Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОГО КЛАССА
1.1 Сущность, уровни, трудности социально-психологической адаптации первоклассников
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методики, используемые в исследовании
2.2 Анализ результатов исследования
Фактически это уже показатель «школьной дезадаптации».
В данном случае возрастные особенности выделить сложно, так как мы имеем дело с нарушением соматического и психического здоровья ребенка, что может являться определяющим фактором низкого уровня развития процессов обобщения, функций внимания других психических процессов и свойств, входящие в выделенные показатели адаптации.
Таким образом, в силу возрастных особенностей первоклассники шестилетнего возраста могут достигнуть только среднего уровня адаптации к школе при отсутствии специальной организации педагогом учебного процесса и психологической поддержки.
Следующим аспектом, на который следует обратить внимание, является неблагоприятный результат адаптационного процесса, причины, приводящие к так называемой дезадаптации.[20]
Анализ причин школьной дезадаптации и способы ее устранения
Согласно определению, сформулированному В.В. Коганом, «школьная дезадаптация» - психогенное заболевание или психогенное заболевание личности ребенка, которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и семье и затрагивает учебную и внеучебную активность ученика
С этим понятием связывают отклонения в школьной деятельности – затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушение учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами.
Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушения учебы, поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.[21]
Изучая поведение шести и семилетних детей, первоклассников Т.В. Дорожовец обнаружила три дезадаптационных стиля: аккомодационный, ассимиляционный и незрелый.
Аккомодационный стиль отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям среды.
Для ассимиляционного стиля характерно стремление ребенка подчинить социальную среду своим потребностям. В случае незрелого стиля приспособления, связанного с психологической незрелостью ребенка данного возраста, речь идет о неспособности его к принятию новой социальной ситуации развития.
Повышенная степень выраженности каждого из этих стилей приспособления ведет к школьной дезадаптации.[22]
Различно поведение этих детей в школе. Первоклассники с аккомодационным стилем приспособления, соответствующим типичному образу «хороший ученик» с готовностью подчиняются всем правилам и нормам школьной жизни, и тем самым, как правило, оказываются наиболее приспособленными к учебной деятельности и нормам школьной жизни.
Положительные оценки со стороны учителей, благодаря их высокому авторитету, способствуют формированию позитивной «Я – концепции» детей и повышению их социометрического статуса.
Дети с ассимиляционным типом адаптации, которые игнорируют новые для них школьные правила или же выполняют их только в присутствии учителя, оказываются, как правило, дезадаптированными в отношении принятия учебной деятельности, требований школы. Типичные в таких случаях негативные оценки учителя в присутствии одноклассников ведут, как правило, к еще большему снижению их авторитета, статуса в классе, затрудняя тем самым их социальную адаптацию. Однако отмечено: относительно слабая ориентация детей на авторитет учителя предохраняет их от сильного занижения самооценки.
Наиболее трудно адаптируемые дети с незрелым стилем, когда он обусловлен недостаточным развитием воли. Такие дети неспособны координировать свое поведение в соответствии с правилами и нормами школьной жизни.[23]
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах, по мнению Т.М. Чуткиной, связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживания «мы», он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом.
Помимо понятия «школьная дезадаптация» в литературе встречаются термины «школьная фобия», «школьный невроз», «дидактогенный невроз». Как правило, школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки и т.д. Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которая проявляется в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.[24]
В случае дидактогенных неврозов травмирующей является в первую очередь сама система обучения. В современной школе, как правило, деятельность учителя имеет очень мало соприкосновений с деятельностью ученика, в то время как совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Цели ученика и учителя изначально расходятся: учитель должен учить, ученик должен учиться, т.е. слушать, воспринимать, запоминать и т.д. Учитель остается в позиции «над» школьником, и порой, не осознавая этого, подавляет инициативу учащегося, его познавательную активность, столь необходимой учебной деятельности.[25]
Дидактогенный невроз в случае обучения шестилеток может возникнуть при невнимании учителя к их возрастно-психологическим особенностям. По мнению многих авторов стиль и характер педагогического взаимодействия учителя и шестилетнего ребенка в значительной мере отличается от классического подхода к обучению семилеток. Другой причиной возникновения дезадаптивного поведения может быть чрезмерное переутомление и перегрузка. Само поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Успешность обучения его в школе зависит от особенностей воспитания в семье, его уровня подготовленности к школе.
Некоторые авторы считают, что основной причиной школьной дезадаптации являются не сами промахи в учебной деятельности или отношения ребенка с учителем, а переживания по поводу этих промахов и отношений.[26]
Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок:
- режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне
произвольной регуляции поведения, организованности);
- коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей,
имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);
- проблему взаимоотношений с учителем;
- проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
Таким образом, школьная адаптация – процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению. Успешность такой перестройки, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков и т.д. незрелость какой-либо из указанных сфер является одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации.
Согласно существующей классификация форм дезадаптации, нарушения адаптационного процесса к школе могут проявляться в виде:
- несформированности элементов учебной деятельности;
- несформированности мотивации учения;
- неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной
деятельности;
- неумения приспособиться к темпу школьной жизни.
Выводы по I главе
И так, в первой главе мы рассмотрели: сущность, уровни, трудности социально-психологической адаптации первоклассников. Таким образом то, как будет происходить развитие школьника в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадает в чужой, непонятный, - а, следовательно, и враждебный ему мир – школьный, во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости взрослых: родителей, педагогов, воспитателей, социально-психологической службы школы.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методики, используемые в исследовании
В исследовании использовались следующие методики:
1. Опрос учителя по критериям адаптации (опросник дезадаптации Ковалевой).
2. Анкета Лускановой по выявлению школьной мотивации.
3. Анкета для родителей.
Поступление в школу требует от ребенка определенного уровня развития мышления, произвольной регуляции поведения, навыков общения. В это время возникает важнейшее личностное новообразование – внутренняя позиция школьника. Это мотивационный центр, обеспечивающий направленность ребенка на учебу, его эмоциально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать ее. В младшем школьном возрасте страх «быть не тем» достигает максимального развития, поскольку дети стараются овладеть новыми знаниями, серьезно относятся к своим обязанностям школьника и очень переживают по поводу отметок.[27]
Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит к неврозам, к школобоязни.
Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенные в себе боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянным. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители очень педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к их ошибкам. Даже если родители не наказывают ребенка, психологическое наказание все равно присутствует. «Ты плохой, потому что ты плохо учишься» - говорят ребенку. Возникает неразрешимый внутренний конфликт, который сопровождается чувством неопределенности, неуверенности в себе и различными страхами. В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявления физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных, социокультурно и педагогически запущенных детей.
Итак, оценка уровня школьной адаптации напрямую связана с показателем сформированности коммуникативных навыков. Ребенок приходит в школу, в класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться. В это время активно формируются качества, благодаря которым ребенок может активно общаться с другими детьми, учителями, развивается потребность общения с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развиваются способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Опрос учителя по критериям адаптации.[28]
Критерии социально-психологической адаптации
I. Успешность учебной деятельности.
- Учебная деятельность.
5 – активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно
4 – на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются
3 – редко поднимает руку, но отвечает правильно
2 – учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса
1 – пассивен на уроке, дает отрицательные ответы или не отвечает совсем, часто переписывает готовое с доски
0 – учебная активность отсутствует (не включается в учебный процесс)
- Усвоение знаний (успеваемость).
5 – правильное безошибочное выполнение школьных заданий
4 – небольшие помарки, единичные ошибки
3 – редкие ошибки, связанные с пропуском букв, их заменой
2 – плохое усвоение материала по одному из основных примеров, обилие ошибок
1 – частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много ошибок
0 – плохое усвоение программного материала по всем предметам, грубые ошибки, большое их количество
II. Усвоение школьных норм поведения.
- Поведение на уроке.
5 – сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя
4 – выполняет требования учителя, но иногда на короткое время отвлекается от уроков
3 – изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами
2 – часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах
1 – выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится и постоянно разговаривает
0 – не выполняет требования учителя, большую часть урока занят посторонними делами
- Поведение на перемене.