Файл: Нравственное (гражданское, валеологическое, эстетическое, экологическое и т.д.) воспитание детей на разных возрастных этапах.pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
государств гражданам на от посягательства на и достоинство, . Конституция РФ: « и утверждают и человека, его и как высшую »[22].
отношение к (физическому и ) трудолюбие, которого трудиться, к , усердие и , положительных , за результаты , , бережливость. труд условие личности, ее .
В конкурентных у труженика продуктивно на и общество. трудился , ему интеллект, и делом. в демократическом высоким , компетентностью, , , умением , на основе .
отношение к и - основа труженика. , ценности, , приводят к и нравственному , . Свободный и , оцениваемый , нравственной демократического .
общечеловеческой , у школьников, , товарищество, [23].
характеризуется людей, их , солидарностью . Как качество в себя и общества, , подчинение общим и этих .
показывает, что не повседневно в . Из-за « », «усреднения» в очередь , выдающиеся.
коллектива в и воспитании, его к утрате , самостоятельности, .
Жизнь , что человека. держаться на человека, что без демократические . коллективистом только , самостоятельная .
развития в , США, Японии о том, что у преобладает . , конкуренция , а коллективизм без : общее - . Коллективизм до в Японии. означает «», отвечает за , но все не за одного, что - это часть , же не делится на .
В обществе коллектива : добровольное ; действия для цели; каждого за принятые ; органов ; оппозиции (, ) по отношению к . к коллективе силой его . в современном среда, личности.
в отношениях, , дружбой. – ступень между . Оно на общности и , соответствующих и целям. означает, что дела , личных. – ступень отношений. Она личными , справедливыми и , преданностью и . является нравственности в . в дружбе потребностью, . Наличие о душевных , полноте его . « дружба, - В.А. , - является из воспитания к своему, , ощущения движений в »[24]. Отношение к , характеризует , которую . Возник в древности и в привязанности к , в следовании рода, , в родного , а с государства – в к , народу, в к культуре, в от внешних . смыслом в демократическом . к родине в любви и к человеку и в , в глубоком к , укреплении , в гражданской , защищать .
народов , независимо от их , , расы, чертой, нравственность. Эту интернационализмом. Он в сотрудничество и , уважение традиций, , усилий в за и свободу. не с национальной , приверженностью интересам, что и злобу, и , размежевание по признакам, .
Честность как морали – из проявления к . Она отражает общественного и , и дела, долгу, , лицемерие, и т.п. честности тесного на доверия и . В сконцентрированы качества : , справедливость, , и др.
Правдивость есть искренность, откровенность в отношениях с людьми. Ложь, лицемерие, насилие несовместимы с честностью, правдивостью, порядочностью. В.А. Сухомлинский порядочность называл «духовной несгибаемостью». Он считал, что в детстве и юности каждый должен «перестрадать страданиями человеческими. Только при этом условии он будет правильно видеть другого человека – будет бесстрашным… Подлинная доброта, готовность защитить слабого и беззащитного – это прежде всего мужество, бесстрашие души»[25].
Честность и справедливость включает в себя добросовестное отношение к овладеванию знаниями. Подсказки, шпаргалки, списывание, подлог отметки – это не только обман педагогов, но и самообман, неуважение учащегося к самому себе. С этого начинается обесценивание собственной личности. Свободным и сильным может стать лишь правдивый и честный человек. В этом залог счастья. Скромность и простота – высокие общечеловеческие нравственные качества, свидетельствующие о душевной красоте и моральной чистоте человека.
В.А. Сухомлинский называл скромность «родной сестрой трудолюбия, усердия, настойчивости». О скромности человека может свидетельствовать выражение его лица, внешность, манера обращения с людьми[26].
Таковы важнейшие задачи формирования нравственно целостной личности в духе общечеловеческой нравственности. В совокупности они составляют нравственный идеал, определяют содержание нравственно целостной личности. Эти черты взаимно связаны, дополняют друг друга и проявляются в единстве. Общечеловеческие нравственные ценности не подвластны времени и пространству. Они должны сопровождать человека на всем его жизненном пути, независимо от внешних обстоятельств, социальных катаклизмов.
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
3.1. Понятие воспитания
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере должны согласовывать свою деятельность с другими членами общества, соблюдать определенные нормы, правила и требования. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности - в труде и в быту, в семье и в его отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и так далее. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, разные уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц, и, наконец, нравственность[27].
Нормы и правила, которые относятся к сфере морали и нравственности, не имеют обязательного характера, и практически от самой личности зависит их соблюдение. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него - силу общественного мнения: упреки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальный поступок приобретает уже более серьезный характер.
Как видим, соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения.
Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные привычки, обычаи и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной , когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. это имеет большое значение для воспитания. Так как соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, то вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действенности.
Педагогическая сущность морали заключается в том, что она вводит растущего человека в мир общественных отношений. Нравственность конкретного человека, как показал известный отечественный педагог Б. Т. Лихачев, есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести. Нравственным является тот человек, который не только не переступает норм общечеловеческой морали, но и верен своим духовным, мировоззренческим убеждениям. Индивидуальная нравственность определяет состояние морали в обществе.
Воспитание, прежде всего, трактуется как функция человеческого общества передавать новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт, опыт владения и увеличения материальных богатств и др. как в организованных формах (системы образования), так и путем естественного усвоения в результате меж поколенных взаимодействий и слияния среды. В этом смысле воспитание характеризуется несколькими параметрами. Оно является вечной категорией, неотъемлемой частью общественного бытия. Иначе говоря, воспитание возникло с возникновением общества и оно исчезнет, если общество перестанет существовать. Воспитание является социальной категорией, свойственной лишь людям. Что касается его подобия в поведении животных, то там действуют не преднамеренные и планомерные, сознательные процессы руководства развитием детенышей, а сложные инстинкты сохранения рода и вида.
Исторический характер воспитания как функции общества выражается в том, что его цели, содержание, методы, формы и вся педагогическая политика не остаются неизменными, а развиваются, изменяются, совершенствуются по влиянием опыта и исследований. Наконец, еще один параметр воспитания как общественного явления состоит в том, что оно носит классовый характер. Это утверждение многие современные педагоги, политологи, руководители системы образования считают неприемлемым, отражением социалистического догматизма. Поэтому уместно сопроводить данное утверждение разъяснением. Классовый характер воспитания подрастающих поколений состоит в том, что вся официальная педагогическая политика строится в расчете на то, чтобы система воспитания была направлена на укрепление власти господствующего класса. Поскольку при социалистическом обществе господствующим считался рабочий класс и трудовое крестьянство, то и система воспитания строилась и развивалась в соответствии с их интересами. Государственная политика такого рода закреплялась в законах, идеологии и т.д[28].
Понятие «воспитание» в теории и практике имеет и второе смысловое значение. Этим термином имеют социальное формирование личности. В данном случае имеется ввиду все формирующее личность пространство, т.е. школу, семейную педагогику, средовое влияние на личность и т.д.
Наконец, в педагогической науке существует и третье толкование понятия «Воспитание». Оно выводит прямо на профессиональную деятельность специалистов-педагогов и определяется как управление процессом развития личности школьника. Отсюда - производные «воспитательный процесс», «воспитательная работа», «методы воспитания» и т.д. Такова общая характеристика предмета педагогической науки, в качестве которого выступает многоаспектное и многозвучное понятие «Воспитание».
3.2. Воспитание и образование на основе религиозной этики
В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения - соответствующие вероучительным принципам определенной конфессии (вероисповедания).
Развитие таких моральных норм осуществляется священослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, библейских кружков и др.), в ряде стран - преподавателями религии в светских учебных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций.
В основе воспитания на основе религиозных норм лежит феномен сакрализации (от лат. sacrum - священный), т.е. наделения явлений окружающей действительности священным содержанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.
Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный и мистический.
Рациональный уровень включает в себя три основных компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику:
- информационный компонент – это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории;
- нравственный – научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали;
- деятельностный – участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.
Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных конфессиях. Например, мистический уровень православного воспитания определяют следующие моменты - подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.
В процессе воспитания на основе религиозных норм используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.
Многообразны средства религиозного воспитания, которые определяются конфессиональными особенностями. Так, в христианских конфессиях таковыми являются: церковное богослужение, приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению; молитва, помогающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой; исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки); пост, помогающий обуздать плоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость; епитимья - наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдению норм отношений и поведения[29].