Файл: Нравственное (гражданское, валеологическое, эстетическое, экологическое и т.д.) воспитание детей на разных возрастных этапах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, воспитание на основе религиозной этики не является собственно религиозным. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения.

Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Считаю, что школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью.

Религиозное воспитание и образование испытано многовековым опытом народов, засвидетельствованным лучшими представителями общества. Нравственная жизнь невозможна без пробуждения совести и присущего душе человеческой чувства греха, без научения различать добро и зло, без борьбы со злым началом в себе самом. И если удастся детям привить хотя бы начальные навыки религиозной мысли и научить их проникать чуть глубже поверхности текста – значит, знакомство с библейскими отрывками смогут принести пользу даже неверующим детям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, на основе проведенного исследования можно сделать определенные выводы.

Как показано в первой главе курсовой работы, существует множество точек зрения на проблему формирования морали. Однако, в результате изучения различных литературных источников, можно сделать вывод, что мораль – это древнейшая форма общественного сознания, которая зародилась еще в первобытном обществе. Мораль также – общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Особенность ее состоит в том, что моральные принципы, нормы и правила, которыми руководствуются в своей жизнедеятельности, принимают форму безличностного ко всему, но ни от кого не исходящего поведения, причем выполнение их – внутренняя потребность человека, контролируемая общественным мнением. Основными проблемами морали являются проблема морального выбора личности, проблемы определения, что морально, а что – нет. Моральный выбор делает возможной совместную жизнь людей, обуславливает существование общества.


Отвечая на вторую задачу исследования – анализ содержания общечеловеческой морали в контексте религиозной этики, сделан вывод, что мораль ответственна за человеческое общежитие, она и есть то, что связывает, соединяет человеческое общежитие, делает его возможным. Для того, чтобы могло состояться человеческое общежитие, необходимо осознать его в качестве первоценности. Это и составляет содержание морали. Основой формирования нравственно целостной личности современной молодежи является общечеловеческая мораль.

Задачами нравственного воспитания школьников является формирование у них справедливости, добродетели, чувства долга и совести, стыда, создание нравственного достоинства. Еще одна задача нравственного воспитания личности учащегося – формирование у него трудолюбия. Чертами общечеловеческой морали, воспитываемыми у школьников, являются коллективизм, товарищество, дружба. Таковы важнейшие задачи формирования нравственно целостной личности в духе общечеловеческой нравственности. В совокупности они составляют нравственный идеал, определяют содержание нравственно целостной личности. Эти черты взаимно связаны, дополняют друг друга и проявляются в единстве. Общечеловеческие нравственные ценности не подвластны времени и пространству. Они должны сопровождать человека на всем его жизненном пути, независимо от внешних обстоятельств, социальных катаклизмов.

Думается, и воспитателям и школьникам необходимо совместными усилиями глубже уяснить традиционные основы образования и воспитания на базе религиозной этики, возможность их приложения в современных обстоятельствах жизни, попытаться создать концепцию и программу духовного просвещения и воспитания.

Итак, можно сказать, что содержание воспитания целостной личности у младших, средних и старших школьников выражается через:

Умственное воспитание;

Физическое воспитание;

Нравственное воспитание;

Правовое воспитание;

Трудовое воспитание;

Формирование эстетической культуры.

Литература

        1. Конституция РФ. Принята всенародным голосование 12 декабря 1993 г.- М.: Норма, 2016. – 112 с.
        2. Обращение Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию РФ от 11 ноября 2018 г. // Известия. – 2018. – 15 ноября.
  1. В.И. Бакштановский. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. - М.: Изд. политической литературы, 1983. – 312 с.
  2. Бойков В.Э. Профессиональная культура и этика педагога // Социс.- 2014, №2.
  3. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М.: Просвещение, 1985. – 350 с.
  4. Ботович Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста. Проблемы формирования личности. Избранные труды. / Под редакцией Д.И. Эльконина. – Воронеж, 1995. – 290с.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В. Давыдова/. – М.: Просвещение, 2011. – 450 с.
  6. Выготский Л.С. Анализ поведения как метод исследования личности школьника // Вопросы психологии.- 1999,-№2.
  7. Выготский Л.С. Критика теории психоанализа. - М., 1989. – 520с.
  8. Гегель. Г. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1979. – 840с.
  9. Гранкин А.Ю. Мораль и нравственность современного педагога. – Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2014. – 280 с.
  10. Гранкин А.Ю. Проблема морального выбора личности / Сборник материалов научно-практической конференции. – Пятигорск: ПФ СКАГС, 2014. – 140с.
  11. Гранкин А.Ю. Основы семейной педагогики. Программа учебного курса для бакалавров образования. / Под ред. В.В. Макаева. – Пятигорск: ПГЛУ, 2012. – 63с.
  12. Джежелей О.В. Литературное образование младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности. Программа «Чтение» «Литература» // Начальная школа, 1994, №3.
  13. Заславская С.Г. Первые шаги. – М., 1979. – 230с.
  14. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания. – М. 1979. – 180с.
  15. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. – М., 1988. – 190с.
  16. Кропоткин П. Избранные произведения. – Л.: ЛГУ, 1979. – 740с.
  17. Карноухова И. Мораль и этика Аристотеля // Вопросы философии. – 2013. - № 11. – С. 41.
  18. Латынина Ю. Новые аспекты воспитания наших детей // Новая газета. – 2016. - № 12. –С. 14.
  19. Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация // Освобождение духа. Под. ред. А.А. Гусейнова, В.И. Толстых. - М., 1991.
  20. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Просвещение, 1999. – 520с.
  21. Маркс К. Письма. – М.: Новости, 1991. – 690с.
  22. Психология. Словарь / Под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. Издание 3-е. – М.: Высшее образование, 2015. – 780с.
  23. Психология этики. / Под ред. В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. Изд.3-е. –М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2015. – 530с.
  24. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Высшее образование, 2016. – 560с.
  25. Платон. Диалоги. – М.: Век, 2015. – 860с.
  26. Радугин А.А. Педагогика. - М.: Высшее образование, 2012. – 220с.
  27. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Наука, 2012. – 360с.
  28. Словарь по этике. Под.ред. И.С. Кона. Изд. 5-е. - М.: Прогресс, 1983. – 410с.
  29. Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 680с.
  30. Ходорыч А. Мораль и нравственность: что они значат для будущего поколения? // Власть. – 2015-№ 37.
  31. И.Ф. Харламов. Педагогика. Учебник для вузов. - Минск: Минск, 2011. – 580.

  1. Латынина Ю. Новые аспекты воспитания наших детей // Новая газета. – 2016. - № 12. –С. 14.

  2. www.kremlin.ru

  3. Обращение Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2016 г. // Российская газета. – 2016. – 11 мая. С, 7.

  4. Кропоткин П. Избранные произведения. – Л.: ЛГУ, 1979.-С. 45.

  5. Психология этики. / Под ред. В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. Изд.3-е. –М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2015.-С. 8.

  6. Карноухова И. Мораль и этика Аристотеля // Вопросы философии. – 2013. - № 11. – С. 41.

  7. Гранкин А.Ю. Мораль и нравственность современного педагога. – Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2014. –С. 12.

  8. И.Ф. Харламов. Педагогика. Учебник для вузов. - Минск: Минск, 2011.-С. 45.

  9. Хадсон П. Концепция нравственного воспитания в школе // Классный учитель. – 1999. - №5.-С. 32-36.

  10. Джежелей О.В. Литературное образование школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности // Начальная школа. - 1994. - №3. – С 12.

  11. Гранкин А.Ю. Проблема морального выбора личности / Сборник материалов научно-практической конференции. – Пятигорск: ПФ СКАГС, 2014.-С. 63.

  12. Современная философия: словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – С. 362.

  13. Платон. Диалоги. – М.: Век, 2015. – С. 401-411.

  14. Ходорыч А. Мораль и нравственность: что они значат для будущего поколения? // Власть. – 2015-№ 37. –С. 36.

  15. Радугин А.А. Педагогика. - М.: Высшее образование, 2012. –С. 15.

  16. Гранкин А.Ю. Проблема морального выбора личности / Сборник материалов научно-практической конференции. – Пятигорск: ПФ СКАГС, 2014. –С. 64.

  17. Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация//Освобождение духа. Под. ред. А.А. Гусейнова, В.И. Толстых. - М., 1991. –С, 201.

  18. Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. –С. 411.

  19. Гегель. Г. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1979.

  20. Цит. по: П.И. Пидкасистый. Педагогика. - М.: Высшее образование, 2016. –С. 85.

  21. Цит. по: В.И. Бакштановский. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. - М.: Изд. политической литературы, 1983. –С. 56.

  22. Конституция России. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальный текст. – М.: Норма, 2016. – Ст. 31.

  23. Словарь по этике. Под.ред. И.С. Кона. Изд. 5-е. М.,1983. –С. 504.

  24. Цит. по: И.Ф. Харламов. Педагогика. Учебник для вузов. - Минск: Минск, 2011. –С. 85.

  25. Цит. по: И.Ф. Харламов. Педагогика. Учебник для вузов. - Минск: Минск, 2011. –С. 88.

  26. Ходорыч А. Мораль и нравственность: что они значат для будущего поколения? // Власть. – 2015-№ 37. –С. 33.

  27. Гранкин А.Ю. Основы семейной педагогики. Программа учебного курса для бакалавров образования. / Под ред. В.В. Макаева. – Пятигорск: ПГЛУ, 2012. –С. 26.

  28. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания. – М. 1979. –С. 41.

  29. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Просвещение, 1999. – С. 103.