) не хоте бы

в) не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе в школе остались одни перемены?

а) не знаю

б) не хотел бы

в) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а) часто

б) редко

в) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

а) точно не знаю

б) хотел бы

в) не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

а) мало

б) много

в) нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся

б) не очень

в) не нравятся

Приложение 2.

Анкета для родителей.

1.) Охотно ли идет ребенок в школу?

А) неохотно; в) без особой радости; в) охотно, с радостью; г) затрудняюсь ответить

2.) Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

А) пока нет; б) не совсем; в) в основном да; г) затрудняюсь ответить

3.) Переживает ли свои школьные успехи и неуспехи?

А) скорее нет, чем да; б) не вполне; в) в основном да; г) затрудняюсь ответить

4.) Часто ли ребенок делится своими школьными впечатлениями?

А) иногда; б) довольно часто; в) затрудняюсь ответить.

5.) Каков преобладающий характер этих впечатлений?

А) в основном положительный; б) положительных и отрицательных примерно поровну; в) в основном положительные впечатления

6.) Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий? (укажите в часах)

7.) Нуждается ли ребенок в помощи при выполнении домашних заданий?

А) довольно часто; б) иногда; в) не нуждается в помощи; г) затрудняюсь ответить

8.) Как ребенок преодолевает трудности в работе?

А) перед трудностями сразу пасует; б) обращается за помощью; в) старается преодолеть сам, но может отступить; г) настойчив в преодолении трудностей; д) затрудняюсь ответить.

9.) Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

А) сам этого сделать не может; б) иногда может; в) может , если побудить к этому; г) как правило, может; д) затрудняюсь ответить


10.) Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

А) довольно часто; б) бывает, но редко; в) такого практически не бывает; г) затрудняюсь ответить

11.) Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

А) нет; б) скорее нет, чем да; в) скорее да, чем нет; г) затрудняюсь ответить.

Приложение 3.

Графическое изображение уровней адаптации по классам по результатам проведенных методик (не включая социометрию)

  1. Аникеева Н.П., Винникова Г.В., Смирнов С.А. Режиссура педагогического взаимодействия. – Новосибирск.1991.-С. 86.

  2. Евсюшкина Е.П. Готовность ребенка к школе..// Начальная школа, № 10.- 2002.- С.79.

  3. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при социально-психологическом сопровождении школьников. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – С.213.

  4. Кучма В.Р.. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период.// Начальная школа, № 8. - С.2001.

  5. Битянова М.Р., Азарова Т.В. Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М «Совершенство»,1998. – С. 69.

  6. Руководство практического психолога. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте социально-психологической службы. /ред. И.Дубровиной. – М., 1995. – С. 46.

  7. Бородкина Г.В Еще раз о готовности к школе.// Начальная школа: плюс До и после. № 10.- 2002. –С. 243.

  8. «Начальная школа» №7, 1996. -С.17 Л.М. Ковалева, И.Н. Тарасенко Анализ особенностей адаптации первоклассников к школе.

  9. Александровская Э.М. Социально–педагогические критерии адаптации к школе // Школа и социально-психическое здоровье учащихся. – М., 1988. –С.89.

  10. Мухина В.С.. Шестилетний ребенок в школе. - Москва, Просвещение, 2000. - С. 84.

  11. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. научных трудов/ред. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. – М., 1981. - С. 95.

  12. Знаете ли вы своего ученика? (книга для учителя). Под редакцией М.М. Безруких и С.П. Ефимовой. - М., Просвещение, - 1991. - С.50.

  13. Руководство практического психолога. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте социально-психологической службы. /ред. И.Дубровиной. – М., 1995. – С. 46.

  14. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., 1994. –С. 99.

  15. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме. Теоретико-методологический аспект. – Новосибирск: Наука, 2002. –С.57.

  16. Руденский Е.В. Концептуальные основы адаптирующейся личности. – Новосибирск, 1998. –С. 95.

  17. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994. -С. 56.

  18. Безруких М.М., С.П.Ефимов, М.Г.Князева. Как подготовить ребенка к школе. М. 1994. – С. 32.

  19. «Школьный психолог» газета №18, 2003. (Роза Рахманкулова 35. Практическая работа по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников.)

  20. Битянова М.Р., Азарова Т.В. Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М «Совершенство»,1998. – С. 69.

  21. Практическая психология образования / ред. Дубровина И.В. – М.: Просвещение, 2003. – С. 254.

  22. Глинский В.В., Ионин В.Г. Статистический анализ. Учебное пособие. – М: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. -С. 248.

  23. Безруких М.М., С.П.Ефимов, М.Г.Князева. Как подготовить ребенка к школе. М. 1994. – С. 32.

  24. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Л., 1990. –С. 89.

  25. Семенака С.И. Социально-педагогическая адаптация ребенка к школе. Развитие и воспитание. Москва, 2006. – С. 342.

  26. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. -С. 34.

  27. Бородкина Г.В Еще раз о готовности к школе.// Начальная школа: плюс до и после. № 10.- 2002. –С. 243.

  28. Руководство практического психолога. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте социально-психологической службы. /ред. И.Дубровиной. – М., 1995. – С. 46.

  29. ? Обухова О.Ф. Возрастная психология. – М., 1997. –С. 89.

  30. Ткачева Л.П.. Первые дни ребенка в школе. - Оренбург, ООИУУ,- 1996. –С. 56.

  31. Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие / Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной – М.: Изд-во Консорциум «Социальное здоровье России», 1993.-С. 64.

  32. ? Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. – Киев, 1989. -С. 79.

  33. Проблемы в адаптации детей 6-7 летнего возраста в школе: Под редакцией О.А. Лосевой.- М.,1987. –С. 90.

  34. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / Сб. метод. материалов для администраторов и педагогов. - М.: Педагогический поиск, 1997. –С. 57.