Файл: Адаптация ребенка в условиях первого класса школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Завышенные ожидания родителей. Нормальные, средние успехи

ребенка воспринимаются ими как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности и добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Это приводит к еще большему торможению развития.[5]

  1. Уход от деятельности проявляется у детей в сочетании с

демонстративной тревогой. Такие дети также имеют высокую потребность во внимании, но не в состоянии получить его из-за повышенной тревожности. Неудовлетворенность потребностей, повышение тревожности, все это приводит к пассивности в сочетании с инфантилизмом. Таких детей называют «летающий в облаках», потому что они не нарушают дисциплину, не привлекать к себе внимания, но не внимательно слушают материал. Для преодоления этой ситуации нужно содействие ребенку в проявлении даже малейшей деятельности, и поиске творческих направлений, где ребенок может реализоваться.

Школьная неготовность может проявляться в следующих формах: вербализм, мотивация.[6]

Социально-психологическая готовность включает в себя развитие детей, необходимое, в общении с социумом, развитие способности учитывать интересы, групповые нормы, развитие способности адаптироваться к новой системе образования.

Отставание одного из компонентов психологической готовности влечет за собой изменения и других компонентов. Если у ребенка есть готовность к обучению, но есть некоторые проблемы психологической готовности, это может привести к снижению школьной успеваемости и моральным трудностям.[7]

Возможные варианты помощи:

  • Внимание к ребенку: больше наблюдать, меньше воспитывать.
  • Дать возможность ребенку развернуть во вне деятельность

воображения: творческая деятельность (рисунок, конструирование, лепка).

  • В этой деятельности обеспечить сразу успех, внимание,

эмоциональную поддержку.[8]

  1. Негативистская демонстративность- это свойство личности, связанное

с высокой потребность человека во внимании к себе. Поведение ребенка характеризуется манерами, его реакцией, направленной на достижение наиболее важной цели –сводится к тому, что ребенок хочет обратить внимание общества на себя и получить одобрение.


Причиной демонстративного поведения ребенка является недостаток любви, внимания взрослых. Однако, если ребенок получает достаточно внимания от взрослых, тогда, может быть, он просто избалован.

Демонстративное поведение проявляется не только в желании получить одобрение, но и выговор, т. е. получить внимание любой ценой.

Рекомендуется для таких детей вовлечение в различные мероприятия, где они могут получить достаточно внимания, а именно, концерты, спектакли, искусство и актерское мастерство.

  1. Вербализм.

У детей хорошо развита речь, память, но не достаточно

развиты восприятие и мышление. Дети охотно участвуют в разговоре с учителем, но в практической деятельности они не заинтересованы. Это приводит к тому, что дети не умеют действовать по образцу. Чтобы преодолеть эту проблему, необходимо вовлечение в практическую деятельность, а именно: гейм-дизайн, аппликация, рисование, лепка.

Мотивация предполагает не только стремление ребенка к

приобретению и использованию школьной атрибутики, в желании узнавать новое, которое возможно, когда формируется система мотивов.

Мотивационная незрелость ребенка может привести к низкой производительности. Мотивация также зависит от внутренней позиции ребенка, т. е. ориентации, стремлений ребенка.

Таким образом, незрелость любого компонента готовности ребенка к школе приводит к психологическим проблемам в обучении и трудности в адаптации.

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он узнает столько об окружающем мире. Его разум заполнили не только отдельные образы, восприятия, но характеризуется целостным восприятием и осмыслением окружающей действительности.

Психологические исследования показывают, что в период раннего детства у ребенка формируется самооценка. Конечно не такая, как у старших детей, но уже и не как у маленьких детей. У детей дошкольного возраста формирующаяся самооценка основывается на успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей.

К концу дошкольного возраста ребенок становится способен понять себя и то положение, которое он в настоящее время занимает в жизни.

Бойкая речь, отчетливые ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые высоко оценивают ребенка.[9]

Вербализм, как правило, сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой его способностей со стороны взрослых. С началом обучения в школе обнаруживается, что ребенок не способен решать задачи, а некоторая деятельность, которая требует образного мышления, вызывает трудности. Не понимая, в чем причина, родители склонны к двойньм крайностям:


  • винить учителя;
  • винить ребенка (повышают требования, заставляют больше заниматься,

проявляют недовольство ребенком, что, в свою очередь, вызывает у него неуверенность, тревожность, дезорганизуется деятельность, возрастает страх перед школой и перед родителями за свою неуспешность, неполноценность , а это путь к хронической неуспешности.

Необходимо больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика.[10]

Основная тактика: придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.

  1. Психофизический инфантилизм.

Отставание в психическом развитии, которое прослеживается в дошкольных формах поведения, демонстрирует интересы и потребности дошкольника.

Такой «психологический дошкольник» не считает важным и серьезным требования школы, поэтому тревожность не возникает, школьные оценки беспокоят учителя и родителей, но не его. Неуспехи не переживаются как травмирующие. При хронической неуспешности самооценка занижена, при инфантилизме - не сформирована.[11]

  1. «Ребенок ленится»

За этим может стоять все, что угодно.

  • сниженная потребность познавательных мотивов;
  • мотивация избегания неудач, неуспеха («и не буду делать, у меня не

получится, я не умею»), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности.

  • общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями

темперамента. Ребенок трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему «лень шевелиться», они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок в это время чувствует, что он не нужен, что он плохой. Возникает тревога, которая дезорганизация деятельности.

  • Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже

иногда расценивается родителями как лень. Ребенок не пишет фразу, например, т.к. совершенно не уверен, как и что нужно писать. Он начинает увиливать от любого действия, если не убежден, что делает правильно, хорошо, ибо уже знает, что его будут любить родители, если он все сделает хорошо, а если нет, то он не получит той необходимой для него "порции" любви.

1.2 Уровни школьной адаптации


Адаптация – (от латинского adapto-приспособляю) приспособление к изменившимся условиям существования, обстановке, среде.[12]

Психологический аспект адаптации (социальная адаптация) – это приспособление человека как социоиндивида, личности к определенным нормам, условиям, принципам, этикету в обществе в соответствии с требованиями самого общества, а также с учетом личности уже своих собственных индивидуальных качеств, особенностей психики в целях адаптации к возникающим условиям – требованиям самого общества в процессе деятельности коммуникации в интерличностных сферах.[13] Это константный процесс психодинамического приспособления индивида к условиям социальной среды, а также и результат самого процесса социоадаптации: конкретность этих факторов зависит от целей, социоориентаций индивида, способов – приемов достижения самих целей, реализации программ в социальной сфере.

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное - к дезадаптации».

Основными особенностями систематического школьного обучения являются следующее. Во-первых, с поступлением в школу ребенок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность – учебную деятельность. Во-вторых, особенностью систематического школьного обучения является то, что оно требует для всех одинаковых правил, которым подчинено все поведение ученика во время его пребывания в школе.[14]

Поступление в школу требует определенного уровня развития мышления, произвольной регуляции поведения, навыков общения. Оценка уровня школьной адаптации состоит из следующих блоков:

  1. Показатель интеллектуального развития – несет в себе информацию об

уровне развития высших психических функций, о способности к обучению и саморегуляции интеллектуальной деятельности ребенка.

  1. Показатель эмоционального развития – отражает уровень

эмоционально-экспрессивного развития ребенка, его личностный рост.

  1. Показатель сформированности коммуникативных навыков с учетом

психологических новообразований кризиса 7 лет: самооценки и уровня притязаний).[15]

Результаты исследований Г.М. Чуткиной показали, что исходя из уровня развития каждого из перечисленных показателей, можно выделить три уровня социально-психологической адаптации к школе. В описании каждого уровня адаптации будут выделены возрастно-психологические особенности семилетних учеников.[16]


Высокий уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам), общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение («Игры, обучение и т.д.»).

Как следует из описания, уровни развития всех показателей, перечисленных ранее, соответствуют высоким. Характеристики ребенка с высоким уровнем адаптации к школе соответствуют характеристикам ребенка, готового к школе и пережившего кризис 7 лет, так как в данном случае присутствуют указания на сформированную деятельность, учебную мотивацию, положительное отношение к школе, развитые коммуникативные навыки. Исходя из данных некоторых исследователей, шестилетний первоклассник не может относиться к высокому уровню в силу неразвитости таких аспектов адаптации, как готовность к школьному обучению (по параметрам произвольности поведения, способности к обобщению, учебной мотивации и др.), несформированность личностных новообразований кризиса 7 лет (самооценка и уровень притязаний) без необходимого вмешательства педагогов и психологов.[17]

Средний уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле, бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашнее задание почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.[18]

Низкий уровень адаптации.

Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха. Для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.[19]