Файл: Нравственное (гражданское, валеологическое, эстетическое, экологическое и т.д.) воспитание детей на разных возрастных этапах.pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
Таким образом, воспитание на основе религиозной этики не является собственно религиозным. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения.
Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Считаю, что школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью.
Религиозное воспитание и образование испытано многовековым опытом народов, засвидетельствованным лучшими представителями общества. Нравственная жизнь невозможна без пробуждения совести и присущего душе человеческой чувства греха, без научения различать добро и зло, без борьбы со злым началом в себе самом. И если удастся детям привить хотя бы начальные навыки религиозной мысли и научить их проникать чуть глубже поверхности текста – значит, знакомство с библейскими отрывками смогут принести пользу даже неверующим детям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, на основе проведенного исследования можно сделать определенные выводы.
Как показано в первой главе курсовой работы, существует множество точек зрения на проблему формирования морали. Однако, в результате изучения различных литературных источников, можно сделать вывод, что мораль – это древнейшая форма общественного сознания, которая зародилась еще в первобытном обществе. Мораль также – общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Особенность ее состоит в том, что моральные принципы, нормы и правила, которыми руководствуются в своей жизнедеятельности, принимают форму безличностного ко всему, но ни от кого не исходящего поведения, причем выполнение их – внутренняя потребность человека, контролируемая общественным мнением. Основными проблемами морали являются проблема морального выбора личности, проблемы определения, что морально, а что – нет. Моральный выбор делает возможной совместную жизнь людей, обуславливает существование общества.
Отвечая на вторую задачу исследования – анализ содержания общечеловеческой морали в контексте религиозной этики, сделан вывод, что мораль ответственна за человеческое общежитие, она и есть то, что связывает, соединяет человеческое общежитие, делает его возможным. Для того, чтобы могло состояться человеческое общежитие, необходимо осознать его в качестве первоценности. Это и составляет содержание морали. Основой формирования нравственно целостной личности современной молодежи является общечеловеческая мораль.
Задачами нравственного воспитания школьников является формирование у них справедливости, добродетели, чувства долга и совести, стыда, создание нравственного достоинства. Еще одна задача нравственного воспитания личности учащегося – формирование у него трудолюбия. Чертами общечеловеческой морали, воспитываемыми у школьников, являются коллективизм, товарищество, дружба. Таковы важнейшие задачи формирования нравственно целостной личности в духе общечеловеческой нравственности. В совокупности они составляют нравственный идеал, определяют содержание нравственно целостной личности. Эти черты взаимно связаны, дополняют друг друга и проявляются в единстве. Общечеловеческие нравственные ценности не подвластны времени и пространству. Они должны сопровождать человека на всем его жизненном пути, независимо от внешних обстоятельств, социальных катаклизмов.
Думается, и воспитателям и школьникам необходимо совместными усилиями глубже уяснить традиционные основы образования и воспитания на базе религиозной этики, возможность их приложения в современных обстоятельствах жизни, попытаться создать концепцию и программу духовного просвещения и воспитания.
Итак, можно сказать, что содержание воспитания целостной личности у младших, средних и старших школьников выражается через:
Умственное воспитание;
Физическое воспитание;
Нравственное воспитание;
Правовое воспитание;
Трудовое воспитание;
Формирование эстетической культуры.
Литература
-
-
-
- Конституция РФ. Принята всенародным голосование 12 декабря 1993 г.- М.: Норма, 2016. – 112 с.
- Обращение Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию РФ от 11 ноября 2018 г. // Известия. – 2018. – 15 ноября.
-
-
- В.И. Бакштановский. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. - М.: Изд. политической литературы, 1983. – 312 с.
- Бойков В.Э. Профессиональная культура и этика педагога // Социс.- 2014, №2.
- Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М.: Просвещение, 1985. – 350 с.
- Ботович Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста. Проблемы формирования личности. Избранные труды. / Под редакцией Д.И. Эльконина. – Воронеж, 1995. – 290с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В. Давыдова/. – М.: Просвещение, 2011. – 450 с.
- Выготский Л.С. Анализ поведения как метод исследования личности школьника // Вопросы психологии.- 1999,-№2.
- Выготский Л.С. Критика теории психоанализа. - М., 1989. – 520с.
- Гегель. Г. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1979. – 840с.
- Гранкин А.Ю. Мораль и нравственность современного педагога. – Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2014. – 280 с.
- Гранкин А.Ю. Проблема морального выбора личности / Сборник материалов научно-практической конференции. – Пятигорск: ПФ СКАГС, 2014. – 140с.
- Гранкин А.Ю. Основы семейной педагогики. Программа учебного курса для бакалавров образования. / Под ред. В.В. Макаева. – Пятигорск: ПГЛУ, 2012. – 63с.
- Джежелей О.В. Литературное образование младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности. Программа «Чтение» «Литература» // Начальная школа, 1994, №3.
- Заславская С.Г. Первые шаги. – М., 1979. – 230с.
- Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания. – М. 1979. – 180с.
- Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. – М., 1988. – 190с.
- Кропоткин П. Избранные произведения. – Л.: ЛГУ, 1979. – 740с.
- Карноухова И. Мораль и этика Аристотеля // Вопросы философии. – 2013. - № 11. – С. 41.
- Латынина Ю. Новые аспекты воспитания наших детей // Новая газета. – 2016. - № 12. –С. 14.
- Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация // Освобождение духа. Под. ред. А.А. Гусейнова, В.И. Толстых. - М., 1991.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Просвещение, 1999. – 520с.
- Маркс К. Письма. – М.: Новости, 1991. – 690с.
- Психология. Словарь / Под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. Издание 3-е. – М.: Высшее образование, 2015. – 780с.
- Психология этики. / Под ред. В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. Изд.3-е. –М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2015. – 530с.
- Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Высшее образование, 2016. – 560с.
- Платон. Диалоги. – М.: Век, 2015. – 860с.
- Радугин А.А. Педагогика. - М.: Высшее образование, 2012. – 220с.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Наука, 2012. – 360с.
- Словарь по этике. Под.ред. И.С. Кона. Изд. 5-е. - М.: Прогресс, 1983. – 410с.
- Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 680с.
- Ходорыч А. Мораль и нравственность: что они значат для будущего поколения? // Власть. – 2015-№ 37.
- И.Ф. Харламов. Педагогика. Учебник для вузов. - Минск: Минск, 2011. – 580.
-
Латынина Ю. Новые аспекты воспитания наших детей // Новая газета. – 2016. - № 12. –С. 14. ↑
-
www.kremlin.ru ↑
-
Обращение Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2016 г. // Российская газета. – 2016. – 11 мая. С, 7. ↑
-
Кропоткин П. Избранные произведения. – Л.: ЛГУ, 1979.-С. 45. ↑
-
Психология этики. / Под ред. В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. Изд.3-е. –М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2015.-С. 8. ↑
-
Карноухова И. Мораль и этика Аристотеля // Вопросы философии. – 2013. - № 11. – С. 41. ↑
-
Гранкин А.Ю. Мораль и нравственность современного педагога. – Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2014. –С. 12. ↑
-
И.Ф. Харламов. Педагогика. Учебник для вузов. - Минск: Минск, 2011.-С. 45. ↑
-
Хадсон П. Концепция нравственного воспитания в школе // Классный учитель. – 1999. - №5.-С. 32-36. ↑
-
Джежелей О.В. Литературное образование школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности // Начальная школа. - 1994. - №3. – С 12. ↑
-
Гранкин А.Ю. Проблема морального выбора личности / Сборник материалов научно-практической конференции. – Пятигорск: ПФ СКАГС, 2014.-С. 63. ↑
-
Современная философия: словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – С. 362. ↑
-
Платон. Диалоги. – М.: Век, 2015. – С. 401-411. ↑
-
Ходорыч А. Мораль и нравственность: что они значат для будущего поколения? // Власть. – 2015-№ 37. –С. 36. ↑
-
Радугин А.А. Педагогика. - М.: Высшее образование, 2012. –С. 15. ↑
-
Гранкин А.Ю. Проблема морального выбора личности / Сборник материалов научно-практической конференции. – Пятигорск: ПФ СКАГС, 2014. –С. 64. ↑
-
Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация//Освобождение духа. Под. ред. А.А. Гусейнова, В.И. Толстых. - М., 1991. –С, 201. ↑
-
Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. –С. 411. ↑
-
Гегель. Г. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1979. ↑
-
Цит. по: П.И. Пидкасистый. Педагогика. - М.: Высшее образование, 2016. –С. 85. ↑
-
Цит. по: В.И. Бакштановский. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. - М.: Изд. политической литературы, 1983. –С. 56. ↑
-
Конституция России. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальный текст. – М.: Норма, 2016. – Ст. 31. ↑
-
Словарь по этике. Под.ред. И.С. Кона. Изд. 5-е. М.,1983. –С. 504. ↑
-
Цит. по: И.Ф. Харламов. Педагогика. Учебник для вузов. - Минск: Минск, 2011. –С. 85. ↑
-
Цит. по: И.Ф. Харламов. Педагогика. Учебник для вузов. - Минск: Минск, 2011. –С. 88. ↑
-
Ходорыч А. Мораль и нравственность: что они значат для будущего поколения? // Власть. – 2015-№ 37. –С. 33. ↑
-
Гранкин А.Ю. Основы семейной педагогики. Программа учебного курса для бакалавров образования. / Под ред. В.В. Макаева. – Пятигорск: ПГЛУ, 2012. –С. 26. ↑
-
Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания. – М. 1979. –С. 41. ↑
-
Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Просвещение, 1999. – С. 103. ↑